Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ финансирования агропромышленного комплекса в РФ и РД

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе было утверждено постановление Правительства РФ от 5 марта 2008 г. 144 «О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению… Читать ещё >

Анализ финансирования агропромышленного комплекса в РФ и РД (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Финансирование федеральных целевых программ

Агропромышленный комплекс Российской Федерации обозначен приоритетным для государственной поддержки сектором национальной экономики. При этом расходы состоят не только из финансирования определенного набора бюджетных услуг, но также из финансирования программ поддержки АПК, вызванных необходимостью решения назревших проблем в отрасли, в том числе — обеспечение доступности для всех групп населения продовольствием по доступным ценам (продовольственная безопасность), обеспечение занятости сельского населения, развитие социальной инфраструктуры села.

Основными федеральными целевыми программами государственной поддержки развития АПК являются:

  • —Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006;2010 гг. и на период до 2012 г.;
  • — Социальное развитие села до 2012 г.

Согласно данных Министерства экономического развития и торговли объем бюджетного финансирования программ агропромышленного комплекса в 2008 г. вырос 2,3 раза по сравнению с 2001 г., в других отраслях этот показатель составляет 1,8 раза в здравоохранении, 2,3 — на оборону, инновационные разработки — более чем в 10 раз [16].

Финансирование АПК за счет средств федерального бюджета представлено в таблице 1.

В бюджетных разработках заложено более чем двукратное увеличение финансирования к 2010 г., при этом уровень прямой государственной поддержки отрасли будет расти меньшими темпами, т.к. большая часть расходов федерального бюджета будет осуществляться в рамках Государственной программы развития агропромышленного комплекса с применением программно-целевого метода.

Таблица 1 Финансирование АПК за счет средств федерального бюджета, млрд. руб.

Наименование.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Сельское хозяйство и рыболовство, всего.

21 583,2.

Федеральные целевые программы, в том числе:

«Социальное развитие села».

0,3.

0,3.

0,3.

0,4.

«Сохранение и восстановление плодородия почв сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов России».

4199,6.

4866,1.

4307,1.

4315,9.

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы.

1252,4.

936,6.

710,9.

560,6.

Государственная поддержка с/х.

2897,4.

3219,2.

3301,2.

3301,2.

Федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006;2010 гг. и на период до 2012 г.» является преемницей ФЦП «Повышение плодородия почв России на 2002;2005 гг.».

В качестве основных целей этой программы выделены: сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов; создание условий для увеличения объемов производства высококачественнойсельскохозяйственнойпродукциинаосновевосстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.

Мероприятия данной программы включают в себя — субсидирование приобретения минеральных удобрений и средств защиты растений, а также проведение мелиоративных и иных агрохимических работ.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. бюджетное финансирование данной программы на период до 2010 г. предполагалось осуществить в размере 206 316,5 млн руб.

Причем большая часть должна была быть привлечена за счет внебюджетных источников — 71%, 10% — составляло федеральное финансирование, а 29% — за счет средств бюджетов субъектов Федерации.

Увеличение сроков реализации данной программы потребовало и наращивания объемов финансирования. Так, общий объем финансирования вырос на 80% или 164,6 млрд руб., при этом уровень бюджетного финансирования к 2012 г. увеличится более чем в 3 раза — по средствам, предоставляемым за счет бюджетов субъектов Федерации, и почти в 4 раза — по средствам федерального бюджета; внебюджетные источники планируется увеличить менее чем в 2 раза.

Финансирование мероприятий программы за счет средств федерального бюджета предполагается осуществлять только при условии выделения средств из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников для финансирования строительства и реконструкции объектов соответствующей формы собственности. При уменьшении согласованных объемов финансирования субъектами Российской Федерации пропорционально сокращаются средства федерального бюджета.

Общий объем финансирования программы до 2012 г. составляет 370 949,28 млн руб. с учетом прогноза цен на соответствующие годы, в том числе: средства федерального бюджета — 63 767,782 млн руб.; средства бюджетов субъектов Российской Федерации — 81 748,5 млн руб.; средства внебюджетных источников — 225 433 млн руб. [19].

По данным размер бюджетного финансирования в 2009 г. данной программы составил — 4866,1 млн руб. (58% от запланированного объема), из которых 4248,8 составляют бюджетные инвестиции. При этом на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (собственности муниципальных образований) за январь-сентябрь 2009 г. не было предоставлено ни одного рубля субсидий. Согласно данным Министерства сельского хозяйства по состоянию на 12 декабря 2009 г. мероприятия Программы профинансированы на сумму 16,0 млрд руб.

Таблица 2 Планируемое финансирование ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения», млн. рублей.

Источники финансирования.

2006;2012 гг.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Федеральный бюджет, в том числе:

63 767,78.

3736,9.

4407,6.

8300,3.

10 740,1.

11 404.4.

Минсельхоз России.

34 710,6.

3322,9.

5006,1.

Росводресурсы.

409,88.

136,9.

65,1.

47,88.

;

Рос.академия с/х наук.

103,5.

;

37,1.

41,4.

;

НИОКР.

273,4.

48,4.

Прочие расходы.

28 270,4.

843,5.

3139,3.

5569,2.

Объем средств бюджетов субъектов РФ.

81 748,5.

5263,1.

7267,5.

9719,5.

12 673,4.

Внебюджетные источники.

23 177,8.

26 032,6.

31 817,1.

36 327,3.

Всего.

370 949,26.

32 177,8.

37 707,7.

40 653,8.

55 230,68.

62 028,7.

Привлечено софинансирование за 2008 г. из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в объеме 6146 млн руб., в том числе: «капитальные вложения» — 1178,1 млн рублей; НИОКР — 40,9 млн рублей; «прочие нужды» — 4927,6 млн рублей) или 63,2% от года. Из внебюджетных источников привлечены средства в объеме 28 242,6 млн руб.

К проблемным вопросам относятся: привлечение средств субъектов РФ и внебюджетных источников по восстановлению внутрихозяйственной сети, а также недостаток средств федерального бюджета на покрытие роста цен на строительные материалы, что приводит к удорожанию строительно-монтажных работ по объектам реконструкции.

В 2008 г. федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» была продлена на период до 2012 г. согласно постановления Правительства 143 от 5 марта 2008 г. Увеличение сроков реализации программы потребовало внесения изменений и в паспорт программы в части объемов и порядка ее финансирования.

Данная ФЦП основной своей целью ставит улучшение условий жизни сельского населения на основе развития социальной и инженерной инфраструктуры, используя в качестве основного метода привлечения бюджетных средств софинансирование расходов. Доля участия федерального бюджета по отдельным инвестиционным направлениям определена программой, и составляет от суммарных затрат: по жилищному строительству — 30%, по газификации — 20%, по водоснабжению — 20%, по пилотным проектам — 50%, по объектам социальной сферы — 50%. Финансирование программных мероприятий осуществляется Россельхозбанком на основании заключенных с органами исполнительной власти субъектов РФ соглашений, исходя из подтвержденных объемов выполненных строительных работ с учетом софинансирования бюджетными средствами субъектов и за счет внебюджетных источников. Первоочередному финансированию подлежат расходы на проведение работ на объектах незавершенного строительства, на объектах, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, а также на объектах, имеющих высокую степень технической строительной готовности.

Общий объем финансирования I этапа Программы (2003;2005 гг.) в ценах 2002 г. составляет 52,9 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 5,5 млрд руб., средств бюджетов субъектов Российской Федерации — 23,1 млрд руб. и средств внебюджетных источников — 24,3 млрд руб.

Общий объем финансирования II этапа Программы (2006;2010 гг.) с учетом прогноза цен на соответствующие годы составляет 233,6 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 60,5 млрд руб., средств бюджетов субъектов Российской Федерации — 98,8 млрд руб. и средств внебюджетных источников — 74,3 млрд руб.

Общий объем финансирования III этапа Программы (2011;2012 гг.) с учетом прогноза цен на соответствующие годы составляет 194,4 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 58,4 млрд руб., средств бюджетов субъектов Российской Федерации — 82,6 млрд руб. и средств внебюджетных источников — 53,4 млрд руб. (табл. 3).

Необходимо отметить, что неравномерность предоставления бюджетных средств в течение финансового года в связи с несвоевременностью доведения лимитов до получателей бюджетных средств, несоблюдением сроков внесения изменений в сводную бюджетную роспись, зачастую неразработанности механизма предоставления субсидий, а также нескоординированности действий органов исполнительной власти, приводит к невыполнению программных мероприятий и неэффективному использованию бюджетных средств.

В целях обеспечения взаимодействия с субъектами Российской Федерации по формированию гарантированных источников финансирования мероприятий Минсельхозом России принято решение о заблаговременном доведении до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предварительных лимитов государственных капитальных вложений по отдельным программным направлениям.

Таблица 3 Бюджетное финансирование ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года», млн. руб.

Источники и направления расходов.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Федеральный бюджет.

5639,01.

3892,6.

4150,34.

6697,17.

Капитальные вложения.

2428,7.

2590,7.

2750,3.

3049,4.

НИОКР.

31,46.

30,67.

6,74.

5,81.

Прочие текущие расходы.

3178,85.

1281,36.

1393,3.

3641,96.

Бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

12 186,2.

13 172,1.

14 205,1.

15 308,75.

Капитальные вложения.

12 147,6.

13 131,3.

14 161,1.

15 263,9.

НИОКР.

;

;

;

;

Прочие текущие расходы.

38,6.

40.9.

44,85.

Внебюджетные источники.

11 019,77.

11 811,8.

12 510,2.

13 447,7.

Всего.

28 844,98.

28 876,52.

31 041,04.

35 637,92.

Скоординированы действия органов управления АПК в субъектах Российской Федерации по защите объемов софинансирования при рассмотрении и принятии органами законодательной и исполнительной власти своих региональных бюджетов на очередной финансовый год.

В качестве ужесточающих мер по контролю выполнения программных заданий в качестве санкции к субъектам, не выполнившим договорных обязательств по вводу мощностей, был рассмотрен вопрос об уменьшении им лимита государственных капитальных вложений на очередной финансовый год.

Для реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе было утверждено постановление Правительства РФ от 5 марта 2008 г. 144 «О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности».

В соответствии с заключенными соглашениями (договорами) финансирование за счет средств федерального бюджета программных мероприятий осуществляется при предоставлении органами исполнительной власти субъектов РФ отчетов об освоении инвестиций, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, при соблюдении соотношения софинансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Необходимо отметить, что в ряде субъектов РФ не были своевременно приняты нормативные акты, регулирующие программные мероприятия, не заключены договоры с непосредственными исполнителями, кроме того, в ряде регионов отмечен недостаток средств на софинансирование, что влечет к замедлению темпов реализации программы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой