Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обзор образовательных ресурсов для реализации дистанционного обучения (СДО)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Почему именно это определение представляется наиболее приемлемым? Обучение — это двухсторонний процесс, в котором взаимодействуют обучаемый и обучающийся и, в ходе которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование, воспитание и развитие человека. Это значит, если мы говорим об обучении, мы предполагаем наличие в этом процессе преподавателя. В этом принципиальная разница… Читать ещё >

Обзор образовательных ресурсов для реализации дистанционного обучения (СДО) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследование содержания научной, учебно-педагогической литературы, нормативно-правовых документов, касающихся образования, а также текстов журнальных статей и многочисленных выступлений на конференциях и семинарах, показали, что отсутствует единое толкование сущности и содержания понятия «дистанционное обучение» (ДО). Существуют многочисленные трактовки этого понятия, отражающие многообразие подходов к его пониманию. Прежде, чем сформулировать свое видение определения ДО, приведем наиболее известные трактовки этого термина.

Дистанционное обучение — совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения.

Дистанционное обучение — это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео — и аудио-, космической и оптоволоконной техники.

Дистанционное обучение — систематическое целенаправленное обучение, которое осуществляется на некотором расстоянии от места расположения преподавателя. При этом процессы преподавания и обучения разделены не только в пространстве, но и во времени.

Дистанционное обучение — тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.

Анализ приведенных определений позволяет прийти к выводу, что наиболее приемлемым определением понятия «дистанционное обучение» является то, которое дала Евгения Семеновна Полат: «это форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» .

Почему именно это определение представляется наиболее приемлемым? Обучение — это двухсторонний процесс, в котором взаимодействуют обучаемый и обучающийся и, в ходе которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование, воспитание и развитие человека. Это значит, если мы говорим об обучении, мы предполагаем наличие в этом процессе преподавателя. В этом принципиальная разница, концептуальное отличие от систем и программ самообразования, самообучения, с которыми мы имеем дело при работе с курсами на видеокассетах, в телевизионных и радио курсах, при работе с компьютерными программами и даже программами на CD-ROM. В этих программах, курсах пользователь может рассчитывать лишь на собственные силы, на собственное восприятие и осмысление программы. Процесс же обучения характеризуется в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, т. е. во взаимодействии учителя и ученика.

Е.С. Полат подчеркивает в своем определении дистанционного обучения, что это новая форма обучения, наряду с очной, заочной, экстернатом. Автор считает неоправданным и то, что в законе РФ «Об образовании» дистанционное обучение представлено как некие дистанционные технологии, что, соответственно, не требует дополнительного финансирования. Дистанционное обучение — это специфичная форма обучения, поскольку она предполагает основную опору на средства новых информационных и коммуникационных технологий, мультимедийных средств, средств видеосвязи, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем, как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами, стандартами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения.

Кроме того, следует отметить неправомерность отождествления некоторыми авторами понятий «дистанционное обучение» и «дистанционное образование». Образование — более широкое понятие, включающее в себя:

образование как ценность;

образование как систему;

образование как процесс;

образование как результат Поэтому дистанционное образование — это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза. Таким образом, дистанционное обучение следует рассматривать в общей системе образования, причем непременно в системе непрерывного образования, предусматривая тем самым не просто определенную систему, но преемственность отдельных ее звеньев.

Ниже приведен обзор некоторых сервисов и систем дистанционного обучения. 4].

Система Дистанционного Обучения Moodle

СДО Moodle — это среда дистанционного обучения, предназначенная для создания и использования дистанционных курсов. По своим возможностям Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими системами управления учебным процессом, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытых исходных кодах — это дает возможность «заточить» ее под особенности каждого образовательного проекта, дополнить новыми сервисами [6].

Возможности СДО Moodle:

  • — Качественная поддержка всех основных инструментов, типичных для сред дистанционного обучения.
  • — Возможность публиковать ресурсы в любых форматах и управлять доступом к ним.
  • — Мощная и гибкая система тестирования с банком заданий.
  • — Удобная система форумов и рассылок.
  • — Возможность сдачи индивидуальных заданий в различных форматах (текст, файл, несколько файлов, задание вне сайта, сообщение в форуме, запись в глоссарии, заполненная анкета, открытый вопрос в тестах).
  • — Глоссарии с поддержкой автоссылок на определение со всех упоминаний термина в материалах курса, включая форумы.
  • — Опросы.
  • — Множество дополнительных инструментов, повышающих удобство и качество обучения:
  • — Гибкая система оценок, с настраиваемыми шкалами и возможностью задания правил выведения промежуточных и итоговых оценок.
  • — Настраиваемые анкеты для сбора коллекций и баз данных (с возможностью подтверждения и оценивания учителем).
  • — Модуль «лекция» для создания сценариев адаптивного обучения.
  • — Модуль «семинар» для развития критического и аналитического мышления у студентов.
  • — Возможность установки модулей и плагинов сторонних разработчиков. На сайте сообщества опубликовано более 700 сторонних модулей, расширяющих функциональность системы.
  • — Настраиваемые и заменяемые шаблоны оформления.
  • — Гибкая иерархическая система управления полномочиями пользователей, на основе ролей.
  • — Возможность интеграции с внешними базами данных по спискам пользователей и подпискам на курсы.
  • — Детальное протоколирование всех действий в системе, вплоть до каждого клика.
  • — Возможность сохранять и восстанавливать курсы из файла.
  • — Возможность обновления версии с сохранением всех данных в системе.
  • — Более 20 типов модулей и плагинов, позволяющих расширять все аспекты функциональности Moodle без модификации кода ядра и без потери возможности простого перехода на будущие версии.
  • — Поддержка концепции социально-педагогического конструкционизма (взаимодействие, учебная деятельность, критическое осмысление) [6].

Этот программный продукт используется в 200 странах мира университетами, школами, компаниями и независимыми преподавателями. Система поддерживает масштабирование, существуют инсталляции с количеством пользователей, превышающим миллион. 6].

Система Дистанционного Обучения eLearning Server

СДО eLearning Server — это программное обеспечение, позволяющее создавать учебные центры дистанционного обучения в Интернет, которые обеспечивают выполнение широкого круга задач по организации дистанционного учебного процесса:

  • — регистрацию и создание учебных курсов, учащихся и преподавателей, ведение их личных дел;
  • — публикацию учебных материалов в различной форме, создание и публикацию упражнений и тестов;
  • — учет успеваемости в электронной ведомости успеваемости (для преподавателя) и в электронной зачетке (для учащихся);
  • — формирование и ведение расписания занятий, которое синхронизовано по времени между участниками учебного процесса;
  • — предоставление необходимых административных и пользовательских сервисов, свойств и многое другое.

Различные участники учебного процесса имеют различный набор активностей в рамках этого процесса. Для определения категорий пользователей и предоставления им соответствующих прав в eLearning Server используется концепция «роли». Роль понимается как типовой набор функций и разрешений, предоставляемый пользователю для выполнения его задач и, тем самым, задач учебного процесса в целом. По умолчанию в СДО имеются 4 базовые роли:

  • — слушатель;
  • — преподаватель;
  • — учебная администрация;
  • — администратор.

Все эти роли, за исключением администратора, имеют аналоги в традиционном очном обучении.

Программа курса состоит из ссылок на учебные материалы, организованные в виде библиотеки учебных материалов по курсу.

Учебные мероприятия на сервере оформляются в виде расписания, которое представляет собой упорядоченную по времени последовательность учебных материалов, заданий или тренингов, дополнительных средств общения и пр. .

Система Дистанционного Обучения REDCLASS Learning

Система дистанционного обучения REDCLASS Learning — это комплекс программно-аппаратных средств, учебных материалов и методик обучения, которые позволяют дистанционно обучаться, повышать квалификацию, контролировать знания в любых отраслях деятельности человека, а также вырабатывать практические навыки по эксплуатации и управлению программными продуктами, оборудованием и технологиями.

REDCLASS обладает следующими средствами:

  • — Среда эмуляции упражнений позволяет формировать и проверять навыки работы слушателей с системами, обладающими оконным интерфейсом. Например, может эмулировать работу MS Word для обучения пользователей этой системы. Упражнения для среды эмуляции создаются в Конструкторе упражнений. Конструктор упражнений позволяет создавать упражнения с разветвленным сценарием выполнения и различными системами оценивания действий пользователей.
  • — Виртуальные лаборатории предоставляют слушателям возможность работы с реальными (не эмулированными) программно-аппаратными комплексами (стендами) в удаленном режиме. Оборудование находится в учебном центре, а слушатели получают доступ к нему со своего рабочего места. Виртуальные лаборатории позволяют дать практику самостоятельной работы, не ограниченной возможностями эмулятора.
  • — Электронный учебник предназначен для доставки мультимедийного контента на рабочее место слушателя. Разработка курсов ведется в автономной среде, именуемой Авторской системой.
  • — Система тестирования предназначена для контроля успеваемости слушателей. В системе предусмотрены средства тестирования, позволяющие осуществлять входной, выходной и промежуточный контроль знаний, а также самооценку.
  • — Система управления процессом обучения позволяет организовать процесс обучения в части управления каталогом курсов, пользователями Системы и их правами доступа, отчетностью, системными каталогами (режимов обучения, внешних ресурсов, методик создания курса и т. п.). 6]

Система дистанционного обучения WebTutor

Модуль «Дистанционное обучение» системы WebTutor позволяет организовать планирование, проведение и анализ результатов обучения пользователей (сотрудников компании, клиентов, студентов) с помощью электронных учебных курсов, а также обеспечить общение и обмен информацией между обучаемыми, преподавателями, экспертами и администраторами системы.

Основные задачи, решаемые модулем:

  • — Работа с базой данных электронных курсов — импорт курсов, соответствующих международным стандартам, изменение параметров курсов, управление каталогом курсов, правами доступа к ним. Создание курсов (в состав модуля входит базовый редактор электронных курсов).
  • — Формирование модульных учебных программ («путей обучения») на основе отдельных электронных учебных курсов и их модулей.
  • — Управление процессом обучения — назначение курсов (индивидуальное и групповое, автоматическое по описанным в системе правилам, по итогам тестирования или других форм оценки), завершение курсов, контроль сроков обучения (рассылка уведомлений, аналитические отчеты). Сбор потребностей в обучении — настраиваемый механизм заявок.
  • — Анализ результатов обучения — построение выборок и отчетов (более 10 встроенных отчетов), расширение перечня отчетов с помощью встроенного редактора отчетов, сбор и анализ анкет обратной связи.
  • — Интерфейс преподавателя и эксперта на Учебном портале для управления процессом обучения, выставления оценок.
  • — Интерфейс обучаемого (студента) для изучения электронных курсов и общения.
  • — Информационный обмен между обучаемыми, преподавателями, экспертами (форумы, чат, блоги и т. п).
  • — Дополнительные функциональные возможности:
  • — Работа с учебными группами
  • — Контроль сроков начала и завершения курсов. Автоматическое завершение просроченных курсов
  • — Контроль за учебным процессом со стороны руководителей — отчеты, уведомление, назначение курсов, управление заявками
  • — Уведомление обучаемых, руководителей по электронной почте о назначении курса, истечении срока обучения, завершении обучения. Настройка текстов и параметров уведомлений
  • — Смешанное обучение — построение комбинированных (очных и дистанционных) учебных программ
  • — Интеграция с модулем для проведения обучающих мероприятий в режиме реального времени — Виртуальный класс
  • — Встроенный редактор курсов

В состав системы входит базовый редактор электронных курсов, позволяющий создавать курсы, состоящие из произвольного количества разделов и документов, содержащих тексты, иллюстрации, ссылки на документы и объекты портала, в том числе, на мультимедийные ресурсы. [5].

СДО Competentum. МАГИСТР

Система дистанционного обучения Competentum. МАГИСТР — система для управления обучением, предназначенное для средних, средних специальных и высших учебных заведений (СДО, система дистанционного обучения). Competentum. МАГИСТР позволяет реализовать электронные технологии обучения (e-learning) как в очной, так и в заочной и дистанционной формах обучения .

Система управления обучением обеспечивает:

  • — календарное планирование учебного процесса;
  • — управление созданием, доставкой учащимся и воспроизведением учебных материалов;
  • — автоматизацию процессов проверки полученных знаний, умений и навыков;
  • — анализ эффективности и результативности учебного процесса;
  • — создание информационных банков данных и знаний учебного заведения.
  • — В СДО предусмотрены следующие типы пользователей:
  • — учащийся (студент);
  • — преподаватель;
  • — представитель администрации учебного заведения;
  • — администратор системы;
  • — куратор. 6]

Критерии сравнительного анализа программных средств поддержки дистанционного образования Для проведения сравнительного анализа программных продуктов дистанционного обучения были выбраны следующие критерии:

  • — тип лицензии;
  • — наличие групповых аудиои видеозвонков;
  • — наличие чата;
  • — возможность пересылки файлов через канал программного обеспечения для дистанционного обучения;
  • — возможность демонстрации экрана (презентации, документы и т. п.);
  • — возможность записи конференции;
  • — совместная работа над документами;
  • — возможность подключения внешних клиентов, телефонов или каких-либо других средств коммуникации.

Среди систем дистанционного обучения off-line режима главным критерием является соответствие стандарту SCORM. Sharable Content Object Reference Model (SCORM) — сборник спецификаций и стандартов, разработанный для систем дистанционного обучения. Содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств они были созданы. Благодаря этому учебные объекты могут быть использованы в различных системах электронного дистанционного образования. 7].

Так же выбраны критерии:

  • — тип лицензии;
  • — тип архитектуры;
  • — ориентировочная стоимость;
  • — адаптация и конфигурирование;
  • — наличие модулей;
  • — самостоятельная регистрация слушателей;
  • — наличие журнала посещений пользователей системы и их контроль;
  • — наличие функции формирования отчетов;
  • — возможность просмотра расписания контрольных заданий;
  • — наличие электронного портфеля слушателя;
  • — наличие зачетной книжки;
  • — наличие средств общения для слушателей (чат, форум);
  • — наличие электронной доски;
  • — возможность проведения интернет конференций;
  • — возможность разработки лекций, тестов, контрольных заданий без знания языков программирования;
  • — количество обучающихся слушателей в системе;
  • — наличие функций изменения дизайна;
  • — наличие межвузовской системы, т. е. поддержка работы разных вузов, нескольких филиалов, институтов, факультетов в составе вуза;
  • — адрес сайта с СДО в сети Интернет (URL).

Сравнительный анализ СДО Среди систем дистанционного обучения главным критерием является соответствие стандарту SCORM. Sharable Content Object Reference Model (SCORM) — сборник спецификаций и стандартов, разработанный для систем дистанционного обучения. Содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств они были созданы. Благодаря этому учебные объекты могут быть использованы в различных системах электронного дистанционного образования.

Так же выбраны критерии:

  • — тип лицензии;
  • — тип архитектуры;
  • — ориентировочная стоимость;
  • — адаптация и конфигурирование;
  • — наличие модулей;
  • — самостоятельная регистрация слушателей;
  • — наличие журнала посещений пользователей системы и их контроль;
  • — наличие функции формирования отчетов;
  • — возможность просмотра расписания контрольных заданий;
  • — наличие электронного портфеля слушателя;
  • — наличие зачетной книжки;
  • — наличие средств общения для слушателей (чат, форум);
  • — наличие электронной доски;
  • — возможность проведения интернет конференций;
  • — возможность разработки лекций, тестов, контрольных заданий без знания языков программирования;
  • — количество обучающихся слушателей в системе;
  • — наличие функций изменения дизайна;
  • — наличие межвузовской системы, т. е. поддержка работы разных вузов, нескольких филиалов, институтов, факультетов в составе вуза;
  • — адрес сайта с СДО в сети Интернет (URL).

Система Критерий.

СДО WebTutor.

СДО Competentum.Magister.

СДО eLearning Server.

СДО REDCLASS Learning.

СДО Moodle.

Тип лицензии.

коммерческая.

коммерческая.

коммерческая.

коммерческая.

бесплатная.

Тип архитектуры.

Закрытый.

Закрытый.

Закрытый.

Закрытый.

Открытый.

Ориентировочная стоимость.

Модуль «Дистанционное обучение» — 50 тыс. руб.

Зависит от кол. пользователей в системе. Для 500 пользователей = 120 тыс. руб.

145 тыс. руб. на 1 сервер

100 тыс. на 1 сервер.

;

Адаптация и конфигурирование.

Модуль «Управление порталом» — 50 тыс. руб.

включено в стоимость.

включено в стоимость.

включено в стоимость.

Самостоятель-но.

Наличие модулей.

администратор, слушатель, остальные модули дополнительно покупаются и интегрируются.

администратор, слушатель, тьютор

студенты, преподаватели, учебная администрациятехническая администрация.

менеджер, администраторпользователь.

Администра-тор, слушатель, преподаватель.

Регистрация слушателей через сайт СДО.

;

;

Наличие журнала и контроль пользователей.

Управление данными слушателей по курсам.

;

;

Формирование отчетов.

Редактирование контента сайта.

;

;

Возможность просмотра расписания контрольных заданий.

;

Зачетная книжка слушателя.

;

;

Электронное общение слушателей.

Классная доска.

;

;

Сервис проведения Интернет-конференций.

;

;

Разработка лекций, тестов, контрольных заданий.

Количество обучающихся пользователей.

не ограничено.

не ограничено в версии Enterprise.

не ограничено.

не ограничено.

не ограничено.

Изменение базового дизайна системы.

;

;

Межвузовская система — поддержка работы разных вузов.

;

;

;

URL.

http://www.websoft.ru.

http://competentum.ru.

http://www.learnware.ru.

http://www.redcenter.ru.

http://moodle.org/.

По данным из таблицы, СДО являются схожими, так как все они создаются для одной функции — дистанционное обучение. Системы представляют набор инструментов, необходимых для управления учебным процессом. Реализованы модули для создания учебных курсов, функции деканата и т. д. Исходя из сравнительной характеристики систем ДО можно отметить основные преимущества коммерческой СДО «eLearning Server» и свободно-распространяемой СДО «Moodle»:

  • — наличие большого количества ролей;
  • — самостоятельная регистрация слушателей через сайт;
  • — поддержка работы вуза и его филиалов в рамках единой СДО;
  • — управление данными по курсам (наличие групп, стоимость обучения, продолжительность, график обучения и т. п.);
  • — имеется сервис проведения Интернет-конференций;
  • — есть возможность формирования электронного портфеля слушателя.

По уровню предоставляемых возможностей Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими СДО, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытом исходном коде — это дает возможность самим настраивать систему под особенности конкретного образовательного проекта, а при необходимости и встроить в нее новые модули.

СДО «eLearning Server» по сравнению с другими СДО имеет межвузовскую систему поддержки работы разных факультетов, филиалов, вузов.

СДО «WebTutor», СДО «Competentum.Magister», СДО «REDCLASS» обладают меньшим набором инструментов и функций и являются коммерческими.

Важными параметрами являются количество обучающихся пользователей, невыгодной позицией в данном аспекте является программное обеспечение для проведения дистанционного обучения Competentum. Magister, которая не имеет ограничения только в определенных версиях. Отсутствие возможности изменения базового дизайна системы, а так же ее непосредственной настройки под конкретное образовательное учреждений позволяет, по моему мнению, отнести программные продукты WebTutor и eLearning Server к неконкурентно способным по отношению к рассматриваемым мною в данной работе.

Таким образом, по максимальному количеству плюсов, которые набрал программный продукт Moodle, можно сделать вывод о том, что именно этот продукт из ряда продуктов, рассмотренных курсовой работе, имеет право считать себя конкурентно способным, и именно его выгодно использовать для проведения курсов дистанционного обучения.

В заключение следует отметить, что на сегодняшний день в мире существует множество программных продуктов, обеспечивающих возможность дистанционного обучения. Они имеют общую функцию — обеспечение обучения студентов (слушателей) дистанционно, но могут ориентироваться по-разному. Одни системы ориентированы на поддержание стандартов, принятых для облегчения обучения, другие — на развитие полного набора инструментов для доступа к обучающему материалу, групповое обучение и оценку уровня знаний и т. д. Выбор конкретного программного продукта зависит от целей методов и средств дистанционного обучения.

Далее рассмотрим методы реализации дистанционного обучения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой