Технологическая карта урока осуществления полного цикла проектной деятельности по теме «Органы кровообращения»
Разрабатывают план проектной деятельности по созданию модели: необходимо выяснить виды и особенности строения сосудов в связи с выполняемыми функциями; изучить строение сердца; рассмотреть и составить схему большого круга кровообращения; рассмотреть и составить схему малого круга кровообращения; сделать вывод и объяснить, почему кровь движется по замкнутой системе сосудов только в одном… Читать ещё >
Технологическая карта урока осуществления полного цикла проектной деятельности по теме «Органы кровообращения» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Раздел. Транспорт веществ.
Урок 1. «Органы кровообращения».
Тип: урок осуществления полного проектного цикла проектной деятельности.
Вид урока: урок-проект.
Познавательная деятельность: фронтальная, групповая.
Планируемые результаты урока:
- 1) предметные:
- — знают строение органов кровообращения;
- — сравнивают и находят отличия артерий, вен, капилляров;
- — описывают сущность малого и большого круга кровообращения;
- — анализируют и оценивают факторы риска, связанные с переливанием крови;
- — описывают строение сердца, используя модель;
- — объясняют роль створчатых и полулунных клапанов в работе сердца.
- 2) метапредметные:
- — регулятивные УУД:
- • понимают и формулируют проблему с помощью учителя;
- • формулируют самостоятельно или под руководством учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы;
- • планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;
- • самостоятельно оценивают правильность выполнения действий;
- • вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- • самостоятельно контролируют свое время и управляют им;
- — коммуникативные УУД:
- • работают в группах — распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами;
- • выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;
- — регулятивные УУД:
- • высказывают собственную точку зрения, доказывают или опровергают ее;
- • слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;
- — познавательные УУД:
- • анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую;
- • строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Личностные цели:
- — осознание того, что здоровье — это главная ценность человека;
- — понимание значения знаний о строении и функциях сердечнососудистой системы человека для собственного здоровья.
Предметное содержание урока: учащиеся расширяют знания о строении и функциях органов кровообращения; описывают строение кровеносных сосудов в связи с выполняемыми функциями; расширяют знания о кругах кровообращения; делают выводы о функциях органов кровообращения.
Оборудование: таблицы «Эволюция кровеносной системы», «Строение сердца», «Большой и малый круги кровообращения», разборная модель «Сердце».
Деятельностное содержание урока.
Этапы проектной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Средства | Результат |
Подготовительный этап | ||||
Актуализация знаний. | Формулирует вопросы учащимся.
| Отвечают на поставленные вопросы: сердце, сосуды — артерии, вены, капилляры. Рассматривают рисунок и отвечают на вопрос: «Эволюция системы органов кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной кровеносной системы, обеспечивающей всем клеткам тела необходимые для их жизни условия». | Экспресс; опрос. | Выявлена граница. «знаниянез; нания". |
Проектировочный этап | ||||
Проблемати; зация. | Организует действия учащихся по выявлению и формулировке проблемы. Почему это происходит? | Совместно с учителем формулируют проблему: «Почему, с одной стороны, эволюция системы органов кровообращения хордовых шла по пути усложнения, становясь высокоспециализированной, с другой — сегодня самая высокая смертность людей связана с заболеваниями органов сердечнососудистой системы Сданные ВОЗ)?». Формулируют и перечисляют причины смерти, вызванные заболеваниями сердечно-сосудистой системы: стрессы, неправильное питание, пагубные привычки, недостаточно знаний для сохранения здоровья сердечно-сосудистой системы. | Мозговой штурм. | Сформуливана проблема. |
Этапы проектной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Средства | Результат |
Конкретизация проблемы. | Подводит к частной проблеме, отвечающей теме урока: «Наше тело опутано густой сетью кровеносных сосудов, пронизывающих каждый сантиметр тканей. Это кровеносная система — дорога, несущая кислород, питание и тепло каждой клетке нашего организма». «Почему кровь движется по замкнутой системе сосудов только в одном направлении?». | Приходят к выводу: чтобы ответить на этот вопрос, необходимо изучить особенности кровеносной системы человека в связи с выполняемой функцией. | ||
Целеполагание. | Создает условия для формулировки цели на основе сформулированной проблемы. | Формулируют цель проекта: создать модель «Строение и функции органов кровообращения». | Сформулирована цель проекта. | |
Планирование деятельности. | Организует действия учащихся для разработки плана учебной деятельности на уроке. Формулирует поясняющие вопросы для реализации цели. | Разрабатывают план проектной деятельности по созданию модели: необходимо выяснить виды и особенности строения сосудов в связи с выполняемыми функциями; изучить строение сердца; рассмотреть и составить схему большого круга кровообращения; рассмотреть и составить схему малого круга кровообращения; сделать вывод и объяснить, почему кровь движется по замкнутой системе сосудов только в одном направлении. | Маркеры, маркерная доска. | Разработан план действий. |
Этапы проектной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Средства | Результат |
Деление на группы и распределение обязанностей между членами группы. | Создает условия для деления учащихся по группам. | Делятся на пять групп по желанию. В каждой группе выбирают руководителя. | Сформированы пять групп. | |
Концептуализация. Моделирова-ние. | Организует работу в группах по созданию модели будущего проекта. | Обсуждают проектный продукт, приходят к единому мнению. Общая модель: строение органов кровообращения в виде кластера, изображенного на бумаге и на маркерной доске. Перваяя группа: «Строение и функции кровеносных сосудов» в виде таблицы. Вторая группа: «Строение сердца» в виде модели из пластилина и схемы. Третья группа: «Схема БКК» в виде аппликации и схемы Четвертая группа: «Схема МКК» в виде аппликации и схемы. Пятая группа: «Органы кровообращения, их функции» в виде схемы. Выполняют проектные задания. Изучают и анализируют информацию. Выделяют главное. Структурируют в логическую схему или в таблицу, изготавливают проектный продукт. | «Дерево мнений». | Создана модель проектного продукта. |
Этапы проектной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Средства | Результат |
Выработка критериев оценивания проекта. | Организует работу по созданию критериальной базы. |
< 12 баллов — «2». | Создана критериальная база оценива-ния проекта. | |
Этап реализации | ||||
Создание проектного продукта. | Организует работу в группах, консультирует, направляет деятельность учащихся для достижения поставленной цели с помощью проектных заданий. | Изучают и анализируют информацию. Выделяют главное. Структурируют в логическую схему или таблицу. Выполняют проектные дифференцированные задания-ориентиры. | Проектные задания, интернет; источники, ЦОР. Нитки цветные. Пластилин. | Решение пяти мини; проектных заданий, которые образуют общую модель. |
Этапы проектной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Средства | Результат |
Презентация полученного проектного продукта. | Создает условия для презентации полученных образовательных продуктов. Участвует в обсуждении. | Презентуют полученные проектные продукты. Обобщают материал в общий проектный продукт и делают выводы урока: сердце придает движение крови благодаря своим сокращениям, которые достигаются благодаря сердечной мышце. Сердце человека четырехкамерное, как у всех млекопитающих, состоит из двух предсердий и двух желудочков. Односторонний ток крови обеспечивают створчатые и полулунные клапаны, которые открываются под давлением крови только в одном направлении. | Маркерная доска, маркеры. | Проектные продукты. |
Заключительный этап. Оценивание качества проектного продукта. Рефлексия | ||||
Оценивание качества проектного продукта и рефлексия действий в проекте его создателей. | Организует обобщение знаний и выполненных действий. Создает условия для оценивания результатов на основе критериальной базы. Организует рефлексию:
| Описывают и оценивают свои результаты (по критериям оценивания) при выполнении проекта. Осознают собственные действия: определяют, что получилось, что нет. Намечают план действий на преодоление затруднений. | Лист оценивания проектного продукта. | Оценены минипроекты. Осуществлена рефлексия. |
Д/з: с. 149—152 изучить, вопр. 1—8 на с. 152 — ответить. Закончить творческие проекты. |
Урок 1. «Органы кровообращения».
Проектное задание 1. Группа 1.
Задание 1 (базовый уровень).
Закончите предложения.
Сердце сокращается и выбрасывает кровь в сосуды, которые пронизывают все наше тело. Среди них различают артерии, … и … Стенки сосудов (артерий и вен) состоят из трех слоев…, стенки капилляров состоят…
Артерии — это сосуды, по которым кровь течет…
Вены — это сосуды, по которым кровь течет…
Капилляры — это … сосуды, которые участвуют…
Задание 2 (повышенный уровень).
Внимательно рассмотрите рисунок и скажите: чем строение артерий отличается от строения вен и капилляров? Систематизируйте полученные знания в виде схемы или таблицы.
Найдите ошибки в тексте.
- 1. Сердце человека — это трехкамерный мышечный орган.
- 2. Оно находится в околосердечной сумке, состоящей из соединительной ткани, внутри которой находится жидкость, уменьшающая трение при сокращениях.
- 3. Сердечная мышца сильнее развита в правом желудочке, так как он качает кровь по большому кругу кровообращения.
- 4. Между правым и левым желудочками находится межжелудочная перегородка, поэтому кровь в большом круге смешанная.
Проектное задание 2. Группа 2.
Предсердия и желудочки каждой половины сердца сообщаются между собой. На границе между ними имеются… Они устроены так, что пропускают кровь только в сторону желудочков, препятствуя обратному кровотоку. Благодаря этому кровь может двигаться.
Проектное задание 3. Группа 3.
Задание 1 (базовый уровень). Внимательно рассмотрите рисунок, назовите и покажите на рисунке отделы сердца и сосуды большого круга кровообращения (БКК).
Закончите предложения:
Большой круг кровообращения начинается от…
Насыщенная кислородом (артериальная) кровь поступает …, а из нее — в …
По артериям кровь идет к …,…, …
Там артерии распадаются на …
Через тонкие стенки капилляра артериальная кровь отдает клеткам тела … и …, а забирает от них … и …, становясь …
Венозная кровь по … поступает в … предсердие, где заканчивается большой круг кровообращения.
Артериальная кровь — это …, венозная — …
Задание 2 (повышенный уровень). Составьте схему большого круга кровообращения.
Задание 3. (творческий уровень) Используя картон, синие, красные нитки, пластилин, соленое тесто, создайте модель большого и малого кругов кровообращения.
Проектное задание 4. Группа 4.
Задание 1 (базовый уровень).
Внимательно рассмотрите рисунок, назовите и покажите на рисунке отделы сердца и сосуды малого круга кровообращения (БКК).
Закончите предложения:
Малый круг кровообращения начинается от сердца. … кровь по легочным артериям поступает в … В легких артерии образуют густую … сеть, здесь происходит … Кровь насыщается … и освобождается от … Из венозной кровь превращается в … По легочным … артериальная кровь поступает в … предсердие, где заканчивается малый круг кровообращения. Из левого предсердия кровь поступает в …, а от него вновь направляется по … большого крута кровообращения. Артериальная кровь — это кровь … Венозная кровь — кровь …
Задание 2 (повышенный уровень).
Составьте схему МКК.
Задание 3 (творческий уровень).
Используя картон, синие, красные нитки, пластилин, соленое тесто, создайте модель большого и малого кругов кровообращения.
Проектное задание 5. Группа 5.
Задание 1 (базовый уровень).
Задание 2 (повышенный уровень).
Изучите внимательно схему, прокомментируйте ее и сделайте вывод о значении кровообращения в жизни человека.
ббб.
Задание 3 (творческий уровень).
Прочитайте слова безымянного древнеегипетского врача и прокомментируйте смысл этих слов:
«К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них?».