Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Иван IV и рождение самодержавия. 
Переход от реформ «Избранной Рады» к опричнине

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важные внешнеполитические задачи требовали проведения военной реформы. Ядро армии составило дворянское ополчение: в радиусе 60−70 верст от Москвы была посажена на землю «избранная тысяча», обязанная всегда быть наготове для исполнения ответственных поручений. По составленному впервые Уложению о службе все вотчинники и помещики должны были начинать военную службу в 15 лет и передавать… Читать ещё >

Иван IV и рождение самодержавия. Переход от реформ «Избранной Рады» к опричнине (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

война политика иван грозный Иван родился 25 августа 1530 г. в семье великого князя Василия III. Будучи трех лет от роду, он лишился отца, а в неполных восемь лет — матери Елены Глинской. Его четырехлетний брат Юрий не мог делить с ним детских забав. Ребенок был глухонемым от рождения. В соответствии с завещанием отца правление государством перешло в руки бояр, которые должны были передать власть княжичу по достижении им совершеннолетия.

Первый период царствования Ивана IV принято называть «политикой компромисса» между властью и боярской аристократией. Была сделана попытка укрепить государственную власть путем смягчения противоречий между всеми слоями господствующего класса. В основе «политики компромисса» лежала программа Избранной Рады — совета из приближенных к царю деятелей. Кроме митрополита Макария в Избранную Раду вошли богатый, но незнатный дворянин Алексей Адашев, священник кремлевского Благовещенского собора и личный духовник царя Сильвестр, князь Андрей Курбский и др.

В середине XVI в. Избранная Рада провела серию реформ, направленных на централизацию государства. Прежде всего почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем чтобы ослабить в ней роль старой аристократии. В 1549 г. был созван первый Земский собор — орган, отражавший объединение земель под властью одного государя. В состав Земского собора входили Боярская дума, Освященный собор из высшего духовенства, а также представители дворянства и верхушки посада (городов). Все члены этого сословно-представительного органа назначались царем.

На соборах решались основные вопросы внутренней и внешней политики. В случае междуцарствия на Земских соборах избирались новые цари, принимались другие важные для судеб страны решения [6, c. 187].

В XVI—XVII вв. созыв Земских соборов отражал разделение верховной власти между монархом и феодальной аристократией, в поддержке и одобрении которой власть пока нуждалась и которая участвовала непосредственно в государственной деятельности через сословно-представительный орган. А участие в Земских соборах духовенства, дворянства и горожан уравновешивало влияние знати.

Важнейшим мероприятием стало создание приказной системы. В ведении приказов как органов исполнительной власти находились определенные отрасли управления (Посольский, Разрядный, Пушкарский, Стрелецкий приказы) или отдельные территории Московского государства (приказы Сибирского дворца, Казанского дворца и др.). Во главе приказа стоял боярин или дьяк, которому подчинялись подьячие. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной.

Начала складываться единая система управления на местах, что позволило в 1556 г. отменить систему кормлений. Была продолжена губная реформа: сыск и суд по особо важным государственным делам были переданы в руки губных старост из местных дворян. Там, где не было частного землевладения, избирались земские старосты из числа зажиточных черносошных (государственных) крестьян. В городе функции местного управления осуществляли городовые приказчики или «излюбленные головы», также из местного дворянства. В отличие от пришлых кормленщиков местная администрация была кровно заинтересована в проведении политики, центральной власти и установлении жесткого порядка.

В 1550 г. принят новый Судебник (свод законов). Основанный на Судебнике 1497 г., он был лучше систематизирован и учитывал новую судебную практику. Развитие поместной системы было неразрывно связано с укреплением крепостнических отношений. Судебник 1550 г. подтверждал правило Юрьева дня и увеличивал плату за «пожилое». Усилилась власть над крестьянами феодала, на которого теперь возлагалась ответственность за преступления его подопечных. Это стало новым шагом на пути усиления крепостничества [6, c. 189].

С отменой кормлений возникла потребность в централизации сбора налогов. Население страны было обязано нести тягло — комплекс натуральных и денежных повинностей в пользу государства. С этой целью была установлена территориальная единица налогообложения — большая соха (400−600 га земли), с которой взимались подати. В продолжение начатой Е. Глинской денежной реформы был введен единый московский рубль, ставший основной счетной единицей.

Централизация коснулась и церковной сферы. В государстве создавался единый пантеон святых из числа местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях. Эти решения были утверждены в 1551 г. так называемым Стоглавым церковным собором, по числу статей, вошедших в принятый им документ. Собор, работой которого руководил митрополит Макарий, унифицировал церковные обряды на всей территории страны. Он регламентировал искусство, утвердив образцы: в живописи — творчество Андрея Рублева, в зодчестве — Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения митрополита Макария. За церковью оставались все земли, приобретенные до Стоглавого собора, но в дальнейшем приобретение земли стало возможным только с согласия царя.

Важные внешнеполитические задачи требовали проведения военной реформы. Ядро армии составило дворянское ополчение: в радиусе 60−70 верст от Москвы была посажена на землю «избранная тысяча», обязанная всегда быть наготове для исполнения ответственных поручений. По составленному впервые Уложению о службе все вотчинники и помещики должны были начинать военную службу в 15 лет и передавать ее по наследству. Служба была пожизненной и прекращалась только в случае тяжелой болезни. Это пополнило категорию «служилых людей по отечеству», т. е. по происхождению. С каждых 150 десятин своей земли (около 165 га) феодал выставлял одного воина и являлся на смотры «конно, людно и оружно». Так сложилась постоянная дворянская конница.

В середине XVI в. состав аристократических родов был точно определен родословным справочником — «Государевым родословцем». На время военных походов местничество ограничивалось. Хотя местничество давало аристократии некоторые гарантии ее господствующего положения, оно все больше выдвигало на первый план тех, кто издавна и верно служил московской власти. Все назначения фиксировались в Разрядных книгах, которые велись в Разрядном приказе. Все записи были систематизированы в официальном «Государевом разряде», который упорядочивал местнические споры [7, c. 274].

В 1550 г. было также сформировано постоянное стрелецкое войско, составившее основу пехоты. Была усилена артиллерия, для несения пограничной службы привлекалось казачество. Эта группа составлялась из «служилых людей по прибору», т. е. по набору. К ним же относилась городская стража, «посоха» (от сохи) — вспомогательная служба из крестьян и посадских людей. Помимо воинской службы они кормились со своих земельных наделов или промыслами. Постепенно их служба становилась наследственной.

Прекращение деятельности Избранной Рады и неудачи в Ливонской войне послужили прологом к одному из самых мрачных периодов отечественной истории — опричнине (1565−1572). Она составляет второй этап правления Ивана IV, утвердивший самодержавие как абсолютную, ничем не ограниченную власть в своей стране. Опричнина получила название от личного удела государя, в свою очередь поименованного от слова «опричь», т. е. «кроме» всей остальной земли — «земщины». Она означала решительный поворот во внутренней политике, который позволил царю проводить в стране беспощадный террор. Отсюда и прозвание царя — Грозный. Террор был направлен в первую очередь против феодальной знати, в мятежах и сопротивлении которой царь видел главную причину неудач своей политики.

Опричнина была политическим предприятием, направленным на перераспределение земель — земли противников центральной власти отдавались ее сторонникам — и физическое истребление оппозиции. Основной смысл опричнины заключался в нанесении феодальной раздробленности последнего удара путем казней, расправ, лишения земли. В реальной российской действительности отсутствовали те социальные силы, на которые мог бы опереться Иван IV, не мог он также централизовать государство иными, в первую очередь экономическими, средствами.

Усиление дворянства и подрыв вотчинного землевладения были необходимы государственной власти прежде всего из соображений внешней политики. Уровень экономического развития страны после ордынского ига не позволял содержать войско на одном денежном жалованье. За военную службу дворянство получало обработанную и заселенную крестьянами землю. Неосвоенная земля хозяйственной ценности не имела, а потому поместная система на малонаселенных окраинах почти не развивалась [6, c. 235].

В отношении своего народа и страны Иван действовал так, как действовали восточные правители в завоеванных землях, и в этом смысле опричнина не была изобретением Грозного.

Но в середине XVI в. в России сложилась сословно-представительная монархия. Одновременно с внутренними реформами правительство Ивана IV проводило активную внешнюю политику. Она имела три основных направления: на западе (борьба за выход к Балтийскому морю), на востоке (борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири) и на юге (защита границ от набегов крымского хана). Развитие централизованного государства требовало проведения активной внешней политики.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой