Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие ориентировки в пространстве

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Иначе складывалась ориентировка детей при решении задач второй серии опытов. Теперь на макете комнаты снималась стена с окнами, противоположная той, где была входная дверь. В этих условиях ребенок должен был расставить вещи по представлению («карте обозрения»), переориентированному на 180 градусов. Справились с заданием этой серии примерно 30% детей старшего дошкольного возраста, при этом они… Читать ещё >

Развитие ориентировки в пространстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

А. А. Люблинская выделила три категории усваиваемых ребенком элементарных знаний о пространстве (61):

  • 1) отражение удаленности предмета и его местонахождения;
  • 2) ориентировка в направлениях пространства;
  • 3) отражение пространственных отношений между предметами.

Первоначальные представления об удаленности предмета, о направлениях пространства ребенок усваивает благодаря своему телу, которое служит для него «точкой отсчета». Так, например, в развитии различения направлений «вправо-влево», «вперед-назад», «наверхвниз» вначале он ориентируется, либо двигаясь в ту или иную сторону, либо изменяя соответствующим образом положение корпуса, головы, рук и контролируя все эти движения зрением. На таком этапе речь не играет решающей роли в пространственном различении. Даже употребление ребенком таких обозначений, как «тут», «там», «здесь», говорит о практической дифференцировке этих направлений. Всеми этими особенностями характеризуется не только период раннего возраста, но и начало дошкольного периода. Во второй половине дошкольного возраста детям становится доступно словесное обозначение выделяемых в самом процессе восприятия направлений пространства, взаимного расположения предметов в пространстве. В связи с этим важно подчеркнуть, что существует определенная последовательность в усвоении детьми «пространственной терминологии» (15). Раньше всего в их речи появляются предлоги: «около», «возле», «у», «в», «на» и «под». Позднее — слова «справа» и «слева». Лишь в отдельных случаях к концу дошкольного периода появляются такие предлоги и наречия, как «между», «напротив» и «над». Закономерным является то, что освоение каждой отдельной группы пространственных отношений проходит стадию выработки «опорного образа», выполняющего функцию точки отсчета в системе координат (точно такую же, какую ранее выполняло собственное тело ребенка). Это значит, что в каждой из пар пространственных обозначений осваивается первоначально только одно из них, а именно: под, справа, сверху, сзади, посередине, друг за другом. Освоение противоположных значений — над, слева, снизу и т. д. — происходит позднее и на основе сравнения с первыми. Это обстоятельство важно учитывать в педагогической работе, которая не должна быть в этом направлении случайной и эпизодичной. Осваивая представления об отношениях между предметами, ребенок долго может оценивать эти отношения только со своей позиции, т. е. в соответствии со своим опытом перемещения в пространстве (так называемая «карта пути»). В одном из экспериментов дети получали макет комнаты в детском саду и должны были в первой серии расставить мебель так, как она обычно стоит у них в группе, при этом макет моделировал комнату так, как если бы ребенок видел ее при обычном входе в группу (снималась стена макета с входной дверью). С этой задачей справлялись испытуемые, начиная с четырехлетнего возраста.

Иначе складывалась ориентировка детей при решении задач второй серии опытов. Теперь на макете комнаты снималась стена с окнами, противоположная той, где была входная дверь. В этих условиях ребенок должен был расставить вещи по представлению («карте обозрения»), переориентированному на 180 градусов. Справились с заданием этой серии примерно 30% детей старшего дошкольного возраста, при этом они, как было подмечено, пытались словесно обозначить расположение реальных вещей. Так, например, ребенок рассуждает: «Тумба с цветами стоит между окнами, значит, здесь (ставит), а пианино рядом, а в углу… (задумывается). Да, и правом углу столик круглый рядом с батареей, около двери. Я сижу за первым столиком, он ближе всего к окнам. Вот здесь… Нет, я сижу и смотрю в окно, значит, здесь, впереди». Таким образом, дошкольный возраст — один из важных этапов развития ориентировки в пространстве.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой