Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Следы человека ледникового периода в Новом Свете

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, мы можем с уверенностью говорить о том, что освоение человеком Америки началось 11.5 тыс. лет назад. Ожесточенные споры последнего времени связаны с открытой T. Диллехеем стоянкой Монте Верде в Чили, по которой была получена серия необычно ранних датировок 12.5—12 тыс. лет. В 1997 г. место раскопок посетила группа ведущих американских специалистов, включавшая самых яростных оппонентов… Читать ещё >

Следы человека ледникового периода в Новом Свете (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С момента, как европейцы проникли в Новый Свет, пытливые умы стали размышлять, откуда происходит коренное население континента. Экзотический облик меднолицых, украшенных перьями аборигенов порождал немало догадок. В 1787 г. будущий президент США и (редкое сочетание) один из первых американских археологов Томас Джефферсон высказал мнение о сходстве индейцев с обитателями Восточной Азии и о вероятности их азиатских истоков. Той же проблемой заинтересовались и русские путешественники, осваивая территорию Нового Света со стороны Тихого океана. Один из участников экспедиций Беринга, натуралист Георг Стеллер, полагал, что некогда Чукотка и Аляска соединялись сушей между собой и обитатели Камчатки и Америки «произошли от одного поколения».

Все это, разумеется, долгое время оставалось умозрительными предположениями. Под впечатлением находок ископаемого человека в Европе американские ученые и любители археологии в конце XIX в. с энтузиазмом занялись поисками собственного палеолита. Увы, всякий раз оказывалось, что «палеолитические древности» относятся к значительно более поздним периодам. Серия разочарований породила скептическое отношение к самой возможности найти следы человека ледникового периода в Новом Свете. Лишь в 20-е годы, когда удалось обнаружить каменные наконечники вместе с костями бизона вымершего вида, реальность американского палеолита стала очевидной даже отъявленным скептикам. Для обозначения ранних культур был предложен термин «палеоиндейцы».

С тех пор усилиями нескольких поколений археологов в Новом Свете открыты сотни стоянок древнейшего человека. Ботаник Эрик Хюльтен, изучавший сходные виды растительного мира по обе стороны Тихого океана, ввел в науку понятие «Берингия», обозначающее существовавшую некогда сушу, связывавшую в единое целое Азию и Америку. В свою очередь отечественные исследователи первобытности немало потрудились над изучением палеолита в различных уголках Сибири и Дальнего Востока. Североамериканские и российские археологи испытывают давний взаимный интерес друг к другу. Свидетельство тому — многочисленные публикации, ряд успешно проведенных конференций и совместных экспедиций.

Когда и какими путями человек проник на территорию Нового Света? Можно ли найти в Азии предков американских индейцев?

Это сложнейшая комплексная задача, для решения которой необходимо объединить усилия представителей различных наук. Прежде всего, нам не обойтись без сведений по четвертичной геологии и палеогеографии, создающих ту естественноисторическую основу, без которой невозможна реальная реконструкция ранней истории человечества. Облик нашей планеты 10—12 тыс. лет назад разительным образом отличался от современного. Огромные пространства севера Евразии и Америки были покрыты ледниковыми щитами, вбиравшими в себя массу воды. За счет этого уровень мирового океана падал, и обширные пространства современных морей и проливов осушались, создавая своего рода сухопутные мосты между континентами.

Казалось бы, для раскрытия тайн происхождения индейцев достаточно обратиться к костным останкам самих древних людей. Увы, антропологические находки ледникового периода единичны и фрагментарны как в Сибири, так и в Америке. Интересные результаты получены при сравнении генетики современных и древних популяций человека в Азии и Америке.

Генетические данные говорят в пользу происхождения индейцев от одной предковой группы, наиболее близкой к современным монголоидам. Однако оценки времени существования такой группы весьма разноречивы. Некоторый свет на вопросы первоначального заселения Нового Света могут пролить результаты сопоставления языков и мифологии коренных народов Азии и Америки. Но здесь опять нас поджидает разочарование — ведь речь идет о косвенных свидетельствах, не привязанных к хронологии и не поддающихся однозначной интерпретации. Достаточно сказать, что лингвисты до сих пор не пришли к единому мнению о том, сколько же языковых семей насчитывается у индейцев.

Остаются единственно достоверные, хотя и «немые», следы прошлого — археологические памятники, остатки стойбищ далеких предков. К ним мы и обратимся.

Мосты и коридоры По данным палеогеографии, на месте современного Берингова и Чукотского морей в четвертичном периоде, во время глобальных оледенений, неоднократно возникала обширная суша. Не составляло исключения и последнее оледенение, когда Берингийский сухопутный мост существовал вплоть до времени, отстоящего от нас на 10.5 тыс. лет. Особенно благоприятные условия для миграции фауны, включая человека, создались 14 тыс. лет назад. Ландшафт Берингии представлял собой холодные тундростепи с островками кустарника и березняка на поймах рек. Здесь паслись стада мамонтов, лошадей и бизонов. Среди других обитателей Берингии отметим мускусного быка, северного и благородного оленя, антилопу сайгу и дикого барана. Подобное изобилие животных, несомненно, привлекало группы палеолитических охотников и было основной причиной расселения человека в этих суровых краях. На Аляске ледники покрывали вершины Алеутского и Аляскинского хребтов на юге и частично хребет Брукса на севере, оставляя доступной для человека всю центральную часть полуострова.

Отсюда по так называемому безледному коридору Макензи лежал путь на юг шириной до 100 км и протяженностью около 2000 км. К нему подступал основной, Лаврентийский, ледниковый щит. Эта масса льда покрывала значительную часть современной Канады, включая полуостров Ньюфаундленд и районы вокруг Гудзонова залива. Ледниковые языки протягивались на юг, достигая района Великих озер и Новой Англии. С другой стороны коридор был ограничен вторым, Кордильерским, щитом, который покрывал горные цепи вдоль тихоокеанского побережья. Трудно представить себе, что заставило древних охотников углубиться в недра безледного коридора. Ведь речь идет о крайне неблагоприятном месте, представлявшем собой холодное, пронизываемое ледяными ветрами пространство с редкой растительностью и обилием озер.

Аляска и Юкон: древнейшие следы человека Значительно более интересны находки из Американской части Берингии. Лесистые долины рек Центральной Аляски служили естественными путями миграции стад животных и следовавших за ними охотников. Интересно, что в финале плейстоцена (11.7—10 тыс. лет назад) здесь прослежены три различные культурные традиции.

Древнейшая из них получила название «ненана». Судя по находкам с наиболее хорошо сохранившейся стоянки Броукен Мэммот, первые обитатели Аляски добывали бизона, лося, благородного и северного оленя, промышляли охотой на птиц и занимались рыболовством. Самая характерная разновидность каменных орудий культуры ненана — небольшой каплевидной формы наконечник типа чиндадн. Исследователи связывают распространение культуры ненана с первой волной переселенцев из Сибири, однако трудно указать на ее прямых предков в Северной Азии. Общее сходство инвентаря культуры ненана с памятниками кловис на основной территории Северной Америки (см. далее) может указывать на то, что именно эта группа населения была предком палеоиндейцев.

К несколько более позднему времени относится культура денали. На ряде стоянок культурные слои денали залегают выше, чем комплексы ненана. Здесь найдены листовидные острия, двусторонне обработанные ножи, резцы, скребла. Облик каменных орудий денали ясно указывает на азиатские корни этой культуры. Исследователи единодушно связывают ее происхождение с дюктайскими памятниками Алдана, реконструируя вторую волну миграций из Сибири.

Наконец, последняя из плейстоценовых культур Аляски — северная палеоиндейская. Основной памятник этой традиции, стоянка Мейза в арктической части Аляски, расположен необычно — на скальном останце, возвышающемся над равниной. Судя по преобладанию в инвентаре наконечников копий и отходов их изготовления, стоянка служила своеобразным наблюдательным пунктом охотников, занимавшихся, в ожидании приближения стад оленей, подготовкой охотничьего вооружения. Наконечники Мейзы аналогичны орудиям, применявшимся палеоиндейцами на западе США. Пока неясно, зародилась ли традиция изготавливать метательные наконечники на Аляске, или, напротив, какая-то группа палеоиндейцев проникла на север с основной территории Северной Америки.

Палеоиндейцы равнин Выжженные солнцем долины. Склоны гор, поросшие сосной и можжевельником. Мы находимся в центре Северо-Американского континента, на краю Скалистых гор, вблизи простирающихся от Канады до Мексики Великих равнин. Именно тут, в малонаселенном штате Вайоминг (многие современные американцы затрудняются ответить, где этот штат находится), сосредоточены подлинные сокровища культур древнейших обитателей Северной Америки. Здесь расположена известная группа стоянок Хелл Гэп, где в пределах единой колонки отложений вскрыты остатки ряда последовательных обитаний человека, относящихся к разным традициям (гошен, фолсом, мидленд, эгейт бейсин и др.).

Подобные многослойные памятники справедливо именуются среди археологов опорными. Именно они дают надежную основу, позволяющую установить последовательность смены древних культур, их связи с изменениями природной среды.

Богатая растительность Великих равнин в конце ледникового периода позволяла существовать огромному числу животных — мамонтов, бизонов, диких лошадей, антилоп. На юге паслись верблюды, тапиры и свиньи-пекари. Присутствовало здесь даже столь экзотическое создание, как наземный ленивец — травоядный гигант, достигавший более 5 м в высоту. Эти звери служили легкой добычей для хищников — крупных короткомордых медведей, гривистых волков, саблезубых кошек и львов.

Древнейшие памятники континента обозначаются археологами как культура кловис. Датировки указывают на ее существование около 11 тыс. лет назад. Речь идет о времени по условной радиоуглеродной шкале, соотношение которой с истинным, календарным временем сейчас уточняется. С введением поправки на калибровку сроки существования кловис заметно отодвигаются в сторону древности, до 13.5 тыс. лет. Наконечники культуры кловис отличаются характерными желобообразными сколами у основания, которые облегчали насаживание наконечника на древко копья. Подобная техника была неизвестна палеолитическим обитателям Старого Света, и можно полагать, что она представляла собой самое первое чисто американское изобретение. Изящество наконечников кловис делает их излюбленным предметом коллекционирования среди любителей археологии.

Абсолютное большинство этих наконечников, как и других, принадлежащих иным палеоиндейским культурам, найдено случайно, на поверхности. Однако известны и стоянки, располагавшиеся вблизи рек и ручьев. На юго-западе США климат был более влажным, чем современный, и древний человек селился здесь на берегах высохших ныне пресноводных водоемов. Кроме поселений, в особую группу выделяются места забоя или разделки туш павших мамонтов. Нужно сказать, что популярный с свое время в литературе образ могущественного охотника, с копьем в руке отважно преследующего мохнатого гиганта, не вполне соответствует реальности. Современный анализ показывает, что в большинстве случаев наши предки довольствовались остатками этих животных, погибших естественной смертью.

Зато вторгшись в «охотничий рай», человек принялся активно истреблять других плейстоценовых обитателей равнин — бизона, лошадь, белохвостого оленя, антилопу, тапира, медведя, кролика, птиц. Охота дополнялась добычей черепах и рыболовством.

Одна из самых ярких черт культуры кловис — тайники, содержавшие отборные изделия из камня и кости. Обычно в их составе встречаются крупные, тщательно обработанные наконечники, заготовки для их производства и ножи. Из клада Ричи происходит великолепная серия стержней из кости мамонта или мастодонта.

Поразительное единообразие внешнего вида находок от Атлантики до Тихого океана производит впечатление, что культура кловис свидетельствует об относительно быстром расселении по всему континенту группы охотников. В биологии известен эффект экспоненциального роста численности популяции, попавшей в свободную экологическую нишу. Вероятно, эту модель можно использовать применительно к распространению человека на незаселенной до того территории.

Есть и иные, косвенные свидетельства, говорящие о том, что охотники кловис действительно были первыми людьми на просторах Северной Америки. Во-первых, они использовали для изготовления орудий редкое высококачественное сырье, которое тщательно сберегалось и переносилось на огромные расстояния (до 500 км!) от источников. Между тем во многих случаях принесенное издалека сырье найдено в местах, где поблизости имеются породы, не уступающие ему по качеству. Во-вторых, несмотря на то, что Северная Америка необычайно богата пещерами и скальными убежищами, которые интенсивно осваивались в позднейшие периоды, следы ранних палеоиндейцев здесь единичны. Возможно, эти факты говорят о том, что первопоселенцы еще не слишком хорошо изучили местность и не использовали всех возможностей, которые им предоставляла природа.

Период существования культуры кловис совпадает по времени с одним из самых массовых в истории континента вымиранием животного мира. С лица Земли исчезают мамонты, мастодонты, гигантские ленивцы — всего более 35 родов крупных млекопитающих. Вряд ли можно связывать эту катастрофу с деятельностью немногочисленных разрозненных групп древних охотников. Скорее всего причиной послужили изменения климата. Та же причина привела 11—10 тыс. лет назад к приходу на смену кловис новых культур, определяемых по разнообразным типам наконечников. Если фолсом продолжила традицию изготовления наконечников с желобами, то в других комплексах (гошен, эгейт бейсин) обнаруживались двусторонне обработанные наконечники без желобка. Эти культуры занимают уже меньшую территорию, чем кловис; появляется определенное разнообразие региональных традиций в изготовлении орудий из камня.

Гошен открывает серию культур, которые специализировались на массовой добыче бизона. Наиболее яркие археологические памятники — места сезонного забоя стад этого зверя. Кроме того, в число охотничьей добычи входили олень, вилорогая антилопа, верблюд, горный баран, лось. Начиная с эпохи фолсом человек обретает верного помощника в охоте — собаку. Жилые стоянки преимущественно связаны с дюнами и речными террасами на севере Равнин, дюнами и озерно-болотными отложениями на юге. Здесь открыты остатки очагов, а в нескольких культурных слоях упоминавшейся стоянки Хелл Гэп выявлены столбовые ямки — следы опор легких наземных жилищ. Кроме орудий из камня и кости, найдены украшения — бусы, подвески, диски. К культуре фолсом относится древнейшее свидетельство изобразительной деятельности в Новом Свете. Речь идет о находке со стоянки Купер в Оклахоме. Этот памятник хранил следы нескольких разновременных эпизодов истребления стад бизонов и состоял из мощных костеносных слоев. В основании одного из них археологи обнаружили череп бизона с зигзагообразной линией, прорисованной красной минеральной краской (охрой). Можно представить себе, что древние охотники положили разукрашенный череп зверя на место будущей охоты, чтобы магическими действиями обеспечить себе успех.

От тундры до субтропиков: палеоиндейцы на востоке США До сих пор мы вели речь о следах предков индейцев на западе США. Между тем наибольшее число метательных наконечников обнаружено как раз в восточных, приатлантических районах материка. К сожалению, стоянки, открытые здесь, в районе Великих озер и Новой Англии, не столь выразительны, как памятники Великих равнин. Дело в том, что палеоиндейские стоянки региона связаны в основном с озерными террасами и дюнами, где костные остатки в силу кислотности почв практически не сохранились. Что касается изделий из камня, то часто ранние смешаны с более поздними.

Природные условия востока континента заметно отличались от тех, в которых привыкли существовать палеоиндейцы равнин. Южнее ледников, на месте современных Великих озер, и далее к западу располагались огромные по площади приледниковые водоемы. К ним примыкали лесотундры, где в изобилии паслись стада северного оленя. Далее шла полоса сосновых и еловых лесов, а на юге господствовали широколиственные леса, в которых водились мастодонты.

Первыми обитателями здешних мест были уже знакомые нам носители культуры кловис, точнее его восточного варианта — гейни. Далее выделены культуры паркхилл и кроуфилд в районе Великих озер и деберт-вейлв — в приатлантической зоне. Судя по редким обломкам костей, палеоиндейцы востока добывали в основном северного оленя, а также песца, лисицу, зайца. Интересные данные о хозяйственной деятельности носителей культуры деберт-вейл сообщила стоянка Шони-Минисинк в Пенсильвании, из культурного слоя которой извлечены многочисленные остатки растений, в том числе ягод, фрагменты костей рыб.

Поражают находки из Флориды, где остатки палеолита оказались ниже современного уровня воды. Из ручьев, прудов и карстовых воронок извлечены великолепно сохранившиеся наконечники из кости, рога, бивня мамонта и мастодонта. Здесь же найден череп бизона с застрявшим в нем сломанным кремневым наконечником копья — наглядное свидетельство охоты первобытного человека. Благодаря подводным раскопкам в руки археологов попал даже деревянный бумеранг, сходный со знаменитыми орудиями австралийских аборигенов.

Группа геологов из Геологической инспекции США определила, что возраст находок составляет около 250 тысяч лет. В 1960;х годах Хуан Армента Камачо (Juan Armenta Camacho) и Синтия Ирвин-Уильямс (Cynthia Irwin-Williams) раскопали в Уэйатлако, поблизости от Вальсекильо (Valsequillo), в 75 милях от Мехико, искусно выполненные каменные орудия, соперничающие по своему исполнению с лучшими образцами кроманьонской культуры в Европе.

Итак, мы можем с уверенностью говорить о том, что освоение человеком Америки началось 11.5 тыс. лет назад. Ожесточенные споры последнего времени связаны с открытой T. Диллехеем стоянкой Монте Верде в Чили, по которой была получена серия необычно ранних датировок 12.5—12 тыс. лет. В 1997 г. место раскопок посетила группа ведущих американских специалистов, включавшая самых яростных оппонентов Диллехея. В результате ученый мир признал древность памятника. Это вновь вызвало интерес к поискам ранних стоянок на севере континента. Ведь если признать, что уже 12.5 тыс. лет назад человек добрался до крайнего юга Америки, то нужно полагать, что проник он из Азии в Новый Свет как минимум на 1—1.5 тыс. лет раньше. Не будем забывать, что расселение групп охотников и собирателей ни в коей мере не напоминало масштабные целенаправленные миграции народов в историческое время. Это было постепенное продвижение, освоение новых кормовых угодий по мере роста численности сообщества.

Аннетта Ламинг-Амперер (фр. Annette Laming-Emperaire; 1917, Петроград — 1977, штат Парана, Бразилия) — французский археолог, известная своими раскопками памятников доколумбовой Бразилии.

Лузия (порт. Luzia) — условное название, которое дал биолог Вальтер Алвеш Невеш древнейшим известным на начало XXI века ископаемым останкам человека в Америке возрастом около 11 тысяч лет.

Национальный парк Серра-да-Капивара находится в штате Пиауи на северо-востоке Бразилии. В парке находится множество памятников доисторической наскальной живописи, которые обнаружила археолог Ньеде Гидон. По её же инициативе для сохранения изображений был создан парк. В 1991 г. причислен к объектам Всемирного наследия. Площадь парка составляет 1291,4 кв. км.

Как показывают исследования археологов, в древности Серра-да-Капивара была очень густо населена, здесь была крупнейшая в древней Америке концентрация доисторических крестьянских хозяйств.

Примечательно, что на территории Северной Америки, где теоретически должны располагаться более ранние стоянки, пока не обнаружено достоверных следов человека в эпоху, предшествующую культуре кловис. Время от времени в печати появляются сообщения об открытиях памятников большой древности. Однако, как правило, эти сенсации быстро гаснут при более тщательном анализе конкретных материалов. В одних случаях речь идет о местах находок четвертичной фауны, не сопровождающихся каменными орудиями. Приписываемые человеку следы расчленения костей или нарезки на них удается связать с природными воздействиями. В других — мы имеем дело с ошибочными датировками. В третьих — за древнейшие изделия принимаются естественно раздробленные гальки и куски камня.

В целом ранние культуры Северной Америки заметно отличаются от палеолита Евразии. Палеоиндейские обитатели Великих равнин выработали специфическую форму адаптации, основанную на высокой подвижности небольших по численности групп. Среди стоянок преобладают места кратковременного сезонного обитания человека. Памятники различаются по функции: встречаются мастерские (вблизи выходов камня), поселения, места забоя и разделки охотничьей добычи, клады.

Палеоиндейцы Северной Америки нисколько не отставали в культурном развитии от своих современников в Старом Свете. Они обладали сложной технологией обработки камня, кости и бивня мамонта, имели навыки домостроительства. Жизнь древнейших обитателей Америки, как и верхнепалеолитических людей в Европе и Сибири, не сводилась к добыванию пищи и устройству поселений. Об этом говорит практика использования в ритуальных целях охры, наличие украшений, обряд погребения.

Согласно современной точке зрения, первые люди прибыли в Америку через ещё существовавший тогда Берингов перешеек (Берингию) между Сибирью и Аляской. По наиболее распространённой точке зрения, первое переселение состоялось около 11 тыс. лет назад (хотя есть и гипотезы более раннего переселения). Остаётся предметом споров их путь по американскому континенту: либо от Аляски по Тихоокеанскому побережью, либо по центральной части материка через свободное от льдов пространство между Лаурентийским ледяным щитом и глетчерами Береговых хребтов на территории Юкон в Канаде.

Находки в XXI в. человеческой ДНК в пещерах Пэйсли в штате Орегон указывают скорее на перемещение вдоль побережья около 14 300 лет назад. Отдельные находки в Монте-Верде (Чили) или Мидоукрофте (Пенсильвания) также позволяют сдвинуть дату первого переселения на более ранний срок. Весьма спорной является датировка находки в Пещерах Блуфиш.

Древнейшие человеческие останки в Америке, по мнению некоторых антропологов, имеют «неиндейские» черты лиц. На основании этого археологи Вальтер Невеш и Эктор Пуччарелли сформулировали гипотезу об «аборигенах Америки», прибывших в Америку на несколько тысяч лет ранее индейцев (носителей американоидной расы), и позднее ассимилированных или истреблённых ими.

Культура Кловис Первой широко распространённой археологической культурой доколумбовой Америки была культура Кловис, известная также как культура Льяно, названная по месту находок у г. Кловис в штате Нью-Мексико. Датируется 11 500—11 000 гг. до н. э. Для данной культуры характерны своеобразные наконечники стрел из кремня и роговика с желобчатым основанием и двусторонним ретушированием поверхности. Люди культуры Кловис занимались охотой и собирательством и кочевали небольшими семейными группами по Северной и Центральной Америке вплоть до Панамы, то есть по территории, в тот период всё ещё покрытой тающими массами льда. К югу от Панамы вместо наконечников типа Кловис встречаются возникшие примерно одновременно наконечники в виде «рыбьего хвоста». У них желобок отсутствует, вместо этого вблизи от нижнего конца имеется уступ, уменьшающийся и исчезающий на конце, за что наконечники и сравнивают с рыбьими хвостами.

Традиция Фолсом После культуры Кловис возникла традиция Фолсом (ранее именовавшаяся также культура Фолсом или культура Линденмайер), названная по месту находок в штате Нью-Мексико. Данная надкультурная традиция существовала в период около 10 500—9500 гг. до н. э. и отличается довольно широким спектром охотничьей добычи (дичи), что, возможно, было связано с вымиранием мегафауны по окончании последнего оледенения. Наконечники копий (стрел) — существенно меньшего размера, чем у предшествующей культуры Кловис.

Культуры, возникшие после Кловис и Фолсом, были региональными. Общей чертой было то, что наконечники стрел, как правило, уже не имели желобка, а также вновь стали крупными, как и во времена культуры Фолсом.

К этим поздним культурам относятся культура Долтон и Культура Сан-Патрис на юго-востоке Северной Америки, а также культура Плано на юго-западе Мексики.

Переход к архаичным индейским культурам Окончание «палеоиндейского периода» (именуется также литическим, по аналогии с палеолитом в Евразии и Африке) обычно датируют около 8000 г. до н. э. (для востока Северной Америки и для Месоамерики, на прочих землях Америки этот период продолжался существенно дольше). За ним следует архаичный период доколумбовой хронологии, когда появляются первые элементы оседлости и примитивная керамика. В западной части Северной Америки после исчезновения культуры Кловис трудно установить чёткую периодизацию, отдельные культуры занимают очень небольшие пространства, нередко в археологических слоях наблюдаются значительные зияния. В Центральной Америке и в значительной части Южной Америки с окончанием Фолсомской традиции развитие идёт совершенно своим путём, непохожим на остальные области Америки.

На территории США наибольшая концентрация палеоиндейских памятников обнаружена на севере штата Алабама. Из этих памятников наиболее интересными в стратиграфическом плане являются Скальные жилища Стэнфилд-Уорли, где наблюдается последовательность слоёв от позднего литического вплоть до миссисипского периода.

палеоиндеец кловис коренной народ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой