Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Участие должностных лиц ГО и РСЧС в организации и выполнении мероприятий по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оперативный штаб по управлению контр террористическими операциями в субъекте (регионе) Российской Федерации возглавляет руководитель территориального органа (подразделения) того ведомства; компетенция которого будет преобладающей в проведении конкретной контр террористической операции. В случае изменения характера террористической акции руководитель контр террористической операции может быть… Читать ещё >

Участие должностных лиц ГО и РСЧС в организации и выполнении мероприятий по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В начале занятия руководителю необходимо представиться слушателям. Объявить тему, учебные цели занятия, учебные вопросы и литературу.

Дать краткую характеристику обстановки на территории Российской Федерации, привести примеры крупных террористических актов (г. Москва, Буйнакск, Волгодонск, Каспийск, Будёновск, Пятигорск, Минеральные Воды), охарактеризовать действия сил МЧС и региональных структур по спасению людей и ликвидации последствий терактов, обратить внимание на порядок поведения населения в условиях осуществления террористических актов.

Учебный вопрос № 1 Правовые, нормативные и организационные основы противодействия терроризму. Общественная опасность терроризма Конституция РФ Ст. № 2.

Уголовный кодекс РФ Глава 24. Преступления против общественной безопасности.

Статья 205. Терроризм.

Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях — наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Те же деяния, совершенные:

  • а) группой лиц по предварительному сговору;
  • б) неоднократно;
  • в) с применением огнестрельного оружия, — наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Статья 206. Захват заложника.

Захват или удержание лица в качестве заложника, совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника, — наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Те же деяния, совершенные:

  • а) группой лиц по предварительному сговору;
  • б) неоднократно;
  • в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья;
  • г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;
  • д) в отношении заведомо несовершеннолетнего;
  • е) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;
  • ж) в отношении двух или более лиц;
  • з) из корыстных побуждений или по найму, — наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет.

Примечание. Лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, — наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Статья 208. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем.

Создание вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного федеральным законом, а равно руководство таким формированием — наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет.

Участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом, -наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание. Лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Федеральный закон Российской Федерации «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. № 130 — ФЗ.

[Извлечение].

Настоящий Федеральный закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций незави-симо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязан-ности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.

Статья 2. Основные принципы борьбы с терроризмом.

Борьба с терроризмом в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

  • 1) законность;
  • 2) приоритет мер предупреждения терроризма;
  • 3) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
  • 4) сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;
  • 5) комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;
  • 6) приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции;
  • 7) минимальные уступки террористу;
  • 8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контр террористических операций;
  • 9) минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контр террористических операций, а также состава участников указанных операций.

Статья 6. Субъекты, осуществляющие борьбу с терроризмом.

  • 1. Основным субъектом руководства борьбой с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами, средствами и ресурсами является Правительство Российской Федера-ции.
  • 2. Федеральные органы исполнительной власти участвуют в борьбе с терроризмом в пре-делах своей компетенции, установленной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • 6. Для координации деятельности субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, в соответствии с решениями Президента Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации могут создаваться антитеррористические комиссии на федеральном и региональном уровнях.

Федеральная антитеррористическая комиссия решает следующие основные задачи:

  • — вырабатывает основы государственной политики в области борьбы с терроризмом в Российской Федерации и рекомендации, направленные на повышение эффективности работы, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению терроризма и осуществлению террористической деятельности;
  • — осуществляет сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях терроризма на территории Российской Федерации;
  • — координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, в целях достижения согласованности их действий по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций, а также выявлению и устранению причин и условий, способствующих подготовке и реализации террористических акций;
  • — принимает участие в подготовке международных договоров в Российской Федерации в области борьбы с терроризмом;
  • — вырабатывает предложения о совершенствовании законодательства Российской Федерации в области борьбы с терроризмом.

Статья 9. Содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом:

  • 1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации независимо от форм собственности, должностные лица должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом.
  • 2. Сообщение граждан правоохранительным органам о ставших известными им сведениях о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, а также минимизации ее последствий, является гражданским долгом каждого.

Статья 10. Управление контртеррористической операцией.

  • 1. Для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства Российской Федерации создается оперативный штаб, возглавляемый представителем Федеральной службы безопасности Российской Федерации или Министерства внутренних дел Российской Федерации в зависимости от того, компетенция какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции.
  • 2. В субъектах Российской Федерации и регионах Российской Федерации могут создаваться оперативные штабы, количество и состав которых зависят oт специфики местных условий и характера возможных террористических акции на территориях субъектов (регионов) Российской Федерации.
  • 3. Оперативный штаб по управлению контр террористическими операциями в субъекте (регионе) Российской Федерации возглавляет руководитель территориального органа (подразделения) того ведомства; компетенция которого будет преобладающей в проведении конкретной контр террористической операции. В случае изменения характера террористической акции руководитель контр террористической операции может быть заменен в соответствии с решением председателя соответствующей межведомственной антитеррористической комиссии.

Статья 13. Правовой режим в зоне проведения контр террористической операции.

  • 1. В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право:
  • 1) принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств, в том числе транспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений, и граждан на отдельные участки местности и объекты либо по удалению граждан с отдельных участков местности и объектов, а также по отбуксировке транспортных средств;
  • 2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать указанных лиц для установления личности;

3) задерживать и доставлять в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих контр террористическую операцию, а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения контр террористической операции;

  • 4) беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности, в транспортные средства при пресечении террористической акции, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении террористи-ческой акции, если промедление может создать реальную угрозу жизни и здоровью людей;
  • 5) производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической опера-ции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с при-менением технических средств;
  • 6) использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности;
  • 7) использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения террористической акции, для преследо-вания и задержания лиц, совершивших террористическую акцию, или для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия;
  • 2. В зоне проведения контр террористической операции деятельность работников средств массовой информации регулируется руководителем оперативного штаба по управлению контр террористической операцией, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 14. Ведение переговоров с террористами.

  • 1. При проведении контр террористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы допускается ведение переговоров с террористами. К ведению переговоров с террористами допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителем оперативного штаба по управлению контр террористической операцией.
  • 2. При велении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористической акции не должны рассматриваться вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им оружия и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопрос о выполнении политических требований террористов.
  • 3. Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершенные деяния.

Статья 15. Информирование общественности о террористической акции.

  • 1. При проведении контр террористической операции информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контр террористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью.
  • 2. Не допускается распространение информации:
  • 1) раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции;
  • 2) способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контр террористической операции или находящихся за пределами указанной зоны;
  • 3) служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;
  • 4) о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контр террористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.

Статья 20. Возмещение вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом.

  • 1. Вред, причиненный здоровью или имуществу лиц, перечисленных в статье 19 настоящего Федерального закона, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, возмещается в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
  • 2. В случае гибели лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его ижди-вении, выплачивается единовременное пособие в размере тысячи минимальных размеров оплаты труда, назначается пенсия по случаю потери кормильца, а также сохраняются льготы на получе-ние жилья, оплату жилищно-коммунальных услуг, если такие льготы имелись у погибшего.
  • 3. В случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счёт средств федерального бюджета выплачивается единовре-менное пособие в размере пятисот минимальных размеров оплаты труда и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • 4. В случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получило ранение, не повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере ста минималь-ных размеров оплаты труда.

Статья 23. Ответственность за участие в террористической деятельности.

Лица, виновные в террористической деятельности, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Контроль за осуществлением борьбы с терроризмом.

Контроль за осуществлением борьбы с терроризмом в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской федерации «О мерах по противодействию терроризму» от 15 сентября 1999 г. № 1040.

В целях реализации неотложных мер по усилению общественной безопасности, защите населения от терроризма, обеспечению надежной охраны объектов особой важности, расположенных в крупных городах и других населенных пунктах Российской Федерации, Правительство Российской Федерации постановляет:

  • 1. Федеральным органам исполнительной власти разработать и утвердить в 3-дневный срок планы мероприятий по обеспечению устойчивой деятельности объектов промышлен-ности, транспорта, связи, ядерного, топливно-энергетического и продовольственного комп-лексов.
  • 2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления крупных городов и других населенных пунктов:

создать при указанных органах временные оперативные штабы по решению задач в сфере защиты населения, объектов особой важности и объектов, связанных с жизнеобеспече-нием населения, от проявлений терроризма;

разработать и осуществить комплекс неотложных мер по усилению безопасности жилых микрорайонов, мест массового пребывания людей, учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта. Предусмотреть выделение необходимых финансовых средств на эти цели, в том числе на техническое укрепление чердаков и подвалов, установку кодовых замков и домофонов в подъездах, размещение в многолюдных местах средств экстренной связи граждан с милицией и установок теле обзора;

развернуть среди населения разъяснительную работу, направленную на повышение организованности и бдительности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, укрепление взаимодействия с правоохранительными органами;

усилить контроль за соблюдением правил регистрационного учета граждан по месту их пребывания и по местy жительства и за использованием помещений жилых домов в производственных, коммерческих и иных целях;

предусмотреть выделение ассигнований на увеличение количества служебно-розыскных собак в opгaнax внутренних дел, технических средств для обнаружения и обезвреживания взрывных устройств и взрывчатых веществ;

более активно привлекать население, частые охранные предприятия, службы безопасности организаций и общественные организации к оказанию содействия правоохранительным органам в проведении профилактической работы по месту жительства граждан, в том числе в охране жилых домов и подъездов, обеспечении общественного порядка в жилых микрорайонах.

3. Федеральному горному и промышленному надзору России и Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в месячный срок провести проверку работы по ведению учета и обеспечению сохранности взрывчатых материалов гражданского назначения в организациях, осуществляющих их производство, транспортировку, хранение и использование.

В случае несоответствия деятельности указанных организаций законодательству Российской Федерации принять меры по прекращению их деятельности в установленном порядке.

4. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службе Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Государственному таможен-ному комитету Российской Федерации, Федеральному агентству правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и Службе внешней разведки Российской Федерации:

осуществить комплекс оперативно-розыскных и охранных мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности террористических групп, в том числе имеющих международные связи, на предотвращение проникновения на территорию Российской Федера-ции членов зарубежных террористических центров, незаконной миграции иностранных граждан;

уделить особое внимание выявлению организованных преступных групп и сообществ, в первую очередь образованных на этнической основе и занимающихся торговлей оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами;

принять меры по недопущению незаконного поступлений финансовых средств, оружия, боеприпасов и средств связи, в том числе из иностранных государств;

реализовать мероприятия по усилению охраны и обеспечению безопасности объектов атомного комплекса и энергетики, предприятий, использующих при осуществлении своего производственного цикла радиационные, взрывои пожароопасные материалы и сильно-действующие отравляющие и ядовитые вещества, других объектов повышенной опасности, а также объектов органов государственной власти Российской Федерации.

5. Для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию терроризму:

образовать Межведомственный оперативный штаб; утвердить прилагаемый состав Межведомственного оперативного штаба.

  • 6. Предоставить Межведомственному оперативному штабу право заслушивать на своих заседаниях руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации работы по борьбе с терроризмом.
  • 7. Межведомственному оперативному штабу для информационного обеспечения своей работы создать межведомственную рабочую группу на постоянной основе.
  • 8. Организационно-техническое обеспечение деятельности Межведомственного оперативного штаба возложить на Министерство внутренних дел Российской Федерации.

В состав Межведомственного оперативного штаба включен министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Учебный вопрос № 2 Виды террористических актов, их общие и отличительные черты, возможные способы осуществления. Оценка риска их возникновения, материальный и моральный ущерб. Мероприятия по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма Защита от террористических актов и действия по их предупреждению.

Сегодня наибольшую реальную угрозу для общества представляет терроризм, стреми-тельный рост которого приносит страдания и гибель большому количеству людей.

Организаторы террористических актов стремятся посеять страх среди населения, деста-билизировать обстановку, нанести ущерб государству, предприятиям, устранить конкурентов, затруднить работу правоохранительных органов.

Только в сентябре 1999 г. в гг. Москве, Волгодонске и Буйнакске террористы взорвали 4 жилых дома. В итоге погибли 305 человек и более 500 получили различные ранения.

Ряд террористических актов в гг. Москве, Владикавказе, Ростове-на-Дону и других удалось предотвратить. Террористы намеревались также отправить по различным адресам десятки почтовых посылок, снаряженных взрывными устройствами.

Чрезвычайная опасность террористических актов, активность и изощренность их исполнителей требуют принятия дополнительных мер по противодействию этим тяжким преступлениям с привлечением широких слоев населения.

Опыт ряда государств показывает, что успешно противостоять угрозе терроризма можно только тогда, когда подавляющее большинство граждан овладеет основами знаний по защите и предупреждению террористических актов. Материал этого раздела знакомит с типами взрывных устройств, мерами личной безопасности, методами защиты жилища и основами поведения в случае захвата террористами.

Типы взрывных устройств Взрывные устройства (ВУ) могут быть самыми разнообразными как по внешнему виду, так и по принципу их действия.

Например, ВУ в виде сумки, кейса, чемодана могут взорваться при попытке сдвинуть их с места, поднять, открыть.

Взрыв может произойти и в результате срабатывания какого-либо механического или электромеханического взрывателя замедленного действия, без непосредственного воздействия на предмет, по истечении заданного времени замедления.

Если ВУ имеет радио взрыватель, то взрыв также может произойти без контакта с взрывным устройством в любой момент времени по команде, переданной по радио.

Взрыв может быть осуществлен по проводам электровзрывной цепи путем подключения какого-либо источника тока.

Большое распространение получили взрывные устройства, срабатывающие при включении радиоприемника, телевизора, электрического фонарика или других предметов бытовой техники, работающих от электрической сети, аккумуляторов или батареек. Включением этих устройств замыкается электровзрывная сеть, в результате чего срабатывает электродетонатор или электрозапал и происходит взрыв заряда ВВ.

В автомобиле взрывное устройство может сработать при повороте ключа зажигания или даже в тот момент, когда ключ вставляется в замок зажигания либо включаются потребители энергии (фары, стеклоподъемники, стеклоочистители и т. д.). Взрыватель может быть установлен в выхлопной коллектор двигателя, в глушитель. При этом замыкание контактов произойдет после нагрева чувствительных элементов взрывателя (контактов) до определенной температуры.

Могут использоваться также взрывные устройства с часовым механизмом от механи-ческих, электромеханических или электронных часов. Такие взрывные устройства в состоянии срабатывать в установленное заранее время.

При воздействии на взрывное устройство срабатывают натяжные, обрывные, разгрузочные, вибрационные и прочие элементы, приводящие взрыватели в действие.

Кроме того, во взрывном устройстве могут находиться еще взрыватели, срабатывающие от изменения магнитного поля Земли акустического сигнала в определенном диапазоне частот, характерного запаха человека или животного, а также все типы взрывателей замедленного действия.

Во взрывном устройстве, естественно, должен быть заряд взрывчатого вещества, запах которого в состоянии обнаружить специально обученная собака минноразыскной службы или специалист, использующий достаточно сложную аппаратуру, а именно газоанализатор.

Обезвреживание взрывного устройства или локализация взрыва должна производиться подготовленными минерами-подрывниками или другими обученными специалистами после удаления людей из опасной зоны и выставления оцепления.

Демаскирующие признаки взрывного устройства:

наличие ВВ в конструкции взрывного устройства;

наличие антенны с радиоприемным устройством у радиоуправляемого ВУ.

наличие часового механизма или электронного таймера (временного взрывателя);

наличие проводной линии управления;

наличие локально расположенной массы металла;

неоднородности вмещающей среды (нарушение поверхности грунта, дорожного покрытия, стены здания, нарушение цвета растительности или снежного покрова и т. д.);

наличие теплового контраста между местом установки и окружающим фоном;

характерная форма ВУ.

Взрывное устройство содержит, как правило, от нескольких десятков граммов до несколь-ких килограммов ВВ. Поэтому ВУ, в принципе, можно обнаружить путем регистрации газо-образных испарений продуктов медленного разложения или испарения ВВ. Регистрация может осуществляться с помощью химического, спектрометрического и других способов.

Следует, однако, заметить, что в настоящее время лучшим детектором ВВ является собачий нос. Специально обученные собаки минноразыскной службы способны избиратель-но обнаруживать весьма малые количества ВВ в грунте, 6aгаже пассажиров, кейсе, автомо-биле и т. д. К сожалению, эффективность поиска зависит от психофизиологического состояния собаки. Собаки должны постоянно тренироваться. Пропуски в работе или тренировке более 1−2 месяцев недопустимы.

Чаще всего объектом подрыва является личный или служебный автомобиль. Основные места для минирования в машине это — сиденье водителя, днище под передними сиденьями, бензобак, капот и другие места. Кроме того, мина большой мощности может устанавливаться неподалеку от автомобиля или в соседней машине. Но в этом случае требуется управление ею извне по радио или подрыв с помощью электрического провода. Иными словами, преступник должен находиться неподалеку от места преступления и вести наблюдение, что для него считается нежелательным.

Настораживающими должны служить следующие признаки:

появление какой-либо новой детали внутри или снаружи автомобиля;

остатки упаковочных материалов, изоляционной ленты, обрезков проводов неподалеку от автомобиля или внутри салона;

натянутая леска, проволока, провод, шнур, веревка, так или иначе прикрепленная к любой части автомобиля;

чужая сумка, коробка, чемодан, пакет, сверток внутри салона или в багажнике;

появившиеся уже после парковки машины пакеты из-под соков, молока, консервные банки, свертки, коробки и т. п. недалеко от автомобиля.

Для покушения может использоваться и почтовый канал. Взрывные устройства, которые закладывают в конверты, бандероли и посылки могут быть как мгновенного, так и замедленного действия. Взрыватели мгновенного действия вызывают срабатывание взрывного устройства при нажатии, ударе, прокалывании, снятии нагрузки, разрушении элементов конструкции, просвечивании ярким светом и т. д. Например, взрывные устройства в бандеролях срабатывают либо при открывании, либо при попытке извлечь книгу или коробку из упаковки. Взрывные устройства в посылках обычно срабатывают при вскрытии крышки посылочного ящика.

Взрыватели замедленного действия по истечении заранее установленного срока (от нескольких часов до нескольких суток) либо вызывают взрыв, либо приводят взрывное устройство в боевое положение, после чего срабатывание взрывного устройства происходит мгновенно в случае внешнего воздействия на него.

Однако, независимо от типа взрывателя и взрывного устройства, письма, бандероли и посылки с подобной начинкой неизбежно обладают рядом признаков, по которым их можно отличить от обычных почтовых отправлений. Эти признаки делятся на основные и вспомога-тельные. К числу основных признаков относят следующие:

толщина письма от 3-х мм и выше, при этом в нем есть отдельные утолщения;

смещение центра тяжести письма (пакета) к одной из его сторон;

наличие в конверте перемещающихся предметов или порошкообразных материалов;

наличие во вложении металлических либо пластмассовых предметов;

наличие на конверте масляных пятен, проколов, металлических кнопок, полосок и т. д.;

наличие необычного запаха (миндаля, марципана, жженой пластмассы и других);

" тикание" в бандеролях и посылках часового механизма (один из самых простых и распространенных взрывателей делают с помощью обычного будильника);

в конвертах и пакетах, в посылочных ящиках при их переворачивании слышен шорох пересыпающегося порошка.

Наличие хотя бы одного из перечисленных признаков (а тем более сразу нескольких) позволяет предполагать присутствие в почтовом отправлении взрывной «начинки» .

К числу вспомогательных признаков относятся:

особо тщательная заделка письма, бандероли, посылки, в том, числе липкой лентой, бумажными полосами и т. д.;

наличие надписей типа «лично в руки», «вскрыть только лично», «вручить лично», «секретно», «только директору (владельцу, председателю)» и т. д.;

отсутствие обратного адреса или фамилии отправителя, неразборчивое их написание, явно вымышленный адрес;

самодельная нестандартная упаковка.

  • · А. При обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство.
  • а) Предупредительные меры (меры профилактики)
  • — ужесточить режим пропуска на территорию организации (в том числе путем установки систем аудиои видеонаблюдения и сигнализации);
  • — ежедневно осуществлять обход и осмотр территории и помещений с целью обнаружения подозрительных предметов;
  • — тщательно проверять поступающее имущество, товары, оборудование по количеству предметов, состоянию упаковки и т. д.;
  • — проводить тщательный подбор сотрудников, особенно в подразделения охраны и безопасности, обслуживающего персонала (дежурных, ремонтников, уборщиков и др.);
  • — разработать план эвакуации посетителей, персонала и пострадавших;
  • — подготовить средства оповещения посетителей;
  • — определить (уточнить) задачи местной охраны, ВОХРа или службы безопасности объекта при эвакуации;
  • — обеспечить (дообеспечить) служащих местной охраны, ВОХРа или службы безопасности объекта портативной радиоаппаратурой для вызова резерва и правоохранительных органов;
  • — четко определить функции администрации при сдаче помещений (территории) в аренду другим организациям на проверку состояния сдаваемых помещений и номенклатуры склади-руемых товаров по усмотрению администрации объектов;
  • — организовать подготовку сотрудников организации совместно с правоохранительными органами, путем практических занятий по действиям в условиях проявления терроризма;
  • — организовать места парковки автомобилей не ближе 100 м от мест скопления людей;
  • — подготовить необходимое количество планов осмотра объекта, в которых указать пожароопасные места, порядок и сроки контрольных проверок мест временного складирования, контейнеров-мусоросборников, урн и т. п.;
  • — освободить от лишних предметов служебные помещения, лестничные клетки, помещения где расположены технические установки;
  • — обеспечить регулярное удаление из здания отходов освободить территорию от строительных лесов и металлического мусора;
  • — контейнеры-мусоросборники по возможности установить за пределами зданий объекта;
  • — довести до всего персонала организации номера телефонов, по которым необходимо поставить в известность определенные органы при обнаружении подозрительных предметов или признаков угрозы проведения террористического акта.
  • б) Действия при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство (ВУ).

Признаки, которые могут указывать на наличие ВУ:

  • — наличие на обнаруженном предмете проводов веревок, изоленты;
  • — подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов издаваемые предметом;

от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный запах, Причины, служащие поводом для опасения:

  • — нахождение подозрительных лиц до обнаружения этого предмета,
  • — угрозы лично, по телефону или в почтовых отправлениях;

Действия:

  • 1. Не трогать, не подходить, не передвигать обнаруженный подозрительный предмет! Не курить, воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета.
  • 2. Немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в правоохранительные органы по указанным телефонам.
  • 3. Зафиксировать время и место обнаружения.
  • 4. Освободить от людей опасную зону в радиусе не менее 100 м.
  • 5. По возможности обеспечить охрану подозрительного предмета и опасной зоны.
  • 6. Необходимо обеспечить (помочь обеспечить) организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне.
  • 7. Дождаться прибытия представителей правоохранительных органов, указать место расположения подозрительного предмета, время и обстоятельства его обнаружения.
  • 8. Далее действовать по указанию представителей правоохранительных органов.
  • 9. Не сообщать об угрозе взрыва никому кроме тех кому необходимо знать о случившемся чтобы не создавать панику.
  • 10. Выделить необходимое количество персонала для осуществления осмотра объекта и проинструктировать его о правилах поведения (на что обращать внимание и как действовать при обнаружении опасных предметов или опасностей).
  • 11. Проинструктировать персонал объекта о том что запрещается принимать на хранение от посторонних лиц какие-либо предметы и вещи.
  • 12. Быть готовым описать внешний вид предмета похожего на взрывное устройство.

Предмет может иметь любой вид сумка сверток пакет и т. п., находящиеся бесхозно в месте возможного присутствия большого количества людей, вблизи взрыво и пожароопасных мест, расположения различного рода коммуникаций Также по своему внешнему виду он может быть похож на взрывное устройство (граната мина снаряд и тп), могут торчать проводки, веревочки, изолента, скотч, возможно тиканье часового механизма, механическое жужжание, другие звуки, иметь запах миндаля или другой незнакомый запах.

При охране подозрительного предмета находиться по возможности, за предметами обеспе-чивающими защиту (угол здания колонна толстое дерево автомашина и т д) и вести наблюде-ние.

Учебный вопрос № 3 Получение информации об угрозе террористического акта, порядок действия должностных лиц ГО и РСЧС, дежурно-диспетчерских служб Б. При поступлении угрозы террористического акта по телефону:

  • а) Предупредительные меры (меры профилактики)
  • — инструктировать персонал о порядке приёма телефонных сообщений с угрозами террористи-ческого акта.

После сообщения по телефону об угрозе взрыва, о наличии взрывного устройства не вдаваться в панику Быть выдержанными и вежливыми, не прерывать говорящего При наличии магнитофона надо поднести его к телефону, записать разговор Постараться сразу дать знать об этой угрозе своему коллеге, по возможности одновременно с разговором он должен по другому аппарату сообщить оперативному дежурному милиции и дежурному по отделу ФСБ о поступившей угрозе и номер телефона, по которому позвонил предполагаемый террорист.

При поступлении угрозы по телефону необходимо действовать в соответствии с «Порядком приема телефонного сообщения с угрозами террористического характера» (приложение 2),.

своевременно оснащать телефоны организации устройствами АОН и звукозаписью телефонного сообщения.

  • б) Действия при получении телефонного сообщения:
    • — реагировать на каждый поступивший телефонный звонок;
    • — сообщить в правоохранительные органы о поступившем телефонном звонке,
    • — при необходимости эвакуировать людей согласно плану эвакуации;
    • — обеспечить беспрепятственную работу оперативно-следственной группы, кинологов и т. д.;
    • — обеспечить немедленную передачу полученной по телефону информации в правоохранительные органы и руководителю организации

Примерная форма действий при принятии сообщения об угрозе взрыва.

Будьте спокойны, вежливы, не прерывайте говорящего Включите магнитофон (если он подключен к телефону) Сошлитесь на некачественную работу аппарата, чтобы полностью записать разговор.

Не вешайте телефонную трубку по окончании разговора.

Примерные вопросы:

  • 1. Когда может быть проведен взрыв?
  • 2. Где заложено взрывное устройство?
  • 3. Что оно из себя представляет?
  • 4 Как оно выглядит внешне?
  • 5 Есть ли еще где-нибудь взрывное устройство?
  • 6. Для чего заложено взрывное устройство?
  • 7 Каковы ваши требования?

Вы один или с вами есть еще кто-либо?

В. При поступлении угрозы террористического акта в письменном виде:

Угрозы в письменной форме могут поступить в организацию как по почтовому каналу, так и в результате обнаружения различного рода анонимных материалов (записки, надписи, информация, записанная на дискете, и др).

При этом необходимо четкое соблюдение персоналом организации правил обращения с анонимными материалами, изложенными в приложении 3.

  • а) Предупредительные меры (меры профилактики)
  • — тщательный просмотр в экспедиции и секретариате (секретарями) всей поступающей письменной продукции прослушивание магнитных лент, просмотр дискет;
  • — особое внимание необходимо обращать на бандероли, посылки, крупные упаковки, футляры-упаковки и т. п. в том числе и рекламные проспекты.

Цель проверки — не пропустить возможное сообщение об угрозе террористического акта.

Г. При захвате террористами заложников а) Предупредительные меры (меры профилактики) Данные меры носят общий характер и направлены на повышение бдительности строгий режим пропуска, установление систем наблюдения и сигнализации различного назначения.

Кроме этого, персонал организации должен быть про инструктирован и обучен действиям в подобных ситуациях Все это поможет в какой-то степени снизить вероятность захвата заложников на территории и в расположении организации.

  • б) Действия при захвате заложников
  • — о случившемся немедленно сообщить в нужную ин станцию и руководителю организации по указанным выше телефонам;
  • — по своей инициативе в переговоры с террористами не вступать;
  • — при необходимости выполнять требования захватчиков, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей, не противоречить террористам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной
  • — не провоцировать действия, могущие повлечь за собой применение террористами оружия,
  • — обеспечить беспрепятственный проезд (проход) к месту происшествия сотрудников соответствующих органов силовых структур,
  • — с прибытием бойцов спецподразделений ФСБ и МВД подробно ответить на вопросы их командиров и обеспечить их работу

Для обеспечения привития знаний и навыков сотрудникам организации по вопросам профилактики и действиям в условиях угрозы проведения террористических актов с учетом особенностей размещения, территории и характера деятельности организации руководителем организации совместно с местными органами ФСБ и МВД разрабатываются Инструкция и План действий по обеспечению безопасности сотрудников объекта Приложение 2.

О порядке приема сообщений содержащих угрозы террористического характера по телефону.

Правоохранительным органам значительно помогут для предотвращения совершения преступлении и розыска преступников следующие ваши действия.

Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.

По ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его (ее) речи;

  • — голос громкий (тихий), низкий (высокий);
  • — темп речи быстрая (медленная);
  • — произношение отчетливое, искаженное, с заиканием, с заиканием шепелявое, с акцентом или диалектом;

манера речи: развязная, с издёвкой, с нецензурными выражениями.

Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звуки телеили радиоаппаратуры, голоса, другое).

Отметьте характер звонка (городской или междугородный).

Обязательно зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность.

В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:

  • — Куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?
  • — Какие конкретные требования он (она) выдвигает?
  • — Выдвигает требования он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую-либо группу лиц?
  • — На каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?
  • — Как и когда с ним (с ней) можно связаться?
  • — Кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?

Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и вашим руководством решений или совершения каких-либо действий.

Если возможно, еще в процессе разговора сообщите о нем руководству объекта, если нет — немедленно по его окончании.

Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании. Максимально ограничьте число людей, владеющих полученной информацией.

При наличии автоматического определителя номера (АОН) запишите определившийся номер телефона в тетрадь, что позволит избежать его случайной утраты.

При использовании звукозаписывающей аппаратуры сразу же извлеките кассету (мини-диск) с записью разговора и примите меры к ее сохранности Обязательно установите на ее место другую.

Приложение 3.

Правила обращения с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера При получении анонимного материала, содержащего угрозы террористического характера, обращайтесь с ним максимально осторожно, уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместите в отдельную жесткую папку.

Постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев.

Если документ поступил в конверте, его вскрытие производится только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами.

Сохраняйте все сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку, ничего не выбрасывайте.

Не расширяйте круг лиц, знакомившихся с содержанием документа.

Анонимные материалы направьте в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны конкретные признаки анонимных материалов (вид, количество, каким способом и на чем исполнены с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т. п.), а также обстоятельства, связанные с их распространением, обнаружением или получением.

Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешается делать подписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания, также запрещается их мять и сгибать.

При исполнении резолюций и других надписей на сопроводительных документах не должно оставаться давленых следов на анонимных материалах.

Регистрационный штамп проставляется только на сопроводительных письмах организации и заявлениях граждан, передавших анонимные материалы в инстанции.

Учебный вопрос № 4 Порядок и рекомендуемая зона эвакуации персонала организации (объекта). Правила и порядок поведения населения при угрозе или осуществлении террористического акта. Организация мероприятий по снятию возникшего стресса, выработке психологической устойчивости и социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта Поведение при обнаружении взрывных устройств.

Если вы оказались поблизости от места взрыва, сдержите ваше природное желание приблизиться к нему, чтобы посмотреть или помочь спасателям. Самое лучшее, что можно сделать, это залечь на дороге или на обочине. Почему? Ответ вы уже знаете: чтобы не попасть под перекрестный огонь, о котором говорилось выше.

Оставайтесь в укрытии, пока не убедитесь, что ситуация стабилизировалась. После этого обязательно постарайтесь помочь пострадавшим. Еще один аргумент в пользу повышенной осторожности — угроза второго взрыва.

Все это только общие линии поведения, которым лучше бы следовать. Обстоятельства каждого чрезвычайного происшествия всегда специфичны, и это вам решать, как действовать в каждом конкретном случае.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой