Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Литература. 
Социализация подростков с девиантным поведением в учреждениях дополнительного образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Через 4 месяца с начала внедрения программы нами был проведен повторный срез по определению уровня социализации. Результаты показали положительную динамику: рост уровня сформированности нравственных деятельностно — волевых качеств личности подростков на 5,2%, рост уровня сформированности ценностных представлений на 4%, у подростков экспериментальной группы возросла способность адекватно… Читать ещё >

Литература. Социализация подростков с девиантным поведением в учреждениях дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы. М.: Аргументы и факты, 1993.-608с.
  • 2. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. — 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий. — 2000. — 608с.
  • 3. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М.: Просвещение, 1987, 170 с.
  • 4. Аудиовизуальная психодиагностика: Практикум для студ. сред. И высш. учеб. заведений / Авт.-сост. А. И. Ушатиков, О. Г. Ковалев, В. Н. Борисов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 112с.
  • 5. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. Пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Красовского. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО.-Пресс, 1999. — 512с.
  • 6. Бестужев — Лада И. В. Факторы риска. — М.: Знание, 1989. — 96с. — (Нар. Ун-т. Пед. Фак.; № 2).
  • 7. Бондарчук С. В. Исследование социальной адаптации в подростковом возрасте. Доп. обр-е, 2001 г. № 1, с. XI-XIII.
  • 8. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. — М.: Просвещение, 1988. — 207с.
  • 9. Быкова В. И., Ромашкова М. Л., Соколова Н. А. Научно-методическое сопровождение процесса социально-педагогической поддержки личности ребенка в условиях дворца пионеров и школьников им. Н. К. Крупской. // Доп. обр-е, 2001 № 1, с. Vll-X.
  • 10. Быкова В. И., Литвак Р. А., Козлова Н. А. и др. Социально-педагогическая поддержка личности ребенка в учреждении дополнительного образования детей (из опыта работы Дворца пионеров и школьников им. Н. К. Крупской) / Под общей ред. Р. А. Литвак. — Челябинск: Изд-во «Челябинский дом печати», 2001. — 105с.

Для качественного определения уровня социализации подростков девиантного поведения были использованы: ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения проявления формирующегося нравственного деятельностно — волевого характера подростков Ивановой И. В., Методика «Агресивность» (модификация теста Розенцвейга), Ранжирование понятий, опросник РОД (помог узнать мнение детей о взаимоотношениях с родителями).

Изучив и проанализировав полученные результаты, нами сделан вывод, что уровень социализации личности подростков девиантного поведения у 7 подростков — социально — недостаточный: у подростков не сформированы ценностные представления; багаж знаний и умений социальных отношений для функционирования в социуме минимален; низкий уровень сформированности нравственных деятельностно-волевых качеств личности; высокий уровень агрессивности.

3 подростка исследуемой группы имеют социально — приемлемый уровень социализации: умеют ориентироваться в ситуациях, в отдельных случаях могут установить свои позиции, могут оценивать собственные и совместные действия; в отдельных случаях проявляют познавательную активность к знаниям социальных отношений; ценностные представления сформированы не достаточно. (Карпова О. Л. Педагогическое содействие социализации личности младшего школьника. Методические рекомендации).

Нами была разработана и апробирована программа по социализации личности подростков девиантного поведения. В реализации программы были заложены определенные формы и методы организации работы, разработаны диагностические приемы определения уровня сформированности социализации личности подростков. В ходе диагностики проведены два среза: на констатирующем этапе эксперимента и на формирующем этапе эксперимента, результаты обобщены, занесены в таблицы.

Работа по программе деятельности велась с 1 сентября по 29 декабря 2004 года по следующим направлениям:

формирование ценностных ориентаций у подростков девиантного поведения. Были проведены следующие меорприятия: Сюжетно-ролевая игра «СМИ против наркотиков», беседа «Курить — здоровью вредить!», конкурс сочинений «Если бы я был президентом…», оформление коллажа «Мир профессий» .

формирование у подростков с девиантным поведением социально-значимых навыков. В рамках решения данной задачи были проведены: Тренинги общения; Групповая игра «Спасение тонущего корабля», Тренинг социальных навыков «Давление со стороны сверстников» .

формирование нравственных деятельностно — волевых качеств личности. Были проведены: Субботник по уборке территории ДДТ «Алый парус», Экологический КВН «Природа и мы» .

Очень ярко и эмоционально прошел КВН «Мы — за здоровый образ жизни!». Данное мероприятие явилось своеобразным отчетом подростков, в котором были показаны знания и умения, полученные подростками в ходе целого ряда проведенных мероприятий, целью которых было формированние здорового жизненного стиля у подростков. В игре были показаны не только хорошие теоретические знания, касающиеся знаний о пагубности вредных привычек, но и проявлены навыки эффективного общения и бесконфликтного поведения. Как хороший лидер зарекомендовал себя капитан команды — Миронов Дима.

Через 4 месяца с начала внедрения программы нами был проведен повторный срез по определению уровня социализации. Результаты показали положительную динамику: рост уровня сформированности нравственных деятельностно — волевых качеств личности подростков на 5,2%, рост уровня сформированности ценностных представлений на 4%, у подростков экспериментальной группы возросла способность адекватно реагировать на действия другого человека, на 20% снизился уровень агрессивности. Уровень социализации личности у двух подростков повысился от социально-недостаточного до социально — приемлемого. На основании полученных данных можно сделать вывод, что выбранные формы, методы, содержание работы по социализации подростков эффективны, следовательно, необходима дальнейшая реализация данной программы.

Таким образом, нами выполнены задачи исследования, гипотеза подтвердилась, цель достигнута. Благодарю за внимание.

Целью проведения активной формы по профилактике употребления ПАВ было формирование у подростков осознанного негативного отношения к наркотикам.

Для проведения конкурса подростки были разделены на группы по 5 человек.

Главный конкурс — (в течение 25 минут) — создание собственного эскиза молодежного издания, главной темой которого будет проблема наркомании и как с ней бороться.

Подростки неплохо справились с заданием. Издания получились красочными, содержательными.

Очень ярко и эмоционально прошел КВН «Мы — за здоровый образ жизни!» .

Данное мероприятие явилось своеобразным отчетом подростков, в котором были показаны знания и умения, полученные подростками в ходе целого ряда проведенных мероприятий, целью которых было формированние здорового жизненного стиля у подростков.

В КВНе принимали участие две команды — команда подростков объединения «Юный друг милиции», участвующая в нашей опытно-экспериментальной работе, и сборная команда подростков ДДТ «Алый парус». В результате с явным преимуществом победила команда объединения «Юный друг милиции», показав в игре не только хорошие теоретические знания, касающиеся знаний о пагубности вредных привычек, но и проявлены навыки эффективного общения и бесконфликтного поведения. Как хороший лидер зарекомендовал себя капитан команды — Миронов Дима.

КВН «Природа и мы!» .

Тема: Проблемы наркомании среди подростков.

Форма: Игра по станциям.

Цель: Профилактика злоупотребления подростками психоактивными веществами. Формирование собственной позиции каждого подростка к проблеме наркомании.

Краткие советы по проведению:

Оформление доски: — плакаты: «Жизнь без наркотиков» «Мы — за здоровый образ жизни!» .

" Забор откровений" .

Краткая справка о вреде наркотиков.

Все учащиеся делятся на 3 подгруппы. Каждая группа вытягивает себе задание: — плакат «Мы против наркотиков!» .

  • — реклама на телевидении: «Скажи наркотикам: нет!»
  • -статья в газету: «Дайте нам слово!»

Поэтапное описание.

Содержание подготовительного этапа:

Рекомендуется предварительная встреча с медицинским работником, просмотр и последующее обсуждение фильма, затрагивающего эту проблему.

Описание основного содержания деятельности:

  • 1 этап: организационный.
  • 1 ведущий: Как вам известно, в настоящее время очень актуальна проблема наркомании, особенно среди подростков. Это происходит потому, что подростки наиболее подвержены влиянию окружающих. Молодые люди стараются самоутвердиться в компании своих друзей, поэтому они готовы сделать всё, и даже пробуют наркотики. Зачастую они не понимают, что это влечёт за собой серьёзные последствия.
  • 2 ведущий: Сейчас всё больше и больше подростков подвержены этой пагубной привычке. Каждый третий подросток — наркоман. Только в Челябинске из 30 умерших подростков — 10 погибли от наркотиков. С каждым днём число наркоманов растёт. Это ставит под угрозу будущее человечества.
  • 2 этап: вводящий в игровую ситуацию.
  • 1 ведущий: В связи с этим по всей стране проводятся акции «Жизнь без наркотиков». Подросткам предлагается разделиться на 3 команды.

Выбор капитана.

Капитаны подходят к доске и с помощью жребия вытягивают задание для своей команды.

Задания: — Нарисовать плакат на тему «Жизнь без наркотиков» так, чтобы в нём отражалась сущность проблемы наркомании и плакат побуждал подростков отказаться от желания попробовать наркотики.

Написать небольшую статью в газету, которая бы стала хорошей антирекламой для наркотиков.

Придумать рекламный ролик для показа на телевидении, при просмотре которого у подростков должно пропасть всякое желание попробовать наркотики.

  • 2 ведущий: Каждой команде на подготовку даётся 10 минут, затем будет проходить защита проектов. Время защиты — 5 минут.
  • 1 ведущий: Обратите своё внимание на доску: на ней висит чистый лист бумаги с надписью: «Забор откровений». На нём вы можете написать и нарисовать всё, что вы думаете о наркотиках. В конце выступлений мы подведём итоги по рисункам и высказываниям на нашем «Заборе откровений» и наградим победителей.
  • 3 этап: Основной.

Команды готовят задание — 10 минут.

Выступление команд — по 5 минут.

4 этап: Подведение итогов.

Выступление жюри.

Выступление зрителей.

Подведение итогов по «Забору откровений» .

Награждение команд.

Тренинг для подростков «Формирование семейных отношений» .

Для того, чтобы подросток сумел осознать и принять жизненный опыт, необходимый для последующего построения своей будущей семьи, необходимо проводить специально организованную работу.

Занятия тренинга направлены на:

  • 1. Осознание и принятия своего собственного семейного опыта.
  • 2. На полоролевую идентификацию и выстраивание отношений с

противоположным полом.

3. На выстраивание взаимоотношений в своей будущей семье.

Тренинговые занятия проводятся в неформальной обстановке, все участники усаживаются в общий круг, эффективность занятий во многом зависит от установок подростков на групповую работу, от готовности и умения слышать различные позиции.

Занятие1.

Семья. Взаимоотношения в ней и представления о будущей семье.

Цель: Сформировать положительную оценку имеющегося семейного опыта.

Упражнение 1 «Счастливое событие» .

Подросткам предлагается вспомнить какоенибудь радостное событие, которое произошло когда их окружали близкие люди.

Проанализировать какие чувства испытывали при воспоминании об этом событии.

Упражнение 2 Рисунок «Семейный портрет» .

Подростку предлагается закрыть глаза и зайти в свое собственное пространство, представить себе: «Ты опускаешься вниз по лестнице, этолестница жизни, каждая ступень-это год жизни-13 лет, 12 лет, 11 лет… и вот ты совсем маленький. Представь себе, что ты в комнате. — Какая комната? (большая, маленькая, пустая, заставленная, какие обои, какая мебель?). Посмотри внимательно, кто находится рядом с тобой?

А теперь посмотри внимательно и убери из комнаты то или тех, кого бы ты не хотел видеть рядом с собой. Как ты думаешь, почему?

Упражнение 3. «Записная книжка» .

Для этого каждому подростку необходимо иметь блокнот, ручку. Задание: написать заметку или сочинение: «Если бы я была моей мамой», «Если бы я был моим папой» .

Занятие 2.

Полоролевая идентификация и выстраивание отношений с противоположным полом.

Цель: — Сформировать адекватное восприятие образа мужчины или женщины, помочь в осознании своей половой принадлежности.

Упражнение 1. Коллаж «Из чего же?» .

Подросткам предлагается разделиться на 2 подгруппы ;

" Мальчики" и «Девочки» .

При помощи подручных средств подростки создают внутреннее отражение мужской и женской сущности. Идёт обсуждение ;

" Из чего сделаны девочки?", «Из чего сделаны мальчики?» .

Необходимо найти не только различие, но и сходство.

Упражнение 2. «Секреты» .

На листке бумаги написать свой секрет, но не подписываться, а сложить пополам и положить в коробочку. Затем любой подросток берёт любую бумажку и читает как свой секрет.

Важно: — чтобы подростки были уверены, что никто не узнает, что это его секрет.

Упражнение 3. «Наши вопросы» .

Подросткам предлагается написать вопросы, которые его волнуют. При теме: «Полоролевая идентификация» .

целесообразно разделиться на группы. Вопросы сложить в коробочку. Результат: — проведение беседы, представления подростков об идеале мужчины и женщины.

Занятие 3.

Полоролевая идентификация и выстраивание отношений с противоположным полом. (Продолжение).

Цель: — Сформировать адекватное восприятие образа мужчины или женщины, помочь в осознании своей половой принадлежности.

Упражнение 1. «Два мира» .

Группа делится на две части: «Мальчики-девочки» .

Подгруппы становятся лицом друг к другу и по очереди говорят друг другу такие фразы:

— Мне нравится быть мужчиной, потому что…

Мне нравится быть женщиной, потому что…

Мне хочется быть… потому что…

Мне трудно быть… потому что…

Я горжусь, что я… потому что…

Я завидую …, потому что…

Мне не нравится в (противополжный пол)…

Хорошо быть …, потому что…

Упражнение 2. «Кода я стану взрослым…» .

Упражнение позволяет задуматься о том, с какими надеждами, тревогами связано для подростков предстоящее превращение в мужчину или женщину, и чего они хотели бы достичь в будущем.

На доске ведущий прикрепляет фотографии мужчин и женщин различных профессий. Подростки определяют, чем занимается тот или иной человек, прикреплённый на доске.

Вопросы к подросткам:

  • -На кого хотели бы быть похожими?
  • -Чем привлекает та или иная профессия?
  • -Сможешь ли ты стать таким?
  • -Что для этого нужно?
  • -На кого не хотели быть похожими?
  • -Почему?

При обсуждении акцентируется внимание на том, каким подростки видят своё будущее, насколько их мечты исполнимы.

Занятие 4.

Выбор партнёра и качества будущего избранника.

Цель: Составить представление о будущем избраннике, проанализировать, какие качества противоположного пола наиболее ценны и значимы.

Упражнение 1. «Доска объявлений» .

Для этого упражнения подбираются рекламные издания, в которых есть брачные объявления. Эти объявления рассматриваются в группе, выясняется, какие объявления понравились, почему. Уточняется, какие человеческие качества наиболее ценны в семейной жизни.

Подростки делятся на группы по 4−5 человек. Практика составления собственных брачных объявлений. (Найти те качества, которые будут ценны для окружающих).

Упражнение 2. «Ищу друга» .

Все подростки составляют объявления о себе, но анонимно. Объявления вывешиваются на доску. Все знакомятся с объявлениями. На понравившемся объявлении оставляют пометку. Появляются объявления-лидеры.

Анализ: — Почему? Уточняется, какие качества привлекают людей в человеке.

Итог: — Сочинение на тему: «Каким бы вы хотели видеть своего избранника?» .

Упражнение 3. «Ценности» .

Участники определяют для себя, что является важным при выборе партнёра, и что может обеспечить стабильность брака.

Обсуждение.

Занятие 5.

Формирование представлений о своей будущей семье.

Цель: Обеспечение знакомства со сферой семейно-брачных отношений.

Упражнение 1. «Моя семья» .

Группа делится на «семьи» (необязательно определённое количество человек). Задание: Определиться, каков состав семьи, распределить семейные роли и возраст каждого члена семьи, чем занимается каждый член семьи, чем увлекается. Какую одежду любит носить, какой у каждого характер. Члены семьи совместно решают, где проводят выходные дни, как распределяются семейные обязанности, кто глава семьи. Каждая семья придумывает отличительные черты, которые отличают их от других семей. Каждая семья придумывает свою атрибутику, выбирает девиз семьи, герб, традиции.

Представление семей, обсуждение.

Упражнение 2. «Связанные одной цепью» .

Необходимо 4 верёвки длиной 1 м. и 6 верёвок длиной 4−6 м.

Участники обвязывают вокруг пояса себя короткой верёвкой и после этого каждый привязывает к своей верёвке конец длинной так, чтобы быть связанным с каждым участником.

Не должен быть свободным ни один конец верёвки. («Незримые узы»). Моделируются семейные отношения: каждый зависит от других членов семьи, от их поведения, поступков, в такой же мере другие члены семьи связаны с твоими поступками, с твоим поведением.

При обсуждении ситуации задаются следующие вопросы:

  • -На сколько ты чувствовал себя связанным с другими?
  • -Что семье удалось сделать в таком состоянии, и где при этом находился ты?

Упражнение 3. «Обязанности» .

Кто в семье должен выполнять те или иные обязанности?

Заполнить следующую таблицу:

Обязанности.

Только жена.

Жена при поддержке мужа.

Жена с помощью мужа.

Жена и муж поровну.

Муж с помощью жены.

Муж при поддержке жены.

Только муж.

Покупка продуктов питания.

Заготовка продуктоввпрок.

Приготовление пищи.

Ежедневная уборка квартиры.

" Малая" стирка.

" Большая" стирка.

Ремонт бытовых приборов.

Сопровождение детей в детские дошкольные учреждения.

Посещение родительских собраний.

Помощь детям при подготовке уроков.

Игры с детьми.

После заполнения таблицы — обсуждение.

Занятие 6.

Формирование представлений о своей будущей семье. (Продолжение).

Цель: — Обеспечение знакомства со сферой Семейно-брачных отношений.

Упражнение 1. «Коллаж» .

Создание коллажа «Моя семья сейчас» .

Создание коллажа «Моя семья в будущем». — Собственная.

Упражнение 2. «Идеальная семья» .

Цель: — Составить представление у подростков о благополучной семье, о правильных взаимоотношениях в семье между мужем и женой, между родителем и ребёнком, между детьми.

Высказывания детей на заданную тему, обсуждение высказываний. Приход к общему мнению.

Упражнение 3. «Позаботься о себе» .

Упражнение заключается в подстройке двух участников друг к другу и может использоваться как аналогия семейной жизни.

В парах: сначала, прислонившись друг к другу, надо найти максимально удобное для себя положение, чтобы тело ощутило расслабленность, чтобы стало удобно и комфортно обоим. (Так и в семье: удобно и комфортно должно быть каждому).

Далее к каждой паре присоединяется третий — ребёнок. Теперь удобно должно быть не двоим, а троим, а это намного сложнее.

Занятие 7.

Формирование представлений о своей будущей семье. (Продолжение).

Цель: Обеспечение знакомства со сферой семейно-брачных отношений.

Упражнение 1. «Маленький ребёнок» .

Упражнение проводится в виде сценки. Семья из 3 человек: мама, папа, ребёнок.

Ребёнок не может говорить, он общается с родителями при помощи жестов и звуков. Ведущий тихо говорит ребёнку, что он должен объяснить родителям, чего он хочет. Родители пытаются понять, что хочет объяснить им малыш.

Упражнение 2. «Семейное событие» .

Упражнение проводится в виде круглого аквариума: создаётся два круга, внутренний и внешний.

Внутренний круг — семья, внешний круг — зрители. Ведущий предлагает какую-либо ситуацию. Внутренний круг проигрывает её. Внешний круг наблюдает. Обсуждение: — Как повёл себя каждый из членов семьи, предлагаются собственные возможные выходы из ситуации, свои решения данной проблемы.

Затем круги меняются местами. Предлагается следующая ситуация.

Упражнение 3. «Сценки из жизни семьи» .

Подростки делятся на 2 подгруппы и по очереди проигрывают сценки из семейной жизни. Сценки могут быть со словами, без слов, большое внимание уделяется мимике и другим средствам общения, которые выражают отношения, чувства.

Занятие 8. Заключительное.

Цель: Закрепить полученные знания, Социальные навыки, которые подростки приобрели в результате занятий.

Занятие проводится в виде беседы, в процессе которой выясняется, какие моменты подросткам наиболее запомнились,

понравились и пригодятся в дальнейшем. Что необходимо изменить, какие упражнения необходимо добавить, какие вопросы затронуть в дальнейшем при работе с другими подростками.

Активные формы работы по профилактике употребления ПАВ.

Тема: СМИ против подростковой наркомании.

Цель: Формирование у подростков осознанного негативного отношения к наркотикам.

Краткие советы по проведению.

Для проведения конкурса газет подростков необходимо разделить на группы по 5 человек. Соответственно расставить столы. Приготовить визитки всем участникам игры, для каждой микро группы отдельно:

Главный редактор газеты Корреспондент Художник Психолог-нарколог Сатирик Подготовить таблички с надписью:

Компетентное жюри Редакция газеты «СПИД-инфо» .

Редакция газеты «Он и она» .

Редакция газеты «Познай себя» .

Каждой микро группе нужен нужен лист формата А3, пишущие принадлежности, а также 3 конверта с письмами детей, попавших под наркозависимость.

Поэтапное описание.

Содержание подготовительного этапа:

Рекомендуется предварительная встреча с медицинским работником, занимающимся проблемами детской наркомании.

Описание основного содержания деятельности:

" Делегация из Москвы" с акцией «Береги себя!» приветствует учащихся!

  • 1 ведущий: — Здравствуйте, ребята! Мы, делегация из Москвы, приехали к вам с акцией «Береги себя!». Эта акция направлена на профилактику злоупотребления психоактивными веществами детей и подростков. Наркомания является одной из главных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в борьбе за здоровье и выживание нации.
  • 2 ведущий: — Эта проблема сейчас особенно актуальна, так как резко возросло число подростков, употребляющих наркотики.

Гибнут молодые люди в мирное время, и это страшно! Пробовали наркотики порядка 35% от общего количества подростков, проживающих в нашей стране. По данным медиков, приобщение к наркотикам начинается с 10 лет у 31% детей, 78% подростков стали употреблять наркотики под влиянием друзей и знакомых.

  • 3 ведущий: — Наркомания становится моложе: средний возраст среди мальчиков снизился до 14,2 лет, для девочек — до 14,6 лет. В последние годы число смертных случаев от передозировки наркотиков увеличилось среди взрослого населения в 12 раз, среди детей — в 42 раза. Рост наркомании резко обостряет проблему СПИДа. Подсчитано, что каждый наркоман вовлекает в наркозависимость от 10 до 15 человек в год.
  • 1 ведущий: — Пристрастие формируется в юном возрасте в 6−8 раз быстрее, чем у взрослых. Сегодня в России наркотики принимают более 400 тыс. человек. По мнению экспертов, реальная численность потребителей наркотиков в России превышает этот показатель в 8−10 раз.
  • 2 ведущий: — Ребята, наша основная цель приезда к вам — узнать мнение каждого из вас по этой страшной опасности — наркомании.
  • 3 ведущий: — Мы предлагаем вам создать возможные эскизы молодежных газет, затрагивающих эту проблему, причём, газета должна быть увлекательной, вызывающей желание прочитать её всю.
  • 1 ведущий: — Вы будете представлять несколько газетных редакций, таблички с названиями газет стоят у вас на столах.

Распределение ролей, объяснение функции каждой роли:

Главный редактор газеты (отв. за презентацию газеты) Корреспондент (представляет мнение членов группы по данной проблеме).

Художник (оформляет идеи ребят в набросках, эскизах).

Психолог-нарколог (отвечает на письмо, пришедшее в редакцию, вовлекая в обсуждение всю группу) Сатирик (с сатирической точки зрения подходит к проблеме наркомании).

Подростки получают визитки с названием их ролей.

Время для создания эскиза молодёжной газеты — 25минут.

В группах необходимо совещаться, советоваться. Можно организовать работу консультационного пункта, в который войдут приглашенные специалисты, педагоги, родители.

2 ведущий: — Подошло время для презентации наших молодёжных изданий. Жребий поможет определить порядок выступления команд.

Каждая группа представляет свою газету. Идёт обсуждение выступлений. В это время — номер худ. самодеятельности.

Объявляются итоги. Награждение победителей.

Разработка.

" Курить — здоровью вредить!" .

Цели: — Обобщить знания подростков о вреде курения с точки зрения анатомии и физиологии человека.

Воспитывать культуру поведения, формировать навыки личной гигиены.

Способствовать росту самосознания подростков, развивать умение анализировать и применять полученные знания в жизни.

План занятия:

Организационный момент.

Работа с текстом «Что мы знаем о курении?» .

Сообщение материала о процессе курения и его вредных последствиях для растущего организма.

Проведение игры «Вы рискуете своими лёгкими» .

Подведение итогов.

Ход занятия:

Педагог сообщает тему занятия и его цель.

С помощью теста (приложение 1) выясняет общие знания подростков о табакокурении, подводит их к мысли об ответственности перед собой, окружающими, перед своей будущей семьёй.

Акцент при этом делается на здоровье близких людей, друзей, вынужденных участвовать в так называемом пассивном курении.

Что же происходит при курении табака?

При курении табака часть его сгорает, дым, втягиеваемый курильщиком, содержит никотин, окись углерода, частицы синильной кислоты и другие вещества. Самое ядовитое — никотин, пары которого проникают в организм и вызывают сначала возбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы, сужает кровеносные сосуды, раздражает слизистые оболочки. В больших дозах никотин вызывает судороги и смерть. Только потому, что никотин поступает в организм не сразу, а небольшими дозами, курильщик не получает острого отравления. Оно происходит постепенно. Возникают расстройства пищеварения, сердечно-сосудистые и раковые заболевания. Чем ниже сорт табака, тем больше в нём никотина.

Физиологические последствия курения можно наглядно показать, используя демонстрационный прибор для курения. Он позволяет увидеть, как смолистые вещества немедленно проникают в рот и лёгкие, какой след там оставляют.

Для изготовления прибора используются: пластиковая бутылка с крышкой (из под моющего средства), резиновая трубка длиной 5 см., ватные шарики, пластилин, сигарета (лучше без фильтра), спички.

В крышке пластиковой бутылки проделать отверстие размером с диаметр трубки, Вставить трубку и замазать щель пластилином. В один конец трубки вставить ватный шарик, в другой — сигарету. Завернуть крышку. Демонстрационный прибор готов.

Сжав бутылочку, выдавить из неё часть воздуха. Зажечь сигарету и начать равномерно ослаблять давление на бутылку. Сигарета начнёт дымиться. На дно бутылочки можно положить ватные шарики. В этом случае после демонстрации часть смолистых веществ осядет на стенках бутылки, и шарики окажутся светлее.

После показа учитель задаёт вопросы: как выглядит ватный шарик после эксперимента? Как выглядят стенки бутылки? Как, по вашему мнению, выглядят лёгкие курильщика?

Подростки делают выводы, описывая влияние табачной смолы на живую ткань.

Затем педагог предлагает создать словесный портрет курильщика. Главный акцент при этом можно сделать на внешних проявлениях табакокурения. (Возможное повреждение слизистой оболочки губ, языка, неба, горла, что неблагоприятно сказывается на вкусовых ощущениях; появление сухого кашля, неприятного запаха изо рта, ухудшение обоняния, преждевременное образование морщин на лице, пожелтение зубов, нарушение нормального дыхания, снижение выносливости, снижение сопротивляемости организма к различным заболеваниям.). Таким образом, из-за курения человек теряет привлекательность, у него ухудшается здоровье.

Закрепление материала: — Игра «Вы рискуете своими лёгкими» .

В игре участвуют 3−4 команды, каждая из которых имеет капитана.

Педагог зачитывает вопрос, на который отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку. За правильный ответ команда получает 10 баллов, если ответ неправильный, право ответа переходит к другой команде.

За неправильный ответ команде присуждается «Дефект», т. е. «жёлтые зубы курильщика», «прокуренные волосы» и т. д. Команда, получившая три «дефекта», выбывает из игры.

В конце занятия учащихся можно попросить письменно ответить на вопрос, что из увиденного и услышанного их больше всего удивило или встревожило.

По материалам журнала:

" Воспитание школьников" № 7, 2000 г.

Приложение 3.

Тест «Что мы знаем о курении?» .

При ответе на вопрос, напишите сбоку слово «верно» или «неверно» .

Подростки курят, чтобы «быть как все» .

Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.

Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.

В лёгких человека, выкуривающего по пачке сигарет в день, оседает 1 литр табачной смолы за год.

Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.

Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушились нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в лёгких.

Большинство курящих получают удовольствие от курения и не собираются бросать курить.

Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.

Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.

Нет ничего страшного в том, что подростки «балуются» сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратится в привычку.

Ответы для проверки правильности заполнения теста:

Верно Верно Неверно Верно Неверно Неверно Неверно Верно Неверно Неверно Приложение 4.

Вопросы к игре «Вы рискуете своими лёгкими» .

Вопрос: При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как он называется?

Ответ: Угарный газ. Это ядовитый газ, который соединяясь с красными кровяными тельцами, уменьшает количество кислорода, переносимого кровью.

Вопрос: Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения?

Ответ: Сердце. Курение является одной из основных причин заболеваний сердца.

Вопрос: Верно или нет, что физические упражнения сводят на нет пагубное воздействие курения?

Ответ: Неверно. Спорт ни в коей мере не нейтрализует вреда, причинённого курением организму.

Вопрос: Какова главная причина бытовых пожаров, сопровождающихся гибелью людейэлектроприборы, воспламеняющиеся химические препараты или сигареты?

Ответ: Сигареты.

Вопрос: Если человек выкуривает пачку сигарет в день на протяжении года, сколько смолы оседает в его лёгких?

Ответ: Около 1 литра.

Вопрос: Верно или нет, что табакокурение вызывает сильное привыкание?

Ответ: Верно. Курение порождает как физическую, так и психологическую зависимость, это одна из причин, почему так трудно бросить курить.

Вопрос: Назовите хотя бы одну из причин, почему курение опасно для беременных женщин?

Ответ: Увеличивается риск рождения детей с недостаточным весом, самопроизвольных выкидышей, гибели плода и смерти младенца с 28-й недели внутриутробной жизни по 7-е сутки жизни новорожденного.

Вопрос: Что означает выражение «пассивное курение» ?

Ответ: Пассивное курение (вынужденное курение) состоит в том, что некурящие вдыхают сигаретный дым окружающих их курильщиков. Особенно опасно это для больных, страдающих астмой, заболеваниями сердца и органов дыхания.

Вопрос: Назовите три причины, по которым подростки предпочитают не курить.

Ответ: Во-первых, дурной запах; во-вторых, некурящие друзья; втретьих, некурящие родители.

Вопрос: Какие проблемы типичны для детей курильщиков?

Ответ: Повышенная заболеваемость бронхитом, пневмонией и др.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой