Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Пожар 1779 года и связанные с ним ремонтные работы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Детально содержание работ по ликвидации последствий пожара не известно. Но об одном пункте этих работ — демонтаже опоясывавшей второй этаж здания металлической галереи — можно говорить достаточно определенно. Афремов пишет, что она просуществовала до 1779 г. Текст Панова не так однозначен; на основании его уверенно можно говорить о существовании ее только до ремонта 1773 г., сохранилась ли она… Читать ещё >

Пожар 1779 года и связанные с ним ремонтные работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

2 мая 1779 г. в Заречье случился пожар, нанесший значительный ущерб его жителям. Сильно пострадали домовладения прихожан Николо-Зарецкой церкви. Так, у заводчика Ивана Алексеевича Мосолова (сына Алексея Перфильевича Мосолова, одного из основателей промышленной «фирмы» Мосоловых) огнем, по его словам, были уничтожены все его «пожитки». Огонь не обошел и демидовские владения, включая роскошную усадьбу наследников Акинфия Демидова, выстроенную последним за полстолетия до этого на старом отцовском дворовом месте: обгорел главный ее 3-этажный дом-дворец, помнивший посещения Елизаветы, Екатерины II и Петра III (в то время — 1744 г. — еще наследника престола).

Во время пожара пострадала и Николо-Зарецкая церковь, в наибольшей степени — кровля и верхний храм.

Ликвидация последствий пожара растянулась на долгие годы, что не удивительно, если учесть ущерб, нанесенный огнем едва ли не каждому из прихожан. Поскольку сбор средств в приходе не позволил выполнить ремонтные работы быстро и с должным качеством, по прошению прихожан через 5 лет после пожара Коломенским архиереем было дано разрешение на сбор в течение полугода пожертвований на ремонт храма в Москве (где, кстати, жил в это время И.Н. Демидов), для каковой цели была заведена особая шнуровая книга. Кроме Демидовых участие в изыскании средств на восстановление церкви приняли представители другой известной тульской династии металлозаводчиков: братья Андрей и Иван Родионовичи Баташевы, также являвшиеся прихожанами Николо-Зарецкой церкви.

Но не хватило и средств, собранных в Москве: через год пришлось заводить новую шнуровую книгу — на этот раз для сбора (без ограничения срока) пожертвований в своей епархии.

Детально содержание работ по ликвидации последствий пожара не известно. Но об одном пункте этих работ — демонтаже опоясывавшей второй этаж здания металлической галереи — можно говорить достаточно определенно. Афремов пишет, что она просуществовала до 1779 г. Текст Панова не так однозначен; на основании его уверенно можно говорить о существовании ее только до ремонта 1773 г., сохранилась ли она до времени пожара — не ясно. Но, поскольку посвященный галерее отрывок у Панова местами текстуально совпадает с соответствующим текстом Афремова, именно его (Афремова) версию примем в качестве рабочей.

Итак, пожар лишил здание одного из наиболее выразительных элементов его: галереи с отростком-переходом на колокольню. Механизм воздействия огня на металлоконструкции очевиден. Локальный нагрев, особенно в местах жесткого соединения элементов, изготовленных из материалов с различным коэффициентом термического расширения, должен был привести к значительным локальным напряжениям. Там, где они превышали предел прочности, происходила их частичная релаксация путем разрушения. Кроме того, металл стальных конструкций под воздействием огня мог претерпеть локальный отжиг, потерять прочность и частично деформироваться.

В ходе послепожарного ремонта галерея восстановлена не была. Можно указать на несколько обстоятельств, каждое из которых могло повлиять на принятие такого решения относительно судьбы галереи. Во-первых, за полстолетия изменилась архитектурная мода — в том виде, в котором галерея существовала до пожара, она уже, возможно, не вполне соответствовала представлениям о красоте и изяществе. Во-вторых, восстановление ее было делом не дешевым. Между тем, главные благотворители храма — Демидовы — за истекшие полстолетия лишились (продав его в казну в 1779 г.) своего Тульского завода, — того, на котором по всей вероятности изготавливались в свое время металлоконструкции и декоративные элементы галереи. Везти для ее восстановления металл с Урала было накладно, тем более, что Демидовы постепенно теряли связь с Тулой вообще и Никольским храмом, в частности. Прочие же прихожане, в том числе владельцы доменных и железоделательных заводов Тульского края, сами понесли значительный материальный ущерб и далеко не сразу смогли восстановить в церкви даже то, что безусловно требовало восстановления. Галерея же к числу функционально необходимых элементов храма не принадлежала.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой