Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности организации учёта товарных операций в предприятиях розничной торговли

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Потери по таре — это непланируемые расходы, вызванные, как правило, бесхозяйственным отношением к таре. Они учитываются по видам: потери от снижения качества деревянной и картонной тары (разница между ценой, по которой оплачена поступившая тара, и ценой, по которой принята поставщиками); потери от понижения качества мешков более чем на одну категорию при их сдаче; стоимость разбитой и пришедшей… Читать ещё >

Особенности организации учёта товарных операций в предприятиях розничной торговли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Документальное оформление и учёт поступления товаров и тары

Поступление материальных ценностей от поставщиков производится на основании заключенных между покупателями и поставщиками хозяйственных договоров (Приложение 1). В договорах, заключаемых между поставщиками и покупателями, оговариваются: виды поставляемых товарно-материальных ценностей, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели товарно-материальных ценностей, сроки исполнения договора, порядок расчетов (условия платежей), а также ответственность сторон за ненадлежащее исполнение договора.

За нарушение условий договоров поставщики и покупатели несут взаимную материальную ответственность в виде неустойки, штрафов и пени за невыполнение договорных условий, за задержку оплаты расчетных документов и за необоснованный отказ.

Каждая хозяйственная операция, в том числе поступление товаров, должна быть оформлена документально. В соответствии с пунктом 7 Положения о бухгалтерском учете и отчетности любой документ должен иметь следующие основные реквизиты:

  • — наименование документа (форма);
  • — код формы;
  • — дата составления;
  • — содержание хозяйственной операции;
  • — измерители (в количественном и стоимостном выражении);
  • — наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность ее оформления;
  • — личные подписи и их расшифровка.

Также могут быть включены дополнительные реквизиты. Документы составляются в момент совершения операции, а если это невозможно непосредственно после окончания операции.

Для получения товаров и тары от поставщиков представителю предприятия (экспедитору) выдается доверенность (форма № М-2) (Приложение 2). Все доверенности регистрируются в момент выдачи в специальном журнале. Доверенность выписывается только бухгалтером на конкретное физическое лицо с указанием срока действия и наименований ценностей, предполагаемых к получению. На доверенности необходима роспись экспедитора, которая должна быть заверена подписями бухгалтера и руководителя с наложением оттиска печати предприятия.

Первичные документы по учету товаров можно разделить на внешние и внутренние.

Основным внешним документом розничной торговли является товарная накладная (форма № ТОРГ-12). Она служит приходным (входящим) документом (Приложение 3). Составляется поставщиком в двух экземплярах. Первый остается у поставщика, второй экземпляр передается предприятию розничной торговли и является основанием для оприходования товаров.

Если доставка товаров производится силами транспортной организации, выписывается товарно-транспортная накладная, которая состоит из двух разделов: товарного и транспортного, в остальных случаях выписываются счета-фактуры. Счета-фактуры регистрируются в книге продаж и в книге покупок.

Счета-фактуры (Приложение 4) составляются предприятием поставщиком на имя предприятия покупателя в двух экземплярах, первый из которых не позднее десяти дней с даты отгрузки товаров или предоплаты (аванса) представляется поставщиком покупателю и дает право на зачет (возмещение) сумм по налогу на добавленную стоимость. Второй экземпляр счет — фактуры (копия) остается у поставщика для отражения в книге продаж.

В зависимости от особенности товаров к товарно-транспортным накладным или счетам-фактурам могут быть приложены документы, подтверждающие количество товаров или их качество (качественные удостоверения, сертификаты, справки о результатах лабораторных анализов).

Независимо от способа оплаты и доставки порядок оприходования товарно-материальных ценностей должен отвечать определенным требованиям. При любом варианте получения товаров у поставщика и любом варианте доставки их предъявляют материально ответственному лицу для оприходования. Приемка на складе производится методом прямого счета, взвешивания, обмера и внешнего осмотра, с целью выявления соответствия данным сопроводительных документов.

В магазине «Сантехника» нет распределительных складов, весь товар поступает непосредственно в магазин.

В случае выявления в процессе приемки товаров недостач, излишков, пересортицы, несоответствия качества или поступление ценностей без сопроводительных документов поставщика создается комиссия, которая составляет Акт об установленном расхождении в количестве при приемке товара (Приложение 5). Акты составляют в трех экземплярах: один экземпляр остается на предприятии, принявшем товары, другой — вручается под расписку на первом экземпляре представителю поставщика или направляется ему при предъявленной претензии, третий экземпляр представляется в бухгалтерию. Акт, подписанный представителем принимающей организации и представителем поставщика, является основным документом, на основании, которого поставщику могут быть предъявлены соответствующие претензии.

Бухгалтерия торгового предприятия должна контролировать полноту и своевременность оприходования товаров и правильность их оплаты. Контроль должен начинаться с момента оплаты товаров, а если товары поступают раньше оплаты — с момента их фактического поступления. В магазине «Сантехника» для учёта поступления и реализации товаров, а также расчётов с поставщиками используется система «1С: Торговля и склад».

При компьютерной обработке: контроль осуществляется автоматически на основании сличения двух массивов — информацию об оплате товаров и об оприходовании их материально ответственными лицами. При использовании компьютера автоматически определяется своевременность оплаты товаров, что составляет современные принципы выдачи информации по отклонению от нормального хода хозяйственной жизни. Сведения об оплаченных расчетных документах накапливаются в памяти компьютера и используют для составления регистров синтетического учета.

Для учета поступления товаров на предприятиях розничной торговли используется активный счет 41 «Товары». Сальдо по счету 41 всегда дебетовое, отражает остаток товаров на складе организации.

К счету 41 «Товары» могут быть открыты следующие субсчета:

  • 41−1 «Товары на складах». Здесь учитывают наличие и движение товаров, находящихся на оптовых и распределительных базах, складах.
  • 41−2 «Товары в розничной торговле». Здесь учитывают наличие и движение товаров в организациях розничной торговли.
  • 41−3 «Тара под товаром и положения». Здесь учитывают наличие и движение тары под товарами и тары порожней.

Товары, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 «товарно-материальные ценности, принятые на ответственной хранение». Товары, принятые на комиссию, учитываются на забалансовом счете 004 «товары, принятые на комиссию».

Счет 42 «Торговая наценка» предназначен для обобщения информации о торговых наценках (скидках, накидках) на товары в организациях, осуществляющих розничную торговлю, если их учет ведется по продажным ценам. финансовый отчетность документальный тара На счете 42 «Торговая наценка» учитываются также скидки, предоставляемые поставщиками организациям, осуществляющим розничную торговлю, на возможные потери товаров, а также на возмещение дополнительных транспортных расходов.

Кредитуется счет 42 «Торговая наценка» при принятии к бухгалтерскому учету товаров на суммы торговой наценки (скидок, накидок).

Суммы торговой наценки (скидок, накидок) по товарам проданным, отпущенным или списанным вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т. п., сторнируются по кредиту счета 42 «Торговая наценка» в корреспонденции с дебетом счета 90 «Продажи» и иных соответствующих счетов. Относящиеся к непроданным товарам суммы скидок (накидок) уточняются на основании инвентаризационных описей путем определения полагающейся скидки (накидки) на товары в соответствии с установленными размерами.

Сумма скидки (накидки) на остаток непроданных товаров в организациях, осуществляющих розничную торговлю, может быть определена по проценту, исчисленному исходя из отношения суммы скидок (накидок) на остаток товаров на начало месяца и оборота по кредиту счета 42 «Торговая наценка» (без учета сторнированных сумм) к сумме проданных за месяц товаров (по продажным ценам) и остатка товаров на конец месяца (по продажным ценам).

Аналитический учет по счету 42 «Торговая наценка» должен обеспечивать раздельное отражение сумм скидок (накидок) и разниц в ценах, относящихся к товарам в организациях, осуществляющих розничную торговлю, и к товарам отгруженным.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, организация-покупатель ведет учет расчетов с поставщиками на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

По кредиту счета 60 отражается стоимость фактически поступивших товаров согласно расчетным документам поставщика в корреспонденции со счетом 41 «Товары».

По дебету счета 60 отражаются суммы, оплаченные поставщикам в погашение обязательств, в корреспонденции со счетами учета денежных средств (51 «Расчетные счета», 50 «Касса»).

Если условиями договора предусмотрена предварительная оплата (полная или частичная), то эти суммы также отражаются на счете 60, но учитываются обособленно. Для учета авансовых платежей к счету 60 может быть открыт отдельный субсчет, например «Авансы выданные».

При поступлении товаров выполняются следующие записи:

  • — Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 50 «Касса», 51 «Расчётный счёт» — уплачено поставщику за товар;
  • — Дебет 41 «Товары», 41−2 «Товары в розничной торговле» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — оприходованы товары по стоимости их приобретения;
  • — Дебет 41 «Товары», 41−2 «Товары в розничной торговле» Кредит 42 «Торговая наценка» — при учете организацией, занятой розничной торговлей, товаров по продажным ценам одновременно с предыдущей проводкой делается запись на разницу между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки);
  • — Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — отражены в учете транспортные расходы от поставщика;
  • — Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — отражен в учете НДС по транспортным услугам поставщика;
  • — Дебет 63 «Резервы по сомнительным долгам» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — отражена в учете выявленная при приемке недостача или порча товаров вине поставщика или транспортной компании;
  • — Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — отражена в учете выявленная при приемке недостача или порча товаров по другим причинам;
  • — Дебет 41 «Товары», 41−2 «Товары в розничной торговле» Кредит 60 — отражен в учете НДС на поступившие товары в розничной торговле.

Учётной политикой организации может быть предусмотрено при поступлении товаров использование счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Проводки в этом случае будут выглядеть следующим образом:

  • — Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») — учены затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров (без НДС);
  • — Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») — учтен НДС по затратам, непосредственно связанным с приобретением товаров;
  • — Дебет 41 «Товары» Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» — приняты к учёту товары по себестоимости приобретения.

В торговом предприятии может быть сосредоточено большое количество тары под товаром и порожней. Порядок контроля за полным поступлением и правильным оприходованием тары в основном такой же, что и товаров.

Одновременно с проверкой цен на товары определяется правильность цен на тару. Приемка поступившей тары осуществляется на основании счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов. Если количество и качество поступившей тары не соответствуют данным сопроводительного документа, то составляется акт в таком же порядке, как и по товарам.

Тара — это изделие, обеспечивающее сохранность товаров в процессе их хранения, транспортировки, складирования и т. д. Тара является самостоятельной учетной единицей, отражаемой на счетах бухгалтерского учета. Общий порядок ее учета определен ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

Тара бывает одноразовой и возвратной (многооборотной).

Одноразовая — это тара, которая поставщику не возвращается.

К ней относится: бумажная, полиэтиленовая и картонная тара, также мешки бумажные и мешки из других полимерных материалов.

Возвратной является тара, которая должна быть возвращена; поставщику. К ней относится деревянная (бочки, ящики, кадки), картонная (ящики из гофрированного и плоского склеенного картона), металлическая и пластмассовая (бочки, фляги, ящики, бидоны, корзины) и стеклянная тара (бутылки, банки, бутыли).

Учет тары ведется в натурально-стоимостном выражении. Основной задачей работников бухгалтерии является обеспечение контроля за сохранностью тары, ее оприходованием, хранением, своевременным возвратом поставщикам, тарособирающим организациям или продажей населению.

Расходы по содержанию тары увеличивают издержки предприятия, а потери тары уменьшают доход предприятия.

Приемка, оприходование, внутреннее перемещение и возврат тары осуществляются одновременно с товаром на основании одних и тех же документов (товарно-транспортных накладных, счетов-фактур, актов, расходных накладных).

В этих документах тара выделяется отдельно (наименование тары, количество, цена, стоимость).

По таре могут быть расходы, потери и доходы.

К расходам по таре, без которых невозможно обойтись, относятся:

  • — амортизация тары;
  • — расходы на ремонт тары;
  • — стоимость тары, списанной из-за естественного износа;
  • — расходы на перевозку, погрузку и выгрузку порожней тары;
  • — расходы на очистку и обработку тары;
  • — другие расходы на тару.

Потери по таре — это непланируемые расходы, вызванные, как правило, бесхозяйственным отношением к таре. Они учитываются по видам: потери от снижения качества деревянной и картонной тары (разница между ценой, по которой оплачена поступившая тара, и ценой, по которой принята поставщиками); потери от понижения качества мешков более чем на одну категорию при их сдаче; стоимость разбитой и пришедшей в негодность тары (за вычетом стоимости материалов — гвоздей, древесины и др.).

К доходам по таре относят:

  • — стоимость тары, полученной от поставщиков бесплатно;
  • — превышение стоимости тары по сдаточным ценам над стоимостью тары по учетным ценам и др.

Расходы по таре учитываются на счете 44 «Издержки обращения», а потери и доходы — соответственно по дебету и кредиту чета 91 «Прочие доходы и расходы».

Аналитический учет ведут по каждому виду расходов, потерь доходов по таре.

Приходуют тару по ценам приобретения, но не выше цен, указанных в прейскурантах.

Отпуск тары оформляется теми же документами, что и отпуск товаров.

Тара, используемая многократно, называется многооборотной.

На разбитую и пришедшую в негодность тару составляют акт присутствии товароведа в двух экземплярах: первый — руководителю для утверждения, второй — материально ответственному лицу для списания на издержки обращения.

Тара должна возвращаться поставщику (тарособирающей организации) в очищенном и отремонтированном виде, мешкотара — со снижением качества не более чем на одну категорию.

Тару, поступившую без сопроводительных документов или подлежащую не обязательному возврату, разрешается продавать с оплатой через кассу населению или сторонним организациям с отнесением разницы в ценах на издержки.

На оборотной стороне товарного отчета отражается движение аналитического учета тары по наименованиям. Суммовые итоги остатков прихода и расхода тары данного отчета должны быть тождественны соответствующим показателям: о таре на лицевой стороне товарного отчета.

Синтетический учет тары зависит от того, будет ли она использоваться или подлежит сдаче в утиль.

Одноразовая тара учитывается:

  • — на счете 41 «Товары», если она будет использована;
  • — на счете 10 «Материалы», если тара будет сдана в утиль.

Тара, оприходованная на счете 41, может быть:

  • — частью товара, в этом случае в документе поставщика она не выделяется отдельной строкой;
  • — самостоятельным товаром, тогда стоимость тары выделяется отдельной строкой.

Счет 41−3 «Тара под товаром и порожняя» — активный, видов хозяйственных средств, основной, материальный (инвентарный). По его дебету показывается поступление тары, по кредиту — выбытие, списание. Конечное сальдо означает остаток тары на конец отчетного периода.

При продаже тары применяется счет 91 «Прочие доходы и расходы».

При возврате тары поставщику применяется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», так как поставщик выступает в роли покупателя и должен перечислить за нее деньги (это дебиторская задолженность).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой