Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Практическая работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 4 класса на уроках окружающего мира

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс методов: анализ литературы по теме исследования, изучение и анализ нормативных и программно-методических документов в сфере образования, разработка программы предмета «Окружающий мир» с элементами развития коммуникативных универсальных учебных действий, анкетирование, наблюдение, беседы, диагностические… Читать ещё >

Практическая работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 4 класса на уроках окружающего мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выявление уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 4 класса

Практическая работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира проводилась на базе МОКУ «Новокошкульская СОШ» Тюкалинского района. В эксперименте приняли участие учащиеся 4 класса.

В целях выявления особенностей формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младших классов на уроках окружающего мира была разработана программа экспериментального исследования.

Программа экспериментального исследования представляет собой календарный план исследования:

  • — отбор педагогических методик.
  • — разработка инструментария (подготовка анкет, опросных листов, конспектов уроков).
  • — констатирующий эксперимент.
  • -формирующий эксперимент.
  • — обработка результатов эксперимента, анализ данных, подведение итогов.

В его ходе эксперимента решались следующие эмпирические задачи:

  • 1. Определить структурные компоненты коммуникативных универсальных учебных действий, критерии и показатели их сформированности у младших школьников.
  • 2. Выявить методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
  • 3. Определить и проверить на практике педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс методов: анализ литературы по теме исследования, изучение и анализ нормативных и программно-методических документов в сфере образования, разработка программы предмета «Окружающий мир» с элементами развития коммуникативных универсальных учебных действий, анкетирование, наблюдение, беседы, диагностические педагогические методики, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка экспериментальных данных, графическое представление полученных результатов.

Личное участие автора в исследовании и получении научных результатов выражается в изучении и анализе теоретических подходов, в выявлении особенностей (опора на наглядно-образное мышление, обязательное использование материала, ограничение количества заданий, связанных с привлечением письменной речи, опора на игровую деятельность, постепенное расширение коммуникативных знаний, мотивов, потребностей и усложнение коммуникативной деятельности) и этапов формирования коммуникативных умений учащихся начальной школы; разработке организационно-методического обеспечения процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.

. На этапе констатирующего эксперимента проводилась работа по выявлению исходного уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 4 класса.

1. Для исследования исходного уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий мной был применен опросник, предназначенный для оценки потребности в общении (автор Е.И. Рогов).

Данная методика проводится с целью диагностики общительности младших школьников.

Оцениваемые универсальные учебные действия: самодиагностика потребности в общении.

Описание методики: школьники получили опросные листы с 15 утверждениями, ответ «да» на вопросы № 1, 2, 4, 6, 13, 15 и «нет» на вопросы № 3, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14 — оцениваются в 1 балл. Остальные варианты ответов не учитываются.

Возраст: младшие школьники (9−10 лет) Форма (ситуация оценивания): заполнение анкеты.

Метод оценивания: анализ результата.

Показатели уровня выполнения задания:

  • 1. низкий уровень — 0−5 баллов;
  • 2. средний уровень — 6−10 баллов;
  • 3. высокий уровень — 11−15 баллов.

Критерии оценивания:

  • 1. Продуктивность самостоятельной работы;
  • 2. Умение оценивать свои качества;
  • 3. Умение выбирать наиболее подходящий вариант для себя из предложенных;
  • 4. Эмоциональное отношение к перспективе общения: позитивное (общение с удовольствием, интересом), нейтральное (общение в силу необходимости) или отрицательное (нежелание общаться со сверстниками).

При обработке результатов опросного листа были получены следующие результаты:

Высокий уровень (11−15 баллов): 18% 4 «А», 22% - 4 «Б».

Средний уровень (6−10 баллов): 45% - 4 «А», 50% - 4 «Б».

Низкий уровень (0−5 баллов): 37% - 4 «А», 28% -4 «Б».

Полученные данные показывают, что у учащихся 4 класса высокий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий составил 18%. Средний уровень сформированности коммуникативных универсальных действий учащихся 4 класса составил 50%, Низкий уровень сформированности коммуникативных универсальных действий составил 28%.

В 4 классе было проведено тестирование по определению психологической атмосферы в классе (по методике Н. Тутушкиной).

Целью данного исследования является диагностика внутреннего психологического состояния в классе.

Оцениваемые универсальные учебные действия: самодиагностика психологической атмосферы в группе.

Описание методики: школьники получили тестовые листы с 10 парными противоположными утверждениями. Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак «х», тем ниже балл, тем лучше психологическая атмосфера в группе. В таблице утверждений представлена градация от 1 (положительная атмосфера) до 8 (отрицательная атмосфера). Итоговый показатель у каждого ученика может колебаться от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (самая неблагоприятная оценка) Показатели уровня выполнения задания:

  • 1. низкий уровень — 10−30 баллов;
  • 2. средний уровень — 31−50 баллов;
  • 3. высокий уровень — 51−80 баллов.

Критерии оценивания:

  • 1. Продуктивность самостоятельной работы;
  • 2. Умение оценивать ситуацию в классе;
  • 3. Эмоциональное отношение к перспективе взглянуть на свой класс со стороны.

Возраст: младшие школьники (9−10 лет) Форма (ситуация оценивания): заполнение анкеты.

Метод оценивания: анализ результата.

Тестирование показало, что высокий уровень психологической атмосферы в классе составляет 22%. 59% учащихся считают, что психологическая атмосфера в их классе находится на среднем уровне. 19% учащихся оценивают ее на низком уровне.

Было организовано выполнение задания «Совместная сортировка» (автор Г. В. Бурменская).

Данная диагностика проводится для выявления уровня согласования усилий в процессе совместной деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные универсальные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперации).

Описание методики: детям сидящим парами дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.

Показатели уровня выполнения задания:

  • 1. низкий уровень — задание вообще не выполнено или фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга;
  • 2. средний уровень — задание выполнено частично: правильно выделены фишки, принадлежащие каждому участнику в отдельности, но договориться относительно четырех общих элементов и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера;
  • 3. высокий уровень — в итоге фишки разделены на 4 кучки:
    • а) общую, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим ученикам, т. е. красные и желтые круги и треугольники (4 фишки);
    • б) кучка с красными и желтыми овалами, ромбами и квадратами одного ученика (6 фишек);
    • в) кучка с синими, белыми и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек) второго ученика;
    • г) кучка с «лишними» элементами, которые не принадлежат никому (9 фишек — белые, синие и зеленые квадраты овалы и ромбы).

Критерии оценивания:

Продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных фишек;

Умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение;

Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать;

Взаимоконтроль и взаимопомощь в ходе выполнения задания;

Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием, интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и т. д.).

Возраст: младшие школьники (10,5−11 лет) Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Задание показывает, что лишь 13% учащихся имеют высокий уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий. На среднем уровне задание выполнили 40% учащихся. 47% учащихся проявили низкий уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой