Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Отражение социальных групп города в его топографии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нигде это соединение не прослеживается более чем в культах, которые группируются вокруг центра города, в районе, охватывающем центральное ядро Via Canopic и главной площади Agora (или Mesonpedion). Здесь на видном месте Agora была расположена святыня, посвящённая Агатос Даймону. Так же на Via Canopic располагались Тюхейон, храмы Исиды и СераписаFraser P. M. A Syriac Notitia urbis Alexandrinae… Читать ещё >

Отражение социальных групп города в его топографии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Языческая топография

В позднеантичной Александрии христианство уже набирало силу, но традиции язычества ещё далеко не были забыты.

Не имеющие жесткой организационной структуры, языческие сообщества в Александрии были раздроблены на множество культов и религиозных сект Haas C. Alexandria in late antiquity: topography and social conflict. — Baltimore; London: Johns Hopkins univ. press, 1997. — P. 140.

Для того чтобы оценить неразрывную взаимосвязь между языческими культами и городом, наиболее выгодным является использование топографического анализа и изучение способов организации культовых мест в условиях города. Топографический взгляд на александрийское язычество подчеркивает функцию культа в социальной жизни города, а также помогает определить значение данной религии в Александрии на основе его распространения и места расположения храмов.

Есть, однако, ряд ограничений для этого типа методологии. Наиболее серьезные трудности в том, что исследователи не всегда обладают достаточными данными для создания всеобъемлющей топографической картины александрийской язычества Ibid. Лишь немногие храмы города могут быть выявлены археологически. В данных условиях необходимо обращение к письменным источникам, в которых подробности религиозной топографии довольно скудны, а данные о местоположении отдельных объектов часто противоречат друг другу.

К. Хаас приводит некоторые статистические данные, касающиеся топографии языческой общины города. Учёный отмечает, что в общей сложности в Александрии поздней античности насчитывалось 2478 храмов, посвящённых различным языческим культам, в пяти традиционных кварталах Haas C. Alexandria in late antiquity: topography and social conflict. — Baltimore; London: Johns Hopkins univ. press, 1997. — P. 141. Следует отметить, что в данном случае учитывались не только общественные места поклонения, но и небольшие святилища, носящие частный характер. Традиции частной святыни в александрийском жилье, по-видимому, продолжались даже после того, как город был якобы христианизирован, о чем свидетельствуют дом D в Ком-эль-Дикка Rodziewicz M., Abdel Fatah A. Recent Discoveries in the Royal Quarter of Alexandria // BSAA. 1991, vol. 44. — P. 131−150. Внутренний двор этого дома, возможно, был использован как место поклонения.

На основе археологических данных можно судить о количестве храмов в каждом квартале, что позволяет выделить некоторые закономерности в их распределении. Одним из ярких аспектов такого распределения является то, что более 67 процентов храмов расположены всего в двух кварталах: Г (Гамма) и Д (Дельта). Это особенно заметно в квартале Гамма, который имеет очень много храмов (855) при сравнительно небольшом количестве домов (2140). Для сравнения, стоит отметить, что квартал B (Бета) обладает только одной восьмой числа храмов в квартале Гамма Ibid.

Большое количество храмов в квартале Дельта можно объяснить как размерами всего района, так и возможной топографической дифференциацией города, в результате чего в одном конкретном квартале усиливается его роль как места религиозного поклонения Adriani A. Saggio di una pinata archeologica di Alessandria // Annuario del Museo Greco-Romano. — Roma, 1932;33. — P. 53−57.

К сожалению, на основе имеющихся источников невозможно на сегодняшний день точно определить часть города, в которой находилась эта конгломерация культовых зданий. Хотя известно, что первоначально город был разделен на пять кварталов (Strabo. XVII, 791−795), из источников невозможно определить местонахождение каждого из них. Это обстоятельство, безусловно, затрудняет как исследование по данной проблеме, так и изучение топографии вцелом.

Картина топографии языческих храмов, создаваемая на основе имеющихся источников неизбежно статическая и довольно трудно определить динамику запустения и расширения культовых мест.

Тем не менее, является возможным определить их концентрацию в различных секторах города, которые перекликаются с функциями богов в социальной среде, например, храм Посейдона расположен в районе гавани, династические боги рядом с дворцами, боги торговли вдоль доков. Эта связь может показаться очевидной, но она необходима для того, чтобы подчеркнуть жизненно важную взаимосвязь между городской топографией, социально — экономическими структурами и религиозной принадлежностью в Александрии.

Нигде это соединение не прослеживается более чем в культах, которые группируются вокруг центра города, в районе, охватывающем центральное ядро Via Canopic и главной площади Agora (или Mesonpedion). Здесь на видном месте Agora была расположена святыня, посвящённая Агатос Даймону. Так же на Via Canopic располагались Тюхейон, храмы Исиды и СераписаFraser P. M. A Syriac Notitia urbis Alexandrinae. Journal of Egyptian Archaeology. — Oxford, 1951. Vol. 37. — P 103−108. Хотя существуют и значительные храмы в других районах города, расположение храмов вместе на данном участке подчеркивает их социальное назначение.

Также, в этом регионе был расположен храм, посвященный Рее Кибеле Ibid. Богиня кажется неуместной среди своих божественных соседей. Однако храм Кибеле был построен Септимием Севером, который имел тесные семейные связи с восточными провинциями, и активно продвигал культы сирийских и анатолийских божеств. Следовательно, присутствие Кибелы наряду с Тихе, Даймон Агатос, Изидой и Сераписом может указывать на поощрение императором поклонения этой богине, как гражданской покровительнице.

В районе от Агоры до Великой Гавани наиболее крупным культовым местом язычества является Цезарион. Эта структура не только включала в себя императорский культ в римской Александрии, но также содержала храм Афродиты Darvish Ibrahim Attia. The topography of royal quarter part of Alexandria // Alexandria: the Submerged Royal Quarter. London, 1998. — P. 1−53. В данном контексте вероятно, поклонение связано с ее ролью божественного предка Юлия Цезаря.

В непосредственной близости от гаваней — близнецов Александрии в эпоху Птолемеев были построены два храма Посейдона, один рядом с Цезарионом, а другой в западной части острова Фарос. Также на острове был храм Исиды Pharia, покровительницы моряков Goddio F. Underwater Archaeology in the Canopic Region // The Topography and Excavation of Heracleion-Thonis and East Canopus (1996;2006) / Oxford Centre for Maritime Archaeology. — Oxford, 2007. — P. 49.

В торговых эмпориях Александрии так же были храмы подходящих богов. Здесь прослеживается связь с египетскими божествами, покровительствовавшими торговле. Поблизости был храм Мендесу, расположенный между Цезарионом и Еврейским кварталом Rodziewicz M., Abdel Fatah A. Recent Discoveries in the Royal Quarter of Alexandria // BSAA. 44. 1991. — Р. 131−150. Этот храм первоначально был посвящен менее известному египетскому божеству, которое было также связано с коммерцией Haas C. Alexandria in late antiquity: topography and social conflict. — Baltimore; London: Johns Hopkins univ. press, 1997. — P. 143.

В восточной части города, в районе дворца Брухейон, наиболее распространены династические культы. Эти культы прославляли масса эллинистических правителей, начиная с самого Александра Македонского, чья могила — святыня известна как Сома (или Семакс) Ibid. Однако религиозное значение этого района должно было значительно уменьшиться, так как в поздней античности весь этот квартал лежал в руинах, разрушенный во время гражданского конфликта в 270-е гг.

В египетском квартале — Ракотисе или Ракотиде, был построен огромный храм, Серапеум, посвященный богу Сарапису, соединившему в себе египетские и греческие черты, в котором также находилась знаменитая библиотека Rowe A. Discovery of the famous temple and enclosure of Serapis in Alexandria. — Cairo, 1946. — P. 21. В ходе раскопок под руководством А. Роу были обнаружены остатки его фундамента. К настоящему моменту не осталось никаких следов наружных частей этих сооружений. Однако сохранилось несколько вырубленных в скале коридоров, которые, возможно, служили помещениями, где совершались мистерии Сераписа Ibid.

Также существовало множество храмов, расположение которых не удалось пока определить. Более половины из этих культовых зданий были посвящены богам греческого происхождения: Адонис, Афина, Дионис, Гефест, Зевс Милихий и Зевс Урана. Такое большое количество греческих богов может быть объяснено как случайной природой сохранившихся источников, так и непосредственным их влиянием в религиозной жизни города.

Стоит отметить, что достаточно большое количество языческих храмов в топографии позднеантичной Александрии указывает на распространённость языческих культов в этот период и всё ещё сильные позиции в религиозной структуре города. Однако, известно, что к концу IV века христианство при поддержке государства начинает постепенно их вытеснять. Например, в 392 году христиане разрушили храм Диониса, а также грандиозный Серапеум в квартале Ракотис.

События данного исторического периода освящены в трудах «Церковная история» Сократа Схоластика и одноимённом произведении Эрмия Созомена Саламинского.

Состав населения города имел сложную этно-конфессиональную структуру, в которую входили: иудеи, составлявшие около двух пятых населения, приверженцы египетско-греко-римского пантеона, представители разнообразных христианских течений, например, таких как католицизм, донатизм, арианство. Естественно, что в городе с таким сложным составом населения произошла бурная реакция на меры по ужесточённому установлению христианства, предпринимаемые императором Феодосием.

Император являлся убежденным последователем вероучения знаменитого александрийского епископа Афанасия Великого. В 381 году он созвал 2-й Вселенский собор и на нем провозгласил католицизм единственной государственной религией, обязательной для всех подданных в пределах Империи. В 391 году Феодосий ужесточил преследования, запретив все без исключения языческие культы. Жестокая позиция главы государства превратила приверженцев язычества в объект гонения со стороны фанатично настроенных масс христиан. Столица Египта стала местом массовых волнений.

В этом же году патриарх Феофил Александрийский получил разрешение от императора на разрушение языческих храмов. Главная борьба развернулась вокруг величественного Серапеума. Судя по отзывам современников, этот храм поражал своей грандиозностью, гармоничностью форм и неповторимостью архитектурного облика. Новость о намерении императора разрушить Серапиум вызвала резкий резонанс в александрийском обществе. Ниспровержение Сераписа, волновало не только язычников, но также христиан и евреев, так как его храм был не только местом религиозного поклонения, но и важнейшим культурным центром.

Поражённые этой новостью язычники, не могли остаться в стороне. Они предприняли нападение на христиан, а затем укрылись в здании Серапиума. Как пишет Созомен (VII, 15), они использовали здание храма как крепость, из которой предпринимали неожиданные вылазки на противника.

Пленных христиан они принуждали приносить жертвы богам, а отказавшихся предавали мученической смерти.

Но, несмотря на сопротивление, оказываемое язычниками, храм был взят войсками императора и разрушен. Погибли многие прекрасные произведения искусства. Статуи были переплавлены в умывальницы или обращены на другие потребности александрийской церкви. На улицах города вспыхивали многочисленные восстания, в которых обе стороны действовали с небывалой агрессией. Когда волнения утихли, Император приказал срыть языческие капища, погибших христиан объявить мучениками, а выжившим язычникам даровать прощение. Впрочем, многие защитники Серапеума скрылись, расселившись по разным городам, как пишет Сократ Схоластик (V, 16).

Можно сделать следующие выводы из параграфа:

  • — в изучении топографических особенностей языческой общины города существует ряд проблем, связанных с недостаточной информативностью источников;
  • — в городе имелись прочные языческие традиции, которые всё ещё были сильны в поздней античности, несмотря на наступление христианства, которое в конце IV века получило особую государственную поддержку в качестве ведущей религии, что привело к многочисленным столкновениям в городе, население которого отличалось большим разнообразием в религиозной сфере;
  • — последствия этих конфликтов наиболее ярко прослеживаются на примере разрушения религиозными фанатиками в 392 году одного из самых грандиозных языческих храмов Серапеума;
  • — из имеющихся данных о топографии можно сделать выводы, что к периоду поздней античности имелось достаточно большое количество мест религиозного поклонения язычников, а также, следует отметить неравномерное распределение храмовых объектов в различных кварталах города, что может быть связанно с функциональной дифференциацией кварталов;
  • — картина язычества Александрии отличается большим разнообразием, что связано с богатейшей историей города и пёстрым этно-конфессиональным составом населения;
  • — выбор строительства храма различным божествам находится в прямой зависимости от их социальной функции, что хорошо прослеживается в дизайне города.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой