Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Интерналистские и экстерналистские основания построения дидактических систем

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Две представленные выше концептуальные модели содержания образования, несмотря на отмеченные различия, роднит ориентация на дидактическую систему, имеющую корни в авторитарной модели образовательного процесса. Как известно, в ней процесс преподавания доминирует над процессом учения, что дает педагогу право выступать в доминирующей (практически диктаторской) роли. Он от имени общества определяет… Читать ещё >

Интерналистские и экстерналистские основания построения дидактических систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Две представленные выше концептуальные модели содержания образования, несмотря на отмеченные различия, роднит ориентация на дидактическую систему, имеющую корни в авторитарной модели образовательного процесса. Как известно, в ней процесс преподавания доминирует над процессом учения, что дает педагогу право выступать в доминирующей (практически диктаторской) роли. Он от имени общества определяет чему учить — «мыслям или мышлению». Обе эти концепции содержания образования в значительной мере ориентированы не на живого, реального, непохожего на других учащегося, а на некоего усредненного дошкольника, школьника или студента.

Такой учащийся оторван от современной культурно-исторической ситуации. Мы говорим не об особом антураже эпохи (компьютеры, детские телепередачи и др.), а о глобальном изменении статуса детства и образования человека в системе культуры современной цивилизации. В современной культуре все яснее звучит мысль о том, что детство — не подготовка к жизни, равно как жизнь — не подготовка к смерти. Представления о самостоятельной ценности детства проявились сначала в виде тенденции, затем оформились в относительно стройные философско-психологические учения. Реальное влияние на содержание образования они оказали на рубеже XIX—XX вв.еков и связаны с утверждением и распространением теории свободного воспитания и становлением гуманистической психологии.

Психологические и педагогические аспекты разработки содержания образования во многом определяются тем, кто из двух основных участников образовательного процесса — педагог или ученик — рассматривается в качестве центральной действующей фигуры. По данному принципу специалисты с давних пор делятся натри группы: экстернапистов, интерналистов и многочисленных сторонников интеграции этих двух полярных подходов. Сторонники экстернализма полагают, что становление личности учащегося полностью определяется окружающей средой, и, в первую очередь, — деятельностью, специально организованной педагогом. Поэтому педагог — главная фигура в образовании. От того, какой тон, какую направленность, какой стиль задает педагог образовательной деятельности, зависят и процесс, и результат обучения.

Интерналисты, напротив, настаивают на том, что в центре образовательного процесса должен стоять сам ребенок. Именно учащийся, по их мнению, должен определять и содержание, и методы обучения.

Поскольку большинству специалистов претят крайние точки зрения, то значительная их часть стремится найти третье решение — разумное сочетание экстерналистского и интерналистского подходов путем их интеграции.

В соответствии с этим делением выстроены три основных дидактических системы: экстерналистская, интерналистская и смешанная (претендующая на наименование современной). Под дидактической системой обычно понимают совокупность организационных принципов, подходов к содержанию, методов и средств обучения, образующих целостную структуру, подчиняющуюся достижению целей обучения, принятых обществом.

Классическое или традиционное обучение, несмотря на то что в его русло впадает бесчисленное количество идей и концепций, которые можно представить в виде множества разных ручейков и рек, традиционно строилось на идее о том, что процесс преподавания в образовании доминирует над процессом учения. Поэтому учитель является главной фигурой в образовательном процессе.

Одним из наиболее ярких и последовательных идеологов данного направления признан немецкий философ, психолог и педагог Иоганн Фридрих Гербарт. Разработанная и описанная в его трудах дидактическая система стала образцом для моделирования традиционного обучения и постоянным предметом критики со стороны новаторов разных времен, а словосочетание «гербартовская модель обучения» стало нарицательным.

Интерналистская модель воплотилась в теоретических разработках и образовательной практике несколько позже, на рубеже XIX—XX вв.еков. Ее оформление на концептуальном уровне обычно связывают с именем американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой