Педагогические средства восстановления
Показатели разных систем организма имеют и различную скорость восстановления. Это явление неодновременности (гетерохронности) восстановительных процессов используется при планировании тренировочных нагрузок. Зная, с какой скоростью какие показатели, функции или двигательные способности восстанавливаются после той или иной работы, можно использовать явление гетерохронности для повышения… Читать ещё >
Педагогические средства восстановления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
К педагогическим средствам относят целесообразное построение тренировочного процесса, рациональное чередование нагрузок ' разной направленности и отдыха, оптимальное соотношение средств общей и специальной подготовки, объема и интенсивности упражнений, своевременное использование восстановительных и «контрастных» циклов тренировки, упражнений на расслабление, дыхательных упражнений. Педагогические средства — основные, так как без них не имеет смысла применение специальных средств ускорения восстановления.
В зависимости от направленности функциональных сдвигов во время выполнения работы и необходимого для восстановления работоспособности времени, выделяют два типа восстановительных процессов.
Срочное восстановление — устранение накопившихся во время выполнения упражнений метаболитов и оплата образовавшегося кислородного долга. Этот тип восстановления осуществляется непосредственно после окончания каждого упражнения и продолжается в течение 30−90 минут после выполнения тренировочной работы.
Отставленное восстановление — распространяется на многие часы отдыха после работы. В этот период завершается возвращение к исходному уровню энергетических ресурсов организма, происходит усиление синтеза структурных белков и ферментов.
Показатели разных систем организма имеют и различную скорость восстановления. Это явление неодновременности (гетерохронности) восстановительных процессов используется при планировании тренировочных нагрузок. Зная, с какой скоростью какие показатели, функции или двигательные способности восстанавливаются после той или иной работы, можно использовать явление гетерохронности для повышения эффективности тренировок (см. табл. 63).
Быстрее всего восстанавливаются резервы фосфагенов и кислорода в работавших мышцах, после них — запасы гликогена в мышцах и печени, и лишь после этого — жировые резервы и разрушенные белковые структуры клеток.
В общем виде интенсивность протекания процессов восстановления работоспособности зависит от интенсивности расходования энергетических запасов организма во время выполнения упражнений. Правильное чередование нагрузки и отдыха приводит к тому, что в определенный момент времени после работы запасы энергетических резервов превышают свой исходный (дорабочий) уровень. При этом возникает явление их сверхвосстановления или суперкомпенсации (см. рис. 753). Если нагрузка однократная или повторяется с большими перерывами, то изменившиеся показатели работоспособности, пройдя фазу суперкомпенсации, постепенно возвращаются к исходному уровню, и прироста тренированности не происходит.