Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Выявление и измерение сезонных колебаний

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, в целях оптимального распределения ресурсов, планирования и управления транспортным процессом необходимо анализировать распределение потребностей в транспортных услугах по месяцам и в течение года. Для характеристики неравномерности объемов перевозок по месяцам года используют индексы сезонности, совокупность которых за год образует сезонную волну. Эти данные используются для… Читать ещё >

Выявление и измерение сезонных колебаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При анализе многих рядов динамики можно заметить определённую повторяемость (цикличность, закономерность в колебаниях), изменениях их уровней. Например, в большинстве отраслей экономики это проявляется в виде внутри трудовых чередований, подъёмов и спадов выпуска продукции, неодинаковым потреблением сырья и энергии, колебания уровней себестоимости, прибыли и других показателей. Ярко выраженный сезонный характер имеет сельское хозяйство, рыболовство, лесозаготовка, охота, туризм и так далее. Значительной колеблемости во внутренней динамике подвержены денежные обращения и товарооборот. Наибольшие денежные доходы образуются у населения в III и IV кварталах, особенно у селян. Максимальный объём товарооборота (различного) приходится на конец каждого года. Продажа молочных продуктов увеличивается обычно во II и III кварталах, а фруктов и овощей — во втором полугодии. Потребление пищи связано со временем суток, днями недели, временами года. Также закономерности в изменении уровней ряда динамики принято называть сезонными колебаниями.

Под сезонными колебаниями понимается более или менее устойчивые внутригодовые колебания уровней динамического рода, обусловленные спецификами развития данного явления.

Цель изучения сезонных колебаний состоит как в разработке мер его ликвидации или смягчению сезонных колебаний (нередко этим и ограничивается статистическое исследование), так и для оптимального исследования условий, благоприятствующих развитию массовых явлений и процессов.

При статистическом исследовании в рядах динамики сезонных колебаний решаются следующие две взаимосвязанные задачи:

  • 1) выявление специфики развития изучаемого явления во внутренне годовой динамике;
  • 2) измерение сезонных колебаний изучаемого явления с построением модели сезонной волны. Для выявления сезонных колебаний обычно берутся данные за несколько последних лет, распределённые по определённым внутригодовым периодам. Для измерения сезонных колебаний исчисляются специальные статистические показатели, которые называются индексами сезонности (Is) и совокупность которых отражает сезонную волну. Для вычисления индексов сезонности применяются различные методы. В общем виде индексы сезонности определяются отношением исходных (фактических) уровней первоначального ряда (y) к расчётным (теоретическим) уровням, выступающим в качестве базы сравнения.

Таким образом, в целях оптимального распределения ресурсов, планирования и управления транспортным процессом необходимо анализировать распределение потребностей в транспортных услугах по месяцам и в течение года. Для характеристики неравномерности объемов перевозок по месяцам года используют индексы сезонности, совокупность которых за год образует сезонную волну. Эти данные используются для создания и перераспределения производственных резервов.

Задача 2 «Выявление и измерение сезонных колебаний».

В целях оптимального распределения ресурсов, планирования и управления транспортным процессом необходимо анализировать распределение потребностей в транспортных услугах по месяцам и в течение года. Для характеристики неравномерности объемов перевозок по месяцам года используют индексы сезонности, совокупность которых за год образует сезонную волну. Эти данные используются для создания и перераспределения производственных резервов.

По данным за три года определить основную тенденцию неравномерности. Изобразить графически сезонную волну. По результатам расчетов сформулировать выводы и дать рекомендации.

Таблица 5 Среднемесячные объемы перевозок грузов.

Месяц.

Годы.

Январь.

Февраль.

Март.

Апрель.

Май.

Июнь.

Июль.

Август.

Сентябрь.

Октябрь.

Ноябрь.

Декабрь.

Определим среднесуточный объем перевозок по формуле.

Qсут ij = Qмес ijк ij,, (5).

Qсут =44 242/31 =1491,68 (январь, 2007 г.).

где Qмес ij — среднемесячный объем перевозок i-месяца j-года;

Дк ij — дни календарные i-го месяца j-го года.

Определить среднесуточный объем перевозок для каждого месяца по данным за три года.

i> = (Qi1 + Qi2 + Qi3)/3, (6).

i> = (1491,68+1425,26+1385,03)/3 = 3378,61.

где Qi1, Qi2, Qi3 — объемы перевозок i-го месяца за 1, 2, 3 год соответственно.

Результаты расчетов представим в табл. 6.

Таблица 6. Среднесуточные объемы перевозок грузов АТП по годам, т.

Месяц.

Количество дней в месяце.

Годы.

Январь.

1491,68.

1425,26.

1385,03.

1433,98.

Февраль.

1600,36.

1540,32.

1629,68.

1590,11.

Март.

1390,68.

1412,55.

1510,94.

1438,05.

Апрель.

1527,57.

1497,50.

1603,83.

1542,96.

Май.

1602,65.

1510,06.

1542,45.

1551,72.

Июнь.

1737,30.

1603,67.

1647,47.

1662,81.

Июль.

1765,26.

1613,45.

1736,42.

1705,04.

Август.

1918,55.

1749,77.

1868,29.

1845,53.

Сентябрь.

2006,57.

2060,97.

1986,67.

2018,06.

Октябрь.

1832,74.

1814,29.

1746,06.

1797,69.

Ноябрь.

1521,23.

1670,33.

1540,00.

1577,18.

Декабрь.

1433,48.

1671,48.

1586,45.

1563,80.

На основании данных таблицы построим график зависимости среднесуточного объема перевозок от месяца выполнения каждого года.

Зависимость среднесуточного объема перевозок от месяца выполнения для 2007, 2008 и 2009 годов.

Рис. 5 Зависимость среднесуточного объема перевозок от месяца выполнения для 2007, 2008 и 2009 годов

Вывод: по данным таблице построены линейные диаграммы, показывающие наличие сезонных колебаний, т. к несмотря на изменение объема перевозок от года к году максимальный и минимальный объемы за все 3 года практически приходятся на одно и тоже время. На диаграмме видно, что наибольший объем перевозок приходится на сентябрь, а наименьший на март и январь.

Данное распределение потребностей в транспортных услугах характеризует сезонность осуществления перевозок — наибольший объем всегда приходиться на сентябрь, что связано с окончанием летнего сезона, сбором урожая в сельскохозяйственной промышленности. Упадок января и марта можно связать с плохими погодными условиями для осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом.

Для построения сезонной волны рассчитаем индексы сезонности по формуле.

Is = (i>/Y0)*100%, (7).

где Y0 — общая среднесуточная величина за исследуемый период, определяется как средневзвешенная арифметическая из среднесуточных объемов по месяцам за три года.

Y0 = (i>*Дкi)/Дк, (8)

Y0 = (Y1 *31 + Y2 *28 + Y3 *31 + Y4 * 30 + Y5 *31 + Y6 *30 + Y7 * 31 + Y8 * 31 + Y9 *30 + Y10 * 31 + Y11 * 30 + Y12 *31) / Дк, (9).

где Дк — дни календарные за год Дк = 365.

Y0 = (104 737 + 103 149.3 + 102 513+ 106 790.3 + 112 472.7 + 122 682 + 133 023.7 + 141 892.7 + 131 100.7 + 111 147+ 112 647.3 + 116 703.7) / 365.

Yo= 3832.38.

Is = (1433,98/3832,38)*100% =.

Полученные данные сведем в таблицу 7.

Таблица 7 Значения индексов сезонности.

Месяц.

Индекс сезонности,%.

Январь.

Февраль.

Март.

Апрель.

Май.

Июнь.

Июль.

Август.

Сентябрь.

Октябрь.

Ноябрь.

Декабрь.

График сезонной волны.

Рис. 6 График сезонной волны

Вывод: построив график сезонной волны и проведя данные расчеты, можно проанализировать сезонную неравномерность:

  • А) наиболее ярко она выражена в период с марта по сентябрь, максимальное значение приходится на сентябрь 122% ,
  • Б) спад для всех трех лет наблюдается в период с февраля по март и с сентября по декабрь, минимальное значение составляет 87%.

На основе полученных данных можно дать следующие рекомендации предприятию:

На сезонные работы производить набор наемных рабочих;

В соответствии с загруженностью предприятия работой распределять отпуска рабочих;

При необходимости увеличивать количество смен;

В моменты наиболее сильного отклонения сезонной волны заняться техосмотром подвижного состава;

В моменты наибольшего отклонения сезонной волны можно производить сдачу ПС в аренду;

В периоды, когда у предприятия минимальный объем перевозок, возможно получение дополнительных доходов (сдавать площади в аренду — стоянки, ремонт, мойка, СТО), то есть заниматься дополнительными видами работы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой