Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Церковь Иоанна Предтечи на торгу

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необычными для каменного зодчества России середины XVII века остаются трехцентровой формы закомары, имеющие много общего с рублеными деревянными кровлями. Таким образом, кровля над всеми частями здания была тесовой, а главы, также редких для XVII века форм (центральная луковичная, четыре боковых — шлемовидные!), были покрыты разными материалами: главная муравленой зеленой черепицей, а боковые… Читать ещё >

Церковь Иоанна Предтечи на торгу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Церковь Иоанна Предтечи на Нижепосадском торгу — одна из древнейших в Нижнем Новгороде. Именем ее престола по обычаю стародавних времен еще в начале XVI столетия была названа рядом стоящая башня каменного кремля — Ивановская.

Сначала церковь была деревянной. В 1621 году сообщалось, что церковь «древяна, клетцки с трапезою и с папертьми», то есть представляла собой наиболее распространенный тогда простейший тип рубленого храма с двускатной кровлей и просторной трапезной, окруженной открытой в стороны папертью, на которую вел вход.

Строительство каменной Иоанно-Предтечинской церкви связано с личностью нижегородца-промышленника Г. С. Дранишникова, а также с крупными событиями, происходившими в XVII пеке в стране: с крестьянской войной под предводительством С. Разина и старообрядческим движением. 5,34].

Благовещенский собор

На исходе строительного сезона 1649 года собор был отделан и освящен. Это отметил нижегородский летописец: «Того ж году, 7156-го и во 157-м, в Нижнем Новгороде в Благовещенском монастыре состроена церковь каменная соборная в Благовещенском монастыре Благовещения Пресвятой Богородицы» .

Было выстроено весьма оригинальное в конструктивном, объемно-простраиственном и художественном решении здание, свидетельствующее не только об исключительной одаренности зодчего, но и о его смелости… Собор возводился по типу крупных шестистолпных храмов (13,25×22,92 м). Об этом свидетельствует разбивка северного н южного фасадов лопатками па четыре поля, завершенных вверху оригинальными в формах закомарами. Однако западная пара столбов в интерьере отсутствует, а образовавшееся свободное от опор пространство (114 кв. м) перекрыто сомкнутым сводом с распалубками над большими проемами окон верхнего света. Это вызвало необходимость сдвинуть западную пару малых глав к востоку, чтобы передать их давление на столбы, а при помощи специальных прикладок — на стены.

Как и в ярославских храмах этого времени, столбы собора крещатые в плане, а восточная стена основного объема поставлена прямо на своды алтаря. Образовавшиеся в результате этого над алтарем камеры могли использоваться как тайники для хранения особо ценной монастырской утвари и казны. Освещались надалтарные камеры световыми барабанами восточных малых глав и небольшим круглым оконцем по центру восточного фасада, светил которого выполнял еще одну важную функцию — создавал иллюзию «парения» надиконостаеного распятия в лучах постоянно меняющегося в течение дня потока света.

Необычными для каменного зодчества России середины XVII века остаются трехцентровой формы закомары, имеющие много общего с рублеными деревянными кровлями. Таким образом, кровля над всеми частями здания была тесовой, а главы, также редких для XVII века форм (центральная луковичная, четыре боковых — шлемовидные!), были покрыты разными материалами: главная муравленой зеленой черепицей, а боковые опаяны белым немецким железом. Кресты же на всех главах были коваными, позолоченными.

Собор поставлен на высокое подцерковье (2,8 м). Два спуска вели вниз: с севера и со стороны алтаря. Подцерковье использовалось для хранения товаров. 11о наклонному спуску-пандусу в подцерковье можно было въезжать даже на телеге и внизу, разгрузившись, без особого труда развернуться. Только западная часть подцерковья, не загроможденная опорами, имела площадь 125 кв. м.

Итак, как можно видеть, в середине XVII века в нижегородском Благовещенском монастыре был возведен оригинальный в архитектурно-пространственном и художественном решении, удобный в функциональном использовании храм, который, несмотря на дерзкую смелость зодчих в решении конструкций и трудную судьбу, хорошо сохранился до наших дней [5,213].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой