Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Творческий путь. 
История жизни и творчества Алкмана

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Алкман стал образцом для позднейших поэтов, писавших хоровую лирику. В Спарте, где на протяжении нескольких столетий он был глубоко почитаем, ему был установлен памятник. В эллинистической Александрии его чтили и изучали, включив в канонический список Девяти лириков. Алкмана считают одним из основателей поэзии — он обрабатывал импровизированные песнопения, происходящие из древней… Читать ещё >

Творческий путь. История жизни и творчества Алкмана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Алкман был первым известным поэтом, писавшим для девичьих хоров, которые были так популярны в Спарте, где поклонялись Аполлону и Артемиде.

Помимо текстов, Алкман также сочинял музыку и разрабатывал танцевальные движения. Вероятно, именно он создал новые поэтические формы, возводя в ранг литературы импровизированные песни, которые до того были прежде всего музыкально-танцевальными композициями. Александрийские филологи собрали около 60-ти произведений известного хорового поэта, которые составили 6 книг. По меньшей мере две из них содержали парфении (песни для хора девушек), которые принесли поэту наибольшее признание. Но в Средневековье этот архив был утрачен. До середины XIX века о творчестве и существовании Алкмана можно было узнать только из цитат греческих авторов.

В 1855 году при раскопках захоронений у второй пирамиды в Саккаре был обнаружен первый текст со стихами Алкмана — папирус хранится в Лувре. Он содержит около ста строк парфения. В середине XX века на раскопках в древнем мусоре найдены еще папирусы с текстами Алкмана, которые также являются отрывками парфениев. Алкман писал преимущественно пеаны (гимны богам), проомии (вступления к эпическим декламациям). Из сохранившихся фрагментов, наибольшее значение представляют отрывки из пеанов Зевсу Пифийскому, Кастору и Полидевку, Гере, Аполлону, Артемиде, Афродите, отрывок из 1-го парфения. Фрагмент сохранившегося парфения насчитывает 101 строку (семь строф по 14 стихов, 30 из которых серьёзно повреждены).

Парфений был написан к чествованию Артемиды Орфии. Текст сложен из отдельных частей, связанных между собой формулами, определяющими конец одного и начало другого сюжета: 1) прославление древних героев Спарты: братьев Диоскуров, затем сыновей Гиппокоонта, убитых Гераклом 2) размышления о могуществе богов и бренности человеческой жизни, вытекающие из этого моральные предписания 3) прославление самого хора, который исполнял парфений, его руководительницы и отдельных участниц, которые исполняли танец. Интонация сохранившейся части парфения камерная, свободная; описание девушек изящно и деликатно, не лишено юмора.

Алкман также писал гипофегматы (танцевальные песни), эротики (любовные песни), эпиталамии (свадебные песни), сколии (застольные песни), от которых уцелели лишь короткие отрывки. Тексты Алкмана отличаются непринужденностью, отсутствием характерной для Спарты строгости, легки и подвижны сами размеры.

Алкман, возможно, также писал хоры для мальчиков. Афиней приводит сообщение спартанского историка II в. до н. э. Сосибия о том, что песни Алкмана исполнялись во время гимнопедий: «У ведущих хоров на голове тирейские короны, в память о победы на Тирейских празднествах, на которых они также справляют гимнопедии. Всего хоров три — впереди хор мальчиков, справа хор стариков, слева хор мужчин; они танцуют, обнаженные, исполняя песни Талета, Алкмана и пеаны Дионисидота Лаконца». Сохранившиеся фрагменты в основном делятся на строфы большого размера, по 9—14 стихов в строфе. Павсаний сообщает, что хотя Алкман писал на дорийском диалекте, который отличался известной неблагозвучностью, диалект ни в коем случае не портит прелести его песен. Дорийский диалект имеет в первую очередь орфографические особенности, однако неясно, присутствовали эти особенности в исконных текстах Алкмана или были добавлены позже при копировании его текстов для удобства исполнителей. Возможно, тексты были обработаны в Александрии, грамматики которой таким образом приводили текст к современному им дорийскому диалекту.

Английский филолог Денис Пейдж делает следующие выводы о подлинном языке Алкмана: подлинным диалектом сохранившихся фрагментов Алкмана преобладающе является лаконское просторечье, очевидных свидетельств присутствия чужих диалектов нет. Из чужих не лаконских особенностей присутствуют только эпические элементы, они представлены бессистемно и встречаются главным образом во фрагментах, где метр и тема заимствованы из эпической традиции.

Датский филолог Джордж Хиндж утверждает обратное: Алкман писал на дорийском диалекте (на «общем языке поэзии»), но песни, будучи предназначены для исполнения спартанцами, были переписаны в соответствии с нормами лаконской акцентуации и орфографии в III в. до н. э.

По анализу текстов Алкман был более всего близок к дорийской гомеровской традиции. Независимо от темы, тексты Алкмана отличает ясный, легкий, очаровательный тон, что постоянно упоминают античные комментаторы. Присутствуют детальные описания обрядов и религиозных празднеств (контекст большинства таких деталей восстановить сегодня не удается).

Тонко чувствующий природу, Алкман черпал вдохновение из пения птиц, которое манило его к себе. Язык Алкмана богат визуальными образами. Он создает прекрасные метафоры, называя, например, морскую пену «цветком волны», поросшие лесом горы — «грудью темной ночи». Алкману принадлежит первая в своем роде картина тишины вечера. Известный фрагмент (названный в наше время «ноктюрном») описывает глубокий покой природы после наступления ночи.

Темы лирики Алкмана разнообразны. Он обращается к Музам с просьбой «зачать прелестную песню» и «зажечь покоряющей страстью» гимн, указывая, что мелодию и слова он заимствовал у куропаток. Такому поэтическому настроению у Алкмана в то же время сопутствует настоящий натурализм.

Алкман стал образцом для позднейших поэтов, писавших хоровую лирику. В Спарте, где на протяжении нескольких столетий он был глубоко почитаем, ему был установлен памятник. В эллинистической Александрии его чтили и изучали, включив в канонический список Девяти лириков. Алкмана считают одним из основателей поэзии — он обрабатывал импровизированные песнопения, происходящие из древней музыкально-танцевальной традиции, войдя в число тех, кто трансформировал культуру музыкально-танцевальную в культуру поэтическую. Прославление в гимнах Алкмана простых людей наряду с богами и героями является характерным нововведением, свидетельствующим о прогрессе светской поэзии, возникшей в недрах религиозной песенной культуры.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой