Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Приемы и методы манипулирования доверием

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определенную роль в усовершенствовании манипулятивных «ненасильственных способов принуждения» людей верить, доверять «господствующей» политической элите играют интернет-технологии. Это связано с ключевой социальной функцией, выполняемой этой информативной системой в общественной жизни производство и поддержание легитимной картины повседневной действительности. Анонимность, интерактивность… Читать ещё >

Приемы и методы манипулирования доверием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Подмена сложной многогранной проблемы ее плоской одномерной моделью. Механизмы формирования доверительного отношения к информационным сообщениям политиков рассматриваются чаще всего в контексте толпы. Основное внимание уделяется ситуациям, в которых наблюдается примивитизация индивидуального восприятия теоретических проблем, которые излагаются пропагандистским языком: «социализм чтобы не было богатых»; «справедливость отнять и разделить» и т. д.

По словам сторонника этой парадигмы С. Московичи, «внушение или влияние в коллективном плане то, что в индивидуальном плане является неврозом. Он предполагает:

  • — уход от логического мышления, даже его избегание, и предпочтение алогичного мышления;
  • — раскол рационального и иррационального в человеке, его внутренней и внешней жизни"[5, с. 132].

Социологические данные свидетельствуют о том, что приблизительно 30% населения всегда доверяют и поддерживают власть, какой бы она ни была, около 60% составляют конформное большинство; и только менее 10% это люди, самостоятельно мыслящие, глубоко понимают теорию проблемы и в наименьшей степени доверяют и подчиняются властному диктату [3, с. 98, 99]. Теоретические идеи о демократии, либерализме, гражданском обществе и т. д. не находят среди населения понимания и поддержки. Гражданские свободы ассоциируются с «хаосом и анархией», порядок и спокойствие с «авторитарной сильной личностью», с «сильной рукой», с «самодержавными тенденциями» и т. д.

  • 2. Сознательное сокрытие и блокирование независимых источников информации. Особенно этим приемом пользовалась «коммунистическая номенклатура», «верхушка КПСС», а в настоящее время его используют «боссы демократии», приумножая уловки и трюки распространения лжи и обмана. Так, например, в период перестройки от общественности была скрыта книга Улофу Пальме «Шведская модель», в которой автор показывает, что помимо войны, стихийных бедствий и болезней, самым страшным злом является безработица, которая главный удар наносит не по взрослому человеку, а по его детям. Переходя в категорию «детей-безработных», подростки пополняют ряды наркоманов и преступников. Прочитав эту книгу своевременно, можно было бы знать, что нас ожидает в будущем.
  • 3. Фальсификация, замалчивание и грубый обман рассчитаны на то, что аудитория, население не всегда способны разоблачить безнравственную пропаганду. Например, замалчивание последствий катастрофы на Чернобыльской АС, Львовской трагедии с показательными выступлениями авиаторов, различных аварий и социальных провалов приводило ко многим ситуациям, когда население искало другие информационные каналы. С целью более убедительного манипулирования доверием граждан, в «разъяснение» ситуаций вовлекаются специалисты с «неотразимыми аргументами, графиками, кривыми», «мнениями лауреатов Нобелевской премии» и т. д.
  • 4. Некогерентность рассуждений присуща «господствующему меньшинству», которое так манипулирует доверием, что умело раскалывает большинство на множество неустойчивых групп, постоянно конфликтующих между собой. Когда есть конфликт интересов, искусство манипуляторов в том и состоит, чтобы изощренно поворачивать проблему (а соответственно и доверчивость людей) и так, и этак. При этом у людей утрачивается способность «измерять» явления, прикидывать в уме их вес, размер, вред или пользу, и это неизбежно ведет и к нарушению логики, к той несвязности, которую называют некогерентностью. Примером может служит ежегодная некогерентность бюджетов Украины (т.е. его части несоизмеримы на социальные нужды выделяется недостаточно средств, налоги на прибыль предприятий невелики, однако, в предвыборную кампанию партии «соревнуются» в обещании невыполнимого).

Кроме того, существуют такие методы, которые в какой-то степени близки к вышеприведенным приемам. К ним относятся:

  • — метод создания исторических аналогий (обращение к аудитории со словами: «вспомните период правления М. Горбачева…, или Н. Хрущева…» и т. д., всегда можно использовать аналогию с историческими событиями);
  • — метод «обливания грязью» своего политического противника, не стесняя себя этическими нормами;
  • — метод семантического манипулирования (они «оранжисты», «фашисты», «майданутые»; мы «борцы за народное счастье», за «социальную справедливость»);
  • — метод «табуирования» информации (населению так и неизвестны «шахты», «фабрики», «заводы», которыми владеют наши депутаты).

Анализируя сложные проблемы, связанные с манипулированием доверием, следует обратить внимание и на функции разнообразных рейтингов, которые воздействуют на поведение различных групп общественности, формируют общественное мнение и создают определенную эмоциональную атмосферу «заражения» чужими эмоциями.

Рейтинг (от англ. rating оценка, отнесение к тому или иному классу, разряду) это количественный показатель места, которое занимают те или иные явления, люди, товары и т. п. в общей иерархии соответствующих объектов. В. И. Добреньков и И. Кравченко дают определение политического рейтинга. По их мнению, «рейтинг конкурентная оценка деятеля, партии или события, полученная путем опроса аудитории целевой группы, хорошо знакомой с тем или иным социально-политическим событием (политическим лидером, партией) в данный момент времени и выраженная в процентах или баллах» (см.: Добренков И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 515−516).

Использование различных оснований для расчета рейтингов или «наводящих» формулировок, «открытых» и «закрытых» вопросов, дает возможность манипулировать мнениями избирателей, их доверием к тому или иному кандидату или партии. Например, с целью повышения доверия к «своему» кандидату публикуется рейтинг, полученный из ответов на «закрытый» вопрос и на «открытый» для кандидата соперника [9, с. 93].

Манипуляция доверием, мнением опрашиваемых происходит постоянно, и способы ее разнообразны: это и «перенесение» рейтингов, полученных в Интернете при проведении интерактивных и иных вопросов, на весь массив населения страны; и публикация вопросов со значительной задержкой, т. е. в то время, которое особенно выгодно кандидату; и публикация фальшивых рейтингов, которые не имеют ничего общего с действительным состоянием дел в политике.

Однако практика показывает, что даже в нацистской Германии 30-х годов прошлого столетия, несмотря на массированную пропаганду, изощренную систему контроля, репрессии, руководителям Третьего рейха не удалось добиться полной унификации общества, абсолютного доверия «вождистской системе» во главе с фюрером [10, с. 158]. Сегодня, естественно, время не то. Переход от тоталитарных систем к демократическим позволяет информационным и социологическим центрам без особых трудов разоблачать фальсификации, причем среди этих центров значительное число профессиональных, заслуживающих доверие населения. Поэтому во многих случаях фальшивый рейтинг сами граждане подвергают критике, и он будет немедленно замечен соответствующими социологическими службами.

Анализ рассматриваемых ситуаций, различных реалий показывает, что манипуляция доверием граждан все же продолжается. В предвыборной борьбе 2007 года достаточно ярко проявилась рекламная пиаровская ситуация формирования доверия избирателей только к трем ведущим партиям Украины. Традиционно в последние годы проходными силами остается Партия Регионов, Наша Украина Народная самооборона и Блок Юлии Тимошенко. Именно эти политические персонажи, по мнению их лидеров, заслуживают доверия и, таким образом, население заранее нацеливают на то, чтобы они не останавливали свой выбор на «мелких партиях». В то же время властная верхушка, регулируя «баланс доверия/недоверия» к «непроходным партиям», подбросила идею поддержать Народный блок Литвина как наиболее перспективную силу, надеясь привлечь ее на свою сторону как партию склонную к определенным компромиссам. психологический защита политический манипуляция Следует отметить, что к лидерам двух ведущих партий после выборов 19 марта 2006 г. доверие, в частности в Харькове (как известна, и по всей Украине) резко упало: Ющенко в указанный период не доверяло 63% харьковчан, Тимошенко 67%. [11, с. 135]. Однако послевыборные (2006 г.) разочарования тарифами, непопулярные действия местных властей (2007 г.), предвыборные обещания оппозиционеров создало им определенный серьезный запас прочности и высокий кредит доверия, что в значительной степени подорвало доверие к властным структурам Партии регионов. Несмотря на применение самых изощренных методов манипулирования сознанием населения, в Украине уровень доверия к политическим элитам очень низкий, ниже чем в Польше и России. Причем, уровень доверия украинцев низкий как к правящей элите, так и к оппозиционной.

Опрос 2200 человек центром «Социополис» в июне 2004 года показал, что независимо от того, кто был у власти, а кто в оппозиции уровень доверия населения властям остается низким. (см. табл. 2).

Таблица 2.

Рейтинг доверия к ряду украинских политиков (% опрошенных, которые отметили, что доверяют соответствующим политикам).

Политики.

Рейтинги доверия.

Витренко Н.

3,0.

Литвин В.

4,0.

Мороз А.

15,8.

Симоненко П.

16,7.

Тимошенко Ю.

9,1.

Ющенко В.

28,4.

Янукович В.

23,6.

В таблице 3 представлены результаты опроса населения центром социальных исследований «София» в мае 2007 года (опрошено 2015 человек) по уровню доверия к тем же политическим лидерам.

Таблица 3.

Уровень доверия украинцев к политическим деятелям (% опрошенных).

Политики.

Полностью и в основном доверяю.

Совсем в основном не доверяю.

Разница.

Трудно ответить.

Не знаю этого политика.

Витренко Н.

24,8.

66,0.

— 41,2.

7,8.

1,4.

Литвин В.

29,1.

56,0.

— 26,9.

13,9.

1,0.

Мороз А.

34,8.

58,4.

— 23,6.

6,5.

0,3.

Симоненко П.

31,9.

59,8.

— 27,9.

7,8.

0,5.

Тимошенко Ю.

33,3.

62,7.

— 29,4.

3,8.

0,2.

Ющенко В.

32,3.

63,2.

— 30,9.

4,5.

0,0.

Янукович В.

48,2.

47,6.

+0,6.

4,2.

0,0.

Луценко Ю.

30,0.

60,4.

— 30,4.

8,1.

1,5.

Кириленко В.

24,5.

56,9.

32,4.

8,6.

10,0.

(См.: Петров О. Що обумовлює низьку довіру населення України до політичної еліти? // Соціальна психологія.2007. № 5 (С. 25).С. 35−39).

Анализ данных таблицы 3 свидетельствует о том, что низкий уровень доверия проявляется как к представителям «старых» элит (А. Мороз, П. Симоненко, Н. Витренко), так и к «молодым» элитам (Ю. Луценко, В. Кириленко). Главными причинами недоверия (частичного доверия), на наш взгляд, являются:

  • — отрыв политических элит от народа (резкое расслоение населения на «бедных» и «богатых», высокий уровень коррупции, «всевластье» криминала, наличие «теневой» экономики и т. д.);
  • — формирование политической элиты из выходцев бывшего коммунистического партийного актива (приблизительно 60%);
  • — наличие клановости в политических элитах, их «закрытость» и непонятность для населения мотивов деятельности «донецких», «пророссийских», «западенских» группировок;
  • — отсутствие традиций политической деятельности, что, в какой-то степени, оправдано «молодостью» самого государства.

Определенную роль в усовершенствовании манипулятивных «ненасильственных способов принуждения» людей верить, доверять «господствующей» политической элите играют интернет-технологии. Это связано с ключевой социальной функцией, выполняемой этой информативной системой в общественной жизни производство и поддержание легитимной картины повседневной действительности. Анонимность, интерактивность, специализация сетевой коммуникации увеличивают степень психологического влияния на личность благодаря ряду особенностей интернет-коммуникации как социальной среды, использующей цветовую гамму, размер шрифта, аббревиатуру, атрибутивность успешности и значимости «виртуальной персоны». Как отмечают специалисты, интернет-сеть способствует реализации трех основных видов человеческих потребностей в общении, в познании и развлечении. Такая технология «доверительного общения» дает возможность представителям политикума самопрезентации, информационной активности и социальной включенности. Используя прямое психологическое манипулирование личностью с помощью компьютерной сети, политтехнологи теперь способны вырабатывать малозаметную, но точно направленную стратегию влияния и управления доверительными чувствами граждан с целью реализации своих «политических замыслов».

Манипулятивные процессы (а особенно их расширительные тенденции), таят в себе опасность для украинского социума. Эксплуатируя иллюзорную картину реальности, созданную манипуляторами, в сознании масс начинают функционировать новые конструкции (идеи, мотивы, ярлыки, ценностно-моральные установки), которые в перспективе станут неотъемлемой частью процесса принятия решений и реализации поведенческих аспектов. Ключом к функционированию и активизации новых конструкций, и, как результат к модификации поведения, становятся политические декларации, заявления, обещания, которые порождают у людей эффект ожидания «лучших времен» и игнорирование обыденной реальности.

Таким образом, манипулятор, как одна из взаимодействующих сторон, используя различные коммуникативные режимы (диалог, монолог), стили (эпический, разговорный), жанры (иронию, декларацию, призыв), всегда имеет цель и дает такие знаки индивидууму, чтобы он встроив эти знаки в общий контекст своего сознания, изменил образ этого контекста в своем восприятии.

Существуют различные виды манипулирования сознанием и доверием множества людей. Классификационные особенности манипулирования представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Структурные элементы и классификация видов манипуляции.

№ п/п.

Способы, методы и критерии манипуляции.

Типология и виды манипулятивных воздействий.

По функциональному предназначению.

стратегия позиционирования и оптимизации.

Инновационная стратегия.

по качественному критерию.

интеллектуальнокачественная.

Примитивно посредственная («серая»).

по направленности: а) количественная б) эмоциональная.

индивидуальная агрессивнооппозиционная.

Массовая информативно оптимистическая.

по использованию методов.

вербальные.

невербальные.

различия по воздействию.

Первичная (непосредственная).

Вторичная (опосредованная).

по методу использования искаженной информации.

Игнорирование информации, замалчивание.

открытая ложь, обман, балансирование на грани нечестности.

по уровню: а) активности б) подготовки.

Активная преднамеренная.

Пассивная непреднамеренная.

по результатам: а) воздействия б) стимулам.

деструктивная идейная направленность (мировоззренческая).

Созидательная коммерческая заинтересованность.

по конкретному создателю.

авторская.

анонимная и некачественная.

по воздействию на историческую память.

манипуляция с краткосрочной памятью.

манипулирование с долговременной памятью.

по использованию «черной риторики».

Искажение аргументированных умозаключений.

нарушение логической и временной последовательности в аргументации.

При составлении таблицы частично использованы материалы статьи Рязановой Т. Е. Манипуляция сознанием: сущность, природа и происхождение, напечатанной в журнале «Ноосфера i цивілізація». Випуск 5(8) Донецьк: Дом НТУ, 2007. с. 101.

Кроме указанной выше статьи, данные таблицы № 4 дополнены некоторыми положениями из книги Бредемайера К. Черная риторика [12, с. 108, 112].

Исходя из вышеизложенного, можно дать такое определение манипуляции доверием применительно к современной социальной обстановке. Манипуляция доверием представляет по своей сути целенаправленное, скрытое и повторяющееся давление на массы с целью преодоления недоверия и создания определенного социального резерва в виде всеобщей поддержки, которую потом можно всегда использовть в будущем политическим актерам.

Суммируя все сказанное можно сделать краткие выводы.

Проблема политической мифологизации и манипуляции доверием рождает новые концепции и неординарные подходы к оценке совокупности интеракций между субъектом и объектами (реципиентами). Следовательно, широким слоям населения следует активнее реагировать на манипулятивные приемы, глубже использовать интеллектуальные, эмоциональные и волевые ресурсы для определения сущности идеологических и пропагандистских приемов внедрения политических нежизненных сценариев.

Нерешенные вопросы и перспективы дальнейшего решения рассмотренной в статье проблемы требуют активной работы философов, политологов, психологов в теоретико-методологическом плане по изучению тенденций развития манипулятивных методов в условиях современной исторической реальности и реформации украинского общества.

Примечания:

Главный «грех» эрзац-элиты состоит в нарушении тех заповедей человеческого общения, которые строятся на доверительных взаимосвязях, позволяющих людям строить нормальные отношения друг с другом [3. с. 96].

Следует заметить, что пирамида доверия, выстроенная манипуляторами, с ее сладкозвучной демократической риторикой постепенно рушится. А это уже кризис доверия, который распространяется на все демократические институты [4, с. 71].

Милленаризм подразумевает «золотой век» не только в прошлом, но и в будущем (См. Ю. Чернявская «Этническое время» в хронотопе народа // Человек. 2006. № 1. С. 81 (с. 78−88).

Под термином «мейнстриминг» понимается долгосрочный эффект воздействия СМИ, порождающий тенденцию сближения взглядов различных социальных групп и формирующий стереотип поведения людей (См.: 6, с. 89).

Некогерентность несоизмеримость частей реальности; части системы несоизмеримы.

«Открытый» вопрос здесь респондент сам должен назвать ответ; «закрытый» респонденту предлагается список возможных ответов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой