Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мировая история. 
Проблемы философии истории К. Ясперса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие человека в доисторическую эпоху — это становление человеческой природы, формирование человека как вида путем наследования определенных качеств — в т. ч. закреплялись фундаментальные черты человека, которым не угрожает исчезновение (в то время как исторические качества приобретаются в ходе передачи опыта и могут быть утрачены). Достояния этой эпохи очевидны — природа создала и отшлифовала… Читать ещё >

Мировая история. Проблемы философии истории К. Ясперса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ясперс излагает свои взгляды на общие закономерности, которые характеризовали развитие человечества на протяжении тех 5 тысяч лет, которые охватываются понятием история (то есть относительно которых мы имеем письменные свидетельства).

Этот временной промежуток, по мнению философа — лишь короткий миг между неизвестными истоками и так же неизвестным прошлым. Тем не менее, его можно структуризировать, выделить в нем определенные этапы, а также тенденции развития, на основе которых можно будет выработать гипотезы относительно будущего человеческой цивилизации.

Ясперс выделяет четыре важнейших этапа, на каждом из которых человек начинал движение вперед от новой основы.

Прежде всего, это доистория, или — период, когда человек становится человеком; следующей ступенькой является эпоха великих культур древности, эпоха, когда собственно и начинается история; важнейшее значение имеет третий этап — так называемое осевое время, роль которого в формировании человека современного типа, «одухотворенного человека»; в конце концов, последний этап, который длится и до сих пор — это научно-техническая эпоха, особенность которой еще и в том, что именно отсюда начинается собственно мировая история, история человечества в целом, а не отдельных государств.

Итак, рассмотрим 4 основных этапа истории последовательно. 1. Доистория

Концепция Ясперса: человечество имеет цель, которая нам неизвестна и к осмыслению которой мы стремимся. Однако, доказать научно это положение невозможно, равно как невозможно доказать обратное. Предположения этого единства Ясперс называет постулатом веры. Таким образом, он четко заявляет о своей благосклонности к религиозной традиции в объяснении исторического процесса. История, по Ясперсу, имеет свое начало и свой конец.

Географические свидетельства дают знания о появлении и развитии древнейших культур. Человек постепенно заселяет весь земной шар, значения при этом имеет естественная среда, ландшафт и прочие естественные и социальные факторы. Изменяются разные виды гоминидов, пока, в конце концов, не появляется кроманьонец. С того времени можно вести речь о развитии собственно человека. Отсюда начинается доистория.

Подходов к познанию доистории существует три:

1) древнейший, традиционный — через мифы и образы; 2) современный — через познание того, что было присущее доисторическому человеку (археология); 3) определения того, что осталось у нас от доистории — попытки познать сущность человека.

Развитие человека в доисторическую эпоху — это становление человеческой природы, формирование человека как вида путем наследования определенных качеств — в т. ч. закреплялись фундаментальные черты человека, которым не угрожает исчезновение (в то время как исторические качества приобретаются в ходе передачи опыта и могут быть утрачены). Достояния этой эпохи очевидны — природа создала и отшлифовала настолько стабильный организм, что он не требует дальнейших усовершенствований и сегодня, ведь на протяжении исторического периода человек биологически не изменился.

Итак, на протяжении доистории происходит первое становление человека:

  • 1. Биологическое — формируется ее специфическая физиология.
  • 2. Историческое — осуществляется передача из поколение в поколение опыта, определенных моральных установок, умений и т. п.

Определяющими достижениями в процессе такого формирования человека стали прежде всего:

использование огня и орудий появление языка осуществления насилия над собою, которое формирует человека. Проявления такого насилия — в установлении определенных правил, ограничений, в отрыве от естественных корней. По выражению Ясперса, «природа человека — в его неестественности» .

образование групп и сообществ.

появление мифов, образного отображения мира. Мифология явила собою форму общественного сознания, определенный способ объяснения мира и места в нем человека.

Все эти изменения подготовили почву для вступления человечества на качественно новый этап развития.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой