Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемы управления системой здравоохранения РФ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для этого необходимо рассчитать потребности здравоохранения в различных видах ресурсов и выполнить прогнозную оценку роста доходов и прибыли объектов здравоохранения и отрасли в целом в зависимости от действия различных факторов, в том числе от повышения качества медицинских услуг и расширения уровня диверсификации медицинской деятельности. На основе анализа темпов роста доходов и прибыли… Читать ещё >

Проблемы управления системой здравоохранения РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время основными задачами, стоящими перед отраслью, является снижение возросших за последнее время показателей смертности, заболеваемости и инвалидности населения. В период 1990 — 1994гг. смертность населения увеличилась на 40%, а в трудоспособном возрасте на 59%. С 1995 г. намечалась тенденция к улучшению этих показателей, но позитивные изменения были минимальные и с 2000 г. ситуация вновь заметно обострилась. Основными причинами смерти являются болезни системы кровообращения, несчастные случаи, отравления и травмы, новообразования. Растут показатели смертности от инфекционных и паразитарных болезней (в том числе и от туберкулеза), болезней органов дыхания (в том числе от гриппа, ОРЗ и пневмонии). Ежегодно в стране регистрируется 155 — 185 млн. случаев заболеваний населения острыми и хроническими болезнями, из которых около 100 млн. с впервые установленным диагнозом. За последние 5 лет уровень первичной заболеваемости вырос на 9%. Крайне неблагоприятная ситуация складывается также с болезнями системы кровообращения. В течение последних 5 лет ежегодно заболевают раком более 400 тыс. человек. В настоящее время на учете в онкологической службе находится около 2 млн. больных. Озабоченность вызывает нарастание заболеваемости сахарным диабетом. Сахарный диабет является причиной ранней инвалидизации и смертности вследствие осложнений. В настоящее время проблема алкоголизма и наркомании представляет собой серьезную угрозу населению России. Только за последние десять лет число находящихся под наблюдением больных наркоманией увеличилось в 6,8 раза. Не менее остро стоит проблема алкоголизма и пьянства, индикатором распространенности которой является увеличение алкогольных психозов. Данный показатель по сравнению 1991 г. увеличился в 3 раза.

Значительно ухудшилась эпидемическая обстановка по ВИЧ-инфекции. Вирус иммунодефицита человека, попав в среду потребителей наркотиков, продолжает стремительно распространяться, возрастает число детей, рожденных матерями наркоманками. На протяжении всего десятилетия продолжало ухудшаться здоровье женщин и детей, обусловленное сложившейся обстановкой в стране. Эти проблемы имеют особую значимость в связи с демографической ситуацией в Российской Федерации. Так современные параметры рождаемости в России меньше требуемого для положительного прироста населения почти в два раза, детское население страны сократилось на 12,3%, ухудшается здоровье беременных женщин. За последние 3 года увеличилось число женщин страдающих анемией до 40%, болезнями почек до 16,8%, системы кровообращения до 9%, поздним токсикозом до 19,4%. Резко сократилось число нормальных родов.

На фоне всех этих негативных моментов необходимо заметить, что в то же время задания Концепции развития здравоохранения и медицинской науки по реформированию амбулаторно-поликлинической помощи выполнены не полностью. В системе здравоохранения создано всего 2000 врачебных практик, образовано 4591 дневных стационаров на 48 тыс. коек, в которых пролечено в 2000 г. более 2 млн. человек. Недостаточно внимания уделялось повышению уровня медицинской помощи сельскому населению. Крайне медленно осуществляется реформирование организации медицинской помощи. Реструктуризация стационарной помощи неоправданно затянулась. Несмотря на внедрение новых медицинских технологий, средняя длительность пребывания больного на койке составляет 16 дней. В Таймырском, Эвенкийском автономных округах, в Костромской области средние сроки нахождения больных в стационаре превышают 20 дней. Одной из основных проблем сегодняшнего российского здравоохранения является региональная асимметрия финансирования, когда средства, поступающие на здравоохранение, в регионах абсолютно разные. Хотя Минздравом России, органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, в рамках Концепции, проделана большая работа по сохранению доступности и объемов медицинской помощи оказываемой населению, нужно признать, что в тоже время при значительном объеме выполненной работы и финансовых вложений в здравоохранение должной отдачи не получено, осуществленные мероприятия не оказали действенного влияния на показатели здоровья населения. Реформирование отрасли недопустимо затянулось. Подобное положение дел настоятельно требует изменения основных направлений и подходов к дальнейшему развитию здравоохранения страны. Необходимо отметить, что на сегодняшний день речь идет не просто о реформе отрасли. Нельзя замыкаться исключительно на реформировании бывшего советского здравоохранения. Невозможно добиться успехов, не создав единых принципов управления отраслью в стране, не введя новых организационных и правовых форм организаций здравоохранения. С точки зрения управления, здравоохранение представляет одну из подсистем народно-хозяйственной социально-экономической системы и производит медицинские товары и услуги. Однако здравоохранение, являясь составной частью непроизводственной сферы народного хозяйства, наряду с чисто медицинскими задачами решает социальные и экономические, связанные с повышением качества жизни человека, его благосостояния, способствует реализации социальных гарантий и формирует трудовой потенциал общества.

Формируя трудовой потенциал во всех отраслях народного хозяйства и уровень здоровья общества, здравоохранение предоставляет народному хозяйству услуги, в значительной мере компенсирующие негативные последствия функционирования различных отраслей экономики страны и общества в целом. Эти услуги обеспечивают снижение обшей заболеваемости, инвалидности и смертности, удлиняют период трудовой активности людей. Таким образом, деятельность в сфере здравоохранения оказывает активное воздействие на социальную политику государства, выполняя роль обратной в системе управления социально-экономическими процессами. Поэтому в рамках системного подхода к управлению эффективностью здравоохранения, производимые медицинские услуги можно рассматривать не только как конечный продукт, но и как фактор повышения эффективности функционирования других отраслей народного хозяйства и экономики страны в целом. Анализируя динамику развития здравоохранения, можно выявить, что эффективность функционирования этой подсистемы народного хозяйства определяется воздействием на нее экономических, экологических и социальных регулирующих и управляющих воздействий, а также внешних возмущающих факторов, причем, в отличие от других отраслей народно-хозяйственного комплекса, в здравоохранении основная роль принадлежит социальным регуляторам, так как во главе процесса общественного развития находится человек с его социальными запросами. В сущности механизм охраны здоровья и нацелен на создание условий для творческой реализации возможностей человека. Однако в настоящее время, когда здоровье общества и отдельного человека рассматривается не только как медицинская, но и как социально-экономическая категория, оказывающая непосредственное влияние на эффективность труда и производства в других сферах народного хозяйства, актуальность и сложность проблемы охраны здоровья значительно возросла. Демократизация общественной жизни выдвинула в число первоочередных проблему гуманизации отечественного здравоохранения, а рост затрат на поддержание и укрепление здоровья граждан привел к необходимости решения такой экономической задачи в сфере здравоохранения, как определение стоимости охраны здоровья общества и цены здоровья с учетом взаимозаменяемости и взаимодополняемости направлений здравоохранительной деятельности.

Для этого необходимо рассчитать потребности здравоохранения в различных видах ресурсов и выполнить прогнозную оценку роста доходов и прибыли объектов здравоохранения и отрасли в целом в зависимости от действия различных факторов, в том числе от повышения качества медицинских услуг и расширения уровня диверсификации медицинской деятельности. На основе анализа темпов роста доходов и прибыли, а также потребности в финансовых и других видах ресурсов разрабатываются пути и способы ликвидации возможных диспропорций развития здравоохранения, возникающих вследствие превышения расходов над доходами. Такой анализ позволит выработать эффективный механизм функционирования отрасли в целом и каждой службы здравоохранения в отдельности, стимулирующий рациональное использование всех видов ресурсов. С целью исключения дублирования управленческих функций в системе управления здравоохранением необходимо осуществить разделение полномочий, функций и степени ответственности на различных иерархических уровнях системы управления отраслью, включая: федеральный уровень и уровень субъектов Российской Федерации; государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения; существующие и вновь формируемые органы управления здравоохранением, в первую очередь фонды и подразделения обязательного медицинского страхования. Концепция реформы здравоохранения на современном этапе должна учитывать весь комплекс факторов, определяющих эффективность функционирования отрасли в перспективе. К числу таких факторов следует отнести:

  • — сложившиеся в стране социально-экономические условия и тенденции их развития;
  • — состояние и тенденции развития здоровья населения России;
  • — потенциал здравоохранения, его организационно-технический уровень и имеющиеся ресурсы (кадровые, финансовые и т. д.);
  • — опыт организации и управления здравоохранения, накопленный за годы экономических реформ в России и в экономически развитых странах;
  • — международные стандарты в области качества медицинской помощи и рекомендации ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения).

На основе анализа факторов должны быть выявлены приоритетные проблемы повышения уровня здоровья населения России. К числу таких проблем следует, в первую очередь, отнести те проблемы, решение которых позволит получить максимальный социально-экономический эффект и минимизировать экономические потери общества.

В конечном итоге эти проблемы должны найти свое отражение в целевых комплексных программах развития здравоохранения, на решении которых и необходимо в первую очередь сконцентрировать имеющиеся финансовые ресурсы отрасли. Реализация новой концепции реформ управления здравоохранением должна завершить структурно-функциональные преобразования, проводимые в отрасли, и обеспечить условия для кардинального улучшения качества медицинской помощи. Это означает, что акценты со специализированной помощи должны быть перенесены на первичную медико-социальную помощь. Для этого необходимо совершенствование правового, финансового, материально-технического и кадрового обеспечения инфраструктуры врачебной практики, включая подготовку врачей общей практики, семейных врачей; совершенствование помощи на дому, скорой и неотложной медицинской помощи, профилактики болезней и развития принципов здорового образа жизни. Кроме того, совершенствование управления здравоохранением должно обеспечивать переход с экстенсивных принципов и методов развития отрасли на интенсивные. Это означает, что эффективность развития здравоохранения должна быть обеспечена не за счет роста численности медицинских работников, а за счет углубления их профессиональной подготовки, повышения качества медицинской помощи и создания системы экономической и социальной мотивации труда медицинских и фармацевтических работников. Для этого необходимо, сохранив единую отраслевую систему управления и финансирования непрерывной подготовки и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров, обеспечить подготовку менеджеров и экономистов новой формации, способных решать управленческие проблемы на различных уровнях при функционировании отрасли в условиях рыночных отношений.

Разрабатывая концепцию развития здравоохранения и механизм совершенствования системы его организации и управления на основе выбранных социальных и медицинских приоритетов, следует учитывать то обстоятельство, что уровень здоровья населения зависит не только от здравоохранения, его потенциала, объемов финансирования и уровня ресурсного обеспечения, но и от других факторов. Поэтому совершенствование управления здравоохранением должно быть увязано с приоритетами развития других отраслей народного хозяйства России. С точки зрения системного подхода к управлению это означает, что эффективность функционирования всей системы (в данном случае социально-экономической системы страны) не может быть достигнута только за счет совершенствования одной из ее подсистем (в данном случае здравоохранения).

эпидемический система рынок медицинский.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой