Мыслительные процессы.
Общая психология
Мышление обычно определяется как опосредованное — основанное на раскрытии связей, отношений и обобщенное познание объективной реальности, «процесс сознательного отражения действительности в таких ее объективных свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты». В отличие от третьего традиционно выделяемого вида мышления… Читать ещё >
Мыслительные процессы. Общая психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Мышление обычно определяется как опосредованное — основанное на раскрытии связей, отношений и обобщенное познание объективной реальности[1], «процесс сознательного отражения действительности в таких ее объективных свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты»[2].
Традиционная классификация мышления связана с разделением его на наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Основными признаками наглядно-действенного мышления являются, во-первых, неразрывная связь с восприятием, оперирование только непосредственно воспринимаемыми вещами и их связями, которые даны в восприятии; во-вторых, неразрывная связь с прямым манипулированием вещами[3], принципиальная невозможность реализовать поставленную задачу без участия практических действий[4]. Наглядно-действенное мышление направлено, прежде всего, на выявление свойств предметов и явлений, наиболее близко лежащих «к поверхности», но скрытых от непосредственного восприятия.
Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что мыслительная деятельность осуществляется на образном материале. Наиболее значительную роль в образном мышлении играют зрительные, слуховые и двигательные образы. «Визуальное» мышление[5] — это мышление зрительными образами, в процессе которого «оцениваются и определяются различные взаимоотношения между вступившими в противоречие элементами и их комплексами, рассматриваются возможные направления развития ситуации. Результатом этой работы может быть порождение новых образов, новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих знание структурным и видимым. Эти образы отличаются автономностью и свободой по отношению к объектам восприятия»[6].
Важной особенностью образного мышления является оперирование образами, возникающими при опоре на различные сенсорные системы. К сожалению, эти вопросы в психологии изучены еще недостаточно. Как один из видов образного мышления можно выделить пространственное мышление — вид мыслительной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения различных задач. Следует отметить, что выявление пространственных свойств и отношений возможно только в ходе преобразующей деятельности.
В отличие от третьего традиционно выделяемого вида мышления — словесно-логического, функционирующего в абстрактной вербальной форме и осуществляемого при помощи логических операций с понятиями, в образном мышлении слова используются только как средство выражения выполненных в образах преобразований.
По характеру связи с практикой выделяются практическое мышление, совершающееся в практической деятельности и направленное на решение частных конкретных задач, и теоретическое, связанное в основном с нахождением общих закономерностей. Однако следует отметить, что «интеллект у человека един и едины основные механизмы мышления, но различны формы мыслительной деятельности, поскольку различны задачи, стоящие в том или другом случае перед умом человека. Именно в этом смысле можно и должно говорить в психологии о практическом и теоретическом мышлении»[7].
По роду связей и отношений, отражаемых мышлением, выделяются эмпирическое мышление, характеризующееся отражением объектов со стороны их внешних связей и проявлений, и теоретическое, «отражающее внутренние связи объектов и законы их движения»[8].
В качестве специфического вида мышления в зарубежной психологии рассматривается эмоциональное мышление, вызываемое не познавательной целью, а побуждениями чувств и включающее аффективное (эстетическое и религиозное) и волевое мышление[9].
По параметру содержания труда, в который включено мышление, выделяется такой его специфический вид, как техническое мышление, имеющее трехкомпонентную понятийно-образно-действенную структуру, где каждый из компонентов занимает равноправное место[10].
В качестве свойств мышления, характеризующих особенности протекания мыслительных процессов и обеспечивающих продуктивность умственной деятельности, выделяются следующие:
гибкость (подвижность) мыслительных процессов, связанная с изменением аспектов рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений[11], с умением изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям, которые вычленяются в процессе решения и не могут быть учтены с самого начала, проявляющаяся в активном переструктурировании исходных данных, понимании и использовании их относительности;
темп развития мыслительных процессов[12], определяемый минимальным числом упражнений, необходимых для обобщения принципа решения;
- — быстрота — скорость протекания мыслительных процессов;
- — самостоятельность — умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его своими силами;
- — экономичность мышления[13], определяемая числом логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность;
- — широта ума — умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики;
глубина — умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия;
- — последовательность мысли — умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса;
- — критичность — качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.
Вместе с тем следует отметить, что большинство так называемых качеств ума относится не столько к характеристикам продуктивности собственно мыслительной деятельности, сколько к свойствам личности более высокого уровня, обусловливающим продуктивность познавательной деятельности в целом.
- [1] Рубинштейн С. Л. Основы обшей психологии. С. 341.
- [2] Леонтьев А. II. Проблемы развития психики. С. 278.
- [3] См.: Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
- [4] Поддьяков И. И. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. С. 84.
- [5] Арнхейм Р. Визуальное мышление // Зрительные образы. Феноменология и эксперимент: сборник переводов. Душанбе, 1973. Ч. III. С. 6—32.
- [6] Зинченко В. П., Му пипов В. М., Гордон В. И. Исследование визуального мышления. С. 12.
- [7] Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. С. 55.
- [8] Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972. С. 176.
- [9] См.: Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте М.: Просвещение, 1983.
- [10] См.: Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления: Процесс и способы решениятехнических задач. М.: Педагогика, 1975.
- [11] См.: Hasdorf W. Bedingungen fur die Entwicklung der Beweglichkeit des Denkens bei alterenKindergartenkindern // Pedagogischpsychologische Beitnige zur Fortwicklung sozialistischerPersonlichkeiten. Berlin, 1974.
- [12] См.: Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968.
- [13] См.: Там же.