Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие исторических знаний в xvi—xvii веках

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конец XV—XVI вв. — время образования Русского централизованного государства. Это рубеж между Древней Русью и Россией, обозначившийся во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, церковной, духовной, включая семейно-бытовой уклад людей. В стране распространяются работы по физике, астрономии, астрологии, космографии и всемирной истории. Среди многочисленных иностранцев… Читать ещё >

Развитие исторических знаний в xvi—xvii веках (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конец XV—XVI вв. — время образования Русского централизованного государства. Это рубеж между Древней Русью и Россией, обозначившийся во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, церковной, духовной, включая семейно-бытовой уклад людей. В стране распространяются работы по физике, астрономии, астрологии, космографии и всемирной истории. Среди многочисленных иностранцев, приезжавших в Россию, были дипломаты, купцы, эмигранты-греки. Интерес к русским возрастал — на Западе появился даже особый вид литературы, посвященной Московии и получивший в дальнейшем название «россика» .

Духовное неприятие «еллинских учений» акцентировало внимание русских интеллектуалов на развитии собственного самосознания. Первичной ячейкой, в которой формировалась духовная культура народа, являлся церковный приход. И хотя прихожане в большинстве считали себя христианами, их взгляды не всегда соответствовали каноническим и догматическим церковным уставам и правилам.

Центрами книжности, новых идей и развития исторических знаний оставались монастыри. Часть служителей церкви с момента основания Иосифом Волоцким монастыря (1479) и в течение всего XVI в. активно участвовала в церковной и политической жизни Русского государства. Роль иосифлянских публицистов в разработке и пропаганде официальной идеологии постоянно возрастала в первой половине столетия.

Идея «богоизбранности Руси» получила развитие в теории «Москва — третий Рим». Сформулированная около 1524 г. монахом Псково-Печерского монастыря Филофеем теория отражала враждебные католицизму (латинству) настроения: «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». По Филофею, после падения собственно Рима и Константинополи, погибшего в результате отхода от истинного православия (Флорентийская уния, 1439), главой православного мира стала Москва. Теория «Москва — третий Рим» служила укреплению авторитета Русской православной церкви. Московское же правительство использовало теорию СпиридонаСавы (декларированную в «Послании о Мономаховом венце», 1510—1520, и в «Сказании о князьях Владимирских»), связывающую русскую государственность с мировыми державами прошлого. Одновременно разгораются богословские споры, с критикой официальной церкви выступают боярин Федор Карпов и Матвей Башкин, Артемий и Феодосий Косой; оппонируя им, произносит свои проповеди митрополит Даниил; распространяет свои писания кружок Максима Грека. Политическая борьба находит отражение в публицистических сочинениях Андрея Курбского и Ивана Грозного, Ивана Пересветова и Ермолая Прегрешного. Появляются исторические повести, посвященные отдельным событиям и даже отдельным лицам.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой