Музей как институт: введение в музеологию
Известнейший богослов и философ П. А. Флоренский писал: «Несколько музейных тряпок или бубен шамана суть именно тряпки и бубен, и при изучении шаманизма столь же мало имеют цены, как шпора Наполеона в военной истории новейшего времени… Во имя интересов культуры должно протестовать против попыток оторвать несколько лучей от солнца творчества, наклеив на них ярлык, поместить под стеклянный… Читать ещё >
Музей как институт: введение в музеологию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Музей — институт, собирающий и демонстрирующий публике различные объекты, которые логически связаны между собой и имеют социально-культурную ценность.
(!) Термин произошел от древнегреческого ponaetov (музеон) — «святилище муз, школа искусств и библиотека». Изначально музеями называли библиотеки (собрания книг), и лишь в конце XVII в. сложилось современное значение.
С точки зрения российского законодательства, музей — некоммерческое учреждение культуры, предназначенное для хранения, изучения и публичного представления предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ (ст. 3 № 54-ФЗ).
Музей-заповедник — музей, которому предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами или ансамблями (ст. 26.1 № 54-ФЗ).
Российские музеи создаются в форме некоммерческих учреждений в целях осуществления просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности, хранения, выявления, собирания, изучения и публикации культурных ценностей. Культурные ценности — движимые предметы материального мира, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение. В последние годы обсуждается включение в музейную практику нематериального культурного наследия — музыки, танца, традиционных ремесел и практик.
Целями создания музеев-заповедников в РФ являются также обеспечение сохранности переданных музею-заповеднику объектов культурного наследия (ансамбля, достопримечательного места) и доступа к ним граждан, осуществление сохранения, изучения и популяризации указанных объектов, сохранение исторически сложившихся видов деятельности (в том числе поддержание традиционного образа жизни и природопользования), народных художественных промыслов и ремесел, создание условий для туристской деятельности. Музеи могут осуществлять образовательную деятельность в соответствии с законодательством РФ об образовании, а также заниматься приносящей доход деятельностью в рамках федерального закона № 54-ФЗ.
Музейный предмет — это культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление. Если несколько культурных ценностей приобретают свойства музейного предмета только будучи соединенными вместе, то они называются музейной коллекцией (ст. 3 № 54-ФЗ).
Теория музейного дела определяет ряд ключевых свойств, формирующих ценность музейных предметов:
- • научную и историческую ценность предмета:
- — информативность — объем заложенной в предмете информации;
- — коммуникативность— способность передавать информацию, определяет научную ценность предмета;
- — репрезентативность — способность отражать и характеризовать какое-либо явление, понятие, эпоху и т. д.;
- • эстетическую ценность предмета:
- — экспрессивность — способность вызывать эмоциональную реакцию наблюдателя;
- — аттрактивность — способность привлекать внимание, выделяться, «цеплять глаз»;
- — ассоциативность — способность вызывать ассоциации, обращение к культурному контексту и образам наблюдателя.
Отдельное значение имеет мемориальная ценность предмета — факт принадлежности исторической личности или связь с важным событием прошлого.
(?) Известнейший богослов и философ П. А. Флоренский писал: «Несколько музейных тряпок или бубен шамана суть именно тряпки и бубен, и при изучении шаманизма столь же мало имеют цены, как шпора Наполеона в военной истории новейшего времени… Во имя интересов культуры должно протестовать против попыток оторвать несколько лучей от солнца творчества, наклеив на них ярлык, поместить под стеклянный колпак»1. Согласны ли вы с такой позицией? Аргументируйте свое мнение.
В совокупности особенности конкретного музейного предмета формируют специфическую ценность в качестве объекта культурного наследия — музеалъностъ.
По степени уникальности выделяют различные виды музейных предметов:[1][2]
- • уникумы — единственные в своем роде;
- • раритеты — редкости;
- • типичные — широко распространенные объекты ручной работы;
- • типовые — объекты массового производства.
Так, практически все произведения живописи — уникумы.
Музейные предметы (источники) разделяют на шесть условных групп:
- • вещественные;
- • изобразительные;
- • письменные и документальные;
- • фонические (аудио);
- • киноисточники (видео);
- • фотоисточники.
Деление не является абсолютным — отдельные предметы могут комбинировать различные группы. Например, карточка личного дела является как письменным, так и фотоисточником.
Специальная прикладная дисциплина источниковедение изучает характерные особенности, преимущества и ограничения в получении информации через источники различных типов. Можно выделить основные проблемы источниковедения:
- • информативность — какие сведения можно получить при анализе предмета;
- • достоверность — пределы объективности информации, полученной от предмета;
- • репрезентативность — насколько предмет характерен для определенного культурного пространства или времени.
Историк М. Д. Приселков объяснял принцип музейного источниковедения: «Обычно никелированную мыльницу из дорожного несессера никто не называет бытовой вещью. Но когда в этой мыльнице в пору кризисов носили табак и бумагу для скручивания папирос, мы о такой мыльнице говорили — какая бытовая вещь!»[3].
Теоритеческим изучением музеев занимается специальная комплексная научная дисциплина — музеология (музееведение). Принципиальной разницы между терминами нет, музеология чаще применяется к зарубежной практике, музееведение — к отечественной. К ключевым направлниям музеологических исследований относятся:
- • роль музеев в обществе;
- • классификация музеев;
- • музейное документоведение;
- • музейное источниковедение;
- • методологические основания видов деятельности музея.
Авраам Моисеевич Разгон (1920—1989) — один из основоположников советского музееведения, историк и теоретик музейного дела. Входил в число учредителей Международного комитета по музеологии в рамках ИКОМ.
Базовым отечественным научным учреждением в области музеологии можно назвать Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева[4]. Важную методическую роль играет Государственный исторический музей.
Значимый вклад вносят крупнейшие университетские центры, в том числе Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный институт культуры, Российский государственный гуманитарный университет, Уральский федеральный университет, Томский государственный университет. Отечественная музеологическая школа продолжает традиции советского музееведения и снискала мировое призвание.
- [1] 1 Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. Цит. по: Музееведческая мысль в России XVIII—XX вв.еков: сборник документов и материалов / отв. ред.
- [2] А. Шулепова. М.: Этерна, 2010. С. 454.
- [3] Приселков М. Д. Историко-бытовые музеи: задачи, построение, экспозиция. М., 1926. Цит. по: Музееведческая мысль в России XVIII—XX вв.еков. С. 566.
- [4] URL: http://www.heritage-institute.ru/ (дата обращения: 18.10.2018).