Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Изучение процесса стимулирования здорового образа жизни школьников на современном этапе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить… Читать ещё >

Изучение процесса стимулирования здорового образа жизни школьников на современном этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Каковы же способы стимулирования здорового образа жизни у воспитанников? Л. И. Маленкова выделяет несколько принципов. Первый принцип «Я как наивысшая ценность» здесь явно делается акцент на самооценке личности ученика, ведь чтобы достичь тех благ здорового образа жизни необходимо в первую очередь верить в свои силы. Так как мотивация со стороны не позволит длительное время концентрировать деятельность ученика на здоровом образе жизни. Второй принцип «Другой человек, окружающие люди, абстрактный Человек и все человечество — непреходящая ценность» как бы громогласно это не звучало, но главный смысл, заложенный здесь, это то, что надо принимать людей такие какие они есть и находить в них то самое заветное и неповторимое. Педагог же обязан адекватно и объективно воспринимать каждого ученика, независимо от того, хорошо ли он учится или плохо, в первую очередь он обязан видеть в них личность. Это поможет направить учеников в нужное русло, дабы стимулировать здоровый образ жизни. Третий принцип звучит как «Обстоятельства жизни» здесь автор высказывания привносит ноту оптимизма, то есть как бы не было плохо в сложившейся ситуации, всегда в ней можно найти свои плюсы и обернуть их в лучшую сторону. Данный принцип также следует взять на вооружение педагогу, ведь в жизни каждого школьника бывают неудачи, которые нередко затягиваются, и здесь прямая обязанность учителя мотивировать его на новые свершения и деятельность, а именно направить в здоровый образ жизни.

В целом чтобы составить свою методику оздоровления и стимулирования ее, необходимы знания из многих наук, которые скорее всего педагог будет и не знать в необходимом количестве. Поэтому существует множество методик, которые учитель вполне может использовать.

Разобрав общие способы стимулирования здорового образа жизни следует перейти и к рассмотрению того, что стимулирует здоровый образ жизни у ребенка. Л. И. Маленкова приводит идею о «девяти врачах», которые способствуют улучшению здоровья и самочувствия. Хоть они также подходят под общие способы стимулирования здорового образа жизни, эти «доктора» так просты, но в то же время ценны, что приспособить их к детям будет довольно-таки легко.

«Первый доктор — солнечный свет». Ведь именно солнцу обязана планета Земля красочной и зеленой жизнью. Также позитивно солнечный свет влияет и на людей, если конечно в меру. Думаю, детей и просить не надо о том, чтобы они прогулялись под лучами солнца, ведь гулять в любом возрасте дети любят.

«Второй доктор — свежий воздух». Здесь конечно можно понять по-разному, но одинаково любой способ будет идти на пользу. С одной стороны, свежий воздух можно понять, как элементарное пребывание на улице, то есть вне помещения, к этому относятся обычные прогулки. С другой же стороны сейчас все прекрасно понимают экологическую обстановку в городах. Поэтому желательно как можно чаще бывать за городской чертой, естественно в случае с детьми под присмотром взрослых. И как уже было ранее отмечено любой из этих способов полезен и надо их совмещать.

«Третий доктор — чистая вода». Человек на 60−80% состоит из воды, поэтому она является важной частью для нормального функционирования организма человека. Ибо это позволяет сохранить здоровье и чувствовать себя лучше. В день ребенок должен выпивать не меньше литра простой воды. И понятное дело педагог не сможет проконтролировать потребление нужного объема жидкости в школе. Поэтому здесь нужно мотивировать учеников на то, чтобы они сами не забывали выполнять такое простое, но полезное действие.

«Четвертый доктор — естественное питание». Питание это такая же важная биологическая функция, как и потребление жидкости. Ибо от питания зависит физическое развитие организма, что особенно важно для ребенка. Но не следует забывать, что ребенка лучше приучить к систематическому приему пищи в определенное время дня. Также данное питание должно быть максимально полезным, то есть не следует использовать генетически модифицированную пищу, и прочие вредные продукты с повышенным содержанием холестерина или быстрых углеводов. Спортсмены, занимающиеся бодибилдингом, очень большое внимание уделяют пище, ибо им нужно точно рассчитать суточное потребление белков, углеводов, жиров и витаминов. В случае с детьми можно этого не делать, так как это могут счесть слишком утрированным. Но на мой взгляд, в данном подходе к пище нет ничего плохого, так как ребенок будет потреблять необходимые ему питательные вещества, но естественно с небольшими послаблениями. Но опять же будучи учителем вряд ли будет возможно проследить за ребенком в полной мере. Поэтому следует использовать старую добрую пропаганду здорового и правильного питания и систематически напоминать о том, что пища в столовой намного полезнее фастфуда или чипсов из ближайшего супермаркета.

«Пятый доктор — голодание». Данный метод можно отнести к нетрадиционному. Сам я отношусь к нему скептически, возможно во многом из-за недостаточных знаний в антропологии и биологии. Но тем не менее сможет ли хоть один заботливый родитель или же компетентный педагог попытаться ребенка морить голодом и сказать, что это необходимо для его же здоровья. Сомневаюсь. А также с учетом возрастных особенностей, ребенок может либо намеренно нарушить ваше требование, либо просто не выдержать столь трудного испытания, которое будет сложно выстоять даже для взрослого человека.

«Шестой доктор — физические упражнения». На мой взгляд, еще одна неотъемлемая часть полноценного развития ребенка. Ведь чтобы быть всесторонне развитой личностью, мало просто хорошо учиться. Если здоровье позволяет, то ребенка надо приучать к спорту. А как правило большинство видов спорта развивают мускулатуру, что обеспечит хороший внешний вид. На данный момент есть множество видов спорта, поэтому не обязательно реализовывать через ребенка свою упущенную возможность в детстве, пусть он выберет сам. Но главное, чтобы та секция, в которой он будет заниматься, имела квалифицированного тренера и официальное разрешение заниматься данной деятельностью. Остальное требуется от самого юного спортсмена, естественно при постоянной поддержке родителей. Учитель тоже обязан оказывать поддержку своим ученикам, допустим путем личной беседы в особо сложных ситуациях, когда ученик может испытать дефицит мотивации. Или же сделать массовую, фронтальную беседу со всем классом, чтобы подтолкнуть их на достижение новых успехов.

«Седьмой доктор — отдых». Отдых является закономерным следствием любой работы, и если взрослый человек в процессе своей жизни привык периодически забывать об отдыхе, то для ребенка это не допустимо. Ребенку обязательно нужен сон не менее 8 часов в день, небольшие разгрузки после сложной деятельности. Педагог прежде всего должен следить, чтобы каждый новый день его ученики приходили на урок отдохнувшими и полными сил, также желательно меньше нагружать в конце недели. На переменках не стоит давать дополнительную работу ученикам, они должны передохнуть и настроиться на новый урок. Также желательно мотивировать учеников на то, чтобы на выходных они с родителями сходили вместе на природу.

«Восьмой доктор — хорошая осанка». Осанка — одна из распространенных проблем у школьников, так как очень много приходится находится в сидячем положении, а мышцы спины еще не на столько хорошо развиты. Вследствие спина устает, и школьники начинают сидеть не ровно, дабы снять нагрузку. В такие моменты и искривляется позвоночник, ибо дети привыкают сидеть в таком положении довольно длительное время. Учителю следуют постоянно рассказывать ученикам о преимуществе ровной осанки, что это, к примеру, красота и статность. И если вдруг учитель видит, что все ученики в конце учебного дня устали и сидят как попало, то следует провести физкультминутку. И последний, но не по значимости.

«Девятый доктор — разум». Разум развивается разнообразными задачами на смекалку, заучиванием стихотворений, даже некоторыми компьютерными играми, которые так любят школьники в последнее время. Но данные игры желательно должны быть умные (стратегии, RPG) и игра должна быть ограниченна часом, с последующим перерывом. Тем не менее можно бесконечно долго рассказывать о преимуществах здорового образа жизни и наставлять учеников на путь сохранения здоровья. Но важнее, чтобы каждый из них сам понимал важность сего действия в своей жизни и постоянно следовал намеченному пути. И только в редких случаях, когда появляются проблемы, ученик обращался за мотивацией на ту или иную деятельность.

Изучив способы стимулирования здорового образа жизни, стоит перейти к тому, как претворить в жизнь данную информацию. Естественно это следует делать в условиях федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Основываясь на данные документы, можно заключить, что основная работа по стимулированию здорового образа жизни проходит в форме внеурочной деятельности. Но начнем по порядку. Для сначала следует дать определение понятию «внеурочная работа».

«Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать» вот такое определение представлено Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения: Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях.

«Внеурочная работа — составная часть учебно-воспитательного процесса в школе и профтехучилище, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский и другие педагоги рассматривали Внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. Внеурочная работа чаще всего велась педагогическим коллективом и узким активом учащихся под руководством организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы. В этих условиях большинство учащихся оказывалось в роли пассивных исполнителей и наблюдателей, предпочитая неформальное общение вне учебного заведения. Попытки отдельных педагогов сживить внеурочную работу не смогли изменить общего авторитарного стиля в ее организации» [20]. Данное определение схоже с предыдущим тем, что также обуславливает направленность на преимущественно творческую деятельность в свободное от учебы время. За небольшим исключением в этом определении фигурирует историчность термина и названы именитые педагоги, которые одними из первых организовали внеурочную деятельность в российских учебных заведениях.

Таким образом, удалось выделить общие принципы стимулирования здорового образа жизни, а также способы стимулирования здорового образа жизни у детей. Данные принципы и способы стимулирования очень просты, достаточно просто постоянно следить за своим распорядком дня, чаще находиться на природе, правильно питаться, не пренебрегать физическими нагрузками, быть любящим и жизнерадостным. Также удалось выявить форму осуществления стимулирования здорового образа жизни в школе — это внеурочная работа. В ней осуществляется работа с учениками вне учебной деятельности и преимущественно проводится в классные часы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой