Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Игровые технологии в деятельности социального педагога

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В. Манулейко (Манулейко 3. В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста. Известия АПН РСФСР. — Вып. 14. — 1948. — С. 139) раскрывает вопрос о психологическом механизме игры. Опираясь на ее работы, можно сказать, что большое значение в психологическом механизме игры отводится мотивации деятельности. Выполнение роли, будучи эмоционально привлекательным, оказывает стимулирующие… Читать ещё >

Игровые технологии в деятельности социального педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Воспитательное значение игры

Игра представляет собой одну из ведущих форм социализации, усвоения правил общежития, являясь одновременно методом творческой активности детей, способом совершенствования педагогического мастерства педагогов.

В жизни человека с младенчества до глубокой старости игра играет существенную роль и несет в себе большой потенциал для развития воображения, интересов, социальных и экспрессивных способностей, присвоения знаний и умений, приобретения опыта самостоятельности и взаимодействия, познания своих возможностей и адаптации к окружающей действительности, творческой самореализации.

Значения слова «игра» в русском языке чрезвычайно многозначны. Слово «игра» употребляется как в значении развлечения, так и в переносном значении (игра с огнем), и в значении чего-либо необычного (игра природы) или случайного (игра судьбы) [91, с. 13].

По мнению Е. А. Покровского, понятие об игре вообще имеет некоторую разницу у разных народов. Так у древних греков слово «игра» означало собою действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас называется «предаваться ребячеству». У евреев слово «игра» соответствовало понятию о шутке и смехе, у римлян означало радость, веселье, у немцев — легкое плавное движение, доставлявшее удовольствие. Впоследствии на всех европейских языках словом «игра» стали обозначать обширный круг действий человеческих, — с одной стороны, не претендующих на тяжелую работу, с другой, — доставляющих людям веселье и удовольствие. Таким образом, в этот круг понятий стало входить все, начиная от детской игры в солдатики, до трагического воспроизведения героев на сцене театра [91, с. 14].

Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначенными словом «игра», мы не имеем до настоящего времени достаточно четкого разграничения этих деятельностей и объяснения разных форм игры [91, с. 14—15].

Исследования путешественников и этнографов, содержащие материал о положении ребенка в обществе, находящемся на относительно низком уровне истории развития, дают достаточно оснований для гипотезы о возникновении и развитии детской игры.

На разных стадиях развития общества, когда основным способом добывания пищи являлось собирательство с применением простейших орудий, игры не существовало. Дети рано включались в жизнь взрослых.

Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, мотыжному земледелию привели к существенному изменению положения ребенка в обществе. Возникла потребность в специальной подготовке будущего охотника, скотовода и т. п. В связи с этим взрослые начали изготовлять орудия, являющиеся точной копией орудий взрослых, но меньшего размера, специально приспособленных для детей. Так возникли игры-упражнения.

Детские орудия увеличивались вместе с ростом ребенка, постепенно приобретая все свойства орудий труда взрослых. Общество в целом чрезвычайно заинтересовано в подготовке детей к участию в будущем в самых ответственных и важных областях труда, и взрослые всячески содействуют играм-упражнениям детей, над которыми надстраиваются игры-соревнования, являющиеся своеобразным экзаменом и общественным смотром достижения детей.

В дальнейшем появляется сюжетно-ролевая (или сюжетная) игра — игра, в которой ребенок принимает на себя и выполняет роль, соответственно каким — либо действиям взрослых. Дети, предоставленные самим себе, объединяются и организуют свою особую игровую жизнь, воспроизводящую в основных чертах общественного отношения и трудовую деятельность взрослых.

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит вглубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства воспитания. В различных педагогических системах игре придавалась разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место в игре.

Игре приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ребенка и найти ее место в общей системе воспитательной работы учреждений для детей. Необходимо более точно определить те стороны психического развития и формирования личности ребенка, которые преимущественно развиваются в игре и испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности.

Исследование значения игры для психического развития и формирования личности весьма затруднено, поскольку здесь невозможен чистый эксперимент потому, что нельзя изъять игровую деятельность из жизни детей и посмотреть, как при этом будет идти процесс развития [91, с. 39—64].

Наиболее важным является значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. Согласно Д. Б. Эльконину, проблема мотивов и потребностей выдвигается на первый план.

В основе трансформации игры при переходе от периода преддошкольного к дошкольному детству лежит расширение круга человеческих предметов, овладение которыми встает теперь перед ребенком как задача и мир которых осознается им в ходе его дальнейшего психического развития [91, с. 275]. Само расширение круга предметов, с которыми ребенок хочет действовать самостоятельно, является вторичным. В его основе лежит «открытие» ребенком нового мира, мира взрослых с их деятельностью, их функциями, их отношениями.

Ребенок на границе перехода от предметной к ролевой игре еще не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношении взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенным переживанием. Игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребенка. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым.

Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности [91, с. 277].

В игровой деятельности происходит существенная перестройка поведения ребенка — оно становится произвольным. Под произвольным поведением необходимо понимать поведение, осуществляющееся в соответствии с образом и контролируемое путем сопоставления с этим образом как этапом [91, с. 285].

А. В. Запорожец первым обратил внимание на то, что характер движений, выполняемых ребенком в условиях игры и в условиях прямого задания, существенно различен. Он же установил, что в ходе развития меняется структура и организация движений. В них явно вычленяется фаза подготовки и фаза выполнения. Эффективность движения, так и его организация существенно зависят, от того какое структурное место занимает движение в осуществлении той роли, которую выполняет ребенок [91, с. 285—286].

3. В. Манулейко (Манулейко 3. В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста. Известия АПН РСФСР. — Вып. 14. — 1948. — С. 139) раскрывает вопрос о психологическом механизме игры. Опираясь на ее работы, можно сказать, что большое значение в психологическом механизме игры отводится мотивации деятельности. Выполнение роли, будучи эмоционально привлекательным, оказывает стимулирующие влияние на выполнение действий, в которых роль находит свое воплощение. Указание на мотивы является, однако недостаточным. Необходимо найти тот психический механизм, через который мотивы могут оказывать это воздействие. При выполнении роли образец поведения, содержащийся в роли, становится одновременно этапом, с которым ребенок сравнивает свое поведение, контролирует его. Ребенок в игре, выполняет как бы две функции: с одной стороны, он выполняет свою роль, а с другой, — контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но и наличием контроля за выполнением этого образца. При выполнении роли имеется своеобразное раздвоение, т. е. «рефлексия». Но это еще не сознательный контроль, так как функция контроля еще слаба и часто требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь зарождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения [91, с. 286—287].

Трудно переоценить роль игры в жизни ребенка. Это естественная, важнейшая его деятельность, удовлетворяющая стремление к движению, к действию, к переосмыслению впечатлений окружающего мира. Нормально развивающийся ребенок много и с удовольствием играет. Не зря же игру считают одной из форм организации детской жизни. Дети, которые много и сосредоточенно играют, меньше шалят, растут более организованными, дисциплинированными. Ребенок преображается под влиянием увлекательной игры: молчаливый становится разговорчивым, замкнутый — наиболее общительным, дерзкий — вежливым, непоседа, увлеченный игрой, без особого напряжения делает то, что в других условиях было бы для него не выполнимо [79].

Ребенок играет независимо от вмешательства взрослых. И от того какой будет игра — доброй или злой — во многом зависит процесс и результат воспитания человека. Для него игра — источник ресурсов для восстановления и умножения энергетического потенциала и психического равновесия.

Как утверждал А. С. Макаренко, «педагог не может не играть, не может быть педагога, который не умел бы играть. Нельзя же допускать, чтобы наши нервы были педагогическим инструментом, нельзя допустить, что мы можем воспитывать наших детей при помощи наших сердечных мучений, мучений нашей души. Ведь мы же люди. И если во всякой другой специальности можно обойтись без душевных страданий, то надо и у нас это сделать» [47].

Игра — важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры представления. Копируя жизнь взрослых, ребенок проникается их чувствами и делами, проходит своеобразную школу межчеловеческих отношений, усваивает моральные нормы нашего общества.

Особая ценность игры в том, что в ней ребенок проявляет способность к самовоспитанию. Он намеренно ведет себя так, как этого требуют правила взятой роли.

Например, ребенок, чтобы почувствовать себя командиром экипажа космического корабля и чтобы играющие увидели в нем командира, старается быть примером для других, ведет себя достойно, подтянуто, дисциплинированно, отдает распоряжения толково и четко, додумывает по ходу игры сюжет и его детали и т. п. одним словом, ему хочется быть лидером в игре. Кроме того, подчиняясь правилам поведения в игре, ребенок способен отказаться от желаемого, скажем, от облюбованной игрушки (так как по ходу игры она должна быть во владении другого) быть сдержанными, действовать не так, как хотелось бы, а так как того требует коллективный замысел [79].

Игра для детей — важное средство самовыражения. В играх проявляются характер, привычки, способности, творческие возможности детей, что помогает педагогу лучше узнавать своих воспитанников, находить к ним подход.

Как известно, всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умение использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно так же использование игры в воспитании требует соблюдение некоторых правил:

  • — игры должна быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело;
  • — игра должна способствовать здоровью тела не менее чем оживлению духа;
  • — игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия;
  • — игры должны служить преддверием для вещей серьёзных;
  • — игра должна оканчиваться раньше, чем надоест;
  • — игры должны проходить под наблюдением учителя.

При строгом соблюдение этих условий игра становится серьезным делом, т. е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.

Играя, ребенок многому учится. В игре ребенок полностью раскрывается и то, что ему нужно усвоить, становится интереснее и легче. В процессе игры педагоги учат детей быть добрее, слушать других людей, уважать чужое мнение, стремиться к постижению нового. Это все необходимо во взрослой жизни. С помощью взрослым легче войти в контакт с детьми, установить с ними хорошие отношения, научить их уважать друг друга.

С. А. Шмаков, автор одной из наиболее значимых монографий по проблемам игры — «Игры учащихся — феномен культуры» — в качестве концептуальной идеи полагает, что в игре дети делают все как бы втроем: их разум, их подсознание, их фантазия — все это участвует в игровом самовыражении растущего человека. В игре выявляется потребность ребенка в саморазвитии. Игра, по мнению С. А. Шмакова, является, с одной стороны, моделью, образцом жизни, социальной взрослости, а с другой, — источником веселья, бодрости, радости, мажорного тонуса жизни [87].

Воспитательное значение игры, ее всесторонние влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна, говоря словами Е. М. Минскина, «творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку — знающим, неумелого — умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им парой слишком обычным, скучным, надоевшим» [43, с. 4].

Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свою основу, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности [91, с. 288]. Если дети в коллективе будут обладать всеми этими качествами, то процесс воспитания происходит интереснее, быстрее и эффективней.

Игра помогает включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей, сплотить детский коллектив. В играх дети приучаются соблюдать правила, воспитываются дисциплина, умение контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Но воспитывающее значение игры проявляется в полной мере тогда, когда взрослые руководят ею. Чтобы руководить детской игрой, требуется определить меру вмешательства в игру, видеть, как строятся отношения детей в игровых ситуациях: доброжелательны ли они? Проявляют ли товарищество, вежливость? Умеют ли поддержать общий замысел? Как разрешают спорные случаи? И т.д. Но главное, на что в первую очередь следует обратить внимание, — это идейное содержание игры: чему она учит, какие черты характера воспитывает, какие чувства и поступки вызывает у ребенка. Недопустимо, чтобы дети играли в игры с отрицательным содержанием, вызывающие у них жестокость, эгоизм, жадность, аморальные поступки. Прежде всего, надо попытаться переключить игру, придав ей положительное содержание. Следует иметь в виду: если игра приняла отрицательный характер (дети подражают пьяным, ссорящимся людям, произносят грубые слова), а ваша попытка переключить ее не увенчалась успехом, то надо потребовать от детей прекратить игру, разъяснив почему она плохая и почему ее не следует продолжать. Основной путь воспитания в игре — влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые педагог обязательно должен учитывать при организации игр:

  • — свободное и добровольное включения детей в игру: не навязывания игры, а вовлечения детей в нее;
  • — дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли;
  • — смысл игровой действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность;
  • — в игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях;
  • — в игре не должно унижаться достоинство её участников, в том числе и проигравших;
  • — игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально — волевой, интеллектуальной и рациональнофизической сфер ее участников;
  • — игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможности проявления инициативы;
  • — подростков и особенно старшеклассников необходимо побуждать к анализу проведенной деловой игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием жизненной практической деятельности или с содержанием учебного курса. Результатом обсуждения игры может быть пересмотр ее содержания, правил и другое;
  • — игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил, формул);
  • — не следует вовлекать детей в слишком азартные игры, в игры на деньги и вещи, в игры, содержащие в своих правилах действия, нарушающие общепринятые нормы морали.

Естественно, это лишь некоторые, наиболее общие требования. Для каждой игры разрабатываются свои правила.

Вопросы и задания для повторения и обсуждения

  • 1. Какова роль игры в развитии различных сфер личности ребенка?
  • 2. Как влияет игра на формирование у ребенка моделей поведения и организацию деятельности?
  • 3. Какова роль игры в воспитании привычек нравственного поведения у ребенка?
  • 4. Как правильно организовать игру, чтобы она стала средством самовыражения ребенка?
  • 5. Каково значение игры в формировании детского коллектива?
  • 6. Сформулируйте основные требования, которые педагог необходимо учитывать при организации детских игр.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой