Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предпосылки создания государства у восточных славян во второй половине IX века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Через три года, в 882 году, Олег собрал войско из варягов и подвластных ему племен чуди, словен, мери и кривичей. Князь взял с собой «младенца» Игоря и двинулся с войском с Волхова на Днепр. Он подошел к Смоленску одному из кривичских городов и взял его. Следующим городом, который знал Олег на днепровском пути, был Любеч. «Но желания завоевателя стремились далее: слух о независимой державе… Читать ещё >

Предпосылки создания государства у восточных славян во второй половине IX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как уже говорилось ранее, становлению государственности (без разбора на норманскую и антинорманскую теории) предшествовало множество факторов, среди которых духовные, бытовые, культурные и пр.

К IX в. у восточных славян сложился комплекс предпосылок для образования государства.

  • 1. Духовные предпосылки. Становлению власти князя способствовала эволюция языческих представлений славян той эпохи. По мере роста военного могущества князя рос его престиж и одновременно происходило отчуждение от свободных общинников. В результате отдаления князя от привычных для общинников дел, а также в результате выполнения им сложных управленческих функций, он наделялся сверхъестественными силами и способностями. В князе начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации, то есть обожествлению княжеской власти, а также создавало духовные предпосылки для перехода от общинных отношений к государственным.
  • 2. Внешнеполитические предпосылки. Сюда относится «давление», которое оказывалось на славян их соседями — норманнами и хазарами.

С одной стороны, их стремление контролировать торговые пути, которые связывали Запад с Югом и Востоком, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, которые втягивались во внешнюю торговлю.

С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Так, Византийская империя долгое время считалась подлинным эталоном государственно-политического устройства.

3. Социально-экономические предпосылки.

Здесь следует отметить изменения в хозяйстве восточных славян в VII—IX вв. Так, развитие земледелия приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для отделения военно-управленческого труда от производительного.

На севере Восточной Европы большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли.

В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Пашенная земля и продукты труда находились в пользовании отдельных небольших семей, которые владели скотом и орудиями труда. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации. Социального расслоения в общине не происходило, поскольку производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой.

4. Социально-политические предпосылки. Межплеменные столкновения, усложнение внутриплеменных отношений ускоряли становление княжеской власти. Кроме того, борьба меж племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В конце концов, власть князя, стремившегося превратить ее в наследственную, все менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы все более отчуждались от интересов соплеменников.

В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам. Некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы. Стоит отметить, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних факторов при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в IX—X вв.

5. Два центра древнерусской государственности: Ладога и Киев. Приглашение Рюрика Древнерусское государство возникло в Восточной Европе в последней четверти IX века в результате объединения двух главных центров восточных славян Киева и Новгорода. В него вошли земли, расположенные вдоль пути «из варяг в греки», поселения в районах Старой Ладоги, Гнездова и другие. Во главе Древнерусского государства, известного также под названиями Киевская Русь, Древняя Русь, стояла династия Рюриковичей, основание которой положил легендарный варяг Рюрик.

Городища, а в дальнейшем города Новгород и Киев, располагались в ключевых точках знаменитого пути «из варяг в греки», главной торговой магистрали славян. Она приносила местным жителям большой доход, она же сыграла свою роль и в том, что славянские племена вынуждены, были пригласить княжить сильных варягов. Знаменитый историк В. О. Ключевский называл Киев «ключом» от русской торговли: «Киев был сборным пунктом русской торговли; к нему стекались торговые лодки отовсюду, с Волхова, с Западной Двины, верхнего Днепра и его притоков. Кто владел Киевом, тот держал в своих руках ключ от главных ворот русской торговли».

Казалось бы, у славян не было никакой необходимости приглашать варяжских вождей к себе в руководители. Но нужно помнить, что в конце VIII века началась так называемая «эпоха викингов». В это время первый отряд «бродяг моря» из Скандинавии осуществил налет на остров Линдисфарн, где обитали мирные монахи. Викинги разграбили остров, многих монахов взяли в плен на продажу. Ни одно государство Западной Европы не смогло справиться с викингами. Правители больших и малых европейских государств вынуждены были идти на компромисс с дерзкими воинами, не знавшими пощады.

Славяне, заняв огромные территории, не могли быстро их освоить, то есть, говоря современным языком, создать прочную инфраструктуру государства, поэтому приглашение варягов было не только вынужденной мерой, но и мудрым шагом. Славяне пригласили варягов в тот момент, когда сила скандинавов, а также других могучих соседей, находилась в апогее. Когда приглашай, не приглашай, они все равно явились бы в Восточную Европу, вышли бы к Днепру, и Волге хотя бы потому, что этого хотели богатейшие купцы Византийской державы. Вдобавок до этого варяги не раз совершили набеги и разоряли городища славян. Славянам надоели «заморские гости», они прогнали их, установив свою власть.

Но не успели они порадоваться победе, как самый страшный враг для любого народа внутренняя расприя полыхнула в Новгороде. Междоусобица не прекращалась долго и подорвала силы новгородцев. Н. М. Карамзин говорит: «тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость, и славяне убежденные так говорит предание советом новгородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов» Они направили в Скандинавию послов, которые сказали Рюрику: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, придите княжить и владеть нами». Князь должен был править «по ряду» договору и «по праву» по закону. Отсутствие порядка и его установление «ряд», договор с князем, который должен «судить и рядить», главный мотив в летописной легенде.

Рюрик, который начал продвижение на Русь из Ладоги, принял приглашение и стал править Новгородом. Уже в первые века своего существования Новгород играл важную роль в событиях происходивших на русской земле, фактически став первой столицей Руси. Расположение Новгорода было столь выгодно географически: город стоял на перекрестке водных путей, идущих из Балтики с севера и запада на юг и восток, поэтому к середине IX века он сделался самым крупным торговым, политическим и культурным центром северо-западных земель. Археологические данные позволяют предполагать, что Новгород сформировался из трех поселков, возникших от резиденции первых князей Городища IX—X вв.еков. Археологи также обнаружили, что первые новгородские усадьбы X века были построены на пашне новгородцы обязаны были кормить княжескую дружину, которая располагалась неподалеку на Городище. В Новгороде княжеская резиденция располагалась вне самого города ведь и князя призывали со стороны.

В «Записках о московских делах (XVI век)» С. Герберштейн пишет о Новгороде: «Новгород Великий самое обширное княжество во всей Руссии; на их родном языке он называется Новый город. Ибо все то, что окружено стеною, укреплено тыном или огорожено другим способом, они называют городом. Этот обширный город, посередине которого протекает судоходная река Волхов. Она вытекает почти в двух верстах выше города из озера Ильмень и впадает в озеро Нево, которое теперь от лежащего при нем города называется Ладогою» Лубченков Ю. Н. Города России, с. 16.

Через два года после начала правления в Новгороде, по стечению обстоятельств, князь стал править огромной территорией, «очевидно, заморские варяжские князья с дружиной призваны были новгородцами и союзными племенами для защиты от каких-то внешних врагов и получили корм за свои сторожевые услуги. Но наемные охранители, по-видимому, желали кормиться слишком сытно. Тогда поднялся ропот среди плательщиков корма, подавленный вооруженной рукой. Почувствовав свою силу, наемники превратились во властителей» Ключевский В. О. Краткое пособие по русской истории, с. 26. Рюрику подчинились новгородские славяне, кривичи, финно-угорские племена, мурома. Он назначал им посадников из лучших своих дружинников. Случилось это в середине IX века началась эпоха Рюриковичей.

Призвав Рюрика, славянские вожди, помимо всего прочего, получили сильного союзника в борьбе со шведами, дружины которых часто нападали на Восточную Прибалтику. Как написано в Ипатьевской летописи, Рюрик с дружиной в 862 году прибыл в Ладогу, дотла сгоревшую в результате случившегося в том году пожара. Первым делом пришельцы срубили новый город Ладогу: «Рюрик не прямо сел в Новгороде, но сперва предпочел остановиться вдали от него, при самом входе в страну, в городе Ладоге, чтобы быть ближе к родине, куда можно было бы укрыться в случае нужды». Затем они пошли к Ильмень озеру и срубили над Волховом город, получивший название Новгород. Затем они срубили города Полоцк, Ростов и Белоозеро, ставшие опорными пунктами.

Историки в XIX веке назвали средневековую резиденцию князей под Новгородом Рюриковым Городищем. Однако в русских летописях это место называлось просто Городищем. Ученые полагали, что это был тот «Старый город» рядом с которым возник Новгород. Археологи обнаружили пребывание скандинавской дружины, которая действительно появилась там, в середине IX века во время призвания варяжских князей.

6. Образование Киева. Первые его правители Начало Киева летописец Нестор относит ко времени после Рождества Христова, рассказывая, что он был основан предводителями полян, тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом. Они жили на Дунае, и князя Кия с честью принял сам византийский император, разрешив ему поселиться на землях империи. Но окрестные жители не дали полянам обосноваться на Дунае, и те переселились на Днепр. Здесь братья основали городок, названный в честь старшего Киевом; о Щеке напоминает киевская гора Щекавица, о Хориве Хоревица. У них была и сестра Лыбедь: так называлась впадающая в Днепр киевская речка.

«Повесть временных лет» свидетельствует о том, что у полян преобладала кровнородственная община, но была и территориальная община. Из этого следует, что племя полян смешанное в этническом отношении. Н. М. Карамзин обращает наше внимание на два обстоятельства в изложенном Нестором происхождении Киева: «первое, что славяне киевские издревле имели сообщение с Царьградом, и второе, что они построили городок на берегах Дуная еще задолго до походов россиян в Грецию» Археологам удалось определить границы и территории этого племени: на западе р. Тетерев, на севере г. Любеч, на юге р. Рось. Но во второй четверти X века на этих же землях появляется и другой народ, который хоронил умерших по обряду трупоположения и пользовался гончарным кругом. Ученые доказали, что это население пришло из Среднего Подунавья. Скорее всего, это были дунайские руги-русы из Великой Моравии. Поляне и русы со временем, смешались, русы, стали говорить на славянском языке, а племенной союз получил двойное название поляне-русь.

При князе Рюрике Русь искала пути, минуя Хазарию, чтобы добираться до рынков мировой цивилизации. В. О. Ключевский писал о Киеве так: «Из соединения варяжских княжеств и сохранивших самостоятельность городовых областей вышла третья политическая форма, завязавшаяся на Руси: то было великое княжество Киевское. Образование этого княжества было подготовлено указанными выше экономическими и политическими фактами. На каких бы пунктах русского промышленного мира ни появлялись варяжские князья, их постоянно тянуло к городу на южной окраине этого мира, замыкавшему цепь торговых русских городов по греко-варяжской речной линии Днепра Волхова, к Киеву. Здесь заморские искатели выгодного найма и торгового барыша могли поживиться всего более. Киев был сборным пунктом русской торговли; к нему стягивались торговые лодки отовсюду, с Волхова, Западной Двины, Верхнего Днепра и его притоков. Отсюда в летописном рассказе о событиях IX и Х вв. довольно явственно выступают два факта: тяготение варяжских пришельцев с Балтийского моря к Киеву и экономическая зависимость русских городов от Киева «.

Согласно «Повести временных лет» два «мужа» дружинника Рюрика, Аскольд и Дир, получили у князя разрешение отправиться в поход на Царьград Константинополь. Они двинулись из Новгорода на юг, достигли Днепра и обосновались у полян в Киеве, собрав в свою дружину множество варягов. Поляне платили дань хазарам, но Аскольд и Дир овладели «Польской землей», не встретив их сопротивления.

Видимо Хазария уже не могла удерживать в подчинении отдаленные земли на западе своих владений. Однако целью руси была не только власть над полянами и путем по Днепру. Из Киева, по русской летописи, русь отправилась в первый свой поход на Царьград (860 год). В византийских хрониках не упомянуты имена предводителей этого похода, и ученые спорят, действительно ли русь пришла к стенам Царьграда из Киева. Норманны скандинавы звавшиеся русью, могли приплыть и через проливы Средиземного моря: недаром арабские источники сообщают, что в 844 году северный народ рус напал на Севилью в Испании, а в 860 году норманны добрались до Италии и пытались захватить сам Рим.

Основным маршрутом, вероятно, был путь от Новгорода к Киеву, по Волхову и Днепру. Он вел из Скандинавии в Царьград по рекам Восточной Европы и назывался в летописи «путем из варяг в греки». Этот путь соединял Русскую землю со всем европейским миром.

Аскольд и Дир с русским войском первыми прошли по нему. Они потерпели поражение под стенами Царьграда, но даже неудача воспринималась как начало русской славы: ведь после этого похода имя руси впервые попало на страницы официальных византийских хроник, войдя тем самым во всемирную историю.

Разбитые под Царьградом Аскольд и Дир вернулись в Киев, Рюрик же продолжал княжить в Новгороде. Перед смертью он отдал своего малолетнего сына Игоря на попечение родственнику Олегу. Воспитатель становился фактически правителем и воеводой при малолетнем князе таков был средневековый обычай (879 год).

Через три года, в 882 году, Олег собрал войско из варягов и подвластных ему племен чуди, словен, мери и кривичей. Князь взял с собой «младенца» Игоря и двинулся с войском с Волхова на Днепр. Он подошел к Смоленску одному из кривичских городов и взял его. Следующим городом, который знал Олег на днепровском пути, был Любеч. «Но желания завоевателя стремились далее: слух о независимой державе, основанной Аскольдом и Диром, благословенный климат и другие естественные выгоды Малороссии, еще украшенные, может быть рассказами, влекли Олега к Киеву. Вероятность что Аскольд и Дир, имея сильную дружину, не захотят ему добровольно поддаться и неприятная мысль сражаться с единоземцами, равно искусными в деле воинском, принудили его употребить хитрость. Оставив назади войско, он с юным Игорем и с немногими людьми приплыл к высоким берегам Днепра, где стоял древний Киев; скрыл вооруженных ратников в ладиях и велел объявить государям киевским, что варяжские купцы, отправленные новгородским князем в Грецию, хотят видеть их как друзей и соотечественников. Аскольд и Дир, не подозревая обмана, спешили на берег: воины Олеговы в одно мгновение окружили их. Правитель сказал: Вы не князья и не знаменитого роду, но я князь, и показав Игоря, примолвил: Вот сын Рюриков! Сим словом, осужденные на казнь Аскольд и Дир под мечами убийц пали мертвые к ногам Олеговым».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой