Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Крест Евфросинии Полоцкой

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Став игуменьей, Евфросиния заказала знаменитому мастеру Лазарю Богша крест-ковчег для присланных из Царьграда и Иерусалима христианских реликвий. Такой важный заказ ювелир должен был выполнить под присмотром самой Евфросинии, которая, скорее всего, была автором эскиза этой святыни. Крест шестиконечный. Основа шестиконечного креста деревянная. Во времена Евфросинии важнейшие культовые вещи… Читать ещё >

Крест Евфросинии Полоцкой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Став игуменьей, Евфросиния заказала знаменитому мастеру Лазарю Богша крест-ковчег для присланных из Царьграда и Иерусалима христианских реликвий. Такой важный заказ ювелир должен был выполнить под присмотром самой Евфросинии, которая, скорее всего, была автором эскиза этой святыни. Крест шестиконечный. Основа шестиконечного креста деревянная. Во времена Евфросинии важнейшие культовые вещи изготовляли из кипарисового дерева. Вероятнее всего, что его использовал и полоцкий мастер. По крайней мере, описи реликвии, сделанные в XIX веке, ее дерево неизменно называют кипарисовым, а не дубовым, как в более поздних документах.

Крест имел высоту около 52 сантиметров; длина верхней поперечины — 14, нижней — 21, толщина — 2, 5 см. Сверху и снизу дерево закрывали золотые пластинки (всего 21), украшенные драгоценными камнями, орнаментальными композициями и двадцатью эмалевыми миниатюрами с изображениями святых.

Лазарь Богша был не просто прекрасно знаком с техникой перегородчатой эмали: его миниатюры не уступают имевшим всемирную славу лучшим образцам византийского прикладного искусства.

На верхних концах креста мастер поместил поясные изображения Христа. Богородицы и Иоанна Предтечи. В центре нижнего перекрестья — четверо евангелистов, на концах — архангелы Гавриил и Михаил. Внизу — патроны (покровители) заказчицы и ее родителей: св. Евфросиния Александрийская, святые мученики Георгий и София. На обороте — изображения отцов церкви Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, апостолов Петра и Павла, а также святых Стефана, Димитрия и Пантелеймона.

Над каждой миниатюрой частично греческими, частично славянскими буквами сделана надпись. В середине креста в пяти квадратных подписанных гнездах находились реликвии: капли крови Иисуса Христа, частица креста Господнего, кусочек камня от гроба Богородицы, части мощей святых Стефана и Пантелеймона и кровь св. Димитрия. По сторонам святыня была обложена двадцатью серебряными с позолотою пластинками, а края лицевой стороны обрамлены ниткой жемчуга.

Крест Евфросинии Полоцкой — одновременно и ценный памятник древнебелорусской письменности. Короткая мелкая надпись на обратной стороне, возле мощей св. Пантелеймона, сообщает нам имя автора этого художественного шедевра и то, что он создан для храма святого Спаса: «Господи, помози рабоу своемоу Лазорю, нареченомоу Богъши, съделавъшемоу крьстъ сии црькви святаго Спаса и Офросиньи». Начало этой надписи совпадает с высеченной на Борисовых камнях. [1, с. 133].

На кресте было помещено заклятье. Это заклятье, обещавшее страшную кару тому, кто украдет либо отдаст или продаст святыню, конечно, действовало на современников Евфросинии и их потомков. И все же страх перед проклятием не был неодолимым. После смерти просветительницы крест Лазаря Богши находился в Спасском монастыре недолго. Видимо, уже на рубеже XII — XIII веков его вывезли из Полоцка смоленские князья. Крест хранился у них, пока великий князь Василий III, захватив в 1514 году Смоленск, не забрал реликвию в Москву.

Во время осады Полоцка зимой 1563 года царь Иван Грозный останавливался вблизи Спасо-Евфросиньевского монастыря. Возможно, тогда, обращаясь к небу с просьбой о победе, царь и повелел вернуть полоцкую святыню на ее прежнее место. Мог он сделать это и несколько позже — когда замаливал грехи после совершенных по его приказу в Полоцке кровавых преступлений.

В 1579 году Полоцк был взят королём польским и великим князем литовским Стефаном Баторием. Опасаясь грабежей со стороны войск Батория, православные монахи спрятали реликвию. После находки крест был перенесен в Софийский собор, который после Брестской церковкой унии был передан униатам. Униаты, как и православные, почитали данную реликвию.

Во время русской кампании Наполеона 1812 года в целях сохранности базилиане вмуровали крест в стену, а с окончанием войны вернули его в собор. После ликвидации унии в Российской империи в 1839 году реликвия снова перешла к православным. В 1841 году епископ Василий Лужинский возил крест в Москву и Петербург для поклонения. После пребывания в Москве и Петербурге реликвия была возвращена в Полоцк и помещена в соборе Спасо-Ефросиньевского монастыря (то есть в храм для которого крест и был изготовлен).

В 1928 году из Полоцка крест был перевезён в Минск, а в 1929 году в Могилёв в качестве экспоната Могилевского исторического музея. По одним сведениям он хранился в комнате-сейфе Могилевского обкома и горкома партии, по другим — в комнате-сейфе самого музея.

Крест был утерян во время Великой Отечественной войны и не найден до сих пор. При этом в 1943 и в 1945 годах секретарь ЦК КПБ Пантелеймон Пономаренко дважды публично говорил о кресте, как о предмете искусства, который не был утрачен, а находился в распоряжении руководства СССР. Поиски продолжаются и теперь.

В 1990 году известный белорусский журналист Алесь Лукашук, оказавшись в США, предпринял собственную попытку отыскать следы креста Ефросиньи Полоцкой. Журналист встретился с художественным экспертом Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке. Олив Брагози, которая, выслушав описание национальной реликвии, заверила, что подобного креста в художественной коллекции Рокфеллеров нет и никогда не было. Госпожа Брагози посоветовала Лукашуку обратиться в частное нью-йоркское агентство, издающее всемирный каталог похищенных произведений искусства. Но, как выяснилось, этот каталог фиксирует только вещи, которые находятся в розыске после 1945 года. Несколько иных попыток, предпринятых А. Лукашуком (например, посещение фонда Моргана), тоже не увенчались успехом…

Загадка креста не оставляла в покое и Адама Мальдиса. Во время праздников, посвященных 500-летию восточнославянского первопечатника Франциска Скорины, ученый случайно встретился в Полоцке с доктором исторических наук, сотрудником Эрмитажа Борисом Сапуновым. Оказалось, что петербургский гость как раз и писал когда-то ответ в краеведческий музей города Могилева. Б. Сапунов подтвердил, что крест Евфросинии был закуплен в коллекцию Морганов на аукционе в Западной Европе сразу же после войны.

Спустя несколько недель после разговора с Б. Сапуновым, А. Мальдис в качестве члена белорусской делегации прибыл на очередную сессию ООН в Нью-Йорке. И естественно, долг ученого и гражданина Беларуси привел его в фонд Моргана. Здесь ученый встретился с госпожой Евгенией Зазовской, русской по происхождению, которая ведала славянскими рукописями и редкими изданиями в библиотеке П. Моргана. А. Мальдис обратился к ней с просьбой посмотреть каталог музейных фондов. Зазовская ответила, что о существовании такого каталога ей неизвестно.

В Нью-Йорке А. Мальдис встретился и с господином А. Шукелайте. В годы немецкой оккупации тот возглавлял минский Историко-художественный музей, который в 1941 году не успели эвакуировать. Шукелайте высказал свою точку зрения: национальную святыню белорусского народа скорее вывезли все же на восток, возможно, реликвию расчленили.

В октябре 1990 года нью-йоркские поиски завершились визитом министра иностранных дел БССР П. Кравченко в Моргановский фонд. Сопровождали министра А. Мальдис и сотрудник белорусского представительства при ООН В. Счастный. Директору фонда был передан официальный запрос о кресте Ефросиньи Полоцкой. Через некоторое время в МИД Беларуси пришел официальный ответ, из которого следовало, что в самом фонде Моргана креста нет. Также отмечалось, что фамилия Морганов имеет и частные коллекции, однако за них, как следовало из присланного документа, администрация отвечать не может.

Во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии и Православной церкви в Белорусии в 1992 году было решено воссоздать крест. Работу благословил иерусалимский патриарх Диодор и патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет. Воссоздание креста было поручено брестскому ювелиру-эмальеру, члену Союза художников Белоруси Николаю Петровичу Кузьмичу. 24 августа 1997 года митрополит Филарет освятил копию креста Евфросинии Полоцкой, которая в настоящее время хранится в Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиньевского женского монастыря.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой