Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственное устройство Франции при Наполеоне

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Получив это одобрение, Наполеон становился монархом по праву, утвержденному революцией, и волей избравшего его народа. И когда император клялся на верность республике, он тем самым подчеркивал генетическую связь своего правления с революцией и его принципиальное отличие от других монархических режимов. Это отличие и эта связь проявлялись в политике, которую проводил император. Провозглашение… Читать ещё >

Государственное устройство Франции при Наполеоне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После роспуска Директории и разгона Законодательного корпуса вся законодательная и исполнительная власть сосредоточилась в руках трех консулов: Бонапарта, Роже Дюко и Сиейеса, которым было «поручено» подготовить новую конституцию. То, что одним из консулов стал Наполеон Бонапарт, было не только признанием его заслуг в ходе переворота 18−19 брюмера. Наполеон олицетворял собой военную силу, и участие в управлении государством армейского генерала отражало характер нового режима. Он изначально содержал в себе элементы военной диктатуры. «Шпага», о которой в свое время говорил Сиейес, успешно сыграла свою роль в ходе переворота, но затем она не была вложена в ножны. Наполеон пришел к власти, опираясь на армию, и на протяжении всего его правления армия составляла его главную опору.

Первое время после переворота казалось, что новая власть мало чем отличается от Директории и что Консульство представляет собой Директорию в составе, сокращенном до трех человек. Конституция, принятая 15 декабря 1799 г., устранила всякие сомнения в том, что во Франции установился новый режим.

«Конституция VIII года республики» — таково было ее официальное название — составлялась под руководством Наполеона. По этой конституции во главе Франции стояли три консула, из которых первый обладал всей полнотой власти, а два других правом совещательного голоса. Первый консул назначался на десять лет и имел право назначать всех гражданских и военных должностных лиц, которые несли ответственность только перед ним. Он же назначал Сенат из 80 членов. Для принятия законов учреждались три органа: Государственный совет, Трибунат и Законодательный совет. Первый получал право разрабатывать законы, которые предлагало правительство; Трибунат только обсуждал законопроекты, полученные от Государственного совета; наконец, Законодательный совет мог утверждать эти законы, но без обсуждения. Таким образом, ни один из этих органов не имел реальной возможности принять ни одного закона. Кроме того, все они находились в зависимом положении, поскольку члены Государственного совета назначались первым консулом, а члены Законодательного совета и Трибуната Сенатом, то есть, в конечном счете, тем же первым консулом. Последний имел исключительное право вносить в Сенат собственные законопроекты, которые после их одобрения под названием «сенатус — консульта» становились законом страны. В итоге вся реальная власть находилась в руках первого консула, то есть Наполеона Бонапарта.

Впоследствии эта власть еще более расширилась. 2 августа 1802 г. Наполеон был объявлен пожизненным консулом. Он получил право представлять для утверждения своего преемника, назначать второго и третьего консулов, заключать договоры о войне и мире, приостанавливать действие конституции. День его рождения был объявлен национальным праздником, а с 1803 г. на монетах стали чеканить его профиль. Однако и в том виде, в котором он был учрежден конституцией 1799 г., политический режим во Франции представлял диктатуру. Ее характерными чертами была наличие сильного правительства, независимого ни от законодательной власти, ни от воли избирателей; предельная концентрация власти за счет подчинения законодательных учреждений органам исполнительной власти; сведение до минимума значения выборов; централизация аппарата государственного управления и назначение всех чиновников сверху. Правительство могло действовать быстро и эффективно, то есть обладало теми возможностями, которых, по мнению ее критиков, недоставало Директории.

Понимая, что прочность его власти во многом будет зависеть от того, насколько быстро и эффективно будут проводиться в жизнь его решения, Наполеон создал простой и действенный аппарат управления. Простота и действенность его заключалась в том, что были ликвидированы все выборные органы, а в департаменты, коммуны и города назначены чиновники, получившие всю административную власть. В департаментах это были префекты, в городах — мэры, которые были ответственны только перед первым консулом. Все нити управления государством сосредоточились в его руках и ни один вопрос не решался без его одобрения или ведома. Многие тогда утверждали, что первый консул ввел во Франции узаконенную систему тирании. Сейчас можно сказать точнее: Бонапарт установил в стране полицейско-бюрократическую диктатуру и «твердый порядок», которого желала буржуазия.

За четыре года со времени государственного переворота, который сделал Наполеона главой государства, его власть стала почти безграничной. В это время от республики сохранилось только название, и осталось сменить его, чтобы привести форму в соответствие с содержанием. Как отмечал один современник, «для самых непрозорливых было ясно, что могуществу первого консула недостает одного только наименования, и что все с давнего времени им делаемое обнаруживало скрытые замыслы и честолюбие, весьма превышавшие пожизненное консульство». Действительно, честолюбие Наполеона было столь велико, что он сделал то, на что в свое время не решился Оливер Кромвель и от чего с негодованием отказался Джордж Вашингтон: он основал собственную монархию.

18 мая 1804 г. (28 флореаля XII г.) был издан сенатус — консульт, провозгласивший Наполеона Бонапарта императором. Императорский сан объявлялся наследственным и передавался «по нисходящей линии кровному и законному потомству Наполеона Бонапарта по мужской линии в порядке первородства, с постоянным исключением женщин и их потомства». 2 декабря в парижском соборе Нотр-Дам состоялась коронация нового монарха Франции Наполеона I. По традиции венчать на царство его должен был римский папа Пий VII, но во время церемонии Наполеон выхватил корону из рук папы и сам водрузил ее себе на голову.

Этим символическим жестом он как бы подчеркивал, что не обязан владением этой короной никому, кроме себя самого. Но одновременно, скорее всего, неумышленно, Наполеон указал на особый характер зарождающейся монархии и ее отличие от всех существующих.

С момента ее возникновения империя Наполеона I полна парадоксов. С одной стороны, Наполеон стремился ни в чем не отстать от остальных монархов Европы. Он завел пышный двор с церемониалом и этикетом, напоминавшим царствование Бурбонов. Появились своя аристократия, дворянство, новые сановные титулы и чины: архиканцлер, архиказначей, коннетабль, великий адмирал. Чтобы еще более возвыситься над многочисленными королями, князьями и герцогами, Наполеон в 1805 г. в Милане венчался короной лангобардских королей, как в свое время Карл.

С другой стороны, империя Наполеона I была не похожа на все современные ей монархии. Отличие проявлялось во многих отношениях, но, прежде всего, в происхождении и характере власти Наполеона. В соответствии с сенатус — консультом от 18 мая, «управление республикой вверяется императору, который принимает титул императора французов». Император был должен давать присягу французскому народу, которая звучала так: «Клянусь поддерживать целостность территории республики, уважать и заставлять других уважать равенство в правах, политическую и гражданскую свободу, безвозвратность продажи национальных имуществ, не налагать никаких податей и не взимать никаких сборов, как только в силу закона, управлять, имея в виду единственно только интересы, счастье и славу французского народа». Как следует из текста документа, империя не отменяла республики, а император клялся защищать права и свободы, завоеванные в ходе революции. Это очевидное стремление совместить несовместимое, объединить монархию и республику проявлялось в империи Наполеона I и в дальнейшем.

Общеупотребимым выражением того времени, было «император Республики» или «император французов». Звание императора должно было восприниматься как особая форма признания выдающихся военных побед Наполеона и его заслуг перед отечеством. На монетах, печатях, официальных документах периода империи значилось: «Французская республика. Император Наполеон I». По-прежнему отмечались годовщины взятия Бастилии и провозглашения Республики, которые были официальными общенациональными праздниками. 14 июля 1804 г., то есть в год провозглашения империи, главный праздник ушедшей революции был отмечен с необычайной пышностью и торжеством.

Все это можно было бы воспринимать как политическую демагогию, и именно на это, прежде всего, обращают внимание историки. Однако в этой демагогии было не только стремление одурачить широкие массы. Известно, что провозглашение империи было подтверждено плебисцитом, то есть всенародным голосованием. Иначе говоря, Наполеон обращался к народу за поддержкой, и тот как бы доверял ему и его потомству власть над собой. Зачем это нужно было Бонапарту? Затем, что для него это был единственный способ обосновать легитимность императорской власти. Этот принцип гласил, что народ является источником всякой власти в государстве и что никакая власть не может быть законна без одобрения народа.

Получив это одобрение, Наполеон становился монархом по праву, утвержденному революцией, и волей избравшего его народа. И когда император клялся на верность республике, он тем самым подчеркивал генетическую связь своего правления с революцией и его принципиальное отличие от других монархических режимов. Это отличие и эта связь проявлялись в политике, которую проводил император. Провозглашение империи не прибавляло ему власти к той, которой он обладал, будучи первым консулом. Поэтому можно согласиться с Е. В. Тарле, который писал, что, хотя первые годы своего пребывания у власти Наполеон назывался первым консулом, а последние десять лет — императором, это «ничего по сути дела не меняло ни в классовой основе нового режима, ни в природе военной диктатуры Наполеона». Но некоторые отличия во внутренней политике Консульства и Империи все же есть. Если в период Консульства Наполеон, прежде всего, занимался борьбой с оппозицией, уничтожением демократических завоеваний революции и укреплением собственной власти, то, став императором, он использовал эту власть для развития буржуазных социально-экономических отношений, которые утвердились во Франции в результате революции. И большинство конструктивных преобразований приходится именно на второй период.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой