Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Заключение. 
Теория и методология географической науки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В интересной статье, посвященной географии будущего, А. Д. Арманд ставит вопрос о возможных путях развития географии в эпоху информатизации. По его мнению, наметившиеся тенденции позволяют прогнозировать радикальную трансформацию географических знаний в недалеком будущем. Встает вопрос: выживет ли вообще география в перенасыщенной информацией среде? Профессиональная география станет еще более… Читать ещё >

Заключение. Теория и методология географической науки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В заключение обратимся к возможным перспективам, прогнозированию развития географической науки в первые десятилетия XXI в.

Почти четверть века тому назад, рассматривая перспективы географии, известные отечественные географы писали о возрастании конструктивной, преобразовательной роли науки:

  • • «…новая роль географии состоит теперь не столько в дальнейшем познании окружающего нас мира, сколько в целенаправленном его преобразовании в интересах всего человечества. Определив свою роль и место в разработке этой грандиозной задачи, избрав наиболее правильные пути к ее разрешению, наша старая наука обеспечит себе «вторую молодость»1;
  • • «перспективы географии в значительной степени зависят от того, смогут ли географы смело и действенно теоретически осмыслить глобальные и территориальные проявления связи природных и социально-экономических процессов. Смогут ли они предоставить в распоряжение обществу не только весь арсенал фактов и эмпирических закономерностей, выявленных множеством существующих и возникающих географических наук, но и помочь процессу «географизации» всех наук, объединив обильное число фактов в стройную теорию? Смогут ли они сегодня понять законы развития своей науки, для того чтобы управлять ее действиями? Смогут ли быстро использовать объективно развивающиеся интеграционные импульсы в географии?»[1][2].

Как видно, поставлено немало сложных вопросов, остающихся актуальными и в наше время. Совершенно очевидна необходимость дальнейшего развития интеграционных процессов в географии. Прогнозируя хотя бы в общих чертах развитие нашей науки, следует подчеркнуть, что в предстоящий «век синтеза» в научном знании в целом синтез в географии совершенно необходим. Поэтому первый наш прогноз — усиление тех отраслей географии, тех ее направлений, которые будут в наибольшей степени соединять исследование разных природных и социально-экономических явлений так, как их в реальной действительности соединяет и будут соединять жизнь.

Будет ли существовать через несколько десятилетий в неизменности современная система географических наук? Во всяком случае, она лишится нынешней своей «жесткости», категоричности деления на части. Система географических наук станет значительно более гибкой, отдельные ее части будут «накладываться», соединяться, будут возникать совершенно новые «поля интеграции», области сочетания разных географических наук, равно как и «поля интеграции» между географическими и смежными с ними (а потом и несмежными!) науками.

В интересной статье, посвященной географии будущего[3], А. Д. Арманд ставит вопрос о возможных путях развития географии в эпоху информатизации. По его мнению, наметившиеся тенденции позволяют прогнозировать радикальную трансформацию географических знаний в недалеком будущем. Встает вопрос: выживет ли вообще география в перенасыщенной информацией среде? Профессиональная география станет еще более профессиональной, а вот сохранится ли она как школьная общеобразовательная дисциплина, едва ли кто-то может предсказать. В близком будущем можно предвидеть превращение некоторых разделов землеведения в ширпотреб. Возможности быстрого массового сбора самой различной информации должны породить серии электродных атласов, отображающих в реальном времени размещение не только пробок на дорогах (что уже практикуется), но и таких показателей как загрязнение атмосферы, воды в реках, озерах и морях, уровень преступности, политической напряженности, курсов валют, рыночных цен, вырубания и восстановления лесов, производства наркотиков и алкоголя и другой информации. Становится актуальной география текущих рисков природного, техногенного, человеческого, космического происхождения, рисков для людей, сельского хозяйства, транспорта, денежных вложений. География становится географией быстротекущих процессов и, тем самым, одним из рычагов в процессах управления и самоорганизации, социальной эволюции.

Возможно, наши потомки станут свидетелями возникновения информационной географии, занимающейся описанием доступности населению разных средств информации, географического разделения труда между разными средствами массовой и профессиональной информации, информационной восприимчивости населения, обеспеченности учебными заведениями и пр.

География будущего все больше станет вынуждена заниматься не столько реальным пространством, сколько различными виртуальными пространствами. При этом картографам придется привычную географическую карту трансформировать самым неожиданным образом, чтобы площади, расстояния, углы, цвета и условные обозначения на этой карте соответствовали не географической, а некоторой ментальной реальности.

Вопреки ожиданиям наша наука, перенасытившись числовой информацией, не стала более точной, чем раньше. Автоматический сбор информации из космоса и наземными средствами не только не помог найти формулы общих количественных закономерностей, а, скорее наоборот, показал многообразие тонких непрерывно меняющихся зависимостей, управляющих природой и обществом.

Поучителен в этом отношении пример с прогнозами погоды. Появление мощных компьютерных систем, обрабатывающих Ниагары цифровых данных, не произвело революции в точности предсказаний. Оправдываемость краткосрочных прогнозов замерла на отметке 80— 85% и не обещает прогресса. При переходе к долгосрочным климатическим прогнозам не только величины изменений, но и сама тенденция, знак будущих сдвигов служат предметом дискуссий.

На развитие системы географических наук в перспективе окажут влияние следующие процессы: 1) «биологизация» всей географии; 2) «гуманизация», в том числе и сильная «экономизация»; 3) «математизация», которая, в частности, будет входить в географию через усиление и качественное видоизменение картометрических работ; 4) «химизация» географии, т. е. глубокое проникновение в сущность процессов миграции химических элементов в окружающей среде, в химизм ее загрязнения, в достижения технологии будущего, которая изменит круговорот веществ в природе; 5) автоматизация сбора географической информации и ее обработки, в особенности информации о нашей планете, поступающей с орбитальных спутников и космических кораблей; 6) переход от научного анализа к решению проблемы управления территориальными системами, изучаемыми географическими науками; 7) глубокое внедрение картометрических методов в науку и практику, широкое их использование, особенно для ее территориальной организации, для управления сложными процессами.

Будут быстро расти такие «биологизированные» «поля интеграции», как, например, уже существующая (но, к сожалению, не получившая у нас пока еще развития) биоклиматология. Можно предположить, что будет создана геогенетика, первые идеи в области которой были высказаны еще Н. И. Вавиловым. Многообразны могут быть и связи географических наук. На гранях экологии и экономической географии, например, американский ученый У. Айзард создал математические эколого-экономические районные модели.

Гуманизация географии неотвратима. Это один из закономерных и прогрессивных процессов. Трудно перечислить возможные «поля интеграции», такие как экономическая климатология, экономическая гидрология, экономическая эрозионистика и т. д. Очевидно постановка экономических проблем в разных сферах географических наук будет проходить и в других формах, но она совершенно необходима, и ни одна из этих наук не сможет уклониться от подобней объективной необходимости.

Молодым специалистам предстоит в своей жизни осуществить те интеграционные процессы, о которых говорится как о перспективных. И в связи с этим вместе с Ю. Г. Саушкиным хочется пожелать им несколько важных для географа качеств:

  • 1. Большой общенаучной философской культуры. Географ не может оставаться в области эмпирики, не может быть «делягой». Гуманизация географии в целом предъявляет особенно большие требования в этом отношении.
  • 2. Сочетания интереса к своей специальности с интересом к общегеографическим теоретическим достижения и, в частности, к теоретической географии.
  • 3. Соединения знаний в области отечественной науки, которую надо изучать особенно глубоко, со знаниями в области мировой науки. Хорошее владение хотя бы одним из иностранных языков исключительно важно для географа.
  • 4. Смелости в постановке и решении научных и практических вопросов, можно сказать даже сильнее — дерзости в этом отношении, быстрой мысли. К сожалению, мы бываем слишком медлительны и поэтому отстаем в решении важнейших проблем.
  • 5. Непрерывного труда в совершенствовании того, что Н. Н. Баранский назвал «географическим мышлением» — соединения исторического анализа с пространственным. Географ создает картину динамической, развивающейся карты. Такое многомерное восприятие карты очень трудно, но профессиональный географ должен в результате постоянной работы преодолеть трудности географического мышления.
  • 6. Овладения современными точными методами исследования, в том числе математическими методами, моделирования географических явлений и процессов, опираясь в исследованиях на эффективные технологии, основанные на разработке и внедрении разного рода геоинформационных систем, в том числе интегрированных, синтезирующих методы отработки традиционных геоинформационных систем и материалов дистанционных аэрокосмических съемок.
  • 7. Быть хорошим, дисциплинированным, наблюдательным полевым исследователем. Новые методы исследования, в том числе дистанционные, не только не исключают полевых исследований, но делают их еще более важными.
  • 8. Сочетания способности полевого исследования с умением экспериментатора и, далее, со способностями конструктора. Географ — это конструктор окружающей среды, направляющий ее освоение. Он организатор территориальной жизни общества.
  • 9. Постоянной связи с практикой, с реальной жизнью во всей ее сложности. Есть образное выражение «припасть к земле». Для географа оно становится буквальным, так как в явлениях, происходящих на земной поверхности, он черпает необходимый материал, на нем строит свои обобщения, делает выводы.

«Географу не обязательно быть ходячей энциклопедией, но он должен развивать в себе энциклопедическую любознательность», — в этих словах выдающегося французского географа, первой женщины, ставшей профессором — всемирно известного университета — Сорбонны, Жаклин БожеГарнье заключен большой смысл. Существует своеобразный профессиональный географический взгляд на окружающий мир. «География, — пишет Боже-Гарнье, —для меня означает нечто большее, чем просто профессия: это скорее способ понимания мира. Географ весьма своеобразно оценивает свое окружение: например, обширный горный район пробуждает в нем не только наслаждение эстетической ценностью, но и интерес к образующей его структуре и фазам эволюции. Городские трущобы возбуждают не только сострадание и ужас, но и заставляют вскрывать исторические и социальные корни столь жалких условий жизни. Географ не просто смотрит ц наблюдает — он автоматически стремится понять увиденное. Непосредственный полевой опыт изучения земель и людей — неотъемлемый элемент профессии географа — позволяет ему понять жизнь других людей и более скрупулезно оценить собственную жизнь… Сфера интересов географа — это непосредственно живой мир, не только обогащающий его опыт, который дает ему информацию, но и, осмелюсь заявить, вдохновляющий его»[4].

.Авторы учебника надеются, что он поможет студентам стать действительно высокопрофессиональными специалистами-географами, достойными высокого предназначения родной науки.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы.

  • 1. Почему для дальнейшего развития системы географических наук и повышения ее роли в жизни общества столь большое значение имеют интеграционные процессы, синтез в географии?
  • 2. Какие «поля интеграции» представляются вам наиболее интересными и важными для общественной практики и, в частности, для решения актуальных жизненных проблем современной России?
  • 3. Изучите и законспектируйте две—три статьи из новейших периодических изданий, посвященные перспективам развития мировой географической науки.
  • 4. Попробуйте сопоставить вышеизложенные качества, необходимые высококвалифицированному специалисту-географу, с теми качествами и способностями, которые сформировались у вас за годы обучения в вузе.

Географические проблемы конца XX века: Сб. науч. тр. СПб., 1998. Исаченко А.Г. География в современном мире. М., 1998.

Котляков В.М. Мировой кризис конца XX века и географическая наука // Изв. РАН. Сер. геогр. 1995. № 4. С. 7—20.

Котляков В.М., Глазовский Н.Ф. Перспективы научных исследований Института географии Российской Академии наук // Изв. РАН. Сер. геогр. 1993. № 3. С. 14—25.

Наука и искусство географии: Спектр взглядов ученых СССР и США. М., 1989.

Перспективы географии. М., 1979. (Вопросы географии. Сб. 100). Саушкин Ю.Г. География в перспективе (вступительная лекция 1 курсу 1 сентября 1973 г.) // Вести. Моек, ун-та. Сер. 5. География. 1974. № 2. С. 3—10.

  • [1] Герасимов И. П. Роль географии в познании современного мира // Перспективы географии. М., 1976. С. 15.
  • [2] Саушкин Ю. Г., Преображенский В. С. Дифференциация и интеграциягеографических наук в перспективе // Там же. С. 18—19.
  • [3] Арманд АД. География информационного века // Изв. АН. 2002.№ 1.С. 10—14.
  • [4] Цит. по: Баттимер А. Путь в географию. М., 1990. С. 210—211.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой