Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Прием «Вопросительные слова»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Затем учащиеся обсуждают свои списки и выбирают два (три-четыре) наиболее интересных (продуктивных, неожиданных, проницательных и т. д.) вопросов. Перед тем, как они зачитают результаты своей работы перед всей группой (классом), им предлагается подумать, на основании каких критериев они осуществили свой выбор. Не все сразу смогут дать аргументированные ответы. Некоторые скажут: «Просто… Читать ещё >

Прием «Вопросительные слова» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данный прием используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме, когда они могут воссоздать несколько базовых понятий на основе материала. «Вопросительные слова» помогают им создать «поле интереса».

Учитель просит учащихся воссоздать различные понятия, связанные с темой и записать их в правую колонку двухчастной таблицы. В левую же часть ученики записывают разные вопросительные слова (не менее восьми — десяти). После этого им предлагается в течение 5−7 минут сформулировать как можно больше вопросов, сочетая элементы обеих колонок. Эту работу можно осуществлять как индивидуально, так и в парах.

При этом надо обратить внимание на одно условие! Учащиеся не должны знать ответы на свои вопросы. Зачем спрашивать, если ответ известен?! Таким образом, в результате получается несколько списков самых разных вопросов.

Вопросительные слова.

Основные понятия темы.

Как?

Что?

Где?

Почему?

Сколько?

Откуда?

Какой?

Зачем?

Каким образом?

Какая взаимосвязь?

Из чего состоит?

Каково назначение?

Затем учащиеся обсуждают свои списки и выбирают два (три-четыре) наиболее интересных (продуктивных, неожиданных, проницательных и т. д.) вопросов. Перед тем, как они зачитают результаты своей работы перед всей группой (классом), им предлагается подумать, на основании каких критериев они осуществили свой выбор. Не все сразу смогут дать аргументированные ответы. Некоторые скажут: «Просто понравились — и все». В таком случае учитель может записать те вопросы, выбор которых учащиеся не смогли обосновать, сказав, что обязательно вернется к этому в будущем.

Если эту работу учитель планирует на заключительную часть занятия, то будущую встречу он может планировать на основе «запросов» учащихся. Если же эта работа проведена в начале занятия, перед изучением материала, может быть организована работа по целенаправленной работе с информацией — поиск ответов на свои вопросы.

Учитель может испытать некоторую растерянность вследствие большого количества вопросов на которые он не готов (или не планировал) отвечать на данном занятии. К этим «вопросам без ответа» можно периодически возвращаться по мере изучения тех или иных тем.

Прием «Составление кластера»

Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны. На первом этапе работы ученики выписывают на отдельном листке все то, что вспомнилось им по поводу данной темы (возникает как бы некоторый хаос различных данных).

Например, на уроке обществоведения в 10 классе, при изучении темы «Семья в современном обществе», задаю вопрос «С какими понятиями у вас ассоциируется слово «семья»? Учащиеся знакомятся с текстом и перечисляют основные функции семьи первичными понятиями. Например: (любовь, семейные праздники, дети, муж, жена, работа, воспитание, рождение брата, отдых, счастье, ревность, конфликты, дружба, образование, путешествие, дом, традиции, спорт, домашнее хозяйство, мама, правила, ценности и т. д.). [3].

На основании этого заполняют «гроздья» кластера по первичным понятиям. (схема 1)

На основании первичных понятий составляется кластер по систематизации понятий. (схема 2)

Использование кластера способствует развитию у учащихся системного мышления, умения рассматривать объект в целостности связей и характеристик.

Более усложнённый вариант кластера — спайдограмма (от англ. spaider-паук, и др.-греч. грамма-надпись) — графическое изображение в виде паутины. (схема 3)

Спайдограмма «Молодежь в современном мире».

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Прием «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления — вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) — демонстрация понимания пройденного. «Толстые и тонкие вопросы» могут быть оформлены в виде таблицы.

Тонкие?

Толстые?

Кто??? Что???

Когда??? Может???

Будет??? Могли???

Как звать???

Было ли???

Согласны ли вы???

Верно ли???

Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему???

Почему вы думаете???

Почему вы считаете???

В чем различие???

Предположите: что будет, если???

Что, если???

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого ответа. В левой колонке — вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.

Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой