Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Географическое положение и геополитическое положение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, мы можем заключить, что Норвегия находиться на самом севере и самом западе Скандинавского полуострова, граничит с другими скандинавскими странами: Финляндией, Швецией, Данией; а также с Россией и на западе выходит к Атлантическому океану. Она поддерживает хорошие отношения со своими соседями, активно участвует в блоке НАТО, тесно сотрудничает между скандинавскими странами… Читать ещё >

Географическое положение и геополитическое положение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как уже было отмечено, Норвегия принадлежит к государствам, лежащим в Северной Европе. На востоке она граничит с Финляндией, Швецией, входящих в состав Северной Европы, и с огромной Россией. На юге через пролив Скагеррак шириной в 150 км — c Данией (Северная Европа). Но самый большой сосед расположен на западе — это Атлантический океан (в составе Норвежского моря на северо-западе и Северного — на юго-западе). Море для норвежцев играло и играет очень большую роль [48].

Так, в ходе исторического развития норвежцы сделались превосходными мореплавателями. Море стало местом действия викингов, которые более тысячи лет совершали дальние плавания к неведомым берегам. В эпоху Средневековья Норвегия распространила свое господство на многие прибрежные районы Северной Атлантики [57]. С давних времен здесь ловили рыбу, недаром по всему побережью страны расположены рыбацкие посёлки. В настоящее время акватория Северного и Норвежского морей служит добычей нефти и газа.

Все промышленные предприятия Норвегии, выплавляющие алюминий, медь, цинк — находятся на юге страны, в портах, что также говорит о благоприятном приморском положении, откуда удобнее вывозить продукцию.

Транспортная сеть в Норвегии развивается быстрыми темпами из-за большого числа туристов, стремящихся увидеть причудливые пейзажи страны. Это сказывается и на строительстве тоннелей, которых в Норвегии большое количество. Самый длинный автомобильный тоннель в Европе был построен совсем недавно в 2000 г., и протянулся под скалистыми породами Скандинавских гор на 24,5 км [21, 4].

Кроме материковой части, в состав Норвегии входят архипелаг Шпицберген и остров Ян-Майен в водах Северного Ледовитого океана. Вблизи Антарктиды расположены ещё два норвежских острова: остров Буве и остров Петра I. 48].

Положение Норвегии относительно ООН и НАТО Норвегия — активный субъект системы международных отношений. Она устремляет свой взгляд и на Запад, и на Восток, стараясь поддержать хорошие отношения со своими соседями. Во многих отраслях экономической, политической и культурной жизни Норвегия тесно сотрудничает с другими скандинавскими странами. Все северные страны являются в большей степени одинаковыми обществами благополучия. Они имеют похожие политические системы, законы и гражданские права, и примерно одинаково высокий уровень жизни. Церковь также является одним из объединяющих северные страны факторов. Скандинавские страны, Эстония, Латвия и Северная Германия образуют собой единое лютеранское культурное пространство.

В ООН пять северных стран часто выступают единой группой, благодаря чему их вес в этой мировой организации довольно высок. Под эгидой ООН выработана экологическая программа «Повестка дня на XXI век» для всех стран Северной Европы, в том числе и для Норвегии.

Нелегкие отношения складывались с НАТО на протяжении всей истории страны. Началось всё с 1 февраля 1949 года, когда Х. Ланге вручил послу СССР в Норвегии С. А. Афанасьеву ответ на заявление СССР, в котором обратило внимание на враждебные СССР цели НАТО. В ответе говорилось, что «ООН не стала достаточно сильной для поддержания мира и безопасности всех стран, и норвежское правительство, поэтому было убеждено, что необходимо искать большей безопасности путем рационального сотрудничества в области обороны. А поскольку попытка укрепить безопасность Норвегии путем создания северного оборонительного союза оказалась безуспешной, то правительство более детально исследует участие в региональном сотрудничестве безопасности в Атлантическом союзе». Норвежское правительство уверяло также, что оно не будет располагать базы на своей территории, если не подвергнется нападению или угрозе нападения.

В итоге 4 апреля 1949 года представитель Норвегии подписал в Вашингтоне Североатлантический пакт. Суть обязательств, наложенных на эту скандинавскую страну участием в НАТО, сводилось к тому, что она, как и другие участники блока, согласились поставить свои экономические, людские и военные ресурсы на службу договору. Северный натовский фланг имел очень важное стратегическое значение. Стратегическая ценность Норвегии определялось, прежде всего, ее близостью к территории СССР, возможностью использования норвежских портов и аэродромов. В Норвегии были неплохо оборудованы гавани, являвшиеся своеобразным заслоном, который в случае войны должен был принять на себя удар [57].

Огромные затраты, идущие на осуществление планов Североатлантического блока, легли на плечи норвежского народа. Большая часть доходов от норвежской экономики, ещё не оправившейся после войны, шла на военные цели. Норвежское руководство пыталось принимать какието меры для стабилизации экономического положения. Так, в сентябре 1949 года правительство осуществило девальвацию кроны, но это привело лишь к росту импортных цен и серьёзно осложнило экономическую ситуацию в стране. В мае 1950 года в Осло состоялось заседание норвежского правительства, где обсуждался вопрос о финансовых тяготах, связанных с американской «помощью» вооружением. Министр обороны Хауге сообщил: «…восемьдесят процентов поставляемого американского вооружения является устаревшим, вследствие чего через два-три года встанет вопрос о его замене новым». Министр финансов на этом совещании отметил, что расходы по оплате американских военных поставок уже в два с половиной раза превысили военные ассигнования, утвержденные в парламенте" .

И, несмотря на то, что норвежское правительство видело многие отрицательные стороны участия страны в западном союзе, оно продолжало проводить мероприятия, служащие военным целям НАТО. Тяжелое экономическое положение, участие Норвегии в системе общего командования НАТО — все это не могло не вызвать возмущения норвежцев. Уже в этот период по всей стране развернулись широкие кампании протеста по поводу контроля американцев над норвежским государством. Норвежцы опасались, что будет нарушен суверенитет государства, его самостоятельность.

В сентябре 1953 года в Норвегии вступил в действие закон о воинской повинности, согласно которому каждый признанный годным к военной службе норвежец в возрасте от 20 до 25 лет считался военнообязанным и мог быть призван в любой момент в вооруженные силы. Были расширены национальные мероприятия по подготовке кадров для военноморского флота. С этой целью в Норвегии создали морской хемверн (военизированная часть, «гражданская оборона»), в которой в обязательном порядке привлекалась молодежь из среды рыбаков. Значительное число норвежских офицеров прошло соответствующее обучение в США и Англии.

В вооруженных силах Норвегии находилось немало иностранных специалистов в качестве «инструкторов» и «советников». Присутствие в стране иностранных военных не пользовалось большой популярностью у населения. Об этом писала газета «Дагбладет». Она отмечала наглое поведение американских военных. Так, к примеру, пишет газета, «вызывает возмущение езда американских офицеров на автомашинах, которую во многих случаях можно назвать бесшабашной» [57, 212].

Другая газета «Вердене Ганг» под заголовком «Янки, убирайтесь домой!» писала о вызывающем поведении моряков, находящиеся в порту Осло эскадры американских кораблей. Отмечалось, что «произошли столкновения норвежских жителей с полицией, которая защитила американского матроса, вступившего в драку с двумя норвежцами. В ответ на требование полиции разойтись норвежцы запели национальный гимн» [57, 212].

Таким образом, норвежское население различными способами выражало протест против усиления военного влияния в своей стране.

Тем не менее, были развернуты большие работы по строительству военно-воздушных и военно-морских баз по программе «Инфраструктура» , — которая заключалась в общем финансировании странами-участницами НАТО строительства аэродромов, военно-морских баз, командных пунктов, нефтепроводов и т. п. Эта программа была принята в феврале 1952 года на очередной сессии Совета НАТО. Командование Североатлантического блока руководствовалась при этом следующим принципом: построить норвежскую оборону с расчетом на превращение страны в своего рода плацдарм НАТО у северных границ СССР. «В Норвегию вложили 11% всех средств Североатлантического блока по этой программе» [57, 212].

В настоящее время Североатлантический блок непрерывно укрепляется. О его мощи можно судить по размаху маневров в Северном и Баренцевом морях. Только в середине 1990х годов, по опубликованным данным, было ведено 11 учений, из них 7 крупномасштабных, в каждом из которых участвовало свыше 50 кораблей, 150 самолетов и вертолетов. В акватории Баренцева моря круглосуточно патрулируют подлодки Норвегии и других стран НАТО. На скандинавских берегах созданы 4 радиолокационных центра, крупнейшие из которых — в Вардё и Киркенесе, которые способны фиксировать происходящее в радиусе 2 тыс. км, то есть они видят весь Кольский полуостров, весь наш разрушенный военно-морской бастион.

Отметим, что в 1990х годах скандинавские страны, особенно Норвегия, все активнее включались в орбиту военных приготовлений на Севере. Военные проблемы стали значительно чаще обсуждаться в печати, в научных кругах, в структурах власти этих стран [1].

Положение Норвегии относительно политических и региональных объединений (ЕС, БЕАР и России) Индивидуальный подход Норвегия имеет и в вопросе о вступлении в Европейский экономический союз, что имеет для страны жизненно важное значение. 28 ноября 1994 года в Норвегии проходил референдум, который, как предлагалось, должен был решить, быть стране членом ЕС или нет. Результаты голосования таковы: 47,8% населения высказались за присоединение к ЕС, а 52,2% против. Подчинившись большинству, Норвегия отказалась войти в Европейское сообщество, как и 1972 году. Референдум расколол норвежское общество, поделив его на Север и Юг, город и деревню. Интересы севера, где живут главным образом рыбаки и крестьяне, не совпали с интересами юга. На Крайнем Севере только 25,5% хотели вступить в ЕС, на юге процент доходил до 85. Раскол произошел и в правящей Норвежской рабочей партии, ведь ещё до референдума часть членов партии образовала внутрипартийную организацию.

Главный аргумент против вступления в ЕС — желание остаться независимыми в политическом и экономическом смысле. У норвежцев сильно развито национальное чувство. Кроме того, Норвегия очень богатая страна благодаря найденным на ее шельфе полезным ископаемым — нефти и газу. Норвегия — одна из тех стран, которые не имеют внешнего государственного долга, она никому не должна. Именно в виду этого обстоятельства Норвегия была бы очень желанна в качестве члена Европейского экономического сообщества. Она бы пополнила ту часть стран, которые дают в общую кассу больше, чем берут из нее [57].

Членство Норвегии в ЕС вызвало бы коренную ломку сельского хозяйства, переделку его на европейский лад. Референдум расколол норвежское общество, поделив его на Север и Юг, город и деревню. Интересы Севера, где живут главным образом рыбаки и крестьяне, не совпали с интересами Юга. На Крайнем Севере только 25,5% хотели вступить в ЕС, на юге процент доходил до 85. Раскол произошел и в правящей Норвежской рабочей партии, ведь ещё до референдума часть членов партии образовала внутрипартийную организацию.

Однако, несмотря на нежелание Норвегии вступать в ЕС, она имеет с ним соглашение о свободной торговле и является членом Европейского совета и Европейской ассоциации свободной торговли.

Тесное сотрудничество между скандинавскими странами позволило осуществить единый для всех этих стран рынок труда, обеспечить единую социальную защиту, несмотря на национальность. Так, например, граждане любой из этих стран имеют право свободного переезда в пределах Скандинавии без предъявления паспорта и право поступить на работу в любой скандинавской стране. В северных странах реализовано многое, к чему Европейское сообщество только стремится.

Норвегия активно сотрудничает и со своим восточным соседом — Россией. Для нынешних российско-норвежских отношений характерны большая раскованность и дружелюбность по сравнению с довольно напряженной атмосферой времен «холодной войны». Норвегия и Россия являются добрыми соседями больше тысячи лет. Все эти годы, несмотря на существование некоторых трудно решаемых проблем в отношениях между двумя странами, удавалось избегать серьезных конфликтов даже в последнее время, когда северные районы приобрели стратегическое значение.

Одна из острых проблем — проблема Шпицбергена. Во-первых, представители норвежских природоохранных организаций выступают против разведки и добычи нефти, а также нерентабельной добычи угля в Баренцбурге и Пирамиде. Во-вторых, и главное, стоит особая проблема рыболовства в бассейне Шпицбергена. Так, ещё в 1977 г. Норвегия в одностороннем порядке ввела 200мильную зону вокруг Шпицбергена. Специалисты объясняют это тем, что Шпицберген не имеет своего континентального шельфа и введение этой зоны — временная мера для решения вопроса регулирования количества рыбы в этом важнейшем для Норвегии районе. Но спор заключается ещё и в том, что норвежцы придерживаются принципа медианной линии, тогда как россиянам ближе принцип арктических границ. И Россия никогда эту зону формально не признавала и не признает. Но, к сожалению, на практике российские рыболовецкие суда соблюдают норвежские предписания, что согласно норвежским правилам, лов рыбы внутри охранной зоны ограничен. [16].

Также укажем, что основная деятельность норвежцев на Шпицбергене это развитие туризма, научные исследования, деятельность ВУЗов, космического центра в Нью-Олесунне по запуску геофизических ракет. Что непосредственно проводимые в университете исследования позволят «захватить» учебную базу на Севере. Это и новые данные о природе северного сияния, о влиянии солнечной интенсивности на земные процессы, о состоянии озонового слоя и т. д.

К тому же, по договору от 9 февраля 1920 года архипелаг передан под «полный и абсолютный суверенитет Норвегии» и норвежцы готовы сохранять свои позиции на Шпицбергене. Поэтому важным вопросом для них является, в первую очередь, вопрос о самоуправлении на Шпицбергене. Таким образом, правительство Норвегии пошло навстречу требованиям о демократизации местного общества. Норвежское правление будет отвечать за бюджет, экономику, штат компаний, а также за оказываемые услуги. Но, пока лишь правительство ограничивает местное самоуправление только Лонгйиром, что объясняется внешнеполитическими и экологическими причинами [39].

Двусторонние отношения между Россией и Норвегией охватывают большое число отраслей и постоянно развиваются. Особенная роль принадлежит северным районам, учитывая их стратегическую и экономическую важность [57].

Несомненно, важнейшим объектом сотрудничества является Баренцево море. Оно весьма богато природными ресурсами, включая рыбу и запасы нефти и газа. С этой целью, между северными землями Норвегии, России, Финляндии и Швеции был создан Баренц-Евроарктический регион (БЕАР). Роль Норвегии в организации БЕАР одна из главных, судя уже по тем проблемам, которыми занимается норвежские представители в рамках Норвежского Баренц-секретариата. Эти проблема имеют широкий спектр: проблемы коренных народностей, промышленности и экономике, экологии, информационным технологиям. Причем нужно заметить, что Норвегия является одним из инициатором Баренц сотрудничества в рамках БЕАРа, и сотрудничество с Россией, что отдает ей честь в этой организации и то, что Норвегия заинтересована в территориальных проблемах своей страны и, стран входящих в эту организацию [41].

Важность Баренцева моря для России и Норвегии определяется и тем, что на него приходится значительная доля гражданского и военно-морского судоходства, а также воздушных путей.

Активно ведутся переговоры о соглашении по предотвращению инцидентов на море, которое установит взаимоприемлемый кодекс поведения в воздушном и морском пространстве. Подписание такого соглашения сделает Баренцево море более безопасным. Нужно отметить, что между странами уже налажено сотрудничество в деле организации спасательной службы на море, развернута совместная работа координационных спасательных центров в Будё и Мурманске.

Успешно решается вопрос о разграничении экономических зон и районов восточного шельфа, принадлежащего обеим странам в Баренцевом море. На архипелаге Шпицберген норвежские власти поддерживают хорошие отношения с русскими поселенцами. Россия является одной из многих стран, присоединившихся к договору о Шпицбергене, и в то же время единственной страной, помимо Норвегии, которая на постоянной основе занимается там коммерческой деятельностью. Другой стороной сотрудничества между Норвегией и Россией является развитие отношений в деле защиты окружающей среды. Норвегия очень обеспокоена данными проблемами, ее волнуют выбросы в атмосферу различных соединений, сбросы отходов в реки и море. Особенную головную боль доставляет проблема хранения, переработки и утилизация ядерного топлива. Основной поставщик таких отходов — Северный военно-морской флот, который накопил столько отходов, что при нынешних темпах транспортировки их не вывезти за 20 лет. Эту проблему предстоит решать в будущем.

" Импорт" загрязнений в Норвегию можно остановить только при помощи международного сотрудничества. В стране создано специальное министерство по охране окружающей среды. Одновременно с этим имеющиеся здесь частные организации следят за действительным выполнением принятых государством законов. Норвегия предъявляет такие высокие требования не только к себе, но и к другим странам и надеется на активное участие мирового сообщества [57].

Таким образом, мы можем заключить, что Норвегия находиться на самом севере и самом западе Скандинавского полуострова, граничит с другими скандинавскими странами: Финляндией, Швецией, Данией; а также с Россией и на западе выходит к Атлантическому океану. Она поддерживает хорошие отношения со своими соседями, активно участвует в блоке НАТО, тесно сотрудничает между скандинавскими странами, входящими в ЕС, что позволило создать общий рынок труда, и обеспечить единую социальную защиту. Для российско-норвежских отношений характерны большая раскованность и дружелюбность. Перед двумя государствами стоит чрезвычайно важная проблема ядерных отходов. Интересная ситуация сложилась на архипелаге Шпицберген, статус которого до настоящего времени остаётся предметом дискуссий. В отношениях с Норвегией досталось неурегулированное наследство — предстоит решить застарелую проблему разграничения экономической зоны и шельфа (155 тысяч кв. км) в Баренцевом море. Норвегия придает большое значение мирным инициативам и урегулированию спорных вопросов между государствами путем переговоров.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой