Обоснование необходимости создания многофункционального аэростатного разведывательного комплекса
_ высокой обнаружительной и разрешающей способностью, высокой точностью измерения координат целей за счёт комплексирования радиолокационных и оптико-электронных средств разведки, а для движущихся дирижаблей, к тому же, — за счет возможности использования РЛС с синтезированной апертурой ФАР, обладающей сверхразрешением по угловым координатам и дальности; _ для взлета и посадки средних БЛА… Читать ещё >
Обоснование необходимости создания многофункционального аэростатного разведывательного комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
аэростат разведывательный установка Опыт локальных войн, проводимых в Российской Федерации, США и других передовых странах НАТО работы показывают, что современная система разведки государства может быть создана только путем вертикальной и горизонтальной интеграции современных средств разведки космического, воздушного и наземного базирования. Данная единая информационно-разведывательная система должна функционировать в реальном масштабе времени, быть высоко помехозащищенной, высокоживучей и обеспечивать доведение разведывательной информации до командиров (начальников) всех степеней в части их касающейся (дифференцированный доступ).
В Республике Беларусь отсутствуют космические средства разведки, что резко снижает информационные возможности нашей системы разведки.
Подсистема воздушной разведки в Вооруженных Силах Республике Беларусь базируется на ограниченном количестве пилотируемых средств разведки (самолеты Су-24МР), которые в значительной степени физически и морально устарели. Их разведывательные возможности, помехозащищенность бортовых РЛС и живучесть не удовлетворяют современным требованиям. Кроме того, их применение в военное время ведет к невосполнимым потерям летного состава ВВС. В США планируется к 2015 г. иметь всю разведывательную авиацию только на базе беспилотных летательных аппаратов (БЛА) типа «Глобал Хок», «Предатор», «Шадоу-200», «Шадоу-400», «Шадоу-600», X-45, X-47 и др.
Обладая известными достоинствами по сравнению с пилотируемой разведывательной авиацией БЛА имеют следующие недостатки:
_ ограниченная грузоподъемность малых и средних БЛА, не превышающая 10−200 кг, что не позволяет разместить на них средства разведки большой дальности;
_ для взлета и посадки средних БЛА самолетного типа (вес до 500 кг) требуется ровная площадка размером до 150−300 м, а для тяжелых БЛА — взлетно-посадочная полоса (ВПП). Это ограничивает возможность применения БЛА с территорий со сложных рельефом, а также в районе боевого соприкосновения войск из-за возможности уничтожения ВПП авиацией или артиллерией противника;
_ в плохих метеоусловиях (туман, дождь, снегопад, сильный ветер) БЛА, как и пилотируемая авиация, не могут совершать разведывательные полеты;
_ большинство БЛА ввиду их малой высоты полета и низкой скорости уязвимы от зенитной артиллерии и переносных ЗРК противника.
Поэтому наряду с БЛА для создания подсистемы разведки воздушного базирования в настоящее время в США, Изриле и ряде других стран разрабатываются и ставятся на вооружение разведывательные и разведывательно-боевые привязные аэростаты и свободноплавающие дирижабли.
По сравнению с БЛА, разведывательные и разведывательно-боевые аэростаты и дирижабли обладают следующими достоинствами:
— возможностью ведения разведки наземных (надводных) и воздушных целей на больших дальностях (до 500−1000 км) при соответствующей высоте подъёма аэростата (до 5−6 км) или дирижабля (до 30−50 км);
_ высокой обнаружительной и разрешающей способностью, высокой точностью измерения координат целей за счёт комплексирования радиолокационных и оптико-электронных средств разведки, а для движущихся дирижаблей, к тому же, — за счет возможности использования РЛС с синтезированной апертурой ФАР, обладающей сверхразрешением по угловым координатам и дальности;
_ в десятки раз меньшая стоимость и эксплуатационные расходы по сравнению с самолётами ДРЛОиУ и пилотируемой разведывательной авиацией;
_ возможностью вертикального взлёта и мягкой посадки, вследствие чего не требуется строительство взлетно-посадочных полос и аэродромов;
_ большой грузоподъёмностью (до 500 тонн и более);
_ в 10−15 раз меньшим энергопотреблением по сравнению с самолётами или вертолётами;
_ значительно большей безопасностью эксплуатации по сравнению с самолётами и БЛА (выдерживают порывы ветра до 30−40 м/с, отсутствует обледенение аэростата, возможен полёт в сложных метеоусловиях, при отказе двигателей или прорыве оболочки возможна мягкая посадка);
_ высокой живучестью многоячеистого дирижабля и при подъёме его на высоту более 25 км или при наличии на борту дирижабля подсистемы самозащиты на базе мини-ракет «воздух-воздух» или лазерной пушки.
Однако аэростаты и дирижабли обладают и рядом недостатков:
_ при большой грузоподъемности (2000 кг и более) имеют большие габаритные размеры, что позволяет их обнаруживать средствами разведки противника. Для их хранения и обслуживания требуется построение больших причальных площадок и эллингов для хранения;
_ требуют для наполнения оболочки применения газа гелия, не добываемого на территории Республики Беларусь. Однако, имеется возможность достаточно дорогостоящий гелий (2 долл. США за 1 м3) заменить на невзрывоопасный ингибиторный водород;
_ привязные аэростаты не обладают мобильностью и легко могут быть уничтожены ЗРК, ЗА, авиацией и подразделениями сил специальных операций;
_ достаточно сложной является проблема электроснабжения дирижаблей при их длительном полете.
Помимо разведывательных в Вооруженных Силах Республики Беларусь могут найти также применение аэростаты и дирижабли следующих типов:
_ наблюдательные;
_ связи и ретрансляции;
_ радиоэлектронной борьбы;
_ разведывательно-боевые;
_ транспортные;
_ пожаротушения;
_ медицинские;
_ многоцелевые.
Применение разведывательных аэростатов (дирижаблей) позволит:
_ круглосуточно вести все виды разведок (радио-, радиотехническую, радиолокационную, оптическую, химическую, радиационную и др.) над всей территорией Республики Беларусь и на удалении до 200−300 км от государственной границы без входа в воздушное пространство сопредельных государств;
— своевременно вскрывать и оповещать военно-политическое руководство страны о начале и масштабах воздушной наступательной операции путем обнаружения массированного применения крылатых ракет, БЛА и других низколетящих целей на требуемых дальностях (порядка 200−300 км) от государственной границы;
_ выдавать своевременное целеуказание активным средствам ПВО (ЗРК и истребительная авиация) по наиболее важным и внезапно появляющимся целям, а также целям, не обнаруженным наземными средствами разведки;
_ обеспечить более высокую живучесть подсистемы воздушной разведки по сравнению с самолётами и БЛА за счёт подъема дирижабля на большую высоту (более 25 км) и возможности мягкой посадки аэростата (дирижабля) при его поражении ЗУР или АУР «воздух-воздух»;
_ исключить невосполнимые потери лётного и летно-инженерного состава.
Использование аэростатов (дирижаблей) связи и ретрансляции позволит:
_ значительно увеличить дальности радиосвязи и телевизионного вещания по сравнению с наземными станциями за счет подъема аэростата (дирижабля) на требуемую высоту;
_ организовать дополнительный канал связи и телевизионного вещания при уничтожении противником стационарных наземных радиовещательных и телевизионных станций;
_ увеличить дальность действия разведывательных БЛА, аэростатов (дирижаблей) за счет передачи с них развединформации на наземный пункт управления через БЛА или аэростаты (дирижабли) связи и ретрансляции;
_ организовать передачу команд управления со станции наведения ракет на борт ЗУР при стрельбе ЗРК за радиогоризонт, например, по крылатой ракете.
Применение аэростатов (дирижаблей) наблюдения за полем боя позволит:
_ осуществлять постоянный контроль за обстановкой в зоне боевого соприкосновения с противником при отсутствии четко выраженной полосы обороны или наступления, а также ведении войсками боевых действий в окружении и при отрыве от основных сил;
_ обеспечить оперативное взаимодействие различных родов войск в условиях сложной информационной обстановки и при ведении маневренных боевых действий;
_ повысить устойчивость системы управления за счет дублирования наземной системы связи и управления войсками в условиях интенсивной радиоэлектронной борьбы и огневого поражения;
_ обеспечить своевременное предупреждение своих войск о подготовке противником ударов высокоточным оружием;
_ осуществлять разведку наземных целей для ракетных войск и артиллерии (РВиА) на требуемых дальностях до 200−300 км, что необходимо для выдачи целеуказания ракетным комплексам большой дальности типа «Точка-У», «Град», «Искандер», «Оса» и т. д.
_ решать задачи целеуказания РВиА путем лазерной подсветки поражаемых целей;
_ корректировать ракетный и артиллерийский огонь и оценивать его результаты и эффективность;
_ обнаруживать засады и минно-взрывные заграждения противника;
_ оценивать состояние своих войск и оказывать необходимую оперативную помощь со стороны старшего командира.
Использование аэростатов (дирижаблей) радиоэлектронной борьбы позволит:
_ осуществлять разведку объектов РЭБ противника, в том числе и с помощью пассивных радиотехнических средств разведки, а также расположенных за радиогоризонтом относительно своих наземных средств разведки;
_ более эффективно подавлять РЭС, средства связи и управления противника, в том числе и располагаемые за радиогоризонтом относительно своих наземных средств РЭП, за счет подъема на требуемую высоту передатчиков помех большой мощности. В трех прибалтийских республиках располагается пять РЛС типа АN/TPS-77 с дальностью действия на всю территорию Республики Беларусь, которые подлежат первоочередному подавлению с помощью аэростатов или дирижаблей РЭБ, оснащенных комплексами СВЧ-оружия или лазерного оружия;
_ осуществлять первоочередное подавление радионавигационной спутниковой системы «Навстар», а также самолетов ДРЛОиУ типа Е-3 «Авакс» и Е-8 «Джистарс», что позволит резко снизить эффективность ударов воздушного противника;
_ эффективно подавлять различные бортовые РЭС самолетов и ВТО;
_ размещать на борту дирижабля перспективное оружие функционального поражения объектов РЭБ противника (СВЧ-оружие, лазерное оружие), что многократно усиливает наступательную сторону РЭБ.
Использование разведывательно-боевых аэростатов (дирижаблей) позволит:
_ осуществлять наведение ЗУР и АУР за радиогоризонт, относительно стреляющего ЗРК или самолета-носителя;
_ поражать различные наземные и воздушные цели с помощью ракет «воздух-воздух», «воздух-земля», а в перспективе, лазерного оружия, установленных на аэростатах или дирижаблях большой грузоподъемности. Это особенно важно для армий, у которых отсутствуют силы ответно-встречного и ответного ударов.
Применение транспортных дирижаблей позволит:
_ значительно повысить маневренность боевых действий за счет возможности быстрой переброски по воздуху (со скоростью до 100−200 км/час) войск, вооружения и боеприпасов на большие расстояния или в условиях, когда перемещение по суше затруднено или невозможно (наводнение, лесные пожары, заражение местности, разрушение мостов и т. д.);
_ осуществлять быструю эвакуацию поврежденного ВВТ, в том числе и в условиях сложной местности, повреждения транспортных коммуникаций и применения оружия массового поражения.
Применение медицинских дирижаблей позволит в 2−3 раза сократить потери личного состава в ходе боевых действий за счет возможности оказания экстренной медицинской помощи на борту дирижабля и срочной эвакуации тяжелораненых.
Использование многофункциональных аэростатов (дирижаблей) позволит сократить их типаж, а также обеспечить комплексное решение различных военных задач.
В мирное время и с началом боевых действий аэростаты (дирижабли) также могут использоваться для решения следующих задач:
_ выявление оперативного построения группировок ВВС, ПВО и сухопутных войск противника, их боевых порядков;
- — контроль за мероприятиями по перегруппировке войск (сил) и порядку использования резервов;
- — слежение за воздушной обстановкой на удалениях до 300−500 км от государственной границы Республики Беларусь, вскрытия характера деятельности авиации противника и заблаговременное предупреждение о подготовке и начале воздушного нападения;
- — вскрытие деятельности стратегической и тактической авиации на авиабазах европейского театра военных действий (ТВД), выявление факта её перебазирования на передовые аэродромы, вскрытие фактов усиления авиационных группировок;
- — контроль за полётами самолётов ДРЛОиУ в районе конфликта;
- — обнаружение группового и массового взлета авиации противника, определение её оперативного построения, количественно-качественного состава и направления главного удара;
- — возможность оперативного реагирования на изменение воздушной обстановке с целью последующего эффективного управления силами противовоздушной обороны страны;
- — обнаружение старта оперативно-тактических и тактических баллистических ракет, наблюдение за траекториями их полёта и расчёт предполагаемых объектов удара;
- — выявление состава и направлений удара групп крылатых ракет;
- — выдачу целеуказаний активным средствам противовоздушной обороны (ударной и истребительной авиации, ЗРК).
- — установление обратных маршрутов полёта авиации, аэродромов посадки и потерь воздушного противника;
- — оценка эффективности ответно-встречных и ответных ударов авиации и ракетных войск по войскам и объектам противника.
_ охраны государственной границы Республики Беларусь;
_ контроля за перемещением транспортных средств, как в нутрии городов, так и по территории Республики Беларусь;
_ контроля за состоянием газои нефтепроводов, а также линий электропередач; быстрой доставки ремонтных бригад и необходимого оборудования для их ремонта в случае плохих метеоусловий и в условиях бездорожья;
_ для нужд связи и телевещания;
_ выполнения поисковых работ;
_ в интересах лесного и сельского хозяйства;
_ в интересах Министерства по чрезвычайным ситуациям и т. д.
Состав конкретного аэростата (дирижабля) определяется его назначением, решаемыми задачами и тактико-техническими требованиями, предъявляемыми к нему.
В состав разведывательного аэростата (дирижабля) могут входить следующие основные подсистемы:
- 1) несущая платформа, представляющая собой каркас, выполненный из легких композиционных материалов, и прочная оболочка, заполненная гелием;
- 2) система гиростабилизации и позиционирования;
- 3) информационно-разведывательная подсистема, которая может включать:
_ активную разведывательную РЛС (обычно на базе ФАР), а для дирижабля — на базе ФАР с синтезированной апертурой антенны;
_ станцию пассивной радиотехнической разведки;
_ оптические средства разведки на базе многоцветных ПЗС-матриц;
_ лазерный дальномер-целеуказатель;
4) цифровую аппаратуру связи и передачи данных, включающую:
_ волоконно-оптическую линию связи и передачи данных на наземный пункт управления — для привязных аэростатов;
_ скоростную помехозащищенную цифровую систему связи и передачи данных — для подвижных дирижаблей;
_ телевизионный ретранслятор;
- 5) аппаратуру «свой-чужой»;
- 6) средства электроснабжения в составе:
_ наземные ДЭС или ГАП — для электроснабжения по кабелю привязных аэростатов;
_ бортовые солнечные батареи, малогабаритные дизельные, турбовинтовые или ядерные двигательные установки с электогенераторами — для аэростатов;
- 7) ультразвуковой генератор для отпугивания птиц на малых высотах;
- 8) в состав дирижаблей также входят:
_ кабина для экипажа с органами управления полетом — для пилотируемого дирижабля;
_ автопилот — для непилотируемых дирижаблей;
- 9) подсистема оценки технического состояния (исправности) аэростата (дирижабля);
- 10) подсистема самозащиты, в состав которой могут входить:
_ аппаратура предупреждения о лазерном облучении;
_ аппаратура предупреждения о радиолокационном облучении;
_ малогабаритная станция обнаружения подлета ЗУР и АУР «воздух-воздух»;
_ станция постановки активных помех;
_ комплекс СВЧ-оружия;
_ мини-ракеты «воздух-воздух»;
_ лазерная пушка.
Для обслуживания аэростата (дирижабля) используется комплекс наземного оборудования, который может включать:
_ транспортное устройство — для хранения и транспортирования баллонов со сжатым гелием, а также оболочки;
_ устройство заправки оболочки газом;
_ устройство подъема и опускания аэростата (дирижабля);
_ мобильный пункт управления с устройствами отображения и обработки разведывательной информации;
_ комплект ЗИПа для текущего ремонта и технического обслуживания.
В состав разведывательно-боевого аэростата (дирижабля) дополнительно могут входить:
- 1) система управления полетом ЗУР или АУР «воздух-воздух»;
- 2) боевая подсистема, которая может включать:
_ бортовые ракеты «воздух-воздух» и «воздух-земля» различной дальности действия;
_ лазерную пушку большой мощности (до 2−5 МВт).
Для Вооруженных Сил Республики Беларусь можно рекомендовать для принятия на вооружение следующие разведывательные аэростаты (дирижабли):
- 1) низковысотные (до 1 км) малогабаритные привязные аэростаты типа «Кордон-2» (Россия), RAID (Rapid Aerostat Initial Deployment, США);
- 2) средневысотные (до 5 км) среднегабаритные привязные аэростаты типа «Пума», «Ягуар» (Россия), TARS (Tethered Aerostat Radar System, США);
- 3) высотные (стратосферные — до 30−50 км) дирижабли типа «Беркут» (Россия), НАА (США).
В таблице 1 приведены тактико-технические характеристики низковысотных малогабаритных привязных аэростатов «Кордон-2» (РФ), RAID (США), а также тактико-технические требования к перспективному аэростату указанного класса, рекомендуемому для разработки и принятия на вооружения Вооруженных Сил и других воинских формирований Республики Беларусь.
Таблица 1 — Основные характеристики низковысотных разведывательных аэростатов
Наименование характеристики. | Значение характеристики. | ||
КОРДОН-2. | RAID. | Перспектив-ного. | |
Страна (фирма)-разработчик. | Россия. (Авгуръ). | США (ТСОМ,. «Рейтеон»). | РБ+РФ. |
Длина аэростата, м. | 20−25. | ||
Максимальный диаметр оболочки, м. | 7−8. | ||
Газовый объем аэростата, м3 | 700−1000. | ||
Высота подъема, м. | до 1000. | до 300. | до 1000. |
Взлетный вес, кг. | |||
Грузоподъемность, кг. | |||
Допустимая скорость ветра, м/с. | |||
Время полета без дозаправки газом, суток. | |||
Состав разведаппаратуры. | РЛС РП-200. Тульского НИИ. «Стрела». | круглосуточный тепловизор +лазерный. дальномер | РЛС+круглосуточный тепловизор +лазерный дальномер |
Типы обнаруживаемых целей. | наземные. | наземн., надводн., воздушн. | наземные, воздушные. |
Дальность обнаружения целей, км: самолета, вертолета крылатой ракеты танка, БМП, автомобиля человека. | _. _.
|
|
|
Количество обнаруживаемых целей. | |||
Скорость обнаруживаемых целей, м/с. | 2−300. | 0−300. | 2−500. |
Разрешающая способность: по угловым координатам, град.: РЛС тепловизора по дальности, м: РЛС лазерного дальномера. | _. _. | _. 0,2. _. |
|
Система самозащиты. | отсутствует. | отсутствует. | отсутствует. |
Система связи. | ОВЛС. | ОВЛС. | ОВЛС, радиосвязь. |
Система электроснабжения. | по кабельтросу. | по кабельтросу. | по кабельтросу. |
Потребляемая мощность, кВт. | 3−5. | 5−10. | |
Наземный пункт управления. | на базе автомобиля. | на базе автомобиля «Хаммер» с прицепом. | на базе автомобиля. |
Боевой расчет, чел. | 3−4. | ||
Время развертывания/свертывания, час. | 1,5. | 1,5−2. |
В таблице 2 приведены тактико-технические характеристики средневысотных среднегабаритных привязных аэростатов «Аэрогон», «Пума», TARS, а также требования к перспективному аэростату данного класса, подлежащему разработке для Вооруженных Сил и других воинских формирований Республики Беларусь.
Таблица 2 — Основные характеристики среневысотных разведывательных аэростатов.
Наименование характеристики. | Значение характеристики для аэростата. | |||
«Пума». | «Аэрогон». | TARS. | Перспективного. | |
Страна (фирма)-разработчик. | РФ (Росаэросистемы). | РФ (ДКБА). | США (Lockheed Martin). | РБ+РФ. |
Длина аэростата, м. | 60,7. | 64,3. | ||
Максимальный диаметр оболочки, м. | 35,8. | 20,2. | 25−30. | |
Газовый объем аэростата, м3 | ||||
Высота подъёма, м. | до 5000. | |||
Взлетный вес, кг. | ||||
Грузоподъёмность, кг. | до 2500. | |||
Допустимая скорость ветра, м/с. | ||||
Время полета без дозаправки газом, суток. | ||||
Состав разведаппаратуры. | 2 доплер. РЛС+станц. РТР. | 2 доплер. РЛС+станц. РТР. | РЛС с ФАР AN/TPS-63 или. L-88A. | РЛС с ФАР +станц.РТР. +тепловизор +лазерный дальномер целеуказатель. |
Типы обнаруживаемых целей. | наземные, надводные, воздушные. | |||
Дальность обнаружения целей, км.
|
_. |
_. |
_. |
|
Количество обнаруживаемых целей. | ||||
Скорость обнаруживаемых целей, м/с. | 20−500. | 20−1500. | 30−500. | 2−1500. |
Разрешающая способность:
|
|
|
|
|
Ошибки измерения координат целей:
|
|
|
|
|
Система самозащиты. | отсутствует. | имеется. | ||
Система связи:
| оптико-волоконная линия связи помехозащищенная цифровая система телекодовой связи. | |||
Система электроснабжения. | от наземной ДЭС по кабелю. | |||
Потребляемая мощность. кВт. | 30−40. | 30−40. | 10−15. | 30−40. |
Боевой расчет, чел. | 3−5. | 3−5. | 3−5. | 3−5. |
Стартовый расчет, чел. | ||||
Наземный пункт управления. | стационарный. | стационарный или подвижный. | ||
Время подъема (опускания) аэростата, ч. | 0,7−1. | 0,5−0,6. | 0,7−1. | 0,7−1. |
Основным элементом разведывательного аэростата (дирижабля) является бортовая РЛС с синтезированной апертурой антенны.
Тактико-технические характеристики некоторых аэростатных РЛС приведены в таблице 3.
Таблица 3 — Тактико-технические характеристики аэростатных РЛС.
Наименование характеристики. | Значение характеристики для РЛС. | |||
AN/TPS-63 (США). | L-88А. (США). | «Морской змей» (РФ). | Перспективной (РБ+РФ). | |
Тип РЛС. | 2-х кординатн. доплеровская. РЛС. | малогабаритн. твердотельная доплеровская РЛС. | многофункцион. 2-х диапазонная. 3-х координатная доплеровск. РЛС. | многофункцион. 3-х координатная доплеровск РЛС. |
Рабочая частота, ГГц,. (длина волны, см). |
|
|
| подлежит. определению. |
Тип радиолокационного сигнала. | квазинепрерывный ЛЧМ с длит. импульса 13; 26; 39 мкс. | квазинепрерывный ЛЧМ. | ЛЧМ, ФЧМ. | подлежит. определению. |
Тип антенны. | вырезка из цилиндра с облучателем типа ФАР. | вырезка из параболоида. | две плоские щелевые ФАР. | циллиндрическая или полукупольная ФАР. |
Размеры антенны, м. | 5,5Ч6,7. | 7,62Ч3,96. |
| подлежит определению. |
Ширина диаграммы направленности антенны:
|
|
|
| подлежит определению. |
Скорость вращения антенны по азимуту, об/мин. | 6; 12; 15. | _. | ||
Способ обзора пространства.
| механический. _. | механический электронный. | механический электронный. | электронный электронный. |
Сектор обзора пространства:
— по высоте, км. |
|
|
| ± 30−40. 0−30. |
Мощность передатчика, кВт:
|
|
|
| подлежит определению. |
Мощность, потребляемая РЛС, кВт. | 10,8. | 16,6. | подлежит определению. | |
Темп выдачи РЛИ, с. | 4−10. | 3−10. | ||
Типы обнаруживаемых целей. | наземные, надводные, воздушные. | |||
Количество обнаруживаемых целей. | ||||
Дальность обнаружения целей. | см. таблицу 2. | |||
Помехозащищенность РЛС:
| нет данных. | нет данных. | нет данных. | более 5000. |
Наработка РЛС на отказ, ч. | ||||
Вес РЛС, кг. | до 750. | |||
Диапазон рабочих температур | — 20…65. | — 20…50. | — 50…50. | — 50…50. |
В представленном ГНПО «Агат» варианте разведывательного аэростата помимо двухдиапазонной разведывательной РЛС имеется также станция радиотехнической разведки (РТР), ТТХ которой представлены в таблице 4. В данной таблице также представлены тактико-технические требования к перспективной аэростатной станции РТР, рекомендуемой к разработке.
Таблица 4 — Тактико-технические характеристики представленной ГНПО «Агат» и перспективной станций радиотехнической разведки аэростатного базирования.
Наименование характеристики. | Значение характеристики для. | |
Представленной станции РТР. | Перспективной станции РТР. | |
Назначение. | обнаружение и распознавание наземных и воздушных РЭС (целей). | |
Диапазон разведываемых частот, ГГц. | 1−18. | 0,5−40. |
Период повторения разведываемых импульсных сигналов, мкс. | 1−10 000. | 1−10 000. |
Длительность импульса разведываемых сигналов, мкс. | 0,05−655. | 0,05−1000. |
Чувствительность разведприемника, Дб/Вт. | — 110±5. | |
Зона обзора по азимуту, град. | ||
Зона обзора по углу места, град. | ±30. | ±30. |
Точность измерения направления на источник, град. | 0,5−1. | |
Точность измерения частоты РЭС, МГц. | ||
Динамический диапазон разведприемника, Дб. | ||
Количество разведываемых типов РЭС. | ||
Вес станций РТР, кг. | 260−280. | |
Потребляемая мощность, Вт. |
Недостатком низкои средневысотных привязных аэростатов является невозможность использования на них РЛС с прямым синтезированием апертуры антенны, позволяющей получить сверхразрешение целей (в том числе и неподвижных) по угловым координатам и дальности, а также их недостаточно высокая живучесть. Поэтому в Российской Федерации и за рубежом разрабатываются свободноплавающие разведывательные и разведывательно-боевые дирижабли, в том числе высотные и стратосферные типа «Беркут» (Россия) и НАА (High Altitude Airship, США).
Тактико-технические характеристики этих высотных аэростатов приведены в таблице 5.
Таблица 5 — Основные характеристики высотных дирижаблей.
Наименование характеристики. | Значение характеристики. | |
«Беркут-HL» (Россия). | HAA (США). | |
Фирма-разработчик. | «Росаэросистемы». | Spase Data Comp. |
Длина дирижабля, м. | 152,4. | |
Максимальный диаметр оболочки, м. | 48,7. | |
Газовый объем дирижабля, м3 | ||
Высота подъёма, км. | 20−23. | 20−24. |
Взлетный вес, кг. | ||
Полезная нагрузка, кг. | ||
Допустимая скорость ветра, м/с. |
| |
Время полета без дозаправки газом, суток. | 150−300. | |
Двигательная установка. | 7 авиац. двигателей мощн. 50 кВт каждый. | 4 электродвигателя. |
Назначение дирижабля. | Телекоммуникационная платформа. | разведка, наблюдение, связь. |
Обслуживаемая площадь, тыс. км2 | 200−500. | 200−300. |
Типы обнаруживаемых целей. | _. | С, В, БЦ, КР, БЛА. |
Дальность обнаружения цели, км. | _. | 600−1200. |
Скорость обнаруживаемых целей, м/с. | _. | |
Система самозащиты. | отсутствует. | отсутствует. |
Система электроснабжения. | солнечная батарея + топливные элементы. | от солн. батареи+ топливные элементы. |
Потребляемая мощность, кВт. |
Помимо разведывательных аэростатов и дирижаблей, в США разрабатываются и принимаются на вооружение также разведывательно-боевые аэростаты и дирижабли типа JLENS (Joint Land Attack Cruise Missile Defence Elevated Netted Sensor System, США).
В таблице 6 приведены основные характеристики разведывательно-боевых аэростата JLENS и перспективного аэростата, рекомендуемого для Разработки и принятия на вооружение ВВС и войск ПВО Республики Беларусь.
Таблице 6 _ Основные характеристики разведывательно-боевых аэростата JLENS.
Наименование характеристики. | Значение характеристики. | |
JLENS (США). | Перспективного. | |
Фирма-разработчик. | ТСОМ. | |
Длина дирижабля, м. | до 75. | |
Максимальный диаметр оболочки, м. | до 30. | |
Газовый объем дирижабля, м3 | до 18 000. | |
Высота подъёма, км. | 4,5. | до 5. |
Полезная нагрузка, кг. | ||
Время полета без дозаправки газом, суток. | ||
Двигательная установка. | нет (привязной). | нет (привязной). |
Назначение. | дальнее загоризонт. обнаружение назем., надвод. и воздуш. целей; наведение ЗУР и АУР «воздух-воздух». | дальнее загоризонт. обнаружение назем., надвод. и воздуш. целей; наведение ЗУР и АУР «воздух-воздух». |
Состав разведаппаратуры. | РЛС PTIR. | РЛС с ФАР, станция РТР, круглосуточный тепловизор, лазерн. дальномер-целеуказатель. |
Типы обнаруживаемых целей. | С, В, БЦ, КР, БЛА, наземные (надводные). | С, В, БЦ, КР, БЛА, наземные (надводные). |
Дальность обнаружения целей, км. | 300−400. | |
Количество обнаруживаемых целей. | 200−250. | |
Скорость обнаруживаемых целей, км/ч. | ||
Разрешающая способность:
|
|
|
Состав бортового вооружения. | отсутствует. | СВЧ-оружие, лазерная пушка. |
Система самозащиты. | отсутствует. | необходима. |
Система электроснабжения. | по кабель-троссу. | по кабель-троссу. |
Потребляемая мощность, кВт. |