Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-экономические предпосылки земельной реформы в России, начатой в 1990 г

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Но в тоже время в стране нарастал системный кризис, вызванный обвалом экспортных цен на нефть и другие энергоносители. Курс на перестройку, провозглашенный М. С. Горбачевым на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС, не мог решить главную задачу — вывести СССР из нарастающего кризиса. Перестройка, начатая М. С. Горбачевым, на первом этапе пошла по пути политических реформ. Однако в условиях… Читать ещё >

Социально-экономические предпосылки земельной реформы в России, начатой в 1990 г (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономические предпосылки земельной реформы в России, начатой в 1990 г.

землеустройство сельский хозяйство кризис Как представляется, главная задача любого государства — обеспечение достойного человеческого существования своих граждан, недостижима без тщательного исследования исторического опыта развития основных государственно-правовых, организационных и экономических институтов, одним из которых как раз и являются права на землю различных субъектов.

И поэтому, изучение основных организационных, экономических и правовых институтов России во взаимосвязи на определенных этапах развития нашего государства имеет особое значение для современного периода.

Целью данной работы является рассмотрение социально-экономические предпосылки земельной реформы в России, начатой в 1990 г.

Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. действовали до 1991 г., когда 25.04.1991 г. был принят новый Земельный кодекс 1991 г.

В РСФСР землеустройство в это время проводилось на основе постановления Совета Министров РСФСР «О мерах по улучшению землеустройства, введению и освоению правильных севооборотов в колхозах и совхозах».

Министерство сельского хозяйства СССР 27 мая 1968 г. утвердило Основные положения землеустройства, которыми были определены задачи, содержание и общий порядок проведения землеустройства в стране.

Общее руководство работами по землеустройству в этот период возлагалось на Министерство сельского хозяйства СССР, непосредственное руководство — на Главное управление землепользования и землеустройства этого министерства через управления (главные управления) землепользования и землеустройства министерств сельского хозяйства союзных республик, а научно-методическое руководство — на Государственный научно-исследовательский институт земельных ресурсов, организованный в 1968 г.

В союзных и автономных республиках, краях и областях организация землеустройства осуществлялась управлениями (отделениями) землепользования и землеустройства, а проводилась проектными институтами по землеустройству (гипроземами). Гипроземы, их филиалы и экспедиции выполняли все виды землеустроительных работ: образование, реорганизацию и упорядочение землепользований, выявление новых земель для освоения и трансформации угодий, внутрихозяйственное землеустройство колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также необходимые для этих целей изыскательские, обследовательские, съемочные и другие работы. К началу 1967 г. из 51 834 сельскохозяйственных предприятий в стране было землеустроено 38 373. Землеустроеность колхозов и совхозов составила 74%. В проведении землеустройства нуждались более 10 тыс. хозяйств, занимающих площадь, превышающую 200 млн. га.

В 70-е годы задачи землеустройства еще более усложняются. С 1972 г. землеустроительные органы начали разработку Генеральной схемы использования земельных ресурсов СССР на перспективу. Генеральные схемы стали разрабатываться и по союзным республикам. Проектные институты по землеустройству на основе указаний, утвержденных в 1972 и 1977 гг., начали составлять схемы землеустройства областей, краев, АССР и административных районов. Эти схемы послужили предплановой основой для определения перспектив развития народного хозяйства в увязке с организацией рационального использования земель и предпроектной основой для землеустройства. Общий объем землеустроительных работ в стране значительно возрастает, как и значимость землеустройства.

Всего с 1966 по 1980 г. на развитие агропромышленного комплекса страны было направлено почти 400 млрд руб. Если принять во внимание тот факт, что рубль в то время по обменному курсу был больше доллара США, станет ясно, какие гигантские суммы выделялись на реализацию земельной реформы, развитие земельных отношений, совершенствование землепользования. Однако эти средства вкладывались крайне неэффективно. Фондовооруженность в сельском хозяйстве составила в 1990 г. только 79% от фондовооруженности в промышленности. К тому же рост фондовооруженности в сельском хозяйстве в значительной степени связан с ростом цен на сельскохозяйственную технику.

Вторая сторона интенсификации сельского хозяйства — рост производительности труда на базе механизации, что позволяет освободить часть занятых. Общим показателем механизации является энерговооруженность труда, т. е. количество потребляемой энергии на занятого работника. За период с 1965 по 1990 г. она выросло в 4,7 раза. Однако производительность труда росла далеко не столь высокими темпами. Она увеличилась за это время на 123% и отстает в пять раз ниже, чем в США.

Задача комплексной механизации, поставленная в 1965 г., в определенной степени стала выполняться. К 1985 г. в основном были механизированы уборка льна, сахарной свеклы, доение коров. И все же ручной труд в сельском хозяйстве преобладает.

В то время, однако, было принято говорить не столько о сельском хозяйстве, сколько об агропромышленном комплексе. Агропромышленный комплекс (АПК) — это сельское хозяйство и связанные с ним отрасли промышленности. В состав АПК входит производство средств производства и оборотных средств для сельского хозяйства (удобрений, сельскохозяйственных машин и др.) и переработка сельскохозяйственной продукции.

Основная тенденция развития АПК того времени — агропромышленная интеграция т. е. сближение, слияние соответствующих отраслей сельского хозяйства и промышленности. Интеграция означает, что прежние «горизонтальные» связи между разными отраслями сельского хозяйства (производство мяса, зерна, картофеля, льна) заменяются «вертикальными»: производство льна, мяса, картофеля и т. д. совмещаются с их хранением, переработкой, продажей готовой продукции.

Иные связи требуют специализации, создания достаточно крупных специализированных предприятий. В колхозах и совхозах сложилась ситуация, что в каждом из них присутствовали практически все отрасли, так как до них доводились государственные план продажи продукции по большинству производимых в сельском хозяйстве видов продукции. Эта ситуация усугубилась в ходе объединения колхозов и совхозов. Специализация, несомненно, обеспечивает технический прогресс в сельском хозяйстве, так как позволяет комплексно механизировать сельскохозяйственное производство, более эффективно использовать приобретенный для этого комплекс машин.

Создание специализированных сельскохозяйственных предприятий индустриального типа началось в 1966 — 1970 гг. с отставшей по уровню механизации отрасли — птицеводства, посредством организации государственных птицефабрик. Производственные процессы на них были максимально механизированы, производительность труда и рентабельность оказалась на порядок выше, чем в обычных колхозах и совхозах.

С целью дальнейшего совершенствования структуры сельскохозяйственного производства, организации новых территориальных образований были приняты следующие постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР:

«О дальнейшем развитии специализации и концентрации сельскохозяйственного производства на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции»;

«Об улучшении управления сельским хозяйством и другими отраслями агропромышленного комплекса»;

«О мерах по совершенствованию экономического механизма и укреплению экономики колхозов и совхозов».

Казалось, был найден оптимальный путь развития сельского хозяйства. А поскольку невозможно было расформировать существовавшие колхозы и совхозы, чтобы на их месте организовывать специализированные крупные аграрные предприятия, были разработаны дополнительно следующие направления специализации.

Одно из них — межколхозная кооперация, когда несколько колхозов (и совхозов) на паевых началах объединяют какую-то отрасль производства и совместно строят крупное предприятие. Так предполагалось создать предприятия по откорму скота, по переработке сельскохозяйственной продукции и т. п. Но экономический эффект такой формы объединения получался значительно меньший, чем при организации государственных предприятий. В основном межколхозные предприятия создавались в сфере строительства.

Другая форма — интеграция аграрных и промышленных предприятий. Была поставлена задача интегрировать предприятия по производству и переработке свеклы на сахар, производству и переработке картофеля, льна, фруктов и т. д. Но к началу 90-х гг. существенных успехов в этом направлении достигнуто не было.

На 1 января 1984 г., в СССР функционировало 3109 районных агропромышленных объединений (РАПО), включающих 95 975 предприятий и организаций, в том числе сельскохозяйственных 50 435, промышленных 7849, обслуживающих сельское хозяйство 19 587 и строительных 7361. Число межхозяйственных предприятий, организаций и объединений увеличилось до 9,9 тыс. (в том числе межхозяйственных предприятий до 2 тыс.), их основные производственные фонды сельскохозяйственного назначения — до 5895 млн руб.

Недостаточное развитие обозначенных форм интеграции было связано с недостаточным организационным, экономическим и правовым обеспечением данной работы. Поэтому первостепенное значение стало уделяться переходу к фермерским хозяйствам, реализации земельной реформы.

Итак, сельское хозяйство страны развивалось по пути интенсификации, но продвинулось в этом направлении меньше намеченного, о чем свидетельствуют практические результаты развития. Средний объем сельскохозяйственной продукции за период с 1961 — 1965 гг. по 1986 — 1990 гг. вырос на 72,5%, причем темпы его роста постепенно понижались. Если в 1966 — 1970 гг. сельскохозяйственное производство выросло на 21%, то в последующие пятилетки соответственно на 13,2%, 8,8%, 5,8% и в 1986 — 1990 гг. на 9,7%. Производство зерна за весь указанный период увеличилось только на 51% при повышении средней урожайности с 10 до 17 ц. с га. Ускоренными темпами росло производство овощей, фруктов и продуктов животноводства. За период с 1962 — 1965 гг. по 1986 — 1990 гг. производство овощей выросло на 70%, мяса на 107%, яиц на 189%. Этот рост происходил при значительном сокращении частного сектора. если в 50-х годах личные приусадебные хозяйства давали 70 — 75% продуктов животноводства, в 1965 г. — 40 — 50% (40% мяса и молока, 67% яиц), то в 1990 г. — 20 — 27% (26% мяса, 20% молока, 27% яиц). Таким образом, в общественном секторе производство этих продуктов росло, перекрывая сокращение в частном секторе.

За период с 1965 по 1989 г., в стране на 43−44% увеличилось потребление мяса и молока на душу населения, в 2 раза — яиц, на 30% - потребления овощей и фруктов, но на 15 — 30% снизилось потребление картофеля и хлеба. Приведенные цифры свидетельствуют, что материальный уровень жизни населения в стране в 60 — 80 гг. повышался.

Но в тоже время в стране нарастал системный кризис, вызванный обвалом экспортных цен на нефть и другие энергоносители. Курс на перестройку, провозглашенный М. С. Горбачевым на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС, не мог решить главную задачу — вывести СССР из нарастающего кризиса. Перестройка, начатая М. С. Горбачевым, на первом этапе пошла по пути политических реформ. Однако в условиях тотального дефицита, вызванного обвалом экспортных цен на энергоносители (в середине 80-х годов менее 10 дол. за баррель), руководство страны было вынуждено пойти на перестройку и экономической политики, в том числе и в сфере земельных отношений и землепользования.

Из-за отсутствия четкого плана последовательного проведения государственно-правовых и экономических реформ направленных на преодоления системного (социально-экономического) кризиса не принимались кардинальные, жизненно необходимые решения и конкретные эффективные действия. Реформы, проводимые М. С. Горбачевым, проводившиеся под лозунгами перестройки и ускорения, носили половинчатый характер, проводились непоследовательно и бессистемно и поэтому были не способны вывести страну из системного кризиса. Попытки сочетать плановую и рыночную экономику разрушали сложившиеся связи и договорные отношения предприятий. Общество нуждалось в иных, более решительных мерах, в более решительном и обоснованном проведении реформ.

Несмотря на попытки, предпринятые командой М. С. Горбачева, в 1990 г. в СССР начался новый этап масштабного политического и социально-экономического кризиса, который стал одной из причин развала Советского Союза. Острая нехватка финансов, недостаток оборотных средств у предприятий, устаревшее оборудование, на замену которого не было денег, значительное снижение дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям, — все эти и другие факторы привели к тому, что национальный доход СССР сократился более чем на 10%, усилилась инфляция, вырос товарный дефицит, появилось такое понятие как безработица.

Стране требовалась земельная реформа, которая смогла бы осуществить переход к многообразию форм собственности на землю, землевладения и землепользования; обеспечить социально справедливое и экономически обоснованное перераспределение земель; создание равных экономических условий для всех форм хозяйствования; создание экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирование рационального использования и охраны земель; прекращение процесса деградации земли и других связанных с нею природных ресурсов, обеспечение их восстановления.

Такая реформа была начата в России в 1990 году.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой