Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Музей как институт: введение в музеологию

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Известнейший богослов и философ П. А. Флоренский писал: «Несколько музейных тряпок или бубен шамана суть именно тряпки и бубен, и при изучении шаманизма столь же мало имеют цены, как шпора Наполеона в военной истории новейшего времени… Во имя интересов культуры должно протестовать против попыток оторвать несколько лучей от солнца творчества, наклеив на них ярлык, поместить под стеклянный… Читать ещё >

Музей как институт: введение в музеологию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Музей — институт, собирающий и демонстрирующий публике различные объекты, которые логически связаны между собой и имеют социально-культурную ценность.

(!) Термин произошел от древнегреческого ponaetov (музеон) — «святилище муз, школа искусств и библиотека». Изначально музеями называли библиотеки (собрания книг), и лишь в конце XVII в. сложилось современное значение.

С точки зрения российского законодательства, музей — некоммерческое учреждение культуры, предназначенное для хранения, изучения и публичного представления предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ (ст. 3 № 54-ФЗ).

Музей-заповедник — музей, которому предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами или ансамблями (ст. 26.1 № 54-ФЗ).

Российские музеи создаются в форме некоммерческих учреждений в целях осуществления просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности, хранения, выявления, собирания, изучения и публикации культурных ценностей. Культурные ценности — движимые предметы материального мира, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение. В последние годы обсуждается включение в музейную практику нематериального культурного наследия — музыки, танца, традиционных ремесел и практик.

Целями создания музеев-заповедников в РФ являются также обеспечение сохранности переданных музею-заповеднику объектов культурного наследия (ансамбля, достопримечательного места) и доступа к ним граждан, осуществление сохранения, изучения и популяризации указанных объектов, сохранение исторически сложившихся видов деятельности (в том числе поддержание традиционного образа жизни и природопользования), народных художественных промыслов и ремесел, создание условий для туристской деятельности. Музеи могут осуществлять образовательную деятельность в соответствии с законодательством РФ об образовании, а также заниматься приносящей доход деятельностью в рамках федерального закона № 54-ФЗ.

Музейный предмет — это культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление. Если несколько культурных ценностей приобретают свойства музейного предмета только будучи соединенными вместе, то они называются музейной коллекцией (ст. 3 № 54-ФЗ).

Теория музейного дела определяет ряд ключевых свойств, формирующих ценность музейных предметов:

  • • научную и историческую ценность предмета:
    • — информативность — объем заложенной в предмете информации;
    • — коммуникативность— способность передавать информацию, определяет научную ценность предмета;
    • — репрезентативность — способность отражать и характеризовать какое-либо явление, понятие, эпоху и т. д.;
  • • эстетическую ценность предмета:
  • — экспрессивность — способность вызывать эмоциональную реакцию наблюдателя;
  • — аттрактивность — способность привлекать внимание, выделяться, «цеплять глаз»;
  • — ассоциативность — способность вызывать ассоциации, обращение к культурному контексту и образам наблюдателя.

Отдельное значение имеет мемориальная ценность предмета — факт принадлежности исторической личности или связь с важным событием прошлого.

(?) Известнейший богослов и философ П. А. Флоренский писал: «Несколько музейных тряпок или бубен шамана суть именно тряпки и бубен, и при изучении шаманизма столь же мало имеют цены, как шпора Наполеона в военной истории новейшего времени… Во имя интересов культуры должно протестовать против попыток оторвать несколько лучей от солнца творчества, наклеив на них ярлык, поместить под стеклянный колпак»1. Согласны ли вы с такой позицией? Аргументируйте свое мнение.

В совокупности особенности конкретного музейного предмета формируют специфическую ценность в качестве объекта культурного наследия — музеалъностъ.

По степени уникальности выделяют различные виды музейных предметов:[1][2]

  • • уникумы — единственные в своем роде;
  • • раритеты — редкости;
  • • типичные — широко распространенные объекты ручной работы;
  • • типовые — объекты массового производства.

Так, практически все произведения живописи — уникумы.

Музейные предметы (источники) разделяют на шесть условных групп:

  • • вещественные;
  • • изобразительные;
  • • письменные и документальные;
  • • фонические (аудио);
  • • киноисточники (видео);
  • • фотоисточники.

Деление не является абсолютным — отдельные предметы могут комбинировать различные группы. Например, карточка личного дела является как письменным, так и фотоисточником.

Специальная прикладная дисциплина источниковедение изучает характерные особенности, преимущества и ограничения в получении информации через источники различных типов. Можно выделить основные проблемы источниковедения:

  • информативность — какие сведения можно получить при анализе предмета;
  • достоверность — пределы объективности информации, полученной от предмета;
  • репрезентативность — насколько предмет характерен для определенного культурного пространства или времени.

Историк М. Д. Приселков объяснял принцип музейного источниковедения: «Обычно никелированную мыльницу из дорожного несессера никто не называет бытовой вещью. Но когда в этой мыльнице в пору кризисов носили табак и бумагу для скручивания папирос, мы о такой мыльнице говорили — какая бытовая вещь!»[3].

Теоритеческим изучением музеев занимается специальная комплексная научная дисциплина — музеология (музееведение). Принципиальной разницы между терминами нет, музеология чаще применяется к зарубежной практике, музееведение — к отечественной. К ключевым направлниям музеологических исследований относятся:

  • • роль музеев в обществе;
  • • классификация музеев;
  • • музейное документоведение;
  • • музейное источниковедение;
  • • методологические основания видов деятельности музея.

Авраам Моисеевич Разгон (1920—1989) — один из основоположников советского музееведения, историк и теоретик музейного дела. Входил в число учредителей Международного комитета по музеологии в рамках ИКОМ.

Музей как институт: введение в музеологию.

Базовым отечественным научным учреждением в области музеологии можно назвать Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева[4]. Важную методическую роль играет Государственный исторический музей.

Значимый вклад вносят крупнейшие университетские центры, в том числе Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный институт культуры, Российский государственный гуманитарный университет, Уральский федеральный университет, Томский государственный университет. Отечественная музеологическая школа продолжает традиции советского музееведения и снискала мировое призвание.

  • [1] 1 Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. Цит. по: Музееведческая мысль в России XVIII—XX вв.еков: сборник документов и материалов / отв. ред.
  • [2] А. Шулепова. М.: Этерна, 2010. С. 454.
  • [3] Приселков М. Д. Историко-бытовые музеи: задачи, построение, экспозиция. М., 1926. Цит. по: Музееведческая мысль в России XVIII—XX вв.еков. С. 566.
  • [4] URL: http://www.heritage-institute.ru/ (дата обращения: 18.10.2018).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой