Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Карты транспорта и экономических связей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общую карту транспортной сети могут дополнять и углублять карты развития транспортной сети и карты отдельных видов транспорта: железных дорог и железнодорожных станций, автомобильного парка и автодорог, морских путей сообщения и т. п. Эти карты дают общее представление о транспортной обслуженности региона. Более конкретно она раскрывается показателями обеспеченности населения и территории… Читать ещё >

Карты транспорта и экономических связей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Транспорт — отрасль народного хозяйства, обеспечивающая связи в процессе производства и потребления продуктов, а также обслуживающая поездки населения. Освоенность территории в транспортном отношении характеризует уровень ее экономического развития и условия жизни населения.

Транспортные карты отражают с той или иной полнотой:

материально-техническую базу транспорта и обслуженность территории и населения транспортом;

  • 2) грузовые перевозки и грузооборот;
  • 3) пассажирские перевозки и пассажирооборот;
  • 4) частоту движения средств транспорта;
  • 5) транспортно-экономические связи;
  • 6) транспортно-экономические районы.

Транспортно-экономические карты характеризуют транспортные сети, объемы перевозок грузов и пассажиров за определенный период времени, потоки грузов и пассажиров, основные и второстепенные направления их перемещения. Специальные (навигационные и др.) карты, обслуживающие нужды водного, воздушного, наземного транспорта и метрополитена, в отличие от транспортно-экономических карт, передают лишь те сведения, которые необходимы для организации и ведения нормального, бесперебойного и безаварийного функционирования того или иного вида транспорта. К таким сведениям прежде всего относятся технические характеристики электрифицированных и неэлектрифицированных многопутных и однопутных железных дорог, станций и разъездов; автомагистралей и дорог с регулярным движением пассажирского автотранспорта; судоходных участков морей, рек, озер и каналов, портов и пристаней; аэропортов и авиационных маршрутов и т. д.

По своему содержанию карты транспорта делятся на: общетранспортные, комплексные и узкоотраслевые.

Среди этих карт различают карты грузового и пассажирского транспорта.

Общетранспортные карты, характеризуя одновременно все виды транспорта, показывают транспортные сети, транспортно-экономические связи и транспортно-экономическое районирование. Они включают транспортую сеть, транспортные пункты и транспортные узлы.

Комплексные карты — это карты, которые объединяют 2−3 вида транспорта. Отраслевые карты содержат характеристики отдельных видов транспорта. Они могут быть частными, построенными по 1−2 показателям, или общими, разносторонне характеризующими соответствующий вид транспорта.

Карты транспорта часто дополняются графиками и диаграммами роста эксплуатационной длины путей сообщения, динамики грузооборота разных видов транспорта, ввоза и вывода продукции, структуры перевозок грузов, структуры внешнеэкономических перевозок и др.

Назначение общетранспортных карт — показ общего состояния транспорта на картографируемой территории и взаимосвязей отдельных видов транспорта, а также внешних и внутренних транспортно-экономических связей.

Карты отдельных видов транспорта должны давать боле полную характеристику материально-технической базы каждого вида транспорта и показывать работу транспорта. Исходя из этого, карты транспорта должны отображать: размещение сети путей сообщения и их техническое состояние; обеспеченность территории путями, средствами сообщения, а также предприятиями, обслуживающими транспорт; работу транспорта по перевозке грузов и пассажиров; основные направления транспортно-экономических и пассажирских связей; территориальную организацию транспорта.

Содержание карт.

Отмечается огромное разнообразие объектов картографирования на картах транспорта и транспортно-экономических связей, Это — линейные объекты — пути сообщения, показываемые линейными знаками и линиями движения; станции, пристани, аэродромы, автохозяйства и иные объекты, локализованные в пункте, отображаемые прежде всего внемасштабными значками; движущиеся объекты — транспортные средства, грузы, пассажиры, условно отображаемые линиями движения и другими способами картографирования; площадные объекты — административно-политические, экономические и иные территориальные образования, природные районы, зоны обслуживания, показываемые способами качественного фона, картограммы, картодиаграммы и др. При этом карты одной и той же тематики нередко составляются разными способами, выбор которых определяется типом атласа, характером картографируемой территории и многими другими обстоятельствами.

Карты транспортных сетей должны давать целостное представление о взаимосвязи путей сообщения и транспортных узлов, составляющих единую транспортную систему, развитие которой направляется единым народнохозяйственным планом.

Особо выделяются транспортные узлы — населенные пункты, являющиеся местами пересечения, стыка или разветвления путей сообщения различных или однотипных видов транспорта. Узлы могут быть по выполняемым Функциям сложными и специализированными, различаясь по значению, величине грузооборота, транспортному балансу, сочетанию видов транспорта и специализации по перевозке отдельных видов грузов.

При создании карт транспортных сетей возникают очень важные проблемы:1) как показывать транспортную сеть — с выделением или без выделения железнодорожных, автомобильных и других путей сообщения; с подразделением или без подразделения железных дорого по виду тяги; с выделением или без выделения материала покрытия автодорог; 2) как характеризовать транспортные узлы. Для этой цели необходимо разработать классификацию транспортных узлов по различным принципам: по количественному признаку оборота грузов и пассажиров, по структуре грузов и т. д.

Общую карту транспортной сети могут дополнять и углублять карты развития транспортной сети и карты отдельных видов транспорта: железных дорог и железнодорожных станций, автомобильного парка и автодорог, морских путей сообщения и т. п. Эти карты дают общее представление о транспортной обслуженности региона. Более конкретно она раскрывается показателями обеспеченности населения и территории отдельными видами транспорта (удаленность от путей сообщения, достижимость во времени при использовании разными видами транспорта, густота дорожной сети и насыщенность средствами сообщения. Этим показателям посвящают либо отдельные карты, либо используют для них фон на картах путей сообщения и работы транспорта.

Рассмотрим некоторые карты средств транспорта и работы транспорта в изданном Атласе Алтайского края.

  • 1. Комплексная карта автобусного сообщения (с.114−115). На этой карте значками отмечают автобусный карт, главные остановочные пункты, среди которых выделяются пункты формирования автобусных маршрутов. Толщиной линии движения показывают число рейсов автобусов в сутки в одном направлении. Цветом этих линий показываются центры формирования автобусных маршрутов.
  • 2. Карта удаленности от транспортных линий (с.114). Она составлена с методическими ошибками, так не показывает реальную удаленность от остановочных пунктов. Более удачным мог бы быть принцип показа удаленности с учетом фактора проходимости местности, наличия или отсутствия автодорог того или иного качества.

На зарубежных картах используют синтетический показатель — метод изохрон, отражающий время, которое необходимо затрать для достижения определенного места. В атласе Алтайского края использовала модификация данного метода — характеристика плотности населения в зонах одночасовой достижимости городов и районных центров.

Автотранспорные связи грузообразующих центров (С.116) характеризуются на картосхеме, где реальные транспортные маршруты заменены графами кратчайших расстояний. На этой карте показаны объемы перевозок и грузооборот основных грузообразующих центров.

На карте «Автопарк» (с. 118) показано суммарное по городам число и типы автомобилей в автопарках. При использовании такой карты необходимо учитывать, что здесь фиксируется место приписки транспортных средств, которое может и не совпадать с местом их действительного использования.

Карта «Грузовые потоки по автодорогам» (с. 120) составлена по данным полевых обследований. На ней указано число автомобилей, проходящих в сутки в обоих направлениях автодорог. Эту характеристику желательно совместить с показателями пропускной способности дорог с тем, чтобы определить степень их загрузки и необходимость расширения в местах, где использование дорог выше нормативных показателей.

На карте «Воздушное пассажирское сообщение» (с.122) значковым способом показана отправка пассажиров по аэропортам и знаками движения — количество рейсов по главным внутрикраевым и внешним маршрутам.

Речной транспорт характеризуется по величине и структуре грузооборота речных пристаней и грузопотоков по водным путям (с. 124). Аналогично характеризуются пассажирооборот пристаней и пассажиропотоки по водным путям. Такой же подход — значковый способ для характеристики транспортных пунктов и линии движения — для грузои пассажиропотоков используются для показа перевозок по автомобильным, железным дорогам и морским водным путям.

Карты транспортно-экономических связей показывают направления и объемы грузовых и пассажиропотоков между транспортными пунктами, районами или странами, осуществляемых некоторыми или всеми видами транспорта. Кроме того, могут отражаться направления и объемы транспортировки топлива и химических продуктов трубопроводным транспортом, передача электроэнергии по ЛЭП, кредитно-финансовые связи, информационные связи, осуществляемые почтово-телеграфными, радиотелефонными и электронными средствами транспорта. Такая характеристика охватывает лишь некоторые направления территориально-экономических связей, которые подлежат в будущем серьезной научной проработке. Кроме того, необходимо различать карты транспортно-экономических связей и карты перевозок. Первые всегда отвечают на вопрос — откуда и куда перевозятся люди, товары, энергия или информация, но очень часть не раскрывают реальные пути и способы их перемещения. Карты транспортно-экономических связей отражают географическое разделение труда. Это — их основное содержание и главное предназначение.

Напротив, карты перевозок прежде всего отвечают на вопрос, что, каким видом транспорта и в каком количестве переводится на каждом участке путей сообщения. По таким картам обычно нельзя узнать, откуда первоначально осуществляется перевозка и куда в конечном счете будут доставлены реальные грузы и пассажиры.

По охвату территории различают транспортно-экономические связи, международные (экспорт и импорт), межрайонные и внутрирайонные. При этом грузовые и пассажирские потоки даются суммарно за год, объединяя все перевозки между данными объектами или территориями, независимо от конкретных транспортных путях.

Карты транспортно-экономических связей могут составляться по всем видам грузов (с показом их структуры по группам) и по отдельным важнейшим грузам.

По дальности транспортно-экономические связи различают местные, ближние, средние, дальние и сверхдальные. При этом критериями могут служить конкретные показатели дальности в км, либо такие географические понятия, как трансконтинентальные и трансокеанские связи.

По географическому направлению — выделяются пункты, районы или страны, которые связаны по отправлению и прибытию грузов и пассажиров.

По отраслевому или товарному признаку транспортно-экономических связей отображается структура вывозимых и ввозимых грузов, структура пассажиров по социальным, поло-возрастным, этническим признакам, целям поездок и т. п.

Классификация по каждому из этих критериев или их сочетанию может быть положена в основу карты транспортно-экономических связей. Эти связи можно отображать на карте:

в месте их зарождения (пунктах, районах и странах производства и отправления товаров, пассажиров, энергии, информации и т. д.).

в месте их погашения (место прибытия и потребления товаров и т. п.).

в пути между местом производства и потребления товаров, энергии и т. д.

Для показа на карте транспортно-экономических связей по месту их зарождения или погашения можно использовать внемасштабные значки (для пунктов), картограммы с полосчатой штриховкой, структурные картодиаграммы и др. Пути между местом производства и потребления удобнее всего показывать объемно-структурными линиями движения.

Карты транспортно-экономичекского районирования довольно малочисленны. Обычно в них дается частная характеристика — транспортная доступность или освоенность территории, зоны тяготения к транспортным пунктам и т. п., отображаемая способами качественного фона или изолиний с послойной окраской.

Боле привлекательна типология районов с учетом уровня их хозяйственного освоения и оценки транспортной сети, показом уровня обеспеченности хозяйства района транспортом, соответствия пропускной способности транспортной сети реальным или перспективным величинам транспортно-экономических связей, уровня затрат, необходимых на строительство и реконструкцию дорожной сети. Типология транспортного обслуживания территории может производится по сочетанию всех видов или выделению отдельных видов транспорта.

Карты внешней торговли могут отражать экспортно-импортные связи одного хозяйственного объекта (например, завода), пункта, района, страны, группы стран или всех стран мира в целом. В зависимости от этого изменяется не только масштаб карт, но и набор и детальность отображаемых характеристик. На этих картах может показываться только объем внешней торговли и структура участвующих в ней предприятий, регионов или стран, или же структура перевозимых товаров, исчисленная по стоимости, физическому объему или условным показателям. При необходимости создают одну общую карту внешней торговли и серии отраслевых карт, подробно отражающих каждый вид перевозимых грузов или же каждую страну, регион, участвующие во внешнеторговом обмене.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой