Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Система органов государственной власти в Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с внесенными в Конституцию РФ поправками Президент РФ избирается на шесть лет гражданами России на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Он приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги, текст которой определен в ст. 82 Конституции РФ, и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента… Читать ещё >

Система органов государственной власти в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В гл. 4—7 Конституции РФ устанавливается система органов государственной власти, определяется порядок их формирования, фиксируются основы компетенции и принципы их деятельности. Систему высших органов власти образуют: Президент РФ, высшее должностное лицо и глава государства; Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации), высший представительный (законодательный) орган власти; Правительство РФ, высший исполнительный орган власти; Конституционный Суд РФ Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, осуществляющие высшую судебную власть; прокуратура РФ как высший орган, осуществляющий надзор за законностью действий граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Высшие органы государственной власти образуют государственный аппарат.

Органы государственной власти России характеризуются следующими общими чертами: образуются в установленном законом порядке (Президент РФ и Государственная Дума избираются народом; Правительство РФ формируется Президентом РФ, Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы; судьи Конституционного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ); уполномочены государством осуществлять свои задачи и функции; наделены государственно-властными полномочиями, которые воплощаются в их компетенции, определяемой Конституцией РФ и другими законами; действуют в установленном для них законом порядке (для представительных органов — пленарное заседание и заседание комиссий и комитетов, для судов — судебное заседание и т. д.); являются частями единого государственного аппарата, образуют единую систему; представляют собой коллективы граждан Российской Федерации, поскольку иностранные граждане не вправе занимать должности в высших органах государственной власти; система государственной власти РФ строится на принципе разделения властей.

Президент РФ

Особое место во властных структурах принадлежит Президенту РФ. Следует учитывать, что со времени избрания первого Президента России этот институт претерпел значительные изменения. Из чисто номинальной Президент РФ превратился в ключевую фигуру с широкими полномочиями сдерживания законодательной власти, контроля за деятельностью исполнительной и формирования судебной власти. Нормы действующей Конституции РФ дают четкое представление о правовом статусе Президента, требованиях, предъявляемых к кандидату на пост главы государства, определяют его полномочия.

Конституционно-правовой статус Президента РФ включает определение места этого органа в системе органов государственной власти, его предназначение и роль в системе распределения властных полномочий, особые требования, предъявляемые к кандидату на пост Президента. Так, согласно ст. 80 Конституции РФ, Президент РФ является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он не входит ни в одну их трех ветвей власти и выступает в отношении них как арбитр. Президенту отведена роль гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке он принимает меры по охране суверенитета государства, его независимости и целостности. Президент определяет основные па-правления внутренней и внешней политики государства и как глава государства представляет Россию внутри страны и на международной арене. К кандидату на пост главы государства и лицу, занимающему должность Президента, предъявляются особые требования: им может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет; одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд; при вступлении в должность Президент приносит народу присягу. Президент обладает всей полнотой прав, свобод и обязанностей, свойственных правовому статусу обычного гражданина, но вместе с тем статус Президента дополнен одной важной деталью, отличающей его от иных граждан: Президент РФ обладает неприкосновенностью.

В соответствии с внесенными в Конституцию РФ поправками Президент РФ избирается на шесть лет гражданами России на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Он приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги, текст которой определен в ст. 82 Конституции РФ, и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Таким образом, Конституция РФ исключает какие-либо перерывы в осуществлении президентской власти на территории государства. Исполнение полномочий Президентом может быть прекращено досрочно в случае его отставки, стойкой нетрудоспособности по состоянию здоровья или отрешения от должности. Во всех указанных случаях полномочия Президента РФ временно исполняет Председатель Правительства РФ, который нс имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий Президента.

Особой характеристикой правового статуса Президента РФ является возможность отрешения его от должности. Конституция РФ устанавливает не только основания, порядок процедуры отрешения, но и указывает круг высших органов государственной власти, участвующих в этой процедуре, а также полномочия каждого органа. Так, Президент может быть отрешен от должности только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. При этом сама Государственная Дума не вправе принимать решение об отрешении Президента, которое по существу принимается другой палатой Федерального Собрания — Советом Федерации — после заключения Верховного Суда РФ, подтверждающего законность и обоснованность выдвинутого Государственной Думой обвинения о наличии в действиях Президента признаков преступления. Весь процесс находится под контролем Конституционного Суда РФ, который дает заключение о соблюдении установленного Конституцией РФ порядка выдвижения обвинения против Президента РФ.

Конституционные полномочия Президента РФ можно объединить в следующие группы;

  • — права и обязанности, связанные с формированием и деятельностью Федерального Собрания РФ;
  • — полномочия, связанные с формированием и деятельностью Правительства РФ;
  • — полномочия, связанные с формированием судебной системы и деятельностью Прокуратуры РФ;
  • — полномочия в области обороны, безопасности и внешних сношений;
  • — полномочия, связанные с координацией деятельности властных структур государства;

иные полномочия. В соответствии со ст. 84 Конституции РФ Президент РФ:

  • — назначает выборы Государственной Думы;
  • — распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;
  • — назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом (референдумы являются формой прямой демократии, т. е. формой осуществления народом законодательной власти непосредственно);
  • — вносит законопроекты в Государственную Думу;
  • — подписывает и обнародует федеральные законы;
  • — обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

В отношении органов исполнительной власти Президент:

  • — назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
  • — утверждает по предложению Председателя Правительства РФ структуру федеральных органов исполнительной власти;
  • — по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;
  • — принимает решение об отставке Правительства РФ;
  • — имеет право председательствовать на заседаниях Правительства.

К этой группе относятся и полномочия, связанные с непосредственным участием Президента в управлении:

  • — формирование Совета Безопасности РФ, который возглавляется Президентом;
  • — формирование Администрации Президента РФ;
  • — назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ;
  • — назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ;
  • — назначение и отзыв (после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального собрания) дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.

Наличие этих полномочий говорит о близости Президента к исполнительной ветви власти, что свидетельствует в пользу мнения, что наша республика более президентская, чем парламентарная, несмотря на возможность Президента РФ распустить Государственную Думу.

В отношении судебной власти и прокуратуры РФ Президент обладает следующими полномочиями:

— представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и его заместителей, вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ;

— назначает судей других федеральных судов.

В области обороны, безопасности и внешних сношений Президент РФ:

  • — является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;
  • — утверждает военную доктрину России;
  • — назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;
  • — формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ (последние два полномочия относятся одновременно к его правам, связанным с исполнительными органами);
  • — вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение в случае агрессии против Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
  • — вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, с незамедлительным сообщением об этом палатам Федерального Собрания. Указы Президента РФ по последним двум вопросам подлежат утверждению Советом Федерации;
  • — осуществляет руководство внешней политикой РФ:
  • — ведет переговоры и подписывают международные договоры РФ,
  • — подписывает ратификационные грамоты,
  • — принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей,
  • — назначает дипломатических представителей РФ.

Президент РФ осуществляет координацию деятельности всех иных властных структур в государстве. Прежде всего это относится к разрешению конфликтных ситуаций между ветвями законодательной и исполнительной власти. Так, после трехкратного отклонения представленных кандидатур на должность Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ. но распускает Государственную Думу и назначает новые выборы депутатов.

Конституция называет и иные варианты разногласий между исполнительной и законодательной ветвями власти, при разрешении которых Президент РФ выбирает одно из решений: отправить в отставку Правительство РФ или распустить Государственную Думу (ст. 117).

Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. При этом Президент РФ может приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия последних Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса судом.

Президент РФ осуществляет также следующие полномочия, связанные с правовым статусом личности:

  • — решает вопросы гражданства России и предоставления политического убежища;
  • — награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания;
  • — осуществляет помилование.

По вопросам, относящимся к его компетенции, Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России. Они являются подзаконными актами и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Указы Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения утверждаются Советом Федерации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой