Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Опричнина. 
Время правления Ивана Грозного

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опала на деятелей «Избранной рады», разногласия среди правящих лиц по ливонскому вопросу послужили для мнительного царя толчком к новым репрессиям. Существовали для того и иные причины — недовольство основной массы дворян, служивших в армии, тем, что бояре и княжата владеют многими землями и крестьянами, переманивают к себе крестьян и холопов, благо у них гораздо больше денег, власти и влияния… Читать ещё >

Опричнина. Время правления Ивана Грозного (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В неудачном исходе Ливонской войны и разорении страны немалую роль сыграла и знаменитая опричнина Ивана Грозного. В то же время она заняла важное место в политической жизни страны, в развитии ее государственности.

Государственно-политический строй России — монархия, единое централизованное государство. Но в нем сохранялись остатки удельных времен. Свои самостоятельные княжества при малолетстве Ивана IV имели его дядья, братья отца: Юрий Иванович (земли в Дмитровском, Рузском, Кашинском и прочих уездах) и Андрей Иванович (Старица и Верея). Татарские царевичи, вассалы Москвы, сидели на ханстве в Касимове. Эти владетели имели свои дружины, отряды с воеводами, в московском войске они занимали особое, полу самостоятельное положение. Малыми уделами владели князья Бельские, Воротынские, Мстиславские, но они постепенно переходили на положение «слуг» московского правителя (это звание тогда считалось высшим, наиболее почетным в иерархии чинов), его бояр. Остатки прежних вольностей сохраняли Великий Новгород и Псков (право воевод на сношения со Швецией, старое административное деление Новгородской земли на пятины). Высшей властью, законодательной и распорядительной, обладал великий князь, потом царь. Он стоял во главе вооруженных сил, назначал на должности думцев, воевод и начальников приказов, вершил внешние и судебные дела. Ему помогал во всех делах высший совет из бояр и иных чинов — Боярская дума. Она была сословным органом русской аристократии, имела по поручению царя, законодательные функции. Но ее решения окончательно утверждал сам монарх. С середины XVI в. появился Земский собор — орган сословно-представительной монархии: в нем, помимо думских чинов, были представлены другие сословия — церковные, дворянские, торгово-ремесленные верхи. В определенной, хотя, конечно, в небольшой, степени эти учреждения и порядки ограничивали единодержавие, самовластие монарха.

Царь Иван, по мере возмужания, все больше тяготился опекой «Избранной рады», возражениями своему курсу во внутренних и внешних делах. Не все были, естественно, довольны длительными и не всегда успешными войнами, непосильными тяготами, разорением «подлых людей», кормивших своим трудом всех в государстве. Террор против непокорных, выискивание новых измен, чаще всего выдуманных, стремление свалить свои промахи на других вели царя по пути неправды, не милосердия.

Уже с 50-х гг. проведением военных реформ (набор стрелецкого войска, вспомогательной рати из горожан, введение новых налогов и т. д.) появляются первые признаки разорения центра страны, его запустения. Позднее, в 60 — 80-е гг., они приняли размеры катастрофические. Недовольство простолюдинов да и других сословий вырывается наружу. «Многое множество» торговых людей подвергли казням в 1555 — 1556 гг. Некоторые холопы и посадские люди, священники, дворяне с сочувствием воспринимали слова и проповеди еретиков — вольнодумцев. Они критиковали мздоимство священнослужителей, церковные догмы — не верили в троичность Бога, призывали к уничтожению икон, церковной иерархии, самого института церкви. Один из реформаторов, сын боярский (мелкий дворянин) Матвей Башкин выступил против закабаления свободных людей, отпустил на волю своих холопов. А Феодосий Косой, холоп одного из столичных вельмож, провозгласил «новое учение» («рабье учение») — равенство всех людей, народов и вер, общность имущества, неповиновение властям, светским и духовным, неприятие войн. Свои идеи он пытался осуществить в рамках общины последователей.

Еретиков осуждали на церковном соборе (1553 г.), ссылали в дальние монастыри. Некоторые из них (Косой, игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий и др.) бежали в Литву. Там они продолжали свои проповеди, и не без успеха.

В 1553 году случилась царю болезнь тяжкая. У его постели собрались близкие люди — родственники, думцы. Опасались кончины царя в ту пору молодого еще, 23 года, человека. Начали думать о преемнике. Сам царь, Адашев, Федоров, Захарьины-Юрьевы и их сторонники называли имя малолетнего царевича «пеленочника» Дмитрия; Сильвестр, и удельные вельможи — двоюродного брата царя Владимира Андреевича, князя старицкого. Боярская дума тоже разделилась надвое: одни (во главе с Адашевым, Захарьиными) защищали курс на дальнейшую централизацию, другие (князья Шуйские с ростово-суздальскими родственниками) — привилегии княжеско-боярской аристократии.

Пока спорили и гадали, царь выздоровел, и началась перетасовка правящих лиц. Среди прочих потерял влияние и отошел от дел протопоп Сильвестр. Окончательно же его звезда, как и Адашева, закатилась вскоре после начала Ливонской войны.

Опала на деятелей «Избранной рады», разногласия среди правящих лиц по ливонскому вопросу послужили для мнительного царя толчком к новым репрессиям. Существовали для того и иные причины — недовольство основной массы дворян, служивших в армии, тем, что бояре и княжата владеют многими землями и крестьянами, переманивают к себе крестьян и холопов, благо у них гораздо больше денег, власти и влияния. Да и сам царь тяготился вельможами, склонными к независимости, к незабытым еще порядкам удельного прошлого. Ходили разговоры, что некоторые князья, из первых лиц в государстве, ведут тайную переписку с зарубежными владетелями. Бельмом в глазу были Старицкое княжество и Новгород Великий. Ко всему этому прибавились волнения подданных, побег Курбского и иных недовольных свирепым нравом царя московского.

Сам Иван Васильевич во всех подданных, в народе российском, видел только «холопов»; их обязанность — беспрекословно повиноваться его воле. О том он без обиняков написал в эпистолии к князю — беглецу Курбскому в ответ на его «многошумящее послание»; «Мы своих холопов жаловать и казнить волны».

Доводы и возражения оппонента, считавшего, что царь должен править вместе с умными советниками, боярами, совещаться со «всенародными человеками», он отметает с гневом самовластия — деспота. Неудачи в Литве, набег Девлет-Гирея на Рязань, измены и казни создали весьма напряженную обстановку.

Воскресный день 3 декабря 1564 г. удивил и устрашил до крайности москвичей, хотя они много уже испытали на своем веку. Из ворот Кремля в это морозное утро выползал бесконечный поезд из карет, возков, саней — царь с царицей Марией Темрюковной, из черкесских княжен, и детьми, огромной свитой и охраной молча, угрюмо покидал свою резиденцию. С повелителем везли казну царскую, одежды и драгоценности его семьи, «святость» — иконы и кресты. Люди московские недоумевали, гадали: что-то будет? К чему тайна сия? Не к худу ли? Все объяснилось месяц спустя. 3 января 1565 г. Иван прибыл в Александрову слободу, к северу от Москвы. Отсюда получили от него митрополит Афанасий и московский черный люд грамоты. В первой царь писал о своем «гневе» на «государевых богомольцев», бояр, приказных начальников и прочих за их неправды и измены. Во второй заявлял посадским людям, чтобы «они не опасались: на них он не гневается и опале их не подвергает».

5 января в Слободе делегация москвичей просила царя вернуться в столицу, вершить дела государства по-прежнему. Тот соглашается, но ставит свои условия. Так появляется опричнина. В свое особое ведение (опричь — кроме), своего рода удел, он забирает ряд земель на богатом севере страны, на юге и в центре, часть Москвы; здесь — свое опричное управление: Боярская дума, приказы, свое опричное войско из верных, как он полагает, людей.

На остальной части государства сохраняются старые порядки — с прежней Боярской думой, приказами; это — земщина во главе с боярами. Начался «перебор людишек» — с опричной территории помещиков и вотчинников выводят «в иные города» вместе с их семьями, крестьянами и холопами. Все это сопровождается обманом и насилиями, грабежами и убийствами. Царские «кромешники» (название придумал А. Курбский) расправляются с неугодными царю и им самим людьми, многих ссылают. Особенно пострадали сторонники Владимира Старицкого, у него отобрали родовой удел и выделили взамен Дмитров и иные земли.

На Земском соборе 1566 г. часть депутатов — дворян просили отменить опричнину. В ответ царь казнил до двухсот челобитников. Та же участь постигла нового митрополита Филиппа, из рода московских бояр Колычевых. Он сменил Афанасия, покинувшего митрополичий престол весной того же года, и Германа Полева, пробывшего на нем два дня (выступил против репрессий опричников). Человек незаурядный, с сильным и властным характером, прекрасный организатор (при нем в Соловецком монастыре развернулось обширное строительство, кипела хозяйственная жизнь), Филипп стал главой русской церкви. Он бесстрашно выступил с обличениями царя и «кромешников» в Успенском соборе Московского Кремля.

Уговоры царя (чтобы владыка «в опричные дела не вмешивался») не помогали, и однажды во время литургии в том же соборе ворвавшиеся туда сорвали с митрополита святительские одежды и свели с престола. Послушный царю Освященный собор (собрание высших иерархов церкви) в ноябре 1568 г. лишил Филиппа сана митрополита. Его сослали в тверской Отроч монастырь, а вскоре, во время похода царя на Новгород, туда прискакал Малюта Скуратов, царский любимец и палач, и удушил смелого мученика.

За этими событиями последовали новые казни виднейших бояр, в том числе И. П. Федорова. Владимира Старицкого царь заставил принять яд, ликвидировал его удел; затем устроил страшный погром Новгорода Великого (1570 г.).

Своей опричниной с ее кровавыми оргиями царь, несомненно, достиг укрепления режима личной, неограниченной власти. Она стала своего рода восточной тиранией, деспотией. Народ заплатил за это страшную цену — разорением страны. В России 70 — 80-х гг. разразился настоящий хозяйственный кризис — запустение сел, деревень, городов, гибель огромной массы людей, бегство многих на окраины, страшный голод. Терзали страну моровые поветрия. Оставшиеся в живых люди убивают дворян, особенно опричников, жгут господские имения, крепостные документы, не платят налоги, не исполняют повинности.

Страна стояла на грани катастрофы. После позорного поражения опричного войска и сожжения Москвы в 1571 г. и победы над ними земского войска М. И. Воротынского год спустя царь заявил об отмене ненавидимой народом опричнины. Однако она не ушла в прошлое окончательно: по одной версии, царь ее временно восстановил три года спустя; по другой — и не думал ее уничтожать: она до его кончины существовала под именем «двора».

С помощью опричнины Грозный подавил всякую оппозицию, ликвидировал очаги какого бы то ни было удельного сепаратизма, остатки, и без того невеликие, самостоятельности и независимости в словах и действиях.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой