Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ средств и форм трудового воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Расширяя представление детей о труде взрослых, провести экскурсии с учреждения сферы обслуживания — в парикмахерскую, в магазины (хозяйственный и продуктовый), где с детьми совершали разные покупки для групп. Понаблюдать за работой фармацевта в аптеке, посетить швейную фабрику. Наблюдения с детьми за трудом взрослых стремиться сопровождать разъяснением смысла действий труженика, ведь именно в нем… Читать ещё >

Анализ средств и форм трудового воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности

Одна из главных задач работы коллектива нашего детского сада — воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями, оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.

Первоначально важно создать определенные условия для решения этой задачи:

  • — эмоциональная обстановка при организации труда детей;
  • — демонстрация им своей заинтересованности в предстоящей деятельности;
  • — участие в ней на правах партнера;
  • — поощрение желания детей участвовать в трудовой деятельности.

В данной работе следует опираться на положения психологии и справочные данные о возрастной динамике становления трудовых навыков у дошкольников в онтогенезе.

Стадии естественного развития трудовых навыков:

  • 1. Запечатление работающих людей (умственное фотографирование).
  • 2. Работа с помощью взрослых (взрослый руками ребенка).
  • 3. Помощь взрослым («неумеющий» взрослый, умелый ребенок).
  • 4. Работа рядом с взрослым.
  • 5. Работа под явным контролем взрослых (опека).
  • 6. Работа под неявным контролем взрослых (даем самостоятельность, незаметно направляем в нужное русло).
  • 7. Самостоятельная работа без контроля взрослых (самоконтроль, самооценка).
  • 8. Умение самостоятельно спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде (высшая стадия формирования трудовых навыков).

Опираясь на знания стадий формирования трудовых навыков, следует осуществлять целенаправленное педагогическое руководство процессом трудовой деятельности дошкольников. Приобщение воспитанников к труду начинается с ознакомления детей с трудом взрослых. Наблюдение за трудом взрослых является одним из мощных факторов социализации ребенка.

Учитывая то, что у детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание, они не способны выделить самые существенные стороны трудового процесса, можно начать со знакомства с трудом взрослых последовательно. Например, проводить экскурсии по саду, наблюдение за работой медсестры, завхоза, повара, дворника, грузчиков, взять интервью у работников, заранее с детьми подготовив вопросы, познакомить с деятельностью заведующей, методиста. Форма экскурсии-интервью активизирует детей. [9, с.37].

Расширяя представление детей о труде взрослых, провести экскурсии с учреждения сферы обслуживания — в парикмахерскую, в магазины (хозяйственный и продуктовый), где с детьми совершали разные покупки для групп. Понаблюдать за работой фармацевта в аптеке, посетить швейную фабрику. Наблюдения с детьми за трудом взрослых стремиться сопровождать разъяснением смысла действий труженика, ведь именно в нем и проявляются его лучшие качества личности — трудолюбие, настойчивость, ответственность, чувство долга и др. Последовательность разъяснений смысла трудовых действий будет такова: что делает труженик? как он это делает? как он относится к своему делу? какое значение имеет результат его труда?

С профессиями и трудом взрослых дети также могут знакомятся через сюжетно-ролевые игры, беседы о профессиях родителей, чтение сказок. Анализ результативности выполнения задач трудового воспитания выявил необходимость уделить особое внимание сюжетно-ролевой игре дошкольников, созданию условий в группах для развития сюжетно-ролевой игры. Для этого можно провести смотр-конкурс игровых зон, разработать конспекты занятий, психологом провести диагностику развития сюжетно-ролевой игры, на общем родительском собрании показать видео-фильм с участием детей.

В средней группе познакомить детей с трудом взрослых не только с помощью наблюдения, но и вовлекая детей в трудовой процесс. Дети с могут оказать посильную помощь младшему воспитателю, дворнику, повару в сборе урожая шиповника для фиточая. При выполнении простейших действий с предметами взрослых дети получат большую радость: причесать в парикмахерской своего товарища, взвесить лекарства в аптеке, выполнить строчку на швейной машинке, послушать, как бьется сердце, в стетоскоп.

Особое внимание следует уделить работе с родителями в этом направлении. Очень важно вовлекать детей в процесс труда взрослых именно в семье. Родителям важно заинтересовать ребенка тем, что они делают, дать возможность попробовать ребенку самому выполнить, поддержать, похвалить. Тогда в ребенке сформируется инициативность. [9, с.38].

Для того чтобы выяснить, какой деятельностью ребенок занят дома, предложить детям нарисовать рисунок «Чем я был занят в выходной день?» Результаты такой диагностики первоначально показжут, что дети большую часть времени проводят пассивно (у телевизора, у компьютера), они не вовлечены в трудовую деятельность дома. После этого на родительском собрании, продемонстрировать родителям видеофильм о труде детей в детском саду «Посмотрите, это мы!», рассказали о важности формирования трудовых навыков в семье. Предложить оказание простейшей помощи во взрослых делах.

В педагогической практике встречаются такие ситуации, когда ребенок, в принципе овладевший необходимым навыком, не исполняет указаний взрослого. Как оказалось, ребенок находился на том этапе развития, когда он мог работать только в том случае, если кто-то из взрослых что-то делает рядом — не важно, то же это дело, что и у ребенка, или какое-то другое. Мы поняли, что дети как бы подзаряжаются от контакта взрослых и спокойно выполняют только что освоенные операции.

Продолжая работу над формирование трудовых навыков у дошкольников, можно разработать например, долгосрочный проект «Красота спасет мир», который позволит создать в ДОУ среду, благоприятную для осуществления разных видов детской деятельности, в том числе и трудовой. В рамках реализации проекта решить главную цель концепции — развитие у дошкольников осознания важности труда для общества, воспитание стремления к получению радости от собственного труда, качественного выполнения общего дела. Для получения наилучшего общего результата в коллективный труд вовлечь детей, сотрудников, родителей, администрацию.

Схема взаимодействия участников проекта. Дети: посильный вклад в оформление пространства детского сада продуктами детской деятельности; активное участие в коллективном труде, на участках.

Воспитатели: воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь в поддержку окружающим в случае необходимости; создание эстетически оформленной, содержательной, информативной, разнообразной, динамичной среды детской жизни. [9, с.39].

Родители: участие в совместной практической деятельности с детьми и педагогами ДОУ; создание дома условий для повышения мотивации трудовой деятельности детей.

Администрация: обеспечение материальной базы проекта; создание условий для осуществления воспитательной работы по трудовому воспитанию дошкольников; создание имиджа и повышение статуса д/с в социуме.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой