Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Лекция 13-0, 06 кредитов (2 часа). Сертификация систем качества и производств. 
Экологическая сертификация. 
Аудит качества

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Инспекционный контроль проводится комиссией, в состав которой входит эксперт, могут включаться представители Технического центра Регистра и другие специалисты. По результатам инспекционного контроля составляется Акт, в котором указывают о проведении организацией корректирующих действий по устранению малозначительных несоответствий (если они были обнаружены), выявленных при проведении сертификации… Читать ещё >

Лекция 13-0, 06 кредитов (2 часа). Сертификация систем качества и производств. Экологическая сертификация. Аудит качества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Регистр систем качества, его составляющие и функции. ГОСТ Р 40.001−95 — сертификация систем качества. Правила, порядок и этапы сертификации систем качества. Последовательность проведения инспекционного контроля сертифицированных систем качества и производств. Объекты аудита. Принципы единообразия, системности, документированности, предупредительности, регулярности, независимости и открытости в аудите. Виды аудитов. ИСО 9000 и ИСО 14 000.

Системы менеджмента качества (СМК) и процессы производства являются объектами добровольного подтверждения соответствия, т. е. добровольной сертификации.

Сертификация системы менеджмента качества или производства предприятия способствует улучшению качества работы и продукции, уменьшению издержек производства, удовлетворению требований заказчиков и повышению конкурентоспособности организации.

Сертификация систем качества и производств в РФ осуществляется в соответствии с:

ГОСТ Р 40.001−95 «Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации»;

ГОСТ Р 40.003−2000 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества и сертификация производств»;

ГОСТ Р 40.005−2000 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами».

Регистр систем качества представляет собой систему добровольной сертификации, построенную в соответствии с действующим законодательством РФ, правилами по сертификации, государственными стандартами, а также международными и европейскими правилами и процедурами, базирующимися на стандартах ИСО серий 9000 и 10 000, EN 45 012, Руководствах ИСО/МЭК 2, 61 и 62. Регистр систем качества должен обеспечить добровольную сертификацию СМК.

Регистр органически включен в состав Системы сертификации ГОСТ Р, которая в качестве национальной системы сертификации уже признана в России и в странах дальнего и ближнего зарубежья. Возглавляется Регистр систем качества Техническим секретариатом. В Регистре осуществляются:

  • — сертификация систем менеджмента качества;
  • — сертификация производств;
  • — инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами;
  • — международное сотрудничество в области сертификации систем качества в интересах взаимного признания результатов сертификации.

Деятельность Регистра направлена на достижение следующих целей:

формирование и реализация политики в области сертификации систем качества и сертификации производств;

удовлетворение потребностей организаций в сертификации систем качеств и сертификации производств в интересах повышения конкурентоспособности продукции, расширения и завоевания рынков сбыта и др.;

обеспечение работ по сертификации систем качества и производств при сертификации продукции в Системе сертификации ГОСТ Р;

гармонизация деятельности по сертификации систем качества с международными правилами и нормами.

Структура Регистра включает следующих участников:

Госстандарт России;

Технический центр Регистра (ТЦР);

Совет по сертификации систем качества и производств;

комиссия по апелляциям;

Научно-методический комитет Регистра;

органы по сертификации систем качества;

—держатели сертификатов.

Функции Технического центра Регистра следующие:

организация аккредитации и инспекционного контроля органов по сертификации СК;

участие в аккредитации органов по сертификации систем качества, сертификации экспертов;

организация публикации официальной информации о выданных сертификатах соответствия систем качества и сертификатов соответствия производств, о приостановлении или отмене действия сертификатов соответствия;

— осуществление сбора и анализа информации о работе Регистра.

Научно-методический центр Регистра имеет соответствующие секции по машиностроению, метрологии и др. Он организует и принимает участие в разработке нормативных и организационно-методических документов по сертификации систем качества и производств.

В случае успешной сертификации держателю сертификата на договорных условиях органом по сертификации предоставляется право на применение знака Регистра (Приложение 13). Знак Регистра может применяться в рекламных материалах, каталогах, бланках и др. Этот знак не допускается наносить на продукцию, тару, упаковку или применять таким образом, чтобы его можно было интерпретировать как знак соответствия продукции.

Сертификация системы качества — это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что система качества соответствует установленным требованиям. Госстандарт разработал и ввел в действие ГОСТ Р 40.001−95 «Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации», согласно которым осуществляется сертификация систем качества.

В частности, в этом документе говорится о том, что сертификация систем качества в РФ организуется и проводится для создания уверенности у потребителя продукции или услуги, руководства предприятий-изготовителей и других заинтересованных сторон в возможности предприятий и организаций обеспечить потребителя продукцией, соответствующей определенным требованиям.

Сертификация СК осуществляется:

в рамках обязательной сертификации продукции, если это предусмотрено схемой сертификации этой продукции;

в рамках добровольной сертификации продукции и систем качества.

Сертификация СК проводится:

органами, аккредитованными для этих целей в Системах сертификации;

юридическими лицами, взявшими на себя функции органа по добровольной сертификации СК и зарегистрировавшими Систему сертификации в Госстандарте России.

Нормативная база сертификации систем качества содержит:

требования к системам качества (ГОСТ Р ИСО 9004−2001, QS 9000 и др.);

правила и процедуры проверки и оценки систем качества (ГОСТ Р ИСО 10 011−1, ГОСТ Р ИСО 10 011−3);

требования к персоналу, осуществляющему сертификацию систем качества (ГОСТ Р ИСО 10 011−2, ПР 50.3.001−94);

требования к органам по сертификации систем качества (ГОСТ Р ИСО/МЭК 62).

Основными целями проведения сертификации систем качества являются:

подтверждение соответствия системы качества требованиям, установленным в соответствующих нормативных документах (ГОСТ Р ИСО 9004−2001, QS 9000 и др.);

подтверждение заявленных поставщиками возможностей стабильно выпускать продукцию или услуги запланированного качества в установленные контрактами (договорами) сроки и в запланированных объемах;

создание уверенности у потребителей, руководства поставщиков и других заинтересованных сторон в возможности поставщиков обеспечить продукцией (услугами), соответствующей установленным требованиям;

создание объективных оснований для принятия соответствующих решений по сертификации продукции.

Объектами проверки и оценки системы качества являются:

деятельность по обеспечению качества;

состояние производственной системы;

качество продукции или услуги.

Проверку СК осуществляет комиссия, в состав которой входят эксперты по сертификации систем качества, продукции, производства, специалисты по метрологии, испытаниям и др.

В целях максимальной гармонизации с зарубежными системами сертификации систем качества Госстандартом России готовятся документы, необходимые для присоединения к QSAR — Международной системе признания результатов оценки систем качества ИСО/МЭК. Главная цель союза — исключить необходимость повторных сертификации систем качества путем взаимного признания результатов сертификации между членами союза.

Производство — совокупность технологических систем и систем обеспечения их функционирования (технического обслуживания и ремонта, метрологического обеспечения и т. п.), предназначенная для изготовления продукции определенного наименования (вида).

Сертификация производства — это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что состояние производства соответствует установленным требованиям и способно обеспечить стабильность конкретных характеристик продукции или работ в соответствии с нормативными документами.

Целью проведения сертификации производства является определение его соответствия требованиям, обеспечивающим стабильность характеристик изготовляемой продукции, установленных в нормативной документации на выпускаемую продукцию и контролируемых при сертификации. При сертификации производства проводится проверка соответствия норм, правил и мероприятий по обеспечению качества и безопасности продукции, реализуемых в процессе производства.

В перечень документов, представляемых в орган по сертификации для предварительной оценки производства, включены следующие документы:

Структурная схема организации с указанием административных и инженерных служб, основных и вспомогательных подразделений (цехов и участков).

Стандарты организации применительно к сертифицируемому производству:

контроль и испытания;

управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием;

управление несоответствующей продукцией;

корректирующие и предупреждающие действия;

погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковывание, консервация и поставка продукции;

управление регистрацией данных о качестве;

статистические методы.

Перечень основных потребителей продукции с указанием наименования организаций, почтового адреса, должности руководителя, ФИО руководителя поставляемой продукции.

Перечень выпускаемой продукции, применительно к которой сертифицируется производство с указанием государственных стандартов, технических условий и др. нормативных документов.

Перечень методик и программ испытаний готовой продукции.

Копии справок (отчетов) о качестве выпускаемой продукции (за 1−3 года).

Сведения о проверках продукции специальными государственными контрольно-надзорными органами.

Сведения о подразделении, проводящем приемо-сдаточные и периодические испытания продукции.

Перечень специальных процессов.

10. Перечень дефектоносных технологических процессов и операций.

Объектами проверки при сертификации производства являются:

деятельность по управлению и обеспечению качества (в части сертификации производства);

состояние производственной системы;

качество продукции;

нормы, правила и мероприятия по обеспечению качества и безопасности выпускаемой продукции, установленные в нормативной документации.

Работы по сертификации производства подразделяют на следующие этапы:

организация работ (предсертификационный этап);

экспертиза исходных материалов, представленных заявителем;

составление программы проверки;

оформление сертификата;

инспекционный контроль за сертифицированным производством.

Объектом проверки в обязательном порядке должна быть система испытаний, обеспечивающая прямо или косвенно контроль всех характеристик продукции на соответствие требованиям, предусмотренным обязательной сертификацией продукции.

На основании представленных материалов Технический центр Регистра принимает окончательное решение о регистрации сертификата соответствия в Реестре Регистра и направляет его заявителю.

Срок действия сертификата соответствия производства должен быть согласован со сроком действия сертификата на продукцию. Срок действия сертификата устанавливается, как правило, не более 3 лет.

Инспекционный контроль за сертифицированной системой качества (производством) — это периодическая оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что система качества (производство) продолжает соответствовать требованиям, подтвержденным при сертификации.

Основные правила и порядок проведения инспекционного контроля, а также правила передачи работ по инспекционному контролю другим органам по сертификации изложены в ГОСТ Р 40.005−2000 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами».

Инспекционный контроль сертифицированных систем качества (производств) осуществляет орган (уполномоченный эксперт), проводивший работы по сертификации, по результатам которых выдан сертификат соответствия. Инспекционный контроль должен выявить, насколько изменилась система качества (производство) после сертификации или предыдущего контроля. Инспекционный контроль может быть плановым и внеплановым.

Плановый инспекционный контроль проводят не реже одного раза в год. Объектами планового инспекционного контроля являются:

система качества;

состояние производственной системы (производства);

результаты внутренних проверок системы качества;

качество продукции;

жалобы и рекламации;

использование ссылок на сертификат соответствия и знак соответствия;

любые изменения в деятельности проверяемой организации, которые могут повлиять на выполнение требований, предъявляемых при сертификации;

корректирующие действия по устранению несоответствий, выявленных при сертификации систем качества (производств) или при предыдущем инспекционном контроле в установленные органом по сертификации сроки;

нововведения.

Внеплановый инспекционный контроль проводят в следующих случаях:

получены претензии к качеству продукции организации, имеющей сертификат соответствия системы качества или производства;

существенно изменена организационная структура проверяемой организации, кадровый состав или система качества;

изменена конструкция продукции или технология производства, влияющая на показатели качества выпускаемой продукции.

Объекты внепланового инспекционного контроля определяют в зависимости от причины, вызвавшей необходимость проверки.

Инспекционный контроль проводится комиссией, в состав которой входит эксперт, могут включаться представители Технического центра Регистра и другие специалисты. По результатам инспекционного контроля составляется Акт, в котором указывают о проведении организацией корректирующих действий по устранению малозначительных несоответствий (если они были обнаружены), выявленных при проведении сертификации или предыдущего инспекционного контроля, рекомендации по улучшению системы, а также о соответствии или несоответствии проверяемой системы качества и фактическом состоянии других объектов инспекционного контроля. Кроме того, в Акте должны быть рекомендации о подтверждении, приостановлении или аннулировании действия сертификата и знака соответствия, об устранении малозначительных несоответствий (если они имеются) в согласованные с проверяемой организацией сроки. К Акту прилагают:

программу инспекционного контроля;

заполненные бланки регистрации несоответствий и уведомлений.

При отрицательных результатах инспекционного контроля орган по сертификации направляет Акт о результатах инспекционного контроля сертифицированной системы качества (производства) в Технический центр Регистра для принятия решения о приостановлении или аннулировании действия сертификата.

Действие сертификата соответствия подтверждается в следующих случаях:

отсутствуют нарушения правил использования сертификата и знака соответствия;

обнаружены малозначительные несоответствия, которые могут быть устранены в согласованные с руководством проверяемой организации сроки.

Действие сертификата соответствия приостанавливают или аннулируют в следующих случаях:

не устранены несоответствия, выявленные при сертификации и инспекционном контроле;

обнаружены значительные несоответствия, которые возможно устранить лишь в результате серьезной доработки в течение длительного периода;

существенно изменены организационная структура организации, конструкция продукции, условия производства, система качества, деятельность и местоположение организации;

нарушены правила применения сертификата и знака соответствия;

задержки финансирования работ по инспекционному контролю.

Аудит (проверка) — систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита (проверки) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (проверки) (ИСО 9000:2000).

Аудит качества обычно применяется для системы качества предприятия, для процессов или продукции.

В связи с введением новых стандартов серии ИСО 9000:2000, ориентированных на процессный подход, меняются цели и проведение аудита. В целях аудита ставятся такие задачи, как анализ на соответствие системы качества определенным нормам и процессам, так и проведение исследования эффективности процессов, а также выявление потенциала для улучшения. Поэтому при проведении такого аудита необходимо рассматривать схему процессов, их взаимосвязь, детальное описание процессов; выяснить, как включено улучшение процессов в планирование деятельности предприятия, каким образом руководство предприятия участвует в улучшении процессов, как на них воздействует, кто является собственником процессов, проводится ли систематический анализ процессов и т. д. Сущность аудита качества заключается в обследовании объектов и получении непредвзятой информации о деятельности в области качества и ее результатов, с тем, чтобы определить и зафиксировать степень их соответствия установленным требованиям. Аудит качества — аналитическая по своему характеру деятельность, осуществляемая в системе качества в соответствии с положениями международных стандартов ИСО 10 011.1-ИСО 10 011.3 (ГОСТ Р 10 011.1-ГОСТ Р 10 011.3).

Существует семь организационных принципов аудита СК:

Принцип единообразия: каждый конкретный аудит осуществляется по единой официально установленной руководством предприятия процедуре, что обеспечивает его упорядоченность, однозначность и сопоставимость.

Принцип системности: планирование и проведение конкретных аудитов по различным элементам (функциям, работам) СК должны осуществляться с учетом их установленной структурной взаимосвязи.

Принцип документированности: проведение каждого аудита определенным образом документируется, с тем, чтобы обеспечить сохранность и сравнимость информации о фактическом состоянии аудитируемого объекта.

Принцип предупредительности: каждый аудит планируется, и персонал аудитируемого подразделения заранее уведомляется о цели, области, времени и методах проведения аудита, с тем, чтобы дать возможность наиболее полно подготовиться к аудиту и исключить возможность уклонения персонала от предоставления и демонстрации всех требуемых данных.

Принцип регулярности: аудиты проводятся с определенной периодичностью, с тем, чтобы все элементы системы качества и все подразделения предприятия были предметом постоянного анализа и оценивания со стороны руководства предприятия.

Принцип независимости: проводящие аудит лица не должны нести непосредственной ответственности за проверяемую работу и не должны зависеть от руководителя аудитируемого подразделения, чтобы исключить возможность необъективных результатов аудита.

Принцип открытости: результаты каждого аудита должны носить открытый характер.

Как правило, различают три различных вида аудита качества:

аудит продукции;

аудит метода (процесса);

аудит системы качества.

Аудит продукции проводится с целью оценки эффективности мероприятий по управлению качеством для определенного вида продукции. При этом проверяется соответствие качества продукции требованиям заказчика, нормативно-технической документации, требованиям и документам по контролю и другим производственным документам. При этом оценивается эффективность, целесообразность и состояние документации.

Аудит метода (процесса) служит для оценки эффективности мероприятий по управлению качеством для определенного процесса. При этом взаимосвязанно проверяется соответствие качества процесса, например, технологическому регламенту, рабочим инструкциям, стандартам или методическим указаниям предприятия, инструкциям по проведению процесса, рецептурам, государственным стандартам, техническим условиям и требованиям заказчика. Здесь также проводится экспертиза состояния методической документации, ее целесообразности, ее эффективности.

Аудит системы качества служит для определения степени выполнения требований к системе менеджмента качества, а также для общей объективной оценки эффективности и документирования всей системы качества организации. Это систематический и независимый процесс, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность внедрения мероприятий и их пригодность поставленным целям.

Различают внутренние аудиты — «аудиты первой стороной» и внешние аудиты — «аудиты второй или третьей стороной». Внутренние аудиты проводятся обычно самой организацией или от ее имени для внутренних целей. Аудиты второй стороной проводятся сторонами, заинтересованными в деятельности организации, например, потребителями или другими лицами от их имени. Аудиты третьей стороной проводятся внешними независимыми организациями — аккредитованными органами по сертификации систем качества.

Внутренние аудиты качества проводятся обычно самой организацией (по инициативе руководства) для внутренних целей — аудирования своей собственной системы качества на основании соответствующих норм серии ИСО 9000 или ИСО 14 000. Результаты аудита включаются в анализ и оценку системы качества со стороны руководства. Внутренние аудиты качества служат в первую очередь повышению гарантии и улучшению способности предприятия обеспечить качество продукции.

Внешние аудиты качества служат преимущественно доказательству способности обеспечить качество продукции. Внешние аудиты качества проводятся, например, со стороны потребителей (аудит второй стороной) с целью проверки системы качества поставщика с помощью своих аудиторов. Если внешние аудиты проводятся независимой аккредитованной организацией, которая выдает сертификат на систему качества, то говорят о сертификационном аудите (аудит третьей стороной). Поэтому цели и задачи внутреннего и внешнего аудита различны.

[1], с.172−179; [2], с.328−333; 343−352; [3]; [7].

Лекция 14 — 0,06 кредитов (2 часа). Государственный контроль и надзор в области стандартизации. Обеспечение единства измерений и обязательной сертификации. Информационное обеспечение метрологии, стандартизации и сертификации Организации, осуществляющие государственный контроль и надзор. Контролируемые критерии. Плановые и внеплановые проверки. Требования к органам, осуществляющим государственный контроль. Значение и функции ВНИИКИ.

Государственный контроль и надзор проводится в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований в области стандартизации, подтверждения соответствия, качества и безопасности продукции (товаров), работ и услуг.

Проведение государственного контроля и надзора осуществляется следующими организациями:

Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии в лице структурного подразделения, в сферу ведения которого входят вопросы организации и проведения государственного контроля и надзора;

центрами стандартизации, метрологии и сертификации;

государственными научными метрологическими центрами.

Государственный контроль и надзор организуют и осуществляют государственные инспекторы:

— главный государственный инспектор РФ по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений и его заместители (Председатель Госстандарта РФ и его заместители);

главные государственные инспекторы субъектов (регионов) РФ по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений и их заместители (руководители центров стандартизации, метрологии и сертификации и их заместители);

государственные инспекторы по надзору за государственными стандартами и (или) обеспечению единства измерений (работники структурного подразделения Госстандарта РФ по организации и проведению государственного контроля и надзора);

государственные инспекторы субъектов (регионов) РФ по надзору за государственными стандартами и (или) обеспечению единства измерений (работники структурных подразделений центров по стандартизации, метрологии и сертификации).

Государственный контроль и надзор осуществляется за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

обязательных требований на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг;

требований технических регламентов;

правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией;

законодательства РФ при аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности;

за выпуском, состоянием и применением средств измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже;

правил утверждения типа средств измерений, поверку средств измерений, в том числе эталонов.

При проведении государственного контроля и надзора проверке подлежат:

продукция (товары), выполняемые работы и оказываемые услуги;

техническая (конструкторская, технологическая, эксплуатационная, ремонтная и пр.) документация на продукцию, работы и услуги;

системы управления качеством;

работы по подтверждению соответствия продукции, работ и услуг органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами).

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся не более чем один раз в два года в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя. Внеплановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся в случаях:

проверки исполнения выданных юридическими лицами и индивидуальным предпринимателем предписаний по результатам государственного контроля и надзора;

получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о несоблюдении обязательных требований, предъявляемых к продукции, работам и услугам, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушение их прав, связанных с невыполнением обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

В общем случае при проведении проверки органами государственного контроля составляется программа, в которой рекомендуется отразить следующее:

номенклатуру проверяемой продукции, в том числе подлежащей обязательной сертификации;

меры, принятые по результатам предыдущих проверок, организацию работы по обеспечению правил обязательной сертификации;

наличие нормативных документов на проверяемую продукцию;

наличие и качество конструкторской документации на продукцию и технологической документации на процессы производства, контроля и испытаний проверяемой продукции;

обеспеченность процессов производств, контроля и испытаний проверяемой продукции средствами измерений, контроля и испытаний продукции (в соответствии с технической документацией) и их состояние;

организацию контроля качества и испытаний продукции;

соблюдение технологических процессов;

организацию сбора и рассмотрения претензий и жалоб со стороны потребителей;

соблюдение правил обязательной сертификации;

наличие каталожных листов на проверяемую продукцию, прошедших учетную регистрацию;

наличие системы управления качеством продукции и данные о ее сертификации;

идентификацию проверяемой продукции, отбор образцов и проведение испытаний.

При проведении государственного контроля и надзора проводятся:

отбор образцов (проб) продукции и (или) документов;

технический осмотр продукции, работ и услуг;

исследования (испытания), экспертизы и другие виды контроля продукции работ и услуг, обеспечивающие достоверность и объективность результатов проверки;

проверка наличия системы качества и данных о сертификации этой системы;

оценка соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям;

— проверка наличия каталожных листов на продукцию, прошедших учетную регистрацию.

При проведении государственного контроля и надзора продукции, выполнения работ, оказания услуг, подлежащих обязательной сертификации, а также продукции, работ и услуг, соответствие которых установленным требованиям подтверждено декларацией о соответствии, кроме того, проверяются:

наличие документов о проведении подтверждения соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям, их подлинность, срок действия, правильность оформления и регистрации либо сведений о подтверждении соответствия в сопроводительной документации;

идентичность проверяемой продукции, работы, услуги их наименованию, указанному в предъявленном сертификате соответствия или его копии, или в декларации о соответствии;

наличие официальных изданий государственных стандартов и других нормативных документов, на соответствие которым изготовляется продукция, выполняются работы, оказываются услуги;

наличие документов, подтверждающих проведение и результаты инспекционного контроля сертифицированной продукции, работы и услуги;

правильность маркирования;

своевременность извещения органа по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию или технологический процесс производства сертифицированной (декларированной) продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также об изменении наименования юридического лица или индивидуального предпринимателя, его юридического адреса, банковских реквизитов.

На основании результатов технического осмотра, исследований (испытаний), экспертизы проводится оценка соответствия продукции работ и услуг обязательным требованиям.

По результатам мероприятий по контролю и надзору составляется акт проверки с необходимыми приложениями (протокол испытаний, акт отбора образцов, протокол технического осмотра и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятий по контролю и надзору).

В случае выявления нарушений обязательных требований, правил обязательной сертификации государственным инспектором составляется протокол об административном правонарушении. Информация о нарушениях правил подтверждения соответствия направляется в орган по сертификации, выдавший сертификат или зарегистрировавший декларацию о соответствии, и в ЦСМ Госстандарта РФ, на территории которого находится орган по сертификации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, согласно Закону «О техническом регулировании», осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора).

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов и исключительно на стадии обращения продукции (на рынке). Органы государственного контроля обязаны:

проводить в ходе мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов разъяснительную работу по применению законодательства РФ о техническом регулировании, информировать о существующих технических регламентах;

соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну;

соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов и оформления результатов таких мероприятий, установленный законодательством РФ;

— принимать на основании результатов мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов.

Информационное обеспечение.

Основным источником информации по стандартам является Федеральный фонд государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран, который представляет собой совокупность документов по стандартизации, метрологии и сертификации.

В настоящее время в фонде насчитывается около 400 тыс. документов, в том числе 21,5 тыс. ГОСТ Р и ГОСТ, более 30 тыс. международных стандартов, более 260 тыс. национальных стандартов зарубежных стран, около 25 тыс. стандартов зарубежных обществ и ассоциаций. Он включает стандарты международных организаций ИСО, МЭК, СЕН, СЕНЭЛЕК и др., национальные стандарты 55 стран, в том числе США, Франции, Германии, Японии, Великобритании, стандарты союзов, обществ и ассоциаций, получивших признание мирового сообщества, таких как ASTM, ASME, SAE и др.

Комплектование, хранение и ведение основной части Федерального фонда стандартов осуществляет Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ). Во ВНИИКИ хранятся:

— государственные стандарты РФ (ГОСТ Р) и дела ГОСТ Р;

межгосударственные стандарты Содружества Независимых Государств, введенные на территории РФ (ГОСТ);

общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

стандарты отраслей;

правила, нормы и рекомендации по стандартизации, метрологии и сертификации, принятые Госстандартом России;

международные стандарты;

национальные стандарты зарубежных стран, стандарты зарубежных союзов, обществ и ассоциаций.

Комплектование фонда ВНИИКИ осуществляется на основе государственной регистрации и издания ГОСТ и ГОСТ Р, взаимного обмена стандартами с зарубежными организациями, осуществляемого в рамках ИСО, закупки стандартов обществ, союзов и ассоциаций. Полнота фонда международных стандартов ИСО и МЭК оценивается на уровне 95% новых поступлений. Полнота фондов национальных стандартов ведущих стран составляет более 90% для стандартов Великобритании, Франции и Германии, около 70% для стандартов Японии и около 40% для национальных стандартов США. В фонде сосредоточены переводы более 40 тыс. иностранных нормативных документов, что составляет для международных стандартов ИСО около 60%, МЭК — около 50%, для национальных стандартов ведущих стран — от 20 до 25%.

Наличие переводов стандартов необходимо для работы по гармонизации стандартов РФ с соответствующими международными и международно-признанными нормативными документами, принятия решений о возможности прямого применения международных стандартов или же о внесении изменений и дополнений в уже действующие российские стандарты.

В целях совершенствования системы информационного обеспечения Госстандартом РФ создан Информационный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (ИНФКОС). В состав его входят специалисты Госстандарта России, национальных органов по стандартизации Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Латвии, Грузии, представители Академии наук РФ и Международной конфедерации обществ потребителей, федеральных органов исполнительной власти, ТК по стандартизации, ассоциаций «Знание» и «Качество», представители Госнадзора. Главная цель ИНФКОС — научно-методическое и практическое руководство работами по информационному обеспечению стандартизации, сертификации и метрологии в стране на базе Федерального фонда стандартов и автоматизированных банков данных.

Функции информационного фонда в области сертификации и аккредитации возложены на Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС). Во ВНИИС комплектуется фонд законов и нормативно-правовых актов в области сертификации и аккредитации, общие правила по проведению работ по сертификации в РФ, системы сертификации, рекомендации ВНИИС, документы и материалы национальных организаций по сертификации и аккредитации. ВНИИС имеет информационный центр стандартов, других нормативных и методических документов, относящихся к Системе сертификации ГОСТ Р. Здесь можно найти сведения о разработке и сертификации систем качества, сертификации средств индивидуальной защиты, по регламентации затрат на качество и др.

Институт ведет три автоматизированные информационные системы (АИС) в рамках автоматизированной системы обработки информации (АСОИ): «Сертификация», «Аккредитация» и «Качество». В рамках системы «Сертификация» осуществляются создание и ведение информационного фонда документов по сертификации, создание баз данных по нормативным документам для обмена информацией со Всемирной торговой организацией (ВТО) через национальный информационный центр. Кроме того, предусматриваются обработка и анализ результатов сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р; ведение перечня продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации; создание информационной системы по сертификатам соответствия. Система «Аккредитация» включает фонд нормативных документов по аккредитации сертификационных органов; базу данных по аккредитованным органам; информационную систему для аккредитованных испытательных лабораторий; информационную систему для планирования и проведения работ по инспекционному контролю за аккредитованными органами и лабораториями. В системе «Качество» намечено решение таких задач, как создание информационного фонда для проведения конкурсов на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества; ведение информационного фонда по сертификации систем качества в России и за рубежом; создание информационной базы по обобщению опыта сертификации систем качества на предприятиях.

Функции информационного фонда по метрологии выполняет Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС). Во ВНИИМС содержится фонд действующих нормативных документов по метрологии, в том числе правила по метрологии, методики измерений (МИ), основополагающие рекомендации по метрологии.

[2], с.356−363; [6].

Лекция 15 — 0,06 кредитов (2 часа). Задачи в сфере присоединения России к ВТО. Основные законы и нормативные документы в области стандартизации, метрологии и сертификации

Всемирная торговая организация. Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. Соглашения ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам. Присоединение России к соглашениям ВТО. Перспективы вступления России в ВТО.

Основные законы и нормативные документы в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Задачи в сфере присоединения России к ВТО.

Одним из условий присоединения России к ВТО является выполнение двух основополагающих Соглашений ВТО:

Соглашение о технических барьерах в торговле;

Соглашение о санитарных и фитосанитарных мерах.

В связи с этим на уровне Правительства Российской Федерации была сформирована «Межведомственная программа мер по выполнению в полном объеме требований Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле и Соглашения ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам», осуществление которой происходит по пяти направлениям:

подготовка проектов законодательных актов Российской Федерации и изменений к действующим;

гармонизация ГСС Российской Федерации с Кодексом установившейся практики по разработке, принятию и применению стандартов, гармонизация российских стандартов с международно признанными стандартами;

разработка правил проведения процедур, подтверждающих соответствие продукции техническим регламентам и стандартам, гармонизация правил сертификации, применяемых в Российской Федерации, с международно признанными правилами;

создание и задействование национального (российского) информационного центра ВТО;

информационно-пропагандистская деятельность.

В течение 2002 года был разработан и принят Закон «О техническом регулировании», который вступил в силу с июня 2003 года. Закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных и на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранении, перевозке, реализации, утилизации, выполнению работ и оказанию услуг, а также при оценке соответствия.

В начале 2003 года был подготовлен проект рекомендаций по разработке технических регламентов. Данные рекомендации основываются на принципах технического регулирования, изложенных в Федеральном законе «О техническом регулировании», учитывают опыт стран-членов АТЭС, ЕЭК ООН и ЕС при написании и применении технических регламентов. В данном документе даны рекомендации по структуре и содержанию технических регламентов, применению процедур оценки соответствия и разграничению ответственности при производстве и обращении продукции на рынке. Кроме того, проводятся анализ действующего законодательства и подготовка предложений по внесению изменений в действующие и подготовленные к рассмотрению законодательные и иные правовые акты РФ для приведения их в соответствие с Соглашением ВТО по техническим барьерам в торговле.

Основной задачей по второму направлению проведения работ в рамках Программы является проведение гармонизации действующих стандартов с международно признанными стандартами. Наиболее приоритетными направлениями во внешнеторговой деятельности являются безопасность, экология, информационные технологии, ресурсосбережение, услуги населению, банковская деятельность, оценка стоимости различного вида имущества, стандартизация в области новых перспективных направлений науки и техники, нормативное обеспечение качества экспортируемой из России, а также качества другой отечественной продукции.

Эффективность разрабатываемых технических регламентов зависит от уровня оценки соответствия. Оценка соответствия является исчерпывающим термином, используемым производителями, заказчиками, регулирующими органами и независимыми третьими сторонами для всех мероприятий по оценке соответствия стандартам или техническим регламентам.

В техническом регламенте, как правило, должны содержаться требования к подтверждению соответствия I продукции и осуществлению за ней государственного контроля (надзора). Схемы, рекомендуемые для применения в технических регламентах, гармонизированы с европейским модульным подходом к оценке соответствия.

Единым информационным центром по вопросам технических барьеров в торговле и санитарных и фитосанитарных норм занимаются совместно Минздрав России и Минсельхозпрод России. Предполагается создать сеть информационных центров стандартов и технических регламентов в федеральных органах исполнительной власти, а также в территориальных органах (ЦСМ) Госстандарта России и ввести их в действие.

Под информационно-пропагандистской деятельностью предполагается проведение различных семинаров, совещаний, конференций для специалистов по общим и отдельным вопросам присоединения России к Соглашению ВТО по техническим барьерам в торговле, а также подготовка и публикация материалов по данной проблеме в СМИ.

Основные законы и нормативные акты в области стандартизации, метрологии и сертификации.

  • 1. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.92 № 2300−1.
  • 2. Закон РФ «О техническом регулировании» от 27.12.02 № 184-ФЗ.
  • 3. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 27.04.93 № 4871−1.

Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 № 2060;1.

Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ.

ГОСТ Р 1.0−92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения.

ГОСТ Р 1.2−92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов.

ГОСТ Р 1.4−93. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения.

ГОСТ Р 1.5−2002. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению.

ГОСТ Р 1.8−95. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки межгосударственных стандартов.

11. ГОСТ Р 1.8−2002. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки, применения, обновления и прекращения применения в части работ, осуществляемых в Российской Федерации.

ГОСТ Р 1.9−95. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам.

ГОСТ Р 1.10−95. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и информации о них.

ГОСТ Р 1.11−99. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов.

ГОСТ Р 1.12−99. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандартизация и смежные области деятельности. Термины и определения.

ГОСТ Р 6.30−97. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.

ГОСТ Р 8.563−96. Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений.

ГОСТ Р 8.568−97. Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения.

ГОСТ Р 40.001−95. Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации.

ГОСТ Р 40.002−2000. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения.

ГОСТ Р 40.003−2000. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества и сертификация производств.

ГОСТ Р 40.005−2000. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами.

ГОСТ Р ИСО 9000−2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

ГОСТ Р ИСО 9001−2001. Системы менеджмента качества. Требования.

ГОСТ Р ИСО 9004−2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

ГОСТ Р ИСО 14 001−98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению.

ГОСТ Р ИСО 14 004−98. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования.

ГОСТ Р ИСО 14 010−98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы.

ГОСТ Р ИСО 14 011−98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедура аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой.

ГОСТ Р ИСО 14 012−98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии.

ГОСТ Р ИСО 14 040−99. Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура.

ГОСТ Р ИСО 14 050−99. Управление окружающей средой. Словарь.

ГОСТ Р 50 460−92. Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования.

ГОСТ Р 51 672−2000. Метрологическое обеспечение испытаний продукции для целей подтверждения соответствия. Основные положения.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17 025−2000. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий.

ГОСТ Р ИСО 5725. Часть 1−6-2002. Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений.

ГОСТ 1.1−2002. Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения.

ГОСТ 6.20.1−90. Электронный обмен данными в управлении, торговле и на транспорте.

ГОСТ 6.20.2−91. Элементы внешнеторговых данных.

ГОСТ 2517–85. Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб.

ГОСТ 9980.2−86. Материалы лакокрасочные. Отбор проб для испытаний.

ГОСТ 16 504–81. Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения.

ИСО 4259−79. Нефтепродукты. Определение и применение точных данных, относящихся к методам испытания.

ИСО/ПМС 19 011:2002, Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды.

МИ 1317. Государственная система обеспечения единства измерений. Результаты измерений и характеристики погрешности измерений. Формы представления. Способы использования при испытаниях образцов продукции и контроле параметров.

МИ 1967;89. Государственная система обеспечения единства измерений. Выбор методов и средств измерений при разработке методик выполнения измерений. Общие положения.

МИ 2091;90. Государственная система обеспечения единства измерений. Измерения физических величин. Общие требования.

МИ 2222. Государственная система обеспечения единства измерений. Виды измерений. Классификация.

МИ 2246−93. Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности измерений. Обозначения.

МИ 2277−94. Государственная система обеспечения единства измерений. Сертификация средств измерений. Основные положения и порядок проведения работ.

МИ 2365−96. Государственная система обеспечения единства измерений. Шкалы измерений. Основные положения. Термины и определения.

МИ 2377−98. Государственная система обеспечения единства измерений. Разработка и аттестация методик выполнения измерений.

МИ 2652−2001. Государственная система обеспечения единства измерений. Классификация и метрологическое обслуживание технических средств, применяемых при контроле качества продукции предприятий промышленности синтетического каучука.

Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена их обязательная сертификация. Постановление Госстандарта РФ от 30.08.02 № 64.

Номенклатура продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии. Постановление Госстандарта РФ от 30.08.02 № 64.

О применении перечней товаров, подлежащих обязательной сертификации при ввозе на таможенную территорию РФ. Приказ ГТК РФ от 14.08.96 № 496.

О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях. Постановление Госстандарта РФ от 24.04.02 № 28.

58. О гигиенической оценке производства, поставки иреализации продукции и товаров. Письмо государственного Комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ от 17.12.98 г. № 1100/2652−98−111 о реализации Приказа Минздрава России от 20.07.98 № 217 (в ред. приказов Минздрава РФ от 02.09.99 г. № 339, от 27.10.2000 № 381).

Об утверждении перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности в РФ. Приказ МЧС РФ от 08.08.01 № 320.

Об утверждении Положения о Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации и Порядка проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности Российской Федерации. Приказ МЧС РФ от 18.06.03 № 312.

Об утверждении общих правил по проведению аккредитации в Российской Федерации. Постановление Госстандарта РФ от 30.12.99 № 72.

Об усилении роли таможенного досмотра товаров, подлежащих сертификации. Письмо ГТК от 22.12.97 № 01−15/24 732.

Об усиление контроля за безопасностью ввозимых товаров. Распоряжение ГТК от 12.10.2000 № 01−99/1152.

Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации. Постановление Правительства РФ от 13.08.97 № 1013.

Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии. Постановление Правительства РФ от 07.07.99 № 766.

Положения о порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции. Постановление Правительства РФ от 08.05.96 № 563.

Положение о проведении гигиенической оценки продукции и товаров, а также производств. Приказ Минздрава РФ от 20.07.98 № 217.

Положение о системе сертификации ГОСТ Р. Постановление Госстандарта РФ от 17.03.98 № 11.

Положение о порядке организации и проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора за новой продукцией. Постановление Госкомсанэпид-надзора России от 31.10.96 № 34.

Положение о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию. Постановление Госстандарта РФ от 21.08.03 № 513.

Порядок проведения сертификации продукции. Постановление Госстандарта РФ от 21.09.94 № 15.

Порядок организации проведения работ в Госстандарте России по аккредитации испытательных лабораторий (центров) в Системе сертификации ГОСТ Р. Приказ Госстандарта РФ от 23.05.2000 № 203.

Порядок выдачи, получения и использования бланков сертификатов соответствия, бланков приложений к сертификатам соответствия. Приказ Госстандарта РФ от 05.09.01 № 290.

Порядок сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности. Приказ ГУГПС МВД России от 28.03.96 № 10.

Порядок ввоза на территорию РФ товаров, подлежащих обязательной сертификации. Приложение к Приказу ГТК России от 23.05.94 № 17.

Правила по проведению сертификации в Российской Федерации. Постановление Госстандарта РФ от 10.05.2000 № 26 (в ред. Изменения № 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.07.02 № 57).

Правила проведения государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации. Постановление Госстандарта РФ от 22.04.99 № 18.

Правила по стандартизации. Порядок проведения Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора. Постановление Госстандарта РФ от 23.09.02 № 9.1.

Правила проведения сертификации газа. Постановление Госстандарта РФ от 21.08.2000 № 60.

  • 80. Правила применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции. Постановление Госстандарта РФ от 25.07.96 № 14 (в ред. Постановления Госстандарта РФ от 20.10.99 № 54, изменения № 2, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.07.02 № 54).
  • 81. Правила сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности. Приказ от 28.03.96 № 10 ГУГПС МВД РФ.

Правила сертификации производственного оборудования. Утверждены Постановлением Госстандарта РФ от 03.05.2000 № 35.

Правила проведения сертификации химической продукции. Зарегистрированы в Госреестре Госстандарта РФ 12.04.2000, POCC.RU.0001.01.

Правила проведения сертификации нефтепродуктов. Зарегистрированы в Госреестре Госстандарта РФ 27.01.99 РОСС RU 0001.01. НХ01.

Правила по сертификации. Оплата работ по сертификации продукции и услуг. Постановление Госстандарта РФ от 23.08.99 № 44.

ПР 50−688−92. Временные типовые положения о техническом комитете по стандартизации.

ПР 50−734−93. Порядок разработки общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

ПР 50.1.002−94. Правила по стандартизации. Порядок представления в Госстандарт России информации о принятых стандартах отраслей, стандартах научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

ПР 50.1.023−2001. Правила по стандартизации. Правила разработки норм по стандартизации.

ПР 50.74−94. Подготовка проектов государственных стандартов РФ и проектов изменений к ним для принятия, государственной регистрации и издания.

ПР 50.1.008−95. Организация и проведение работ по международной стандартизации в РФ.

ПР 50−718−99. Правила заполнения и представления каталожных листов продукции.

ПР 50.3002−95. Правила по сертификации. Общий порядок обращения с образцами, используемыми при проведении обязательной сертификации продукции.

Рекомендации по анализу состояния производства на предприятиях нефтепродуктообеспечения от 26.03.99 (в ред. изменения № 1, утв. Госстандартом РФ 31.08.01).

Р 50.1044−2003. Рекомендации по стандартизации. Рекомендации по разработке технических регламентов.

Р 50−601−34−93. Рекомендации. Формирование требований к продукции в нормативных документах, используемых для целей сертификации.

Система сертификации ГОСТ Р. Правила по сертификации. Временный порядок ведения в Государственном реестре объектов и участников системы сертификации ГОСТ Р. Приказ Госстандарта РФ от 30.04.99 № 203.

Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в системе. Постановление Госстандарта РФ от 17.03.98 № 12.

Требования к органу по сертификации продукции и порядок его аккредитации. Постановление Госстандарта РФ от 21.09.94 № 16.

[2], с.376−379.

Тесты рубежного контроля знаний студентов по темам 4 модуля

  • 1. Что такое подтверждение соответствия и для каких целей оно осуществляется?
  • 2. Дайте определение сертификата соответствия и укажите его содержание.
  • 3. Каким законом в РФ введена обязательная сертификация?
  • 4. Назовите две составляющие системы сертификации.
  • 5. В чем отличие системы добровольной сертификации от системы, обязательной сертификации продукции?
  • 6. Что такое Госреестр? Перечислите объекты регистрации в Госреестре.
  • 7. Что представляет собой процедура регистрации объектов в Госреестре?
  • 8. Каким образом сертификация способствует повышению качества продукции?
  • 9. Из каких этапов состоит процедура декларирования соответствия?
  • 10. Что такое декларация о соответствии?
  • 11. Каково содержание декларации о соответствии?
  • 12. Что подразумевается под нормативной базой подтверждения соответствия?
  • 13. Что такое технический регламент?
  • 14. Из каких этапов состоит разработка технических регламентов?
  • 15. Каковы основные функции органа по сертификации, центрального органа по сертификации?
  • 16. Каковы функции испытательной лаборатории?
  • 17. В чем сущность сертификационных испытаний?
  • 18. Что такое схема подтверждения соответствия?
  • 19. Каково содержание схем сертификации и декларирования соответствия?
  • 20. Какова нормативная база Регистра систем качества?
  • 21. Назовите отличие в применении знака Регистра от знака обращения на рынке.
  • 22. Дайте определение сертификации систем Качества.
  • 23. Какие цели сертификации систем качества?
  • 24. Каково содержание процедуры проверки и оценки системы качества в организации с целью сертификации?
  • 25. Каковы цели сертификации производства?
  • 26. Какие документы, предоставляются органу по сертификации при сертификации производства?
  • 27. Для какой цели проводится инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами?
  • 28. В каких случаях проводится плановый и внеплановый инспекционный контроль систем качества и производств?
  • 29. Опишите процедуру проведения инспекционного контроля систем качества и производств.
  • 30. Охарактеризуйте виды аудитов качества.
  • 31. Какие организации правомочны осуществлять государственный контроль и надзор?
  • 32. Перечислите объекты проверки при проведении государственного контроля и надзора.
  • 33. Каковы особенности проведения государственного контроля за соблюдением требованием технических регламентов?
  • 34. Назовите нормативные документы, которые составляют Федеральный фонд государственных стандартов.
  • 35. Назовите организации в РФ, занимающиеся комплектованием, хранением, ведением Федерального фонда государственных стандартов, а также совершенствованием системы информационного обеспечения метрологии, стандартизации и сертификации.
  • 36. Перечислите организации, возлагающие на себя функции информационного фонда в области стандартизации, метрологии и сертификации.
  • 37. Какова роль Закона «О техническом регулировании» для присоединения России к ВТО?
  • 38. Каким образом Россия выполняет условия присоединения к ВТО?
  • 39. Какие требования к содержанию технических регламентов предъявляются в свете присоединения России к ВТО?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой