Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологический анализ. 
Религиоведение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В аналитической психологии К. Г. Юнга религиозные представления выступают как продукты «религиозного бессознательного», а оно, в свою очередь, — как «базовый религиозный феномен». Юнг считал, что вытесненные содержания личного опыта индивида составляют лишь небольшую часть бессознательного; более значительный и глубокий слой является врожденным и имеет всеобщую природу. Содержание коллективного… Читать ещё >

Психологический анализ. Религиоведение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психологические объяснения выводят причины возникновения религии из свойств индивидуальной или групповой психики. Наиболее распространены поиски основы религии в эмоциональной сфере; были и теории, выводящие религию из свойств интеллектуальной или волевой сферы. Один из основателей психологии религии, У. Джеймс, объяснял причины религиозности исходя из индивидуальной психики, а именно из ее эмоциональной сферы. Джеймс разработал понятие религиозного опыта, под которым понимал субъективные религиозные феномены в различных формах — мистические видения, экстатические состояния, экзальтированные созерцания, галлюцинации и пр. Уделяя особое внимание анализу религиозного чувства, Джеймс признавал, что оно не заключает в себе такого элемента, который бы имел с психологической точки зрения специфическую природу: религиозная любовь — это общее всем людям чувство любви, обращенное на религиозный объект; религиозный страх — это обычный трепет сердца, но связанный с идеей божественной кары. Джеймс полагал, что истинность религии заключается в ее «полезности»: общей психологической функцией всех религий является переход от душевного страдания к постепенному освобождению от него.

Л. Леви-Брюль интерпретировал религию на основании анализа коллективной психологии. Он полагал, что различным социально-историческим типам общества соответствуют различные типы мышления, которые порождают различные типы коллективных представлений. Но типы мышления и коллективных представлений разнятся не радикально, а по уровню сочетания иррациональных и рациональных моментов. Иррациональные моменты в мышлении делают его нечувствительным к противоречиям и непроницаемым для опыта (пралогическим), подчиняют мышление человека закону партиципации (сопричастия). Несмотря на расширение сектора логического мышления, всегда сохраняются пралогические моменты в выработке коллективных представлений. А коллективные представления, в свою очередь, служат основанием религиозных институтов в силу следующих свойств: они носят непреклонный повелительный характер, передаются из поколения в поколение, навязываются отдельным личностям, не завися от отдельной личности; они не поддаются интеллектуальной обработке, поскольку образ слит с эмоционально-моторными элементами. Л. Леви-Брюль сделал в свое время прогноз: логическое мышление никогда не вытеснит полностью пралогическое, всегда будут сохраняться коллективные представления, выражающие интенсивно переживаемую и ощущаемую сопричастность и недоступные критическому анализу. Т. е. религия будет существовать всегда.

3. Фрейд применил принципы разработанного им психоанализа к вопросу о происхождении и существовании религии, назвав невроз индивидуальной религиозностью, а религию — универсальным коллективным неврозом. По его мнению, религия играет важную роль в культуре как средство защиты от опасности индивидуального невроза. Религиозную веру он считает иллюзией, поскольку к ее мотивировке примешано исполнение желаний; по своей психологической природе все религиозные учения оказываются иллюзиями. Под влиянием рационального начала, предполагал Фрейд, человек со временем расстанется с религией, обретет чувство реальности.

В аналитической психологии К. Г. Юнга религиозные представления выступают как продукты «религиозного бессознательного», а оно, в свою очередь, — как «базовый религиозный феномен». Юнг считал, что вытесненные содержания личного опыта индивида составляют лишь небольшую часть бессознательного; более значительный и глубокий слой является врожденным и имеет всеобщую природу. Содержание коллективного бессознательного составляют архетипы. Они могут открываться сознанию во сне, в мистическом откровении. Другим выражением архетипов являются мифы, сказки, религиозные учения. Во всех этих случаях сознание имеет дело с «переработанными» архетипами, предстающими в виде системы символов. Благодаря тысячелетним усилиям человеческого духа эти образы и символы уложены во всеохватывающую систему мироупорядочивающих мыслей. По мнению Юнга, психологию не интересует вопрос об истинности или ложности идеи, ее занимает исключительно факт наличия идеи. Юнг видит в религии коллективно выработанную форму защиты от невроза и делает вывод о психологической необходимости религии и обращении к ней человека в его стремлении к душевному здоровью.

«Гуманистический анализ» Э. Фромма переосмысливает символику бессознательного, акцентируя внимание на противоречиях человеческого существования, конфликтных ситуациях, вызванных социокультурными факторами в обществе тотального отчуждения. Понятие религии получает у него предельно широкое толкование и не сводится только к тем системам, в центре которых стоит сверхъестественная сила. Под религией Фромм понимает любую систему взглядов и действий, которой придерживается какая-то группа людей и которая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения. Религиозность усматривается в любом служении идеалам, независимо от того, кому человек поклоняется — идолам, богам, вождям, партиям, нациям, успеху, силе или деньгам. Таким образом, любой человек, с этой точки зрения, является религиозным, а религия — неизбежно присущей всем историческим эпохам. Э. Фромм различает авторитарную и гуманистическую религии. В авторитарной религии господствует идея, согласно которой человек должен повиноваться внешней силе, главная добродетель человека — покорность. Гуманистическая религия сосредоточена на человеке и его способностях, ориентирует человека на самостоятельную реализацию собственного потенциала, утверждает право на личную свободу и счастье. Э. Фромм считал, что религиозный опыт не обязательно связан с теизмом, идея Бога должна рассматриваться только символически. Таким образом, безбожие не означает безрелигиозности.

Все эти исследования и выводы, сделанные учеными различных специализаций, пополнили арсенал научной дисциплины религиоведения, позволили расширить поле изучения, приступить к анализу фактов и явлений, сопровождающих человеческую жизнь.

Вопросы для самоконтроля по теме «Возникновение и развитие науки о религии»

  • 1. С чего началось формирование науки о религии?
  • 2. Почему именно в XIX в. появилась потребность в изучении различных религий и были созданы условия для анализа их роли в жизни общества?
  • 3. Почему именно сравнительно-исторические исследования стали первой формой изучения различных верований?
  • 4. Какова сущность функционального подхода в изучении религии социологией?
  • 5. Какой подход в психологии является наиболее плодотворным при изучении личной религиозности?
  • 6. Почему в настоящее время религиоведение является актуальной формой изучения общественной жизни?

Литература

  • 1. Булгаков С. Н. Труды по социологии и теологии. В 2 т. Том 2: Статьи и работы разных лет. 1902—1942 годы. — М., 1997.
  • 2. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избранные произведения. — М., 1990.
  • 3. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. — М., 1910 (репринт — М., 1993).
  • 4. Козлова О. Н. Социология духовной жизни. — М., 2004.
  • 5. Культура и религия: линии сопряжения. — 1994.
  • 6. Марке К., Энгельс Ф., Ленин В. И. О религии (сборник). — М., 1983.
  • 7. Миронов А. Ю. Историзм и теология // ВФ. 2000. № 11.
  • 8. Михайлов И. Новый Иерусалим: Будущее психоанализа в свете библейских откровений. — М., 2004.
  • 9. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. — М., 1989.
  • 10. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. — М., 1991.
  • 11. Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990.
  • 12. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. — М., 1986.
  • 13. Юнг К. Г. Архетип и символ. — М., 1990.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой