Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Историческая справка. 
Порядок организации и планирования работы отдела надзорной деятельности Главного управления министерства чрезвычайных ситуаций города Архангельска

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из важных направлений деятельности ГПН является обучение населения мерам пожарной безопасности. В настоящее время в министерство образования и науки РФ направлены предложения по совершенствованию образовательного стандарта предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в части «Пожарная безопасность». Разработана также инструкция о порядке согласования специальных программ обучения мерам… Читать ещё >

Историческая справка. Порядок организации и планирования работы отдела надзорной деятельности Главного управления министерства чрезвычайных ситуаций города Архангельска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

18 июля 2007 года исполнилось 80 лет со дня образования Государственного пожарного надзора (ГПН). В этот день в 1927 году Правительством РСФСР было утверждено «Положение о государственном пожарном надзоре», в котором впервые законодательно были закреплены основополагающие функции ГПН.

Сегодня Государственный пожарный надзор МЧС России — мощная и результативная система предупреждения и профилактики пожаров, реализации эффективных мер по защите населения и материальных ценностей от огня.

Проводимая органами ГПН работа позволила добиться значительных результатов в области предупреждения и профилактики пожаров. Так, последние четыре года наблюдается устойчивая тенденция снижения количества пожаров в Российской Федерации в среднем на 4%, а гибели людей на 3%.

В настоящее время в области обеспечения пожарной безопасности последовательно проводится работа по совершенствованию этой функции. Основная цель проводимых реформ — создание эффективных механизмов государственного регулирования пожарной безопасности, включая систему организационных, нормативных и экономических мер, адекватных угрозе возникновения пожаров и обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Созданию Государственного пожарного надзора предшествовал многовековой период накопления опыта в области обеспечения пожарной безопасности.

Уже в первые годы после утверждения Положения издается более десяти циркуляров по усилению пожарной охраны на различных объектах.

31 марта 1930 года был учрежден Научный пожарно-технический комитет, который взял на себя функции координации развития научной основы пожарной охраны.

Осенью того же года создается Всесоюзное научное пожарно-техническое общество, деятельность которого была направлена на ускорение темпов внедрения научно-технических достижений в пожарное дело.

Важным шагом в последующем развитии пожарно-профилактической деятельности стало новое Положение «О государственном пожарном надзоре», утвержденное в 1936 году. В соответствии с ним на Главное управление пожарной охраны НКВД СССР были возложены функции по разработке нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности, осуществлению мероприятий по контролю, подготовке заключений по проектам и типам противопожарного оборудования и ряд других. Данное Положение действовало без изменений более 40 лет.

С первых дней Великой Отечественной войны пожарная охрана была переведена на особый режим работы. Сотрудники ГПН проводили обучение гражданского населения приемам тушения зажигательных бомб, организовывали противопожарную защиту зданий и сооружений.

Правительство высоко оценило работу пожарных в годы войны. Пожарная охрана Москвы и Ленинграда награждена орденами Ленина, высокими государственными наградами были награждены 31 832 человека из личного состава пожарной охраны.

Для оказания помощи сотрудникам ГПН в 1945 году были созданы первые подвижные пожарные лаборатории в гарнизонах Москвы, Ленинграда, Горького и Свердловска.

В 1947 году был образован специальный отдел для организации пожарной охраны особо важных объектов, принимавших участие в работах по созданию «ядерного щита» нашего государства.

В 50-е годы происходит становление головного подразделения в области исследования и расследования пожаров — специальной научно-исследовательской лаборатории ЦНИИПО МООП СССР.

С самого начала становления Государственного пожарного надзора активно проводится нормативно-техническая работа. Именно на стадии проектирования и строительства объектов можно предусмотреть и практически реализовать весь комплекс мероприятий по противопожарной защите людей и имущества.

Важным событием, отразившим отношение государства к профессии пожарного, стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1957 года об учреждении медали «За отвагу на пожаре».

Результаты профессиональной деятельности советских пожарных были высоко оценены и за рубежом, что способствовало вступлению в 1958 году в Технический комитет по предотвращению и тушению пожаров (CTIF).

В 70-е годы широкое распространение получила пожарная автоматика. За короткий срок более 2 млн. объектов были оборудованы системами автоматического обнаружения пожаров.

Руководящим составом и сотрудниками Главного управления пожарной охраны внесен ощутимый вклад в организацию работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В начале 90-х годов 20 века в результате изменения форм собственности предприятий был утерян статус многих ведомственных нормативных актов в области пожарной безопасности, в результате резко снизилась эффективность работы при осуществлении функций государственного пожарного надзора.

Все эти обстоятельства стали причиной катастрофического роста количества пожаров в Российской Федерации.

21 декабря 1994 года был подписан Федеральный закон «О пожарной безопасности», в котором заложены основы единой системы обеспечения пожарной безопасности.

С принятием Федерального закона «О пожарной безопасности» впервые появилась возможность существенно изменить формы и методы нормативно-технической работы: организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы в области пожарной безопасности.

Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации с 1 января 2002 года была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Несмотря на то, что в последние годы обстановка с пожарами в Российской Федерации стабилизировалась, тем не менее, вопросы защиты населения и территорий от огня в нашей стране являются актуальными и требуют поиска новых форм реализации.

В целях повышения эффективности этой работы принят ряд нормативно-правовых актов: федеральные законы «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ, «О сертификации продукции и услуг» от 10.07.1993 № 5151−1, «Об использовании атомной энергии» от 25.10.1995 № 170-ФЗ, «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 8.08.2001 № 134-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации «О государственном пожарном надзоре» от 21.12.2004 № 820, «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» от 25.10.2006 № 625 и ряд других.

В 2006 году по инициативе МЧС России, одобренной Президентом Российской Федерации, совместно с Минэкономразвития и Минфином России была проведена работа по созданию системы независимой оценки рисков, которая получила название «аудит безопасности».

По оценке экспертов МЧС России, аудит безопасности позволит совместными усилиями государства, общественности и бизнеса качественно улучшить защищенность граждан от чрезвычайных ситуаций, снизит административное давление на объекты предпринимательства при осуществлении государственного контроля и надзора и существенно сузит поле для коррупции в этой сфере деятельности.

С помощью предлагаемого механизма планируется исключить непосредственное участие инспекторов государственных контрольных органов в проверках части предприятий и организаций, а также их влияние на принятие решений о прекращении их деятельности.

Государственный контроль сохранится лишь на критически важных для национальной безопасности объектах, в местах и организациях с массовым пребыванием людей (таких, например, как школы), а также на предприятиях атомной энергетики.

Независимую оценку рисков должны проводить «аудиторские» и консалтинговые компании. Эти компании должны быть обязательно проверены и рекомендованы государственным органом, иметь подготовленных специалистов различного профиля, нормативную правовую базу, специальные системы, лаборатории и, соответственно, право на проведение «аудита безопасности».

«Аудит безопасности» — система, при которой владелец объекта сам должен быть заинтересован в проверке. Без заключения аудиторов он не сможет застраховать свое производство, а, следовательно, осуществлять свою деятельность.

С принятием Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта», который принят Госдумой в первом чтении, все промышленные потенциально опасные объекты будут обязаны страховать свою ответственность перед третьими лицами.

В марте 2006 года на коллегии МЧС России были одобрены приоритетные направления деятельности органов Государственного пожарного надзора, реализация которых уже в ближайшее время позволит уменьшить риски возникновения пожаров, а также значительно повысить степень информированности населения в области пожарной безопасности.

Меры, принимаемые министерством по вопросам обеспечения пожарной безопасности, и деятельность органов пожарного надзора были одобрены в ноябре 2006 года на заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации и в марте 2007 года на заседании Общественного совета при МЧС России.

Реализуемый комплекс профилактических мероприятий позволил в течение последних 4 лет сократить число пожаров на 15%, а количество погибших при них людей — на 14,3%. При тушении пожаров было спасено более 300 тысяч человек.

В рамках снятия избыточных административных барьеров на пути развития предпринимательской деятельности органы Государственного пожарного надзора выделены в самостоятельную структуру, обособленную от подразделений федеральной противопожарной службы.

Во всех субъектах Российской Федерации созданы «телефоны доверия» ГПН. Информация, поступающая от граждан, позволяет оперативно реагировать на нарушения в области пожарной безопасности, а также пресекать неправомерные действия инспекторского состава.

Сегодня Государственный пожарный надзор располагает действенным инструментарием по пресечению нарушений в области пожарной безопасности, базирующимся на соответствующих положениях Кодекса об административных правонарушениях. В 2006 году в Кодекс внесены изменения, расширяющие перечень должностных лиц Государственного пожарного надзора, наделенных правами рассматривать и принимать решения по административным делам, а также ужесточены санкции к виновным лицам по отдельным составам правонарушений в сфере пожарной безопасности.

В настоящее время на базе испытательно-пожарных лабораторий создаются судебно-экспертные учреждения федеральной противопожарной службы, имеющие право самостоятельного производства судебных экспертиз.

Впервые в системе федеральной противопожарной службы организована подготовка судебных экспертов, проходит апробацию информационный комплекс для пожарно-технических экспертов с применением Интернет технологий. Важным шагом стало создание на базе отдела исследования пожаров Санкт-Петербургского филиала Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны самостоятельного Исследовательского центра экспертизы пожаров.

Значительное внимание уделяется подготовке кадров и материально-техническому оснащению ГПН. Совместно с учебными заведениями подготовлен ряд организационно-распорядительных документов министерства, позволивших увеличить более чем в 3 раза количество специалистов, проходящих обучение по программам переподготовки и повышения квалификации.

В целях стимулирования служебной деятельности сотрудников ГПН, а также улучшения качества проводимых мероприятий проводится ежегодный конкурс на звание «Лучший государственный инспектор по пожарному надзору».

Несмотря на уменьшение в 2004 году численности с 35,4 до 21,1 тысячи человек (в 1,7 раза), органы Государственного пожарного надзора ежегодно проводят более 1,2 млн. контролирующих мероприятий. По их результатам предлагается 7,6 млн. мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В 2006 году за допущенные нарушения к административной ответственности привлечено более 520 тысяч физических и около 40 тысяч юридических лиц. Назначено административных наказаний на общую сумму 780 млн. рублей, расследовано свыше 3 тысяч уголовных дел. Активно развивается взаимодействие с судебными органами по административному пресечению деятельности объектов, находящихся в неудовлетворительном противопожарном состоянии. В 2006 году судебными органами была приостановлена деятельность 8100 объектов.

Сотрудники ГПН в полной мере реализуют полномочия, предоставленные законодательством по пресечению правонарушений в области пожарной безопасности. За последние 3 года в 4,8 раза увеличилось количество мер административного воздействия, в том числе в 2,4 раза к физическим и в 4,5 раза — к юридическим лицам.

Реализуя принцип неотвратимости наказания за нарушения требований пожарной безопасности, за последние 3 года удалось добиться роста устранения выявленных нарушений до 70%.

В рамках модернизации деятельности Государственного пожарного надзора подготовлен проект Административного регламента исполнения государственной функции по надзору за соблюдением организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятию мер по результатам проверки.

В настоящее время по поручению Президента Российской Федерации разработана и проходит согласование Федеральная целевая программа «Пожарная безопасность в Российской Федерации до 2012 года», бюджет которой составляет более 65 млрд. рублей. Реализация программы позволит сократить количество пожаров и погибших при них людей примерно в 1,4 раза.

Органами ГПН организовано тесное взаимодействие с министерством образования и науки Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений. Это позволило снизить количество пожаров на этих объектах почти в 2 раза, а число погибших при них людей в 10 раз. На реализацию противопожарных мероприятий из бюджетов всех уровней в общей сложности было израсходовано 10 млрд. рублей.

Одним из важных направлений деятельности ГПН является обучение населения мерам пожарной безопасности. В настоящее время в министерство образования и науки РФ направлены предложения по совершенствованию образовательного стандарта предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в части «Пожарная безопасность». Разработана также инструкция о порядке согласования специальных программ обучения мерам пожарной безопасности работников организаций.

Важным аспектом в деятельности Государственного пожарного надзора является взаимодействие с общественными организациями, прежде всего, с Всероссийским добровольным пожарным обществом (ВДПО), имеющим хорошие исторические традиции, соответствующую развитую структуру и материально-техническую базу.

В настоящее время сложилась структурированная система лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности. Подготовлено и утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 25 октября 2006 г. «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности».

В 2002;2007 годах федеральным лицензирующим органом в области пожарной безопасности предоставлено юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям более 35 тысяч лицензий.

Сегодня система сертификации в области пожарной безопасности насчитывает 43 органа по сертификации, 61 испытательную лабораторию, а также 206 аттестованных экспертов.

В марте 2006 года коллегия МЧС России определила приоритетные направления развития органов Государственного пожарного надзора на 2006;2008 годы.

Основными из них являются:

  • — реализация государственной политики и требований законодательных и нормативных правовых актов в области обеспечения пожарной безопасности, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни людей от пожаров, защиту прав юридических лиц и частных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) путем повышения эффективности деятельности государственных инспекторов по пожарному надзору;
  • — совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей функционирование системы обеспечения пожарной безопасности, а также определяющей правовые основы осуществления Государственного пожарного надзора в современных социально-экономических условиях;
  • — модернизация форм и методов осуществления надзорной деятельности с целью повышения ее эффективности, обеспечение прозрачности и открытости процедур проведения мероприятий по контролю;
  • — улучшение качества подготовки инспекторского состава;
  • — повышение материально-технического оснащения органов Государственного пожарного надзора.

Реализация приоритетных направлений развития ГПН позволит повысить эффективность государственного надзора в области пожарной безопасности, уровень противопожарной защиты объектов и территорий, а также обеспечить дальнейшее снижение количества пожаров и числа погибших на них людей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой