Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Третьеиюньский переворот. 
Революция 1905-1907 гг.

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принимая во внимание ущербность получившегося избирательного законодательства, ограниченные права российского парламента и противоречия внутри либералов можно констатировать, что их сильные позиции в Думах не могли полностью компенсировать узость их массовой базы и относительную слабость их влияния в обществе в целом. Россия так и не стала парламентской страной, и влияние партий в парламенте… Читать ещё >

Третьеиюньский переворот. Революция 1905-1907 гг. (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Принимая во внимание ущербность получившегося избирательного законодательства, ограниченные права российского парламента и противоречия внутри либералов можно констатировать, что их сильные позиции в Думах не могли полностью компенсировать узость их массовой базы и относительную слабость их влияния в обществе в целом. Россия так и не стала парламентской страной, и влияние партий в парламенте здесь не имело такого значения, как в большинстве западных стран. За исключением периода 1906;1907гг. и 1915;1917гг. когда Дума выступала центром оппозиции царскому режиму, привлекала к себе широкое внимание и общественные симпатии, подавляющая часть населения России слабо интересовалась думской работой и, как правило, не возлагало на нее особых надежд.

Первая Дума, «Дума народного гнева», проработала всего 72 дня и была распущена. Своих результатов ожидали правительство и император. Однако выборы в Думу дали неожиданный для правительства результат. Крестьянство, в котором оно видело сугубо консервативную силу, поддержало в основном оппозиционные партии. Черносотенцы в Думу вообще не попали; умеренные октябристы провели туда только 13 человек; зато гораздо более решительно настроенные кадеты одержали на выборах победу, получив грандиозное представительство в 153 депутата — 34% от общего количества членов Думы. Очень значительным было число беспартийных депутатов — более 200 человек, среди которых находились люди с самыми различными политическими убеждениями. Однако из этой беспартийной среды сразу же выделилась «трудовая группа» — 107 человек, состоявшая в основном из крестьян, которые сами определяли свою политическую позицию: «левее кадетов». Именно либералы-кадеты и трудовики, разделявшие многие позиции эсеровской партии (особенно в аграрном вопросе), составили главную силу в Думе.

Но Вторая Дума оказалась еще более «левой», и на первых порах это подчеркивала, не дав правому меньшинству ни одного места в президиуме. В условиях продолжавшейся революции власть пошла на то, чтобы выборы в новую Думу проходили по старому избирательному закону, хотя было уже совершенно очевидно, что в результате возникает орган, с которым правительство никак не может найти общий язык. К тому же в это время от бойкота выборов отказались революционные партии, продолжавшие пользоваться заметной популярностью в массах. В результате в 1907 г. правительство получило еще более оппозиционную Думу, чем та, с которой ему пришлось иметь дело в 1906 г. Левые партии отвоевали себе места, прежде всего за счет кадетов — последние провели в Думу 98 человек (около 20% всего состава против прежних 34%). Трудовики сохранили свои позиции — 104 человека и получили к тому же поддержку от партий народнического направления — эсеров и близких к ним народных социалистов — 53 человека. 65 человек провели в Думу социал-демократы. По-прежнему немного мест, хотя и больше, чем в I Думе, получили октябристы — 32. Еще меньше было черносотенцев — 22 человека. На левом фланге Думы сидела наиболее организованная фракция — социал-демократы. Это обеспокоило царизм, который видел выход в изменении избирательного закона. Причиной неудачи первых двух Дум всеми считался избирательный закон 11 декабря, и было предрешено его изменить.

В начале 1907 года власть твердой рукой наводила порядок. Смуты и волнения, сотрясавшие страну, прекратились, единичные эксцессы уже не представляли опасности. Столыпин проявлял желание сотрудничать с Думой, но там на встречу правительству шли только консерваторы и октябристы. Вопрос об осуждении террора сыграл важную роль в деятельности Второй Думы, по сути, явился причиной ее роспуска. Было мнение, что если Вторая дума, как и Первая, уклонится от осуждения террора, этим она себя уничтожит, тогда она уже не будет считаться государственным учреждением. Инициатором такого осуждения выступил Столыпин.

Попытка вопрос снять, от него отмолчаться, только усиливала старания этого не допускать. Несколько раз вопрос откладывался и возобновлялся снова. Однако Дума отказалась от рассмотрения самостоятельного вопроса о терроре. Вследствие этого в Манифесте о роспуске Думы было указано: «Уклонившись от осуждения убийств и насилий, Дума не оказала в деле водворения нравственного порядка содействия правительству».

Как уже говорилось, причиной неудачи первых двух Дум всеми считался избирательный закон 11 декабря, и было предрешено его изменить. Этого нельзя было сделать, не нарушив конституции, т. е. не прибегнув к государственному перевороту. Задача Столыпина состояла в том, чтобы этот «переворот» был в самом Манифесте представлен как «переворот» и оправдывался только тем, чем все перевороты оправдываются — государственной необходимостью и невозможностью легальным путем выйти из положения, а не законным правом монарха. Текст этого Манифеста был написан лично Столыпиным.

Страна отнеслась к разгону Думы спокойно. Неудачный опыт кратковременного существования первых двух Дум обострил дискуссии в правящих кругах России о характере избираемого правительства и его нужности. Крайне правые деятели, борцы «за чистоту монархической идеи», вообще стали ратовать за ликвидацию подобного органа или, по крайней мере, за отсрочку его созыва на неопределенное время. Однако и Столыпин, занявший П.А. летом 1906 года пост главы правительства, и даже сам Николай II были противниками ликвидации народного представительства, понимая, что вернуться к прошлому нельзя.

3 июня 1907 года явилось важным рубежом, ознаменовавшим коррекцию некоторых властных механизмов и всей общественной атмосферы. Роспуск Второй думы, изменение избирательного закона и некоторое ограничение думских полномочий, устранили тот разлад в политическом строе, который служил постоянным источником напряженности. Однако это означало не создание новой политической системы, а смену политического режима, то есть способа осуществления власти.

Третьеиюньский режим оказал существенное влияние на политическую систему. В целом радикализма у партийцев поубавилось. Это нашло отражение в работоспособной Третьей думе. Третья Государственная Дума стала первой, проработавшей весь положенный пятилетний срок. Она была созвана 1 ноября 1907 года, и ее состав оказался несравненно более консервативным, чем у предшественников. Численность депутатского корпуса была законодательно сокращена. Теперь было избрано только 442 депутатов: 146 получили правые, 155 — октябристы и близкие им группы, 108 — кадеты и сочувствующие, 13 — трудовики, 20 — социал-демократы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой