Диагностика характерологических особенностей
![Реферат: Диагностика характерологических особенностей](https://gugn.ru/work/6680592/cover.png)
С точки зрения методических особенностей замечено, что в профессиональной психодиагностике присутствуют так называемые радикальный и ситуационный методы исследования психологических черт. Радикальный метод предполагает видение диагноза психических особенностей человека как отражение доминирующих и часто проявляющихся в поведении и поступках индивида личностных качеств. Ситуационный метод… Читать ещё >
Диагностика характерологических особенностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Влияние среды составляет меньше одной пятой, а вполне возможно — даже одной десятой доли влияния наследственности.
К. Пирсон[1]
После изучения главы 4 студент должен:
знать
- • методы диагностики личности;
- • базовые процедуры анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях;
уметь
- • выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;
- • прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях;
владеть
- • навыками психологической диагностики уровня развития характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека;
- • методикой проведения стандартного прикладного исследования в определенной области психологии.
Предмет диагностики характера
Категория «личность» является одной из центральных в психологической науке, а изучение личностных особенностей — важнейшей практической задачей психологической диагностики. Систематизация знаний о личности может быть условно разделена на две исторические фазы: клинико-психологическую, т. е фазу организованных наблюдений и вербальных теорий, и экспериментальную, т. е фазу опытного подтверждения и измерения.
Экспериментальная фаза возникла как реакция на вербальный, или описательный, характер клинико-психологического метода исследования. Исследование бывает двумерным и многомерным. Двумерный эксперимент предполагает выявление зависимой и независимой переменных, а в многомерном эксперименте одновременно статистически учитываются все измеряемые признаки. Этот подход в психологии позволил просто и ясно связать многомерные глубинные личностные переменные с поведением и деятельностью человека.
По свидетельству целой плеяды ученых, в настоящее время не существует единого общепринятого мнения в отношении структуры личности. Да и контуры научной теории личности относительно четко наметились только в последнее столетие именно благодаря развитию многомерных методов изучения личности. Многомерные измерения и системный подход в психологии позволили сформулировать ряд центральных психологических концепций, с помощью которых стало возможным проведение направленных исследований проблем формирования личности, характера, транскультуральных различий, успешности деятельности и многих других.
Получение информации о личности при многомерном исследовании, как правило, исходит из трех различных методических подходов. К ним можно отнести наблюдение, различные вопросники и методы самооценки, а также объективные тесты. Данные методы имеют как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому в экспериментальных исследованиях они должны использоваться комплексно, дополняя друг друга.
Наблюдение позволяет получить убедительные данные о личности путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Например, регистрируется, сколько раз человек нарушал социально установленные требования, сколько раз посещал врача, каковы его успехи в определенной деятельности, насколько он конфликтен, и т. д., т. е. наблюдение осуществляется относительно неких социальных констант.
В многомерном психологическом исследовании данный метод обычно используется в двух случаях: 1) для получения так называемого внешнего критерия, относительно которого определяется достоверность результатов, полученных с помощью других методов; 2) для оценки особенностей поведения человека в процессе непосредственного контакта с психологом в рамках тестирования, отбора, консультации и пр.
Для реализации данного метода прибегают к сбору и анализу оценок экспертов — людей, которые относительно хорошо знают обследуемых по работе или в личном плане. Как правило, для получения объективных результатов обращаются не к одному, а к группе экспертов. Во многих методических документах, регламентирующих психологические исследования (например, отбор персонала), указывается, что оптимальное количество экспертов должно составлять десять человек. Это очень жесткое условие, и поэтому реально практикующий психолог, исходя из конкретной обстановки, вполне может сократить данное число до возможно необходимого.
Наиболее распространенным способом является изучение личности с помощью опросников и методов самооценки. Их популярность объясняется, во-первых, доступностью данного метода и, во-вторых, возможностью обследовать одновременно значительное количество людей. В настоящее время существует огромное количество опросников и всевозможных анкет. Все их можно подразделить на однофакторные, осуществляющие измерение одного психологического признака или качества, и многофакторные. В основу многофакторных опросников, как правило, положено какое-либо теоретическое предположение о существовании определенной личностной структуры. Так, опросник Г. Айзенка базируется на предположении о том, что основу структуры личности составляют два базовых свойства личности: экстраверсия — интроверсия и нейротизм — эмоциональная стабильность, а тест Р. Кеттелла — на предположении о структуре личности, состоящей из 16 первичных психологических признаков.
Объективные тесты — это относительно новое методологическое направление в изучении структуры личности. Их суть состоит в объективном измерении вербального и невербального, социального и индивидуального поведения человека без обращения к самооценкам или оценкам экспертов. Для этого используют различные аппаратурные, игровые, тренажерные методики или создают экспериментальную ситуацию, приближенную к той или иной ситуации реальной деятельности.
В психологии личности и в психодиагностике существуют по крайней мере два основных методологических подхода к исследованию индивидуальных различий. Первый характеризуется выделением отдельных личностных или характерологических черт, второй — типологическим представлением о характере человека.
Первый подход основан на взглядах В. Штерна, оформленных в так называемую теорию черт. В рамках этой очень живучей психологической концепции существует множество определений данного феномена — психологической черты. Мы коснемся лишь некоторых из них. Подробнее с данными гипотезами можно познакомиться в материале А. Г. Шмелева[2].
Теории, связанные со структурой черт, возникли с того момента, когда философы стали обсуждать элементы разума человека. Они, как писал Г. И. Россолимо в 1910 г., представляют личность несколько механистически, в виде неких параметров, именуя характер человека психологическим профилем личности. По определению А. Анастази, психологическую черту вообще «можно рассматривать как категорию, с помощью которой возможно упорядоченно описывать поведение индивидов»[3].
Теория черт предполагает существование в психике каждого человека определенного конечного набора базисных и усвоенных качеств, степень выраженности которых определяет индивидуальные различия. То есть в структуре личности существуют доминирующие черты, которые постоянно проявляются в ее поведении и определяют поступки и действия человека. Ряд личностных черт также играет значительную роль и относительно часто проявляется в поведении. И наконец, есть черты или качества личности, проявляющиеся только в определенных ситуациях, — ситуативные качества.
Таким образом, структура личности представляется в виде некой иерархии характерологических черт (рис. 4.1).
![Гипотетическая структура личности в теории черт.](/img/s/8/69/1274669_1.jpg)
Рис. 4.1. Гипотетическая структура личности в теории черт.
В рамках данной парадигмы существуют и другие представления о психологии личности. В. С. Мерлин (1977), Б. М. Теплов (1961), В. Д. Небылицын (1966) и другие указывают на универсальные, или базисные, черты, которые описываются в функциональных понятиях свойств темперамента. Такое глубинное представление черт даст возможность прогнозировать поведение индивида в широком классе возможных ситуаций.
Некоторые психологи настаивают на разделении черт на общие и индивидуальные. Общие черты отражают социальную, групповую или культурную унаследованность человеком в рамках воспитания, обучения и в ходе его трудовой деятельности (Н. Д. Левитов, 1969; Б. Г. Ананьев, 1980), а индивидуальные — только личный, уникальный опыт конкретного субъекта (А. II. Леонтьев, 1975).
Л. Д. Кудряшова (1983)[4] указывает, что сами качества в оптимальном сочетании должны иметь и оптимальную внутрикачественную структуру, т. е. личностная черта сама по себе уже есть бинарная система. Психологическая черта, или качество, имеет два полюса и строится по принципу полярных шкал. Более того, целостность личности предполагает сбалансированное развитие обоих полюсов. Недоразвитие или отсутствие какого-либо полюса качества может привести к деформации или разрушению самой личности.
В. В. Столиным сформулировано определение психологической черты: «Черта — это описательная переменная, фиксирующая интегральную диспозиционную стратегию поведения человека, складывающуюся под действием системы организмического, социального и личностного уровней регуляции»[5]. Структура личности в рамках такой трактовки теории черт представляет собой трехуровневую иерархическую схему специфики черт:
- 1) конституциональные черты — обусловленные наследственностью свойства нервной системы и организма, которые не могут быть полностью компенсируемы и поэтому ограничивают поведение человека в определенных ситуациях;
- 2) индивидные черты — усвоенные под влиянием социальной среды нормы поведения человека, которые связаны с ценностями и смысловой сферой субъекта и могут изменяться и компенсироваться в определенных социальных и культурных условиях;
- 3) личностные черты — психологические качества человека, обусловленные его уникальной жизненной ситуацией, уровнем его самоанализа, самосознания и возможностями самовоспитания.
С точки зрения методических особенностей замечено, что в профессиональной психодиагностике присутствуют так называемые радикальный и ситуационный методы исследования психологических черт. Радикальный метод предполагает видение диагноза психических особенностей человека как отражение доминирующих и часто проявляющихся в поведении и поступках индивида личностных качеств. Ситуационный метод представляет собой оценку степени развития различных, иногда противоречивых, сторон психики, тем самым предполагая, что чем богаче палитра характерологических качеств, тем успешнее человек будет действовать в различных, в том числе и нестандартных, ситуациях.
В рамках системного подхода существует представление о структуре личностных черт индивида в виде бинарной системы, в составе которой присутствуют полярные качества. Эти черты не должны быть чрезмерно развиты или недоразвиты, чтобы не разрушить личность (рис. 4.2).
![Структура личности по Л. Кудряшовой.](/img/s/8/69/1274669_2.jpg)
Рис. 4.2. Структура личности по Л. Кудряшовой.
При втором, типологическом, подходе исследователи исходят из постулата о том, что тип личности является целостным образованием, не сводимым к комбинации отдельных личностных факторов. В этом случае человека по определенным признакам с определенным уровнем вероятности относят к определенному характерологическому типу и затем уже наделяют его характерными признаками типа (рис. 4.3).
![Гипотетическая схема типологического подхода к анализу личности (S-субъект).](/img/s/8/69/1274669_3.jpg)
Рис. 4.3. Гипотетическая схема типологического подхода к анализу личности (S-субъект).
Личностные типы — понятие если не статистическое, то в какой-то мере искусственное. Во-первых, тип формируется относительно социальной нормы в виде группового субъекта, или эталона. Во-вторых, типовые представители группы могут отличаться друг от друга. То есть тип — понятие относительное. Внутри него субъекты не абсолютно идентичны, они только похожи друг на друга. Одни очень похожи, другие — меньше, третьи — слегка.
Таким образом, можно констатировать, что оба методологических подхода (типологический и теория черт) предназначены для формирования понятийного аппарата, позволяющего систематизировать информацию об индивидуальных различиях людей. Первый подход основан на объединении тесно связанных психологических признаков в определенные группы (факторы), которые выступают как некоторые интегральные характеристики, обобщающие информацию, содержащуюся в данной группе признаков. Число черт (факторов) определяет размерность личностного пространства, а степень их выраженности — индивидуальные различия между людьми. Типология же объединяет не психологические признаки, а непосредственно индивидов, схожих по своим личностным особенностям. В данном случае в качестве обобщающего понятия выступает название соответствующего типа, а содержание раскрывается в описании его типичного или усредненного представителя.
К наиболее распространенным методам, реализующим первый подход, относятся:
- — 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла, при помощи которого исследуются социально обусловленные черты характера;
- — личностный опросник Г. Айзенка, основанный на воззрениях И. П. Павлова и К. Юнга и являющийся средством исследования базисных, конституциональных черт личности;
- — тест-опросник Я. Стреляу, исходящий из концепции Павлова — Теплова и направленный на измерение трех основных характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, торможения и подвижности;
- — шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера и др.
В рамках типологического подхода широкое применение получили:
- — Миннесотский многофакторный личностный опросник (ММРГ), разработанный С. Хаттуэйем и Дж. Маккинли;
- — методика исследования акцентуаций характера К. Леонгарда и X. Шмишека;
- — опросник А. Личко;
- — методика локуса контроля Дж. Роттора и др.
Об этих и некоторых иных методах исследования характерологии личности и пойдет речь в следующем параграфе.
- [1] Pearson К. Nature and Nurture: The Problem of the Future. L., 1913. P. 27.
- [2] Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. СПб.: Речь, 2002. С. 158−190.
- [3] Анастази А. Дифференциальная психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
- [4] Кудряшова Л. Д. Системно-психологическая оценка кадров руководителей и управленческих систем. Кишинев, 1983. С. 63.
- [5] Бодалев А. А., Столиц В. В. Общая психодиагностика: учебник. М.: Речь, 2006. С. 159.