Обзор образовательных ресурсов для реализации дистанционного обучения (СДО)
Почему именно это определение представляется наиболее приемлемым? Обучение — это двухсторонний процесс, в котором взаимодействуют обучаемый и обучающийся и, в ходе которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование, воспитание и развитие человека. Это значит, если мы говорим об обучении, мы предполагаем наличие в этом процессе преподавателя. В этом принципиальная разница… Читать ещё >
Обзор образовательных ресурсов для реализации дистанционного обучения (СДО) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Исследование содержания научной, учебно-педагогической литературы, нормативно-правовых документов, касающихся образования, а также текстов журнальных статей и многочисленных выступлений на конференциях и семинарах, показали, что отсутствует единое толкование сущности и содержания понятия «дистанционное обучение» (ДО). Существуют многочисленные трактовки этого понятия, отражающие многообразие подходов к его пониманию. Прежде, чем сформулировать свое видение определения ДО, приведем наиболее известные трактовки этого термина.
Дистанционное обучение — совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения.
Дистанционное обучение — это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео — и аудио-, космической и оптоволоконной техники.
Дистанционное обучение — систематическое целенаправленное обучение, которое осуществляется на некотором расстоянии от места расположения преподавателя. При этом процессы преподавания и обучения разделены не только в пространстве, но и во времени.
Дистанционное обучение — тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.
Анализ приведенных определений позволяет прийти к выводу, что наиболее приемлемым определением понятия «дистанционное обучение» является то, которое дала Евгения Семеновна Полат: «это форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» .
Почему именно это определение представляется наиболее приемлемым? Обучение — это двухсторонний процесс, в котором взаимодействуют обучаемый и обучающийся и, в ходе которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование, воспитание и развитие человека. Это значит, если мы говорим об обучении, мы предполагаем наличие в этом процессе преподавателя. В этом принципиальная разница, концептуальное отличие от систем и программ самообразования, самообучения, с которыми мы имеем дело при работе с курсами на видеокассетах, в телевизионных и радио курсах, при работе с компьютерными программами и даже программами на CD-ROM. В этих программах, курсах пользователь может рассчитывать лишь на собственные силы, на собственное восприятие и осмысление программы. Процесс же обучения характеризуется в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, т. е. во взаимодействии учителя и ученика.
Е.С. Полат подчеркивает в своем определении дистанционного обучения, что это новая форма обучения, наряду с очной, заочной, экстернатом. Автор считает неоправданным и то, что в законе РФ «Об образовании» дистанционное обучение представлено как некие дистанционные технологии, что, соответственно, не требует дополнительного финансирования. Дистанционное обучение — это специфичная форма обучения, поскольку она предполагает основную опору на средства новых информационных и коммуникационных технологий, мультимедийных средств, средств видеосвязи, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем, как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами, стандартами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения.
Кроме того, следует отметить неправомерность отождествления некоторыми авторами понятий «дистанционное обучение» и «дистанционное образование». Образование — более широкое понятие, включающее в себя:
образование как ценность;
образование как систему;
образование как процесс;
образование как результат Поэтому дистанционное образование — это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза. Таким образом, дистанционное обучение следует рассматривать в общей системе образования, причем непременно в системе непрерывного образования, предусматривая тем самым не просто определенную систему, но преемственность отдельных ее звеньев.
Ниже приведен обзор некоторых сервисов и систем дистанционного обучения. 4].
Система Дистанционного Обучения Moodle
СДО Moodle — это среда дистанционного обучения, предназначенная для создания и использования дистанционных курсов. По своим возможностям Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими системами управления учебным процессом, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытых исходных кодах — это дает возможность «заточить» ее под особенности каждого образовательного проекта, дополнить новыми сервисами [6].
Возможности СДО Moodle:
- — Качественная поддержка всех основных инструментов, типичных для сред дистанционного обучения.
- — Возможность публиковать ресурсы в любых форматах и управлять доступом к ним.
- — Мощная и гибкая система тестирования с банком заданий.
- — Удобная система форумов и рассылок.
- — Возможность сдачи индивидуальных заданий в различных форматах (текст, файл, несколько файлов, задание вне сайта, сообщение в форуме, запись в глоссарии, заполненная анкета, открытый вопрос в тестах).
- — Глоссарии с поддержкой автоссылок на определение со всех упоминаний термина в материалах курса, включая форумы.
- — Опросы.
- — Множество дополнительных инструментов, повышающих удобство и качество обучения:
- — Гибкая система оценок, с настраиваемыми шкалами и возможностью задания правил выведения промежуточных и итоговых оценок.
- — Настраиваемые анкеты для сбора коллекций и баз данных (с возможностью подтверждения и оценивания учителем).
- — Модуль «лекция» для создания сценариев адаптивного обучения.
- — Модуль «семинар» для развития критического и аналитического мышления у студентов.
- — Возможность установки модулей и плагинов сторонних разработчиков. На сайте сообщества опубликовано более 700 сторонних модулей, расширяющих функциональность системы.
- — Настраиваемые и заменяемые шаблоны оформления.
- — Гибкая иерархическая система управления полномочиями пользователей, на основе ролей.
- — Возможность интеграции с внешними базами данных по спискам пользователей и подпискам на курсы.
- — Детальное протоколирование всех действий в системе, вплоть до каждого клика.
- — Возможность сохранять и восстанавливать курсы из файла.
- — Возможность обновления версии с сохранением всех данных в системе.
- — Более 20 типов модулей и плагинов, позволяющих расширять все аспекты функциональности Moodle без модификации кода ядра и без потери возможности простого перехода на будущие версии.
- — Поддержка концепции социально-педагогического конструкционизма (взаимодействие, учебная деятельность, критическое осмысление) [6].
Этот программный продукт используется в 200 странах мира университетами, школами, компаниями и независимыми преподавателями. Система поддерживает масштабирование, существуют инсталляции с количеством пользователей, превышающим миллион. 6].
Система Дистанционного Обучения eLearning Server
СДО eLearning Server — это программное обеспечение, позволяющее создавать учебные центры дистанционного обучения в Интернет, которые обеспечивают выполнение широкого круга задач по организации дистанционного учебного процесса:
- — регистрацию и создание учебных курсов, учащихся и преподавателей, ведение их личных дел;
- — публикацию учебных материалов в различной форме, создание и публикацию упражнений и тестов;
- — учет успеваемости в электронной ведомости успеваемости (для преподавателя) и в электронной зачетке (для учащихся);
- — формирование и ведение расписания занятий, которое синхронизовано по времени между участниками учебного процесса;
- — предоставление необходимых административных и пользовательских сервисов, свойств и многое другое.
Различные участники учебного процесса имеют различный набор активностей в рамках этого процесса. Для определения категорий пользователей и предоставления им соответствующих прав в eLearning Server используется концепция «роли». Роль понимается как типовой набор функций и разрешений, предоставляемый пользователю для выполнения его задач и, тем самым, задач учебного процесса в целом. По умолчанию в СДО имеются 4 базовые роли:
- — слушатель;
- — преподаватель;
- — учебная администрация;
- — администратор.
Все эти роли, за исключением администратора, имеют аналоги в традиционном очном обучении.
Программа курса состоит из ссылок на учебные материалы, организованные в виде библиотеки учебных материалов по курсу.
Учебные мероприятия на сервере оформляются в виде расписания, которое представляет собой упорядоченную по времени последовательность учебных материалов, заданий или тренингов, дополнительных средств общения и пр. .
Система Дистанционного Обучения REDCLASS Learning
Система дистанционного обучения REDCLASS Learning — это комплекс программно-аппаратных средств, учебных материалов и методик обучения, которые позволяют дистанционно обучаться, повышать квалификацию, контролировать знания в любых отраслях деятельности человека, а также вырабатывать практические навыки по эксплуатации и управлению программными продуктами, оборудованием и технологиями.
REDCLASS обладает следующими средствами:
- — Среда эмуляции упражнений позволяет формировать и проверять навыки работы слушателей с системами, обладающими оконным интерфейсом. Например, может эмулировать работу MS Word для обучения пользователей этой системы. Упражнения для среды эмуляции создаются в Конструкторе упражнений. Конструктор упражнений позволяет создавать упражнения с разветвленным сценарием выполнения и различными системами оценивания действий пользователей.
- — Виртуальные лаборатории предоставляют слушателям возможность работы с реальными (не эмулированными) программно-аппаратными комплексами (стендами) в удаленном режиме. Оборудование находится в учебном центре, а слушатели получают доступ к нему со своего рабочего места. Виртуальные лаборатории позволяют дать практику самостоятельной работы, не ограниченной возможностями эмулятора.
- — Электронный учебник предназначен для доставки мультимедийного контента на рабочее место слушателя. Разработка курсов ведется в автономной среде, именуемой Авторской системой.
- — Система тестирования предназначена для контроля успеваемости слушателей. В системе предусмотрены средства тестирования, позволяющие осуществлять входной, выходной и промежуточный контроль знаний, а также самооценку.
- — Система управления процессом обучения позволяет организовать процесс обучения в части управления каталогом курсов, пользователями Системы и их правами доступа, отчетностью, системными каталогами (режимов обучения, внешних ресурсов, методик создания курса и т. п.). 6]
Система дистанционного обучения WebTutor
Модуль «Дистанционное обучение» системы WebTutor позволяет организовать планирование, проведение и анализ результатов обучения пользователей (сотрудников компании, клиентов, студентов) с помощью электронных учебных курсов, а также обеспечить общение и обмен информацией между обучаемыми, преподавателями, экспертами и администраторами системы.
Основные задачи, решаемые модулем:
- — Работа с базой данных электронных курсов — импорт курсов, соответствующих международным стандартам, изменение параметров курсов, управление каталогом курсов, правами доступа к ним. Создание курсов (в состав модуля входит базовый редактор электронных курсов).
- — Формирование модульных учебных программ («путей обучения») на основе отдельных электронных учебных курсов и их модулей.
- — Управление процессом обучения — назначение курсов (индивидуальное и групповое, автоматическое по описанным в системе правилам, по итогам тестирования или других форм оценки), завершение курсов, контроль сроков обучения (рассылка уведомлений, аналитические отчеты). Сбор потребностей в обучении — настраиваемый механизм заявок.
- — Анализ результатов обучения — построение выборок и отчетов (более 10 встроенных отчетов), расширение перечня отчетов с помощью встроенного редактора отчетов, сбор и анализ анкет обратной связи.
- — Интерфейс преподавателя и эксперта на Учебном портале для управления процессом обучения, выставления оценок.
- — Интерфейс обучаемого (студента) для изучения электронных курсов и общения.
- — Информационный обмен между обучаемыми, преподавателями, экспертами (форумы, чат, блоги и т. п).
- — Дополнительные функциональные возможности:
- — Работа с учебными группами
- — Контроль сроков начала и завершения курсов. Автоматическое завершение просроченных курсов
- — Контроль за учебным процессом со стороны руководителей — отчеты, уведомление, назначение курсов, управление заявками
- — Уведомление обучаемых, руководителей по электронной почте о назначении курса, истечении срока обучения, завершении обучения. Настройка текстов и параметров уведомлений
- — Смешанное обучение — построение комбинированных (очных и дистанционных) учебных программ
- — Интеграция с модулем для проведения обучающих мероприятий в режиме реального времени — Виртуальный класс
- — Встроенный редактор курсов
В состав системы входит базовый редактор электронных курсов, позволяющий создавать курсы, состоящие из произвольного количества разделов и документов, содержащих тексты, иллюстрации, ссылки на документы и объекты портала, в том числе, на мультимедийные ресурсы. [5].
СДО Competentum. МАГИСТР
Система дистанционного обучения Competentum. МАГИСТР — система для управления обучением, предназначенное для средних, средних специальных и высших учебных заведений (СДО, система дистанционного обучения). Competentum. МАГИСТР позволяет реализовать электронные технологии обучения (e-learning) как в очной, так и в заочной и дистанционной формах обучения .
Система управления обучением обеспечивает:
- — календарное планирование учебного процесса;
- — управление созданием, доставкой учащимся и воспроизведением учебных материалов;
- — автоматизацию процессов проверки полученных знаний, умений и навыков;
- — анализ эффективности и результативности учебного процесса;
- — создание информационных банков данных и знаний учебного заведения.
- — В СДО предусмотрены следующие типы пользователей:
- — учащийся (студент);
- — преподаватель;
- — представитель администрации учебного заведения;
- — администратор системы;
- — куратор. 6]
Критерии сравнительного анализа программных средств поддержки дистанционного образования Для проведения сравнительного анализа программных продуктов дистанционного обучения были выбраны следующие критерии:
- — тип лицензии;
- — наличие групповых аудиои видеозвонков;
- — наличие чата;
- — возможность пересылки файлов через канал программного обеспечения для дистанционного обучения;
- — возможность демонстрации экрана (презентации, документы и т. п.);
- — возможность записи конференции;
- — совместная работа над документами;
- — возможность подключения внешних клиентов, телефонов или каких-либо других средств коммуникации.
Среди систем дистанционного обучения off-line режима главным критерием является соответствие стандарту SCORM. Sharable Content Object Reference Model (SCORM) — сборник спецификаций и стандартов, разработанный для систем дистанционного обучения. Содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств они были созданы. Благодаря этому учебные объекты могут быть использованы в различных системах электронного дистанционного образования. 7].
Так же выбраны критерии:
- — тип лицензии;
- — тип архитектуры;
- — ориентировочная стоимость;
- — адаптация и конфигурирование;
- — наличие модулей;
- — самостоятельная регистрация слушателей;
- — наличие журнала посещений пользователей системы и их контроль;
- — наличие функции формирования отчетов;
- — возможность просмотра расписания контрольных заданий;
- — наличие электронного портфеля слушателя;
- — наличие зачетной книжки;
- — наличие средств общения для слушателей (чат, форум);
- — наличие электронной доски;
- — возможность проведения интернет конференций;
- — возможность разработки лекций, тестов, контрольных заданий без знания языков программирования;
- — количество обучающихся слушателей в системе;
- — наличие функций изменения дизайна;
- — наличие межвузовской системы, т. е. поддержка работы разных вузов, нескольких филиалов, институтов, факультетов в составе вуза;
- — адрес сайта с СДО в сети Интернет (URL).
Сравнительный анализ СДО Среди систем дистанционного обучения главным критерием является соответствие стандарту SCORM. Sharable Content Object Reference Model (SCORM) — сборник спецификаций и стандартов, разработанный для систем дистанционного обучения. Содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств они были созданы. Благодаря этому учебные объекты могут быть использованы в различных системах электронного дистанционного образования.
Так же выбраны критерии:
- — тип лицензии;
- — тип архитектуры;
- — ориентировочная стоимость;
- — адаптация и конфигурирование;
- — наличие модулей;
- — самостоятельная регистрация слушателей;
- — наличие журнала посещений пользователей системы и их контроль;
- — наличие функции формирования отчетов;
- — возможность просмотра расписания контрольных заданий;
- — наличие электронного портфеля слушателя;
- — наличие зачетной книжки;
- — наличие средств общения для слушателей (чат, форум);
- — наличие электронной доски;
- — возможность проведения интернет конференций;
- — возможность разработки лекций, тестов, контрольных заданий без знания языков программирования;
- — количество обучающихся слушателей в системе;
- — наличие функций изменения дизайна;
- — наличие межвузовской системы, т. е. поддержка работы разных вузов, нескольких филиалов, институтов, факультетов в составе вуза;
- — адрес сайта с СДО в сети Интернет (URL).
Система Критерий. | СДО WebTutor. | СДО Competentum.Magister. | СДО eLearning Server. | СДО REDCLASS Learning. | СДО Moodle. |
Тип лицензии. | коммерческая. | коммерческая. | коммерческая. | коммерческая. | бесплатная. |
Тип архитектуры. | Закрытый. | Закрытый. | Закрытый. | Закрытый. | Открытый. |
Ориентировочная стоимость. | Модуль «Дистанционное обучение» — 50 тыс. руб. | Зависит от кол. пользователей в системе. Для 500 пользователей = 120 тыс. руб. | 145 тыс. руб. на 1 сервер | 100 тыс. на 1 сервер. | ; |
Адаптация и конфигурирование. | Модуль «Управление порталом» — 50 тыс. руб. | включено в стоимость. | включено в стоимость. | включено в стоимость. | Самостоятель-но. |
Наличие модулей. | администратор, слушатель, остальные модули дополнительно покупаются и интегрируются. | администратор, слушатель, тьютор | студенты, преподаватели, учебная администрациятехническая администрация. | менеджер, администраторпользователь. | Администра-тор, слушатель, преподаватель. |
Регистрация слушателей через сайт СДО. | ; | ; | |||
Наличие журнала и контроль пользователей. | |||||
Управление данными слушателей по курсам. | ; | ; | |||
Формирование отчетов. | |||||
Редактирование контента сайта. | ; | ; | |||
Возможность просмотра расписания контрольных заданий. | ; | ||||
Зачетная книжка слушателя. | ; | ; | |||
Электронное общение слушателей. | |||||
Классная доска. | ; | ; | |||
Сервис проведения Интернет-конференций. | ; | ; | |||
Разработка лекций, тестов, контрольных заданий. | |||||
Количество обучающихся пользователей. | не ограничено. | не ограничено в версии Enterprise. | не ограничено. | не ограничено. | не ограничено. |
Изменение базового дизайна системы. | ; | ; | |||
Межвузовская система — поддержка работы разных вузов. | ; | ; | ; | ||
URL. | http://www.websoft.ru. | http://competentum.ru. | http://www.learnware.ru. | http://www.redcenter.ru. | http://moodle.org/. |
По данным из таблицы, СДО являются схожими, так как все они создаются для одной функции — дистанционное обучение. Системы представляют набор инструментов, необходимых для управления учебным процессом. Реализованы модули для создания учебных курсов, функции деканата и т. д. Исходя из сравнительной характеристики систем ДО можно отметить основные преимущества коммерческой СДО «eLearning Server» и свободно-распространяемой СДО «Moodle»:
- — наличие большого количества ролей;
- — самостоятельная регистрация слушателей через сайт;
- — поддержка работы вуза и его филиалов в рамках единой СДО;
- — управление данными по курсам (наличие групп, стоимость обучения, продолжительность, график обучения и т. п.);
- — имеется сервис проведения Интернет-конференций;
- — есть возможность формирования электронного портфеля слушателя.
По уровню предоставляемых возможностей Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими СДО, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытом исходном коде — это дает возможность самим настраивать систему под особенности конкретного образовательного проекта, а при необходимости и встроить в нее новые модули.
СДО «eLearning Server» по сравнению с другими СДО имеет межвузовскую систему поддержки работы разных факультетов, филиалов, вузов.
СДО «WebTutor», СДО «Competentum.Magister», СДО «REDCLASS» обладают меньшим набором инструментов и функций и являются коммерческими.
Важными параметрами являются количество обучающихся пользователей, невыгодной позицией в данном аспекте является программное обеспечение для проведения дистанционного обучения Competentum. Magister, которая не имеет ограничения только в определенных версиях. Отсутствие возможности изменения базового дизайна системы, а так же ее непосредственной настройки под конкретное образовательное учреждений позволяет, по моему мнению, отнести программные продукты WebTutor и eLearning Server к неконкурентно способным по отношению к рассматриваемым мною в данной работе.
Таким образом, по максимальному количеству плюсов, которые набрал программный продукт Moodle, можно сделать вывод о том, что именно этот продукт из ряда продуктов, рассмотренных курсовой работе, имеет право считать себя конкурентно способным, и именно его выгодно использовать для проведения курсов дистанционного обучения.
В заключение следует отметить, что на сегодняшний день в мире существует множество программных продуктов, обеспечивающих возможность дистанционного обучения. Они имеют общую функцию — обеспечение обучения студентов (слушателей) дистанционно, но могут ориентироваться по-разному. Одни системы ориентированы на поддержание стандартов, принятых для облегчения обучения, другие — на развитие полного набора инструментов для доступа к обучающему материалу, групповое обучение и оценку уровня знаний и т. д. Выбор конкретного программного продукта зависит от целей методов и средств дистанционного обучения.
Далее рассмотрим методы реализации дистанционного обучения.