Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Революционно-демократические искания Радищева

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Его социально-политическая концепция опиралась на «теорию естественного права», защищавшую права человека — на жизнь, свободу, собственность. В общественном договоре Радищев видел социальную гарантию этих прав, а также соблюдения всеми общих правил общежития. Если эти гарантии нарушаются, народ, считал он, может расторгнуть договор с властью и выйти из ее подчинения. Самодержавие Радищев… Читать ещё >

Революционно-демократические искания Радищева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особое место в русской культуре XVIII века занимает Александр Николаевич Радищев (1749 — 1802) — мыслитель крайне противоречивый, творчество которого до сегодняшнего дня не имеет однозначной оценки, вызывая спор и дискуссии у исследователей в силу свойственных ему слишком разнообразных социально-политических ориентаций, начиная от прямо направленных против царской власти и кончая либеральными идеями в защиту ненасильственных методов государственного переустройства России.

А.Н.Радищев родился в дворянской семье; в 1762 г. был записан в Пажеский корпус, а в 1766 г. в числе 12 дворян был послан в Лейпциг для дальнейшего обучения. Здесь он познакомился с философией Лейбница, Гердера, Локка, французских просветителей. Руссо, Мабли, Вольтер, Рейналь стали надолго его учителями. Вернувшись из-за границы в 1771 г., он поступил на службу в Сенат, сделав блестящую карьеру, но в 1775 г. вышел в отставку и обратился к литературной деятельности. Участвовал в журнале Новикова, перевел на русский язык работу Мабли «Размышления о греческой истории», в комментариях к которой впервые высказался против самодержавия. В 1790 г. Радищев публикует свое главное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву», за которое по приказу Екатерины был арестован как государственный преступник («царям грозит плахою», «бунтовщик, хуже Пугачева»), приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь с лишением чинов, орденов и дворянского достоинства. В ссылке Радищев продолжал свою литературную и философскую деятельность, здесь им написан философский трактат «О человеке, о его смерти и бессмертии» (1792−1796). После смерти Екатерины Радищев был возвращен Павлом I из Сибири, а Александром I вызван в Петербург, где был привлечен к работе комиссии по составлению новых законов. В своих проектах для комиссии он настаивал на необходимости уничтожения крепостничества, введения суда присяжных, свободы слова, отмены Табели о рангах и других мерах, которые были отвергнуты. Вскоре после этого Радищев покончил жизнь самоубийством. Всю свою подвижническую жизнь Александр Николаевич Радищев следовал идеям правды и справедливости, он первый посмотрел на российскую действительность глазами мыслителя, стоящего на уровне своего века. Н. А. Бердяев назвал его родоначальником русской интеллигенции.

Основные сочинения А. Н. Радищева: Письма к другу, жительствующему в Тобольске; Житие Федора Васильевича Ушакова; Беседа о том, что есть сын отечества; Путешествие из Петербурга в Москву; О человеке, о его смерти и бессмертии; Ода «Вольность» .

В духовно-нравственных ориентациях Радищев бесспорно следовал идеям французского просвещения. В соответствии с основными идеологемами последнего он смело вводит в новую культуру гуманистические ценности, веру в человеческий разум, идеи свободы и самоценности человеческой личности. Главный предмет его интереса — человек и свобода как принцип общественного устройства. «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала» — эти слова из «Путешествия из Петербурга в Москву» могут быть эпиграфом ко всем его философским, нравственным, политическим исканиям. Истинный Сын Отечества может быть лишь свободным человеком — утверждал Радищев. Таковым он был и сам.

Его социально-политическая концепция опиралась на «теорию естественного права», защищавшую права человека — на жизнь, свободу, собственность. В общественном договоре Радищев видел социальную гарантию этих прав, а также соблюдения всеми общих правил общежития. Если эти гарантии нарушаются, народ, считал он, может расторгнуть договор с властью и выйти из ее подчинения. Самодержавие Радищев расценивал как «наипротивнейшее человечеству состояние», а крепостничество не просто как главное социальное зло России, а как попрание естественных прав человека. Радищев первым связал проблему уничтожения крепостничества с уничтожением самодержавия. И это, как бы мы ни оценивали его философское и литературное творчество, объективно ставит его у истоков русского демократизма на грани двух веков: XVIII века — дворянского просвещения, и XIX века — революционно-демократических исканий и действий.

В творчестве Радищева — в наибольшей степени это относится к его «Путешествию из Петербурга в Москву» — переплетаются самые разнообразные направления: начиная от идеи освобождения крестьян от крепостного права «сверху», путем реформ, исходящих от самодержавия («проект в будущее»), и кончая сочувствием революционным методам, оправданием насилия. Бесспорно, этому были причины, связанные с ситуацией в стране: правление Екатерины было ознаменовано не только либерализацией общественной жизни, но и разгоном ею же созданной Уложенной комиссии, подавлением пугачевского восстания и зверской расправой над его участниками, отступлением на втором этапе царствования от идей просвещения. И потому «Путешествие» — это отражение противоречий не только в личных воззрениях мыслителя, но и в эволюции просветительской идеологии, на которую оказал влияние как собственный российский опыт (крестьянская война 1773 — 1775 гг.), так и опыт революционной борьбы Америки (1776 г.) и Европы (Французская революция 1789 г.), сопровождавшихся необыкновенным подъемом в умонастроении людей, ростом революционного пафоса буржуазно-демократического радикализма, и одновременно распространением настроений разочарования и страха перед кровавой диктатурой. Не избежал этих разочарований и Радищев. В этом и сила и слабость его философско-литературного творчества, это же объясняет неоднозначность оценок его потомками, но именно этот момент определил навсегда его место в истории отечественной общественно-философской мысли: с него начинается новая страница в ее истории. С одной стороны, после Радищева на первый план во всех изысканиях — политических, литературных, исторических — будет выдвигаться философское мировоззрение, определенная система философских взглядов. С другой стороны, в общественную мысль будет внесена революционная традиция, основанная на убеждении, что порабощение есть преступление, а рабство деморализует обе стороны. Радищев разделил XVIII и XIX века, выдвинув новую социально-философскую парадигму.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой