Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Религиозная реформа: принятие христианства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По свидетельству «Повести временных лет» апостол Андрей — старший брат апостола Петра — отправился в Скифию, а затем поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь Андрея Первозванного прошел через Новгород, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Призвав на совет бояр и старцев, Владимир просил у них… Читать ещё >

Религиозная реформа: принятие христианства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Крупнейшие религиозно-идеологические изменения в древнерусском обществе произошли в княжение Владимира. В 980 г., после захвата Киева и убийства старшего брата, великого князя Ярополка (972−980), с целью укрепления своей власти в государстве Владимир провел первую религиозную реформу, суть которой состояла в провозглашении великокняжеского покровителя Перуна верховным общегосударственным богом Руси. Однако, языческая реформа не дала тех результатов, на которые рассчитывал Владимир. Поэтому уже через несколько лет встал вопрос о принятии в качестве государственной развитой монотеистической религии. Ею могли быть: византийский (православие) или западноевропейский (католицизм) вариант христианства; ислам — религия соседнего с Русью государства Волжская Булгария; иудаизм, который исповедовали верхи Хазарского каганата, к тому времени, правда, уже разгромленного. Выбор был сделан в пользу хорошо известного в силу давних и тесных контактов с Византией православия («выбор вер» Владимиром отразился в ярком, хотя и во многом легендарном рассказе древнерусской летописи «Повести временных лет»).

Христианство было к тому времени уже давно знакомо в Киеве вследствие частых сношений с Константинополем, который поражал руссов величием религии и гражданственности. Те, кто был в Константинополе после тамошних чудес с презрением должны были смотреть на бедное русское язычество и превозносить веру греческую. Речи из имели большую силу, потому, что это были обыкновенно многоопытные путешественники, бывшие во многих различных странах, и на востоке, и на западе, видевшие много разных вер и обычаев, и, разумеется, им нигде не могло так нравиться, как в Константинополе Владимиру не нужно было посылать бояр изведывать веры разных народов: не один варяг мог удостоверить его о преимуществах веры греческой перед всеми другими".

Призвав на совет бояр и старцев, Владимир просил у них помощи в выборе веры. Ему посоветовали послать собственных мудрых мужей в разные страны, чтобы они узнали какая из вер лучше подходит его народу. В итоге выбор пал на греческую православную веру. Послов поразила особая красота и пышность богослужения в Византии.

По свидетельству «Повести временных лет» апостол Андрей — старший брат апостола Петра — отправился в Скифию, а затем поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь Андрея Первозванного прошел через Новгород, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим.

Непосредственно принятие христианства Русью в качестве государственной религии было тесно связано с русско-византийскими отношениями. В 987 г., в малоазиатских провинциях Византии вспыхнуло восстание под руководством военачальника Варды Фоки. В ответ на просьбу императора Васили 2 об оказании военной помощи против восставших Владимир потребовал заключения брака с византийской принцессой Анной (породниться с византийским правящим домом в то время считалось высочайшей честью и резко поднимало международный престиж вступившего в такой брак правителя и его государства), условием брака являлось крещение Владимира. В Византию был послан 6-тысячный русский отряд, активно способствовавший подавлению восстания Фоки. Владимир, по некоторым версиям, принял христианство. Однако, империя нарушила соглашение, отказавшись отправить Анну на Русь. Тогда Владимир занял центр византийских владений в Крыму — г. Херсонес (Корсунь), и в обмен на возвращение Византии Херсонеса Василий 2 вынужден был пойти на брак Анны с русским князем. После возвращения Владимира в Киев в 988 г. (дата летописи, по другим данным — в 989 г.) им было осуществлено массовое крещение киевлян. По возвращению в Киев Владимир приказал повергнуть и уничтожить статуи языческих богов. Идол Перуна был привязан к конскому хвосту и приволочен к Днепру. Всему населению Киева, в одинаковой степени богатым и бедным, предписывалось идти к реке для крещения. Аналогичные указания исходили от его наместников в Новгороде и других городах.

Языческие святилища были заменены христианскими церквями. Большинство последних должно было состоять из спешно построенных деревянных часовен, но Владимир не стал терять времени при постройке первого величественного Киевского каменного собора — Успения Богородицы, также известной как «Десятинная церковь». Ее возведение началось в 990 г. И завершилось в 996 г. Прежде всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.

988 год принять считать годом принятия Русью христианства в качестве государственной религии (вторая религиозная реформа князя Владимира). Затем новая религия, где мирно, где насильственно стала насаждаться в других городах и землях Руси. Была учреждена русская метрополия с центром в Киеве, подчинявшаяся константинопольскому патриарху, в важнейших центрах страны (Новгород, Полоцк, Ростов, Чернигов и др.) создаются епископства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой