Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мортиты. 
Имущественная и социальная дифференциация в византийской деревне в VII-X веках (по данным "Земледельческого закона")

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Положение мортитов довольно неясное: некоторые исследователи считают их бывшими собственниками земель, но вставшими в зависимость от крупных землевладельцев, а другие — видят в них свободных арендаторов: «Арендатор-мортит — это не бедняк и безземельный вынужденный обрабатывать из доли урожая чужую земельную собственность, а зажиточный крестьянин, обрабатывающий землю более бедного односельчанина. Читать ещё >

Мортиты. Имущественная и социальная дифференциация в византийской деревне в VII-X веках (по данным "Земледельческого закона") (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В Земледельческом законе выделяется категория мортитов. Мортиты — это крестьяне-арендаторы, уплачивающие сравнительно невысокую арендную плату. Морта предусматривала в качестве платы десятую долю урожая: «Доля мортита — девять снопов; доля же земледавца — один сноп. Разделивший иначе, да будет проклят богом».

Положение мортитов довольно неясное: некоторые исследователи считают их бывшими собственниками земель, но вставшими в зависимость от крупных землевладельцев, а другие — видят в них свободных арендаторов: «Арендатор-мортит — это не бедняк и безземельный вынужденный обрабатывать из доли урожая чужую земельную собственность, а зажиточный крестьянин, обрабатывающий землю более бедного односельчанина».

Мортиту запрещалось жать хлеб без ведома земледавца, дабы не обмануть его и не присвоить большего числа снопов: «Если земледелец-мортит сжал без ведома земледавца и собрал снопы его, то, как вор, будет лишен всех своих плодов».

Мистии

Некоторые виды сельскохозяйственных работ в Византийской деревне VIII—X вв. выполнялись наемными работниками — мистиями. В Земледельческом законе называются мистии — наемные пастухи и сторожа огородов.

Для мистиев характерно отсутствие собственности. Они были, как правило, беглыми крестьянами, поэтому они не могли на новом месте стать полноправными общинниками и надеяться на получение общинной земли. К тому же замкнутость и сплоченность византийской общины своеобразно оборачивалась против чужаков, против всех, стоявших вне ее. Данные Земледельческого закона показывают, сколь предвзятым и настороженным было отношение общинников к мистиям: в них видели воров, которые тайком доят скот и продают молоко, тайком берут у крестьян рабочих волов и используют для своих нужд.

Мистии были одной из наиболее бесправных и обездоленных групп сельского населения, чье подневольное положение легко ставило их в зависимые отношения от нанимателей. Им приходилось поневоле соглашаться на самые тяжелые формы аренды земли (аренда исполу), или ради хотя бы временного пользования участком браться за расчистку леса под пашню. Однако мистии оставались юридически свободными людьми, с ними заключались договоры, причем, как показывает юридическая практика, они могли односторонне нарушать договорные обязательства и бросать предусмотренную договором работу.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой