Практическая работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 4 класса на уроках окружающего мира
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс методов: анализ литературы по теме исследования, изучение и анализ нормативных и программно-методических документов в сфере образования, разработка программы предмета «Окружающий мир» с элементами развития коммуникативных универсальных учебных действий, анкетирование, наблюдение, беседы, диагностические… Читать ещё >
Практическая работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 4 класса на уроках окружающего мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выявление уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 4 класса
Практическая работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира проводилась на базе МОКУ «Новокошкульская СОШ» Тюкалинского района. В эксперименте приняли участие учащиеся 4 класса.
В целях выявления особенностей формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младших классов на уроках окружающего мира была разработана программа экспериментального исследования.
Программа экспериментального исследования представляет собой календарный план исследования:
- — отбор педагогических методик.
- — разработка инструментария (подготовка анкет, опросных листов, конспектов уроков).
- — констатирующий эксперимент.
- -формирующий эксперимент.
- — обработка результатов эксперимента, анализ данных, подведение итогов.
В его ходе эксперимента решались следующие эмпирические задачи:
- 1. Определить структурные компоненты коммуникативных универсальных учебных действий, критерии и показатели их сформированности у младших школьников.
- 2. Выявить методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
- 3. Определить и проверить на практике педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс методов: анализ литературы по теме исследования, изучение и анализ нормативных и программно-методических документов в сфере образования, разработка программы предмета «Окружающий мир» с элементами развития коммуникативных универсальных учебных действий, анкетирование, наблюдение, беседы, диагностические педагогические методики, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка экспериментальных данных, графическое представление полученных результатов.
Личное участие автора в исследовании и получении научных результатов выражается в изучении и анализе теоретических подходов, в выявлении особенностей (опора на наглядно-образное мышление, обязательное использование материала, ограничение количества заданий, связанных с привлечением письменной речи, опора на игровую деятельность, постепенное расширение коммуникативных знаний, мотивов, потребностей и усложнение коммуникативной деятельности) и этапов формирования коммуникативных умений учащихся начальной школы; разработке организационно-методического обеспечения процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.
. На этапе констатирующего эксперимента проводилась работа по выявлению исходного уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 4 класса.
1. Для исследования исходного уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий мной был применен опросник, предназначенный для оценки потребности в общении (автор Е.И. Рогов).
Данная методика проводится с целью диагностики общительности младших школьников.
Оцениваемые универсальные учебные действия: самодиагностика потребности в общении.
Описание методики: школьники получили опросные листы с 15 утверждениями, ответ «да» на вопросы № 1, 2, 4, 6, 13, 15 и «нет» на вопросы № 3, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14 — оцениваются в 1 балл. Остальные варианты ответов не учитываются.
Возраст: младшие школьники (9−10 лет) Форма (ситуация оценивания): заполнение анкеты.
Метод оценивания: анализ результата.
Показатели уровня выполнения задания:
- 1. низкий уровень — 0−5 баллов;
- 2. средний уровень — 6−10 баллов;
- 3. высокий уровень — 11−15 баллов.
Критерии оценивания:
- 1. Продуктивность самостоятельной работы;
- 2. Умение оценивать свои качества;
- 3. Умение выбирать наиболее подходящий вариант для себя из предложенных;
- 4. Эмоциональное отношение к перспективе общения: позитивное (общение с удовольствием, интересом), нейтральное (общение в силу необходимости) или отрицательное (нежелание общаться со сверстниками).
При обработке результатов опросного листа были получены следующие результаты:
Высокий уровень (11−15 баллов): 18% 4 «А», 22% - 4 «Б».
Средний уровень (6−10 баллов): 45% - 4 «А», 50% - 4 «Б».
Низкий уровень (0−5 баллов): 37% - 4 «А», 28% -4 «Б».
Полученные данные показывают, что у учащихся 4 класса высокий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий составил 18%. Средний уровень сформированности коммуникативных универсальных действий учащихся 4 класса составил 50%, Низкий уровень сформированности коммуникативных универсальных действий составил 28%.
В 4 классе было проведено тестирование по определению психологической атмосферы в классе (по методике Н. Тутушкиной).
Целью данного исследования является диагностика внутреннего психологического состояния в классе.
Оцениваемые универсальные учебные действия: самодиагностика психологической атмосферы в группе.
Описание методики: школьники получили тестовые листы с 10 парными противоположными утверждениями. Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак «х», тем ниже балл, тем лучше психологическая атмосфера в группе. В таблице утверждений представлена градация от 1 (положительная атмосфера) до 8 (отрицательная атмосфера). Итоговый показатель у каждого ученика может колебаться от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (самая неблагоприятная оценка) Показатели уровня выполнения задания:
- 1. низкий уровень — 10−30 баллов;
- 2. средний уровень — 31−50 баллов;
- 3. высокий уровень — 51−80 баллов.
Критерии оценивания:
- 1. Продуктивность самостоятельной работы;
- 2. Умение оценивать ситуацию в классе;
- 3. Эмоциональное отношение к перспективе взглянуть на свой класс со стороны.
Возраст: младшие школьники (9−10 лет) Форма (ситуация оценивания): заполнение анкеты.
Метод оценивания: анализ результата.
Тестирование показало, что высокий уровень психологической атмосферы в классе составляет 22%. 59% учащихся считают, что психологическая атмосфера в их классе находится на среднем уровне. 19% учащихся оценивают ее на низком уровне.
Было организовано выполнение задания «Совместная сортировка» (автор Г. В. Бурменская).
Данная диагностика проводится для выявления уровня согласования усилий в процессе совместной деятельности.
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные универсальные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперации).
Описание методики: детям сидящим парами дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.
Показатели уровня выполнения задания:
- 1. низкий уровень — задание вообще не выполнено или фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга;
- 2. средний уровень — задание выполнено частично: правильно выделены фишки, принадлежащие каждому участнику в отдельности, но договориться относительно четырех общих элементов и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера;
- 3. высокий уровень — в итоге фишки разделены на 4 кучки:
- а) общую, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим ученикам, т. е. красные и желтые круги и треугольники (4 фишки);
- б) кучка с красными и желтыми овалами, ромбами и квадратами одного ученика (6 фишек);
- в) кучка с синими, белыми и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек) второго ученика;
- г) кучка с «лишними» элементами, которые не принадлежат никому (9 фишек — белые, синие и зеленые квадраты овалы и ромбы).
Критерии оценивания:
Продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных фишек;
Умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение;
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать;
Взаимоконтроль и взаимопомощь в ходе выполнения задания;
Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием, интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и т. д.).
Возраст: младшие школьники (10,5−11 лет) Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Задание показывает, что лишь 13% учащихся имеют высокий уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий. На среднем уровне задание выполнили 40% учащихся. 47% учащихся проявили низкий уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий.