Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ исслСдования ΠΈ обсуТдСниС

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π˜Π½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ занятия ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‚ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ учащимися наблюдСний ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² растСний, ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…, Π³Ρ€ΠΈΠ±ΠΎΠ² ΠΈ Ρ‚. Π΄., Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… сообщСств, располоТСнных Π² ΠΎΠΊΡ€Π΅ΡΡ‚ностях ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹. Π’ ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ†Π΅Π½Π½Ρ‹ Ρ‚Π΅ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ приводят школьника ΠΊ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Π°ΠΌ ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΆΠΈΠ²Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² Π² ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ΅ ΠΈΡ… ΡΠΎΡΡ‚ояния Π½Π° ΠΎΠ±ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠΉ Ρ‚Π΅Ρ€Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠ΅ своим… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ исслСдования ΠΈ обсуТдСниС (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π­ΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎ-ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π΅Ρ‚ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΠ΅ мСроприятия Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обучСния

Π£ΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ красоту ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠ΅ Π΅Π΅ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‰Π°Ρ‚ΡŒ — Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹Π΅ качСства соврСмСнного экологичСски Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. К ΡΠΎΠΆΠ°Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ, Π½Ρ‹Π½Π΅ΡˆΠ½ΡΡ школа ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ эти Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹Π΅ вопросы Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ всСго стороной. Π¨ΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ курсы Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, Π³Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ практичСски Π½Π΅ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΡΡ‚ учащихся с ΡΡΡ‚СтичСской Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π°ΠΌΠΈ Π΅Π΅ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹ [5, с. 12].

НСсмотря Π½Π° ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ различия Π² ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π°Ρ… ΠΊ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ экологичСского образования, Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ спСциалистов признаСтся Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ рассмотрСниС экологичСских ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ практичСски Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹: ΠΎΡ‚ Ρ„илософии ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π΄ΠΎ Π³Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ ΠΈ ΡΡ‚ΠΈΠΊΠΈ. ЭкологичСскоС ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΎΡ‚ΡŠΠ΅ΠΌΠ»Π΅ΠΌΠΎΠΉ составной Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒΡŽ содСрТания основного, срСднСго, ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Π²Ρ‹ΡΡˆΠ΅Π³ΠΎ образования [74].

Π­Ρ‚ΠΎ связано с Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ экологичСскиС ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ становятся Π½Π°ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΡΠ΅Ρ€ΡŒΠ΅Π·Π½Ρ‹ΠΌΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π° ΠΏΠΎΡΡ‚оянноС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ экологичСского сознания Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ стихийного развития просто Π½Π΅ ΠΎΡΡ‚аСтся Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ: Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Π·Π°Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ всС ΠΊΠ°Π½Π°Π»Ρ‹ воздСйствия Π½Π° Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. БоотвСтствСнно всС Π»ΠΈΡ†Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ это воздСйствиС, Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΈΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ прСдставлСниС ΠΎ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСских ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… основах экологичСского образования.

И, Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΡƒΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ, это касаСтся ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ² нСзависимо ΠΎΡ‚ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ΠŸΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡Π° Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² — это Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° спСциалистов: ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ экологии, Π° Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ — ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΈ, отчасти, Π³Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ, Π½ΠΎ Π²ΠΎΡ‚ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅, Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ² взаимодСйствия с Π½Π΅ΠΉ, готовности Π²Ρ‹Π±Ρ€Π°Ρ‚ΡŒ экологичСски цСлСсообразныС стратСгии Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ — это Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° всСх ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ² [27, с. 53].

ВнСклассная Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° опрСдСляСтся ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°ΠΌΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ‚Π° Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, которая выполняСтся Π²ΠΎ Π²Π½Π΅ΡƒΡ€ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ΅ врСмя, являСтся Π½Π΅ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ для учащихся ΠΈ ΡΡ‚роится Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΈΡ… ΠΈΠ½Ρ‚СрСса ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠ΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ΠŸΡ€ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ содСрТания внСклассной Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ исходит ΠΈΠ· Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ², ΠΊΠ°ΠΊ связь с ΠΆΠΈΠ·Π½ΡŒΡŽ, с ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°ΠΌΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ страна, ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΡŒ, Ρ€Π°ΠΉΠΎΠ½; связь с ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΠΎΠΌ ΠΏΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρƒ; соотвСтствиС содСрТания внСклассной Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ возрасту учащихся, особСнностям ΠΈΡ… ΡƒΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚СрСсов.

Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ внСклассной Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ, ΡƒΠ³Π»ΡƒΠ±Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ изучаСтся Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅. ВнСклассная Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° дополняСт ΡƒΡ€ΠΎΠΊ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ Π΅Π΅ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π²Π΅Ρ€Π½ΡƒΡ‚ΠΎ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ изучСния ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π² Π΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π΅ с ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌΠΈ систСмами. РассмотрСниС экологичСских ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ Π² ΠΈΠ½ΠΎΠΉ, ΠΏΠΎ ΡΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ со ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠΎΠΉ, Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ опрСдСляСт ΠΈΡ… Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠ½Ρ‹Π΅ связи [59, с. 111].

Π¦Π΅Π»ΠΈ воспитания ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠ³ΠΎ экологичСского ΠΊΡ€ΡƒΠ³ΠΎΠ·ΠΎΡ€Π° учащихся, формирования отвСтствСнного ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΊ Π»ΡŽΠ΄ΡΠΌ, Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρƒ, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΈ условии взаимосвязи обучСния с Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ‚ΠΈΠΏΠ°ΠΌΠΈ ΠΈ Π²ΠΈΠ΄Π°ΠΌΠΈ внСклассной Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ: ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…, Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²Ρ‹Ρ…, массовых.

Π˜Π½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ занятия ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‚ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ учащимися наблюдСний ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² растСний, ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…, Π³Ρ€ΠΈΠ±ΠΎΠ² ΠΈ Ρ‚. Π΄., Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… сообщСств, располоТСнных Π² ΠΎΠΊΡ€Π΅ΡΡ‚ностях ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹. Π’ ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ†Π΅Π½Π½Ρ‹ Ρ‚Π΅ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ приводят школьника ΠΊ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Π°ΠΌ ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΆΠΈΠ²Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² Π² ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ΅ ΠΈΡ… ΡΠΎΡΡ‚ояния Π½Π° ΠΎΠ±ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠΉ Ρ‚Π΅Ρ€Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠ΅ своим Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠΌ ΡƒΠ»ΡƒΡ‡ΡˆΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° срСду.

Π’ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ ΠΏΠ΅Π΄ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ 4 ΠΈ 5 курсов ΠΌΡ‹, студСнты, ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ занятия с ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΠΌΠΈΡΡ ΠΏΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ΅ ΠΊ Π³ΠΎΡ€ΠΎΠ΄ΡΠΊΠΈΠΌ ΠΈ Ρ€Π°ΠΉΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΌ конкурсам ΠΈ ΠΎΠ»ΠΈΠΌΠΏΠΈΠ°Π΄Π°ΠΌ экологичСской ΠΈ Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ Ρ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ. НапримСр: конкурс ΠΊΠΎΡ€ΠΌΡƒΡˆΠ΅ΠΊ, посвящСнный Π”Π½ΡŽ ΠΏΡ‚ΠΈΡ†, ΠΎΠ»ΠΈΠΌΠΏΠΈΠ°Π΄Π° ΠΏΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡŽ, ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Π΅ ДСтским Π΄ΠΎΠΌΠΎΠΌ творчСства Π³. ΠΠΎΠ²ΠΎΡ‡Π΅Π±ΠΎΠΊΡΠ°Ρ€ΡΠΊ.

Групповая внСклассная Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚Π΅ΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Π² ΠΊΡ€ΡƒΠΆΠΊΠ΅. ИмСнно ΠΊΡ€ΡƒΠΆΠΊΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΠΈ наибольшСС распространСниС Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ внСклассной Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΏΠΎ Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ. УспСх Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΊΡ€ΡƒΠΆΠΊΠ° зависит ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ сочСтаСт Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ учащихся Π² ΡΡ‚Π΅Π½Π°Ρ… ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ с ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ срСды Π² ΠΎΠΊΡ€Π΅ΡΡ‚ностях ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ ΠΈΠ»ΠΈ Π³ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π°.

Π’ Π³. ΠΠΎΠ²ΠΎΡ‡Π΅Π±ΠΎΠΊΡΠ°Ρ€ΡΠΊ Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… ΡˆΠΊΠΎΠ»Π°Ρ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ биологичСскиС ΠΈ ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ ΠΊΡ€ΡƒΠΆΠΊΠΈ, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… заинтСрСсованныС учащиСся ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΡƒΠ³Π»ΡƒΠ±ΠΈΡ‚ΡŒ свои знания ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ. Π’Π°ΠΊ, Π² Π‘ОШ № 17 Π³. ΠΠΎΠ²ΠΎΡ‡Π΅Π±ΠΎΠΊΡΠ°Ρ€ΡΠΊ ΠΏΠΎΠ΄ руководством учитСля Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ И. Π’. ΠœΠ°Ρ‚Π²Π΅Π΅Π²ΠΎΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π° Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π΄Π²ΡƒΡ… ΠΊΡ€ΡƒΠΆΠΊΠΎΠ²: биологичСского ΠΈ ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ.

Π’ ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ школьников Π²Π΅Π»ΠΈΠΊΠ° Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ массовых экологичСских ΠΊΠ°ΠΌΠΏΠ°Π½ΠΈΠΉ Ρ‚ΠΈΠΏΠ° ΠΊΠΎΠ½Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΉ ΠΈ Π·Π½Π°ΠΌΠ΅Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π΄Π½Π΅ΠΉ (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Π”Π΅Π½ΡŒ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСды), Ρ€ΠΎΠ»Π΅Π²Ρ‹Ρ… ΠΈΠ³Ρ€ Π½Π° ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹.

Π˜Π·ΡƒΡ‡Π°Ρ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽ срСду Π½Π° Π²Π½Π΅ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ½Ρ‹Ρ… занятиях, Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΆΠΈΠ²Ρ‹Ρ… Π²ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΎ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠ½Ρ‹Ρ… связях Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° с ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΉ Π΄Π°ΡŽΡ‚ обоснованиС цСлСсообразности Π½ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ» повСдСния Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ срСдС. И Π½Π°ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚, извСстныС ΠΈΠΌ Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΡΠΎΠΏΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ с Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ экологичСской ситуациСй, ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π°ΡΡΡŒ Π² ΠΈΡ… Ρ†Π΅Π»Π΅ΡΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…одимости.

Π’ΠΎ Π²Π½Π΅ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ большиС возмоТности для ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ дискуссий ΠΈ ΠΎΠ±ΡΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ экологичСских ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‚ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ.

По ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ А. Н. Π—Π°Ρ…Π»Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ, организуя Π²Π½Π΅ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ½ΡƒΡŽ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ, ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ, ΠΏΠΎΠΌΠΈΠΌΠΎ обучСния, ΠΎΠ½Π° Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚Π΄Ρ‹Ρ…Ρƒ учащихся ΠΎΡ‚ Π½Π°ΠΏΡ€ΡΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π² ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ΅. Π•Π΅ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π° Π²ΠΎΠ·Π΄Ρƒ-Ρ…Π΅, Π² Π±Π»ΠΈΠ·Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‰Π΅ΠΌ лСсу, Π½Π° Π»ΡƒΠ³Ρƒ, Ρ€Π΅Ρ‡ΠΊΠ΅, Π² ΠΏΠ°Ρ€ΠΊΠ΅, Π½Π° Π±Π°Π·Π΅ находящихся поблизости Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎ-ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ… ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ. [72; 74].

Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ особСнностСй формирования Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Π²ΠΎ Π²Π½Π΅ΡƒΡ€ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ΅ врСмя ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ данная Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΌ, проводится с ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΡƒΠΆΠ΅ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π΅ΡΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈΠ»ΠΈ Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ΠΉ, ΠΈΠ»ΠΈ экологиСй. Данная Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π° Π½Π° ΡƒΠ³Π»ΡƒΠ±Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ экологичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, развития Ρƒ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… школьников Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°ΠΌ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСды. Для этого Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ часто ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹:

  • Β· ΠžΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ со ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€ΠΎΠΉ.
  • Β· УчастиС школьников Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… конкурсах экологичСского содСрТания.
  • Β· Экскурсии Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρƒ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΡƒΠ·Π΅ΠΈ.
  • Β· Π˜Π½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ задания ΠΏΠΎ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСды [43, с. 169].

Для провСдСния исслСдования Π½Π°ΠΌΠΈ Π±Ρ‹Π»ΠΈ составлСны ΠΏΠ»Π°Π½Ρ‹ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠΎΠ² ΠΏΠΎ Ρ‚Π΅ΠΌΠ°ΠΌ — ΠΎΠ΄Π½ΠΈ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π»ΠΈ Π² ΡΠ΅Π±Ρ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ экологичСского содСрТания (для 7 Π’ класса), Π² ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Π½Π΅ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π»ΠΈΡΡŒ экологичСскиС понятия (для 7Π‘).

ВрСмя провСдСния исслСдования: Π½ΠΎΡΠ±Ρ€ΡŒ — Π΄Π΅ΠΊΠ°Π±Ρ€ΡŒ 2012 Π³.

ΠœΠ΅ΡΡ‚ΠΎ провСдСния: ΠœΠ‘ΠžΠ£ «Π‘ОШ № 17 Π³. НовочСбоксарск».

На ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΌ, этапС экспСримСнта Π±Ρ‹Π»Π° ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Π° диагностика экологичСской грамотности учащихся ΠΈ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΠΈ заинтСрСсованности ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Π½ΠΎΠΉ (ΠŸΡ€ΠΈΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ 1). Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ диагностики Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Ρ‹ (Π’Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 3, 4, Рис. 2, 3).

Π’Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 3.

Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ исслСдования Π² 7Π‘ ΠΈ 7 Π’ классах «Π‘ОШ № 17 Π³. НовочСбоксарск» Π½Π° Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡ Π°Π½ΠΊΠ΅Ρ‚Ρ‹ «ΠšΠ°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΈΠ· ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈΡΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Ρ‹ Π² ΠšΡ€Π°ΡΠ½ΡƒΡŽ ΠΊΠ½ΠΈΠ³Ρƒ Π§ΡƒΠ²Π°ΡˆΡΠΊΠΎΠΉ РСспублики?».

лось.

лиса.

мСдвСдь Π±ΡƒΡ€Ρ‹ΠΉ.

ΠΊΠ°Π±Π°Π½.

7 Π’ экспСримСнт.

30,4%.

13,0%.

34,8%.

21,8%.

7Π‘ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ.

40%.

15%.

30%.

15%.

Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ исслСдования Π² 7Π‘ ΠΈ 7Π’ классах «БОШ β„–17 Π³. НовочСбоксарск» Π½Π° вопрос Π°Π½ΠΊΠ΅Ρ‚Ρ‹ «КакиС ΠΈΠ· пСрСчислСнных ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Ρ‹ Π² ΠšΡ€Π°ΡΠ½ΡƒΡŽ ΠΊΠ½ΠΈΠ³Ρƒ Π§ΡƒΠ²Π°ΡˆΡΠΊΠΎΠΉ РСспублики?Β».

Рис. 1 Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ исслСдования Π² 7Π‘ ΠΈ 7 Π’ классах «Π‘ОШ № 17 Π³. НовочСбоксарск» Π½Π° Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡ Π°Π½ΠΊΠ΅Ρ‚Ρ‹ «ΠšΠ°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΈΠ· ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈΡΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Ρ‹ Π² ΠšΡ€Π°ΡΠ½ΡƒΡŽ ΠΊΠ½ΠΈΠ³Ρƒ Π§ΡƒΠ²Π°ΡˆΡΠΊΠΎΠΉ РСспублики?»

Π’Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 4.

внутривидовая конкурСнция.

Π±Ρ€Π°ΠΊΠΎΠ½ΡŒΠ΅Ρ€ΡΡ‚Π²ΠΎ.

мСТвидовая конкурСнция.

ΡƒΠ½ΠΈΡ‡Ρ‚ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ мСст ΠΎΠ±ΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΉ Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ².

НСхватка ΠΏΠΈΡ‰ΠΈ.

7 Π’ экспСримСнт.

0%.

42,6%.

11,1%.

27,8%.

18,5%.

7Π‘ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ.

15%.

100%.

35%.

75%.

25%.

Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ исслСдования Π² 7Π‘ ΠΈ 7 Π’ классах «Π‘ОШ № 17 Π³. НовочСбоксарск» Π½Π° Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡ Π°Π½ΠΊΠ΅Ρ‚Ρ‹ «ΠŸΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ сокращСния числСнности Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…».

Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ исслСдования Π² 7Π‘ ΠΈ 7Π’ классах «БОШ β„–17 Π³. НовочСбоксарск» Π½Π° вопрос Π°Π½ΠΊΠ΅Ρ‚Ρ‹ Β«ΠŸΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ сокращСния числСнности Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…Β».

Рис. 2 Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ исслСдования Π² 7Π‘ ΠΈ 7 Π’ классах «Π‘ОШ № 17 Π³. НовочСбоксарск» Π½Π° Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡ Π°Π½ΠΊΠ΅Ρ‚Ρ‹ «ΠŸΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ сокращСния числСнности Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…»

На Π΄ΠΈΠ°Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ… ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΎ 2 ΠΏΠ°Ρ€Π°Π»Π»Π΅Π»ΠΈ классов БОШ Π³. ΠΠΎΠ²ΠΎΡ‡Π΅Π±ΠΎΠΊΡΠ°Ρ€ΡΠΊ, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π½Π°ΠΌΠΈ Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΎ исслСдованиС.

Как Π²ΠΈΠ΄Π½ΠΎ ΠΈΠ· Π΄ΠΈΠ°Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹, Π² ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ 7 Π’ классС Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ вопрос Π°Π½ΠΊΠ΅Ρ‚Ρ‹ 34,8% учащихся ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π° Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡ, Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ ΠΆΠ΅, 65,2% учащихся, Π΄Π°Π»ΠΈ ΠΎΡˆΠΈΠ±ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚Ρ‹. На Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ вопрос ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ «Π±Ρ€Π°ΠΊΠΎΠ½ΡŒΠ΅Ρ€ΡΡ‚Π²ΠΎ» Π΄Π°Π»ΠΈ 42,6% учащихся, ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ «ΡƒΠ½ΠΈΡ‡Ρ‚ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ мСст ΠΎΠ±ΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΉ Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ²» Π΄Π°Π»ΠΈ 27,8% учащихся. 29,6% учащихся Π΄Π°Π»ΠΈ Π½Π΅ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚Ρ‹.

Π’ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ 7Π‘ классС Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ вопрос ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ Π΄Π°Π»ΠΈ 30% учащихся, 73% учащихся ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π΅ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ. На Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ вопрос 40% класса Π΄Π°Π»ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ «Π±Ρ€Π°ΠΊΠΎΠ½ΡŒΠ΅Ρ€ΡΡ‚Π²ΠΎ», ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ «ΡƒΠ½ΠΈΡ‡Ρ‚ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ мСст ΠΎΠ±ΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΉ Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ²» Π΄Π°Π»ΠΈ 30% учащихся. 30% учащихся Π΄Π°Π»ΠΈ Π½Π΅ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚Ρ‹.

По ΠΈΡ‚ΠΎΠ³Π°ΠΌ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ экспСримСнта ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρ‹:

  • Β· Π£Ρ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ экологичСской грамотности учащихся 7Π‘ ΠΈ 7 Π’ классов — Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠΉ, лишь ΠΎΠΊΠΎΠ»ΠΎ 1/3 учащихся Π² ΠΎΠ±ΠΎΠΈΡ… классах смогли Π΄Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ Π½Π° Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡ ΠΈΠ· ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ экологичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ.
  • Β· Π£Ρ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ ΠΆΠ΅ заинтСрСсованности Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Π΅ достаточно высок, Π² ΠΎΠ±ΠΎΠΈΡ… классах ΠΎΠΊΠΎΠ»ΠΎ 70% учащихся Π΄Π°Π»ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ Π½Π° Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡ, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ заинтСрСсованности.

На Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΌ этапС пСдагогичСского экспСримСнта Π½Π°ΠΌΠΈ Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ пСдагогичСской ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ IV курса Π² ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠΈ Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π² 7 Π’ классС «Π‘ОШ № 17 Π³. НовочСбоксарск» Π² ΠΏΠ»Π°Π½Ρ‹ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠΎΠ² вводились Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Ρ‹, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π° ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ уровня экологичСской воспитанности ΠΈ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚ности (Π’Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 8).

ПослС ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠΎΠ² ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΎ Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ исслСдованиС экологичСской грамотности учащихся ΠΈ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΠΈ заинтСрСсованности ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Π½ΠΎΠΉ (Π’Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 5, 6, Рис. 3, 4).

Π’Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 5.

Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ исслСдования Π² 7Π‘ ΠΈ 7 Π’ классах «Π‘ОШ № 17 Π³. НовочСбоксарск» Π½Π° Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡ Π°Π½ΠΊΠ΅Ρ‚Ρ‹ «ΠšΠ°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΈΠ· ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈΡΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Ρ‹ Π² ΠšΡ€Π°ΡΠ½ΡƒΡŽ ΠΊΠ½ΠΈΠ³Ρƒ Π§ΡƒΠ²Π°ΡˆΡΠΊΠΎΠΉ РСспублики?» послС экспСримСнта.

лось.

лиса.

мСдвСдь Π±ΡƒΡ€Ρ‹ΠΉ.

ΠΊΠ°Π±Π°Π½.

7Π‘ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ.

Π΄ΠΎ.

40%.

15%.

30%.

15%.

послС.

30%.

25%.

35%.

10%.

7 Π’ экспСримСнт.

Π΄ΠΎ.

30,4%.

13,0%.

34,8%.

21,8%.

послС.

0%.

0%.

73,9%.

26,10%.

Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ исслСдования Π² 7Π‘ ΠΈ 7Π’ классах «БОШ β„–17 Π³. НовочСбоксарск» Π½Π° вопрос Π°Π½ΠΊΠ΅Ρ‚Ρ‹ «КакиС ΠΈΠ· пСрСчислСнных ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Ρ‹ Π² ΠšΡ€Π°ΡΠ½ΡƒΡŽ ΠΊΠ½ΠΈΠ³Ρƒ Π§ΡƒΠ²Π°ΡˆΡΠΊΠΎΠΉ РСспублики?Β» послС экспСримСнта.

Рис. 3. Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ исслСдования Π² 7Π‘ ΠΈ 7 Π’ классах «Π‘ОШ № 17 Π³. НовочСбоксарск» Π½Π° Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡ Π°Π½ΠΊΠ΅Ρ‚Ρ‹ «ΠšΠ°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΈΠ· ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈΡΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Ρ‹ Π² ΠšΡ€Π°ΡΠ½ΡƒΡŽ ΠΊΠ½ΠΈΠ³Ρƒ Π§ΡƒΠ²Π°ΡˆΡΠΊΠΎΠΉ РСспублики?» послС экспСримСнта

Π’Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 6.

Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ исслСдования Π² 7Π‘ ΠΈ 7 Π’ классах «Π‘ОШ № 17 Π³. НовочСбоксарск» Π½Π° Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡ Π°Π½ΠΊΠ΅Ρ‚Ρ‹ «ΠŸΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ сокращСния числСнности Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…» послС экспСримСнта.

внутривидовая конкурСнция.

Π±Ρ€Π°ΠΊΠΎΠ½ΡŒΠ΅Ρ€ΡΡ‚Π²ΠΎ.

мСТвидовая конкурСнция.

ΡƒΠ½ΠΈΡ‡Ρ‚ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ мСст ΠΎΠ±ΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΉ Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ².

Π½Π΅Ρ…Π²Π°Ρ‚ΠΊΠ° ΠΏΠΈΡ‰ΠΈ.

7Π‘ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ.

Π΄ΠΎ.

6%.

40%.

14%.

30%.

10%.

послС.

0%.

39,2%.

11,8%.

31,4%.

17,6%.

7 Π’ экспСримСнт.

Π΄ΠΎ.

30,4%.

42,6%.

11,1%.

27,8%.

18,5%.

послС.

0%.

45,8%.

0%.

36,4%.

17,8%.

Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ исслСдования Π² 7Π‘ ΠΈ 7Π’ классах «БОШ β„–17 Π³. НовочСбоксарск» Π½Π° вопрос Π°Π½ΠΊΠ΅Ρ‚Ρ‹ Β«ΠŸΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ сокращСния числСнности Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…Β» послС экспСримСнта.

Рис. 4 Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ исслСдования Π² 7Π‘ ΠΈ 7 Π’ классах «Π‘ОШ № 17 Π³. НовочСбоксарск» Π½Π° Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡ Π°Π½ΠΊΠ΅Ρ‚Ρ‹ «ΠŸΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ сокращСния числСнности Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…» послС экспСримСнта

На Π΄ΠΈΠ°Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ… Π²ΠΈΠ΄ΠΈΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ 7 Π’ классС, ΠΏΠΎ-ΡΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ с ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ 7Π‘ классом, послС провСдСния экспСримСнта количСство ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΎΠ² Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ вопрос Π°Π½ΠΊΠ΅Ρ‚Ρ‹ ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ Π½Π° 40,9%. На Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ вопрос Π² ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ классС ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ «Π±Ρ€Π°ΠΊΠΎΠ½ΡŒΠ΅Ρ€ΡΡ‚Π²ΠΎ», ΠΏΠΎ-ΡΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ с ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ классом, Π΄Π°Π»ΠΈ Π½Π° 6,6% ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² большС, ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ «ΡƒΠ½ΠΈΡ‡Ρ‚ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ мСст ΠΎΠ±ΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΉ Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ²» Π΄Π°Π»ΠΈ Π½Π° 5% большС.

Π˜ΡΡ…ΠΎΠ΄Ρ ΠΈΠ· ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ…, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄:

  • Β· Π’ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ школьного курса Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΈΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π·Π°Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ экологичСский ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π», Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² отвСтствСнного ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ экологичСской грамотности.
  • Β· ВозмоТности школьного курса Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ учитСля ΠΏΠΎ Π²Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡŽ Π² ΡƒΡ€ΠΎΠΊ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°, Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ всСго, краСвСдчСского ΠΈ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° ΠΎ Ρ€Π΅Π³ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… экологичСских ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°Ρ….
  • Β· Π’Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡƒΡ€ΠΎΠΊ Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ (экологичСского) ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° способствуСт измСнСнию установки Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²Π΅Π΄Π΅Ρ‚ ΠΊ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ². Как ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π»ΠΈ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅, ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ уровня экологичСской грамотности Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Ρƒ 52% учащихся.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ