Архитекторы украинского барокко
В XVIII в. в архитектуре западных областей Украины существенных изменений не произошло. Продолжал развиваться стиль барокко с чертами, характерными для позднего барокко в архитектуре Италии, Польши и Австрии. К началу XVIII в. резко усилилась католическая экспансия. Украинское духовенство принимает унию, католическая церковь крепко держит в своих руках общественную жизнь. В ту пору во Львове было… Читать ещё >
Архитекторы украинского барокко (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На протяжении XVIII века украинское барокко видоизменялось под влиянием западноевропейских и российских архитекторов, работавших на Украине. барокко архитектура строительство Бернард Меритин — выдающийся архитектор эпохи позднего барокко, работавший в западных районах Украины, входивших тогда в состав Речи Посполитой. Творчество архитектора свидетельствует о незаурядных способностях и творческом подходе к заказам. Планы построек выдают высокий профессиональный уровень и архитектурную эрудицию мастера. Сравнение планов построек Меритина обнаруживает существенную близость к церковным постройкам австрийского и чешского барокко той эпохи.
Основные постройки:
- · Костёл в селе Навария (предположительно, первая работа архитектора, сохранилась), ныне Львовская обл.
- · Перестройка Костёла миссионеров (1744 г.), г. Львов
- · Собор Святого Юра (Св. Георгия. с 1745 г., сохранился), г. Львов
- · Костёл Непорочного Зачатия Пречистой Девы Марии (с 1743 г, сохранился), г. Городенка Ивано-Франковской обл.
- · Ратуша (1751 г., сохранилась), г. Бучач
- · Костёл Всех святых (1751 — 1758, сохранился), село Годовица Львовской обл.
Андрей Васильевич Квасов (до 1720 — после 1777) — русский архитектор середины XVIII века, представитель русского (елизаветинского) барокко, закончивший свой жизненный путь главным архитектором Малороссии. Наиболее продуктивный период в жизни Квасова связан с работой на братьев Разумовских. Для Алексея он выстроил дворцы в Козельце, Гостилицах и (вероятно) Знаменке, а в 1748 г. отправился на Украину, где для К. Разумовского проектировал и застраивал новую столицу гетманства — Глухов. Возведённый им дворец в Батурине был полностью перестроен Ч. Камероном.
Основные постройки:
· собор Рождества Пресвятой Богородицы в Козельце.
Бартоломемо Франчемско Растремлли (1700, Париж — 29 апреля 1771, Санкт-Петербург) — русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко.
Основные постройки:
- · Андреевская церковь (1748 — 1767) в Киеве.
- · Царский дворец (1752 — 1870) в Киеве.
Готфрид Иоганн Шедель (около 1680 года, Вандсбек, Германия — 10 февраля 1752 года, Киев) — российский архитектор немецкого происхождения. С 1713 года работал в стиле барокко в Санкт-Петербурге и Киеве.
Основные постройки:
- · Колокольня Киево-Печерской лавры (1731−45)
- · Кловский дворец в Киеве
- · Церковь Благовещения на Житном дворе (1731) на территории Московского Кремля (уничтожена в 1932 году)
- · Ворота Заборовского. 1744—1746 гг.
Ян де Витте — польский военный инженер и архитектор голландского происхождения.
Основные постройки:
- · Сакральный ансамбль сооружений и фортификаций костёла Кармелитов в Бердичеве, 1739.
- · Дворец Любомирских, 1740-е года.
- · Доминиканский собор, 1749.
- · Дворец Любомирских в Ровно, сгорел в 1927 году.
- · Дворец в Каменце-Подольском (не сохранился).
- · Триумфальная арка в Каменце-Подольском (не сохранилась).
- · Костёл в Купине на Подолье.
Степан Демьянович Ковнир (1695—1786) — малороссийский архитектор XVIII века, мастер украинского барокко.
Основные работы:
- · Киево-Печерская лавра:
- · Ковнировский корпус (1746—72);
- · Колокольни на Ближних (1759—62) и Дальних (1754—61) пещерах;
- · Кловский дворец (1754—58, вместе с Иоганном Шеделем и Василием Неёловым
- · Колокольня Братского монастыря на Подоле (1756, не сохранилась);
- · Троицкая церковь Китаевской пустыни (1763—67).
- · Собор Антония и Феодосия с колокольней (1756—58), Васильков.
Ивамн Фёдорович Мичумрин (1700—1763) — архитектор, работавший в стиле русского барокко.
Основные работы:
· Мариинского дворца в Киеве.
· Андреевской церкви в Киеве.
Ивамн Григомрьевич Григоромвич-Бамрский (1713, Киев — 10 сентября 1785, Киев) — киевский архитектор, последний крупный представитель украинского барокко. (1719—1774) — главный архитектор Москвы в период правления императрицы Елизаветы Петровны, мастер т.н. елизаветинского барокко.
Основные работы:
- · Константино-Еленинская церковь (1743) на Подоле.
- · Надвратная церковь Кирилловского монастыря (1760).
- · Покровская церковь (1766).
- · Церковь Святого Николая Набережного (1772−85) на Подоле.
- · Церковь Рождества Богородицы (1696) в Печерской лавре.
Иоганн-Баптист Зауэр родился в польском городе Казимеж возможно в начале ХVII века.
Основные работы:
- · Свято-Троицкий собор (1679 — 1684) в Чернигове.
- · Мгарский Спасо-Преображенский собор (1684 — 1687) на Полтавщине.
Таблица 1. Список каменных храмов в стиле украинского барокко. Памятники в Украине.
Название. | Местонахождение. | Время создания или перестройки. | Примечания. | Фото. |
Успенская церковь. | Киевская область, Барышевка. | 1-я половина XVIII в. | Трёхчастный одноглавый храм с поздними пристройками. Отдельно стоящая небольшая шатроваяколокольня была одновременна храму. Церковь и колокольня уничтожены в советское время. | |
Спасо-Преображенский собор Максакиевского монастыря. | Черниговская область, Максаки. | 1642 — 1650-е гг. | Зальный трёхнефный одноглавый (с XVIII в. — трёхглавый) храм. Основан А.Киселём. Уничтожен в 1940;е гг. | |
Церковь Спаса Преображения на Берестове. | Киев, Печерск. | 1647, конец XVII в. | Древний трёхнефный храм перестроен П. Могилой в крестообразный с тремя апсидами в 1640—1647 гг. Позднее оформлен в стиле украинского барокко. Колокольня начала XIX в. | |
Церковь Архангела Михаила. | Киевская область, Переяслав-Хмельницкий. | 1660-е гг. | Небольшая зальная церковь. | |
Успенский собор Киево-Печерской лавры. | Киев, Печерск. | 1669—1677, 1722—1729, 1767—1769. | Древний одноглавый храм был сильно обстроен, добавлены приделы, паперти и шесть новых глав, заново выполнена его отделка. Элементы елизаветинского барокко. Собор почти целиком погиб в 1941 г., ныне восстановлен в стиле XVIII в. | |
Воскресенская церковь. | Киев. | 1670, 1698. | Крестообразный пятичастный пятиглавый храм. В XVIII—XIX вв. перестроен, уничтожены боковые главы, фасады получили отделку в стиле елизаветинского барокко. Колокольня начала XIX в. Церковь снесена в советское время. | |
Церковь Николая Чудотворца Густынского монастыря. | Черниговская область, Густынь. | 1670-е гг. | Надвратная церковь, полностью перестроена в XIX в., сохранилось основание. | |
Успенский соборЕлецкого монастыря. | Черниговская область, Чернигов. | 1670-е — 1680-е гг. | Древний храм перестроен архимандритом Феодосием и И. Галятовским на многочисленные вклады украинских старшин и русских аристократов (Лизогубы, князья Барятинские и др.). Над нартексомдобавлены три главы (уцелели две), ещё одна — над алтарём. Паперти с приделами выстроены в 1689 г. Отдельно стоящая столпообразная гранёная соборная колокольня выстроена в 1670—1675. Пятиярусный иконостас 1679—1680 гг. погиб в 1941 г. | |
Троицкий собор Густынского монастыря. | Черниговская область, Густынь. | 1674—1675. | Пятиглавый крестообразный девятичастный храм, выстроен на вклад гетмана И.Самойловича. Четырёхъярусный иконостас начала XVIII в. уничтожен в советское время. | |
Спасо-Преображенский собор Межигорского монастыря. | Киевская область, Новые Петровцы. | 1676—1690, неоднократно перестраивался. | Первоначально — зальный шестистолпный пятиглавый храм с одноэтажной папертью со всех сторон. В 1810-е гг. перестроен в стиле классицизм, уничтожен в 1936 г. | |
Введенская церковь Троице-Ильинского монастыря. | Черниговская область, Чернигов. | 1677—1679, конец XVII в. | Трапезная церковь о двух главах, внешний декор в стиле московского барокко. Уникальный пятиярусный иконостас начала XVIII в., подаренный И. Мазепой, уничтожен в советское время. | |
Церковь Зачатия АнныКиево-Печерской лавры. | Киев, Печерск. | 1679. | Небольшое одноглавое сооружение с трапезной, искажённое последующими перестройками. | |
Троицкий собор Троице-Ильинского монастыря. | Черниговская область, Чернигов. | 1679—1696. | Выстроен попечением Л. Барановича, с 1688 г. также и И. Мазепы, архитектором И. Баптистой, затем — русской артелью во главе с О.Старцевым. Большой зальный трёхнефный семиглавый храм. Убранство не сохранилось, семиярусный иконостас 1695 г. уничтожен в советское время. | |
Никольская церковьСвятогорской лавры. | Донецкая область, Святогорск. | 1680-е гг. | Была сильно перестроена в 1851 г. | |
Церковь Петра и ПавлаЕлецкого монастыря. | Черниговская область, Чернигов. | 1680-е. | Трапезная церковь, в результате перестройки конца XVIII в. полностью утратила первоначалный облик. | |
Собор Николая Чудотворца Крыпецко-Батуринского монастыря. | Черниговская область, Батурин. | 1680. | Крестообразный девятичастный пятиглавый храм, возведён на деньги И.Домонтовича. Храм уничтожен в советское время, погиб и роскошный пятиярусный иконостас начала XVIII в. | |
Спасо-Преображенский собор | Харьковская область, Изюм. | 1681. | Пятичастный пятиглавый храм в смешанном русско-украинском стиле. Был изуродован перестройкой 1902—1903 гг., в 1950;е гг. реконструирован. В советское время погиб иконостас1765 г. | |
Церковь Антония и Феодосия ПечерскихКиево-Печерской лавры. | Киев, Печерск. | 1684—1694. | Двухэтажная одноглавая трапезная церковь. В 1893—1895 выстроено современное эклектичноездание храма. | |
Успенская церковь. | Полтавская область, Лютенька. | 1686. | Крестообразный девятичастный пятиглавый храм, выстроен полковником М.Бороховичем. Пятиярусный иконостас погиб в 1930;е гг., церковь рухнула в 1973 г., позднее руины были разобраны. | |
Покровский соборПокровского монастыря. | Харьковская область, Харьков. | 1689. | Двухэтажный трёхчастный трёхглавый храм с папертью и шатровой колокольней. Его архитектура является синтезом украинского барокко и русского нарышкинского стиля. | |
Крестовоздвиженский соборКрестовоздвиженского монастыря. | Полтавская область, Полтава. | 1689—1709. | Большой зальный трёхнефный семиглавый храм, выстроен семейством Кочубеев. Пострадал во время войны. Отделка и четырёхъярусный иконостас 1772 г. погибли в советское время. Ярусная колокольня — 1786. | |
Церковь Всех Святых над Экономическими воротами Киево-Печерской лавры. | Киев, Печерск. | 1690-е гг. | Надвратная пятичастная пятиглавая церковь с внутренней галереей, выстроена русским архитектором Д. Аксамитовым на деньги И.Мазепы. | |
Введенская церковь Максакиевского монастыря. | Черниговская область, Максаки. | 1690-е гг. | Одноглавый трапезный храм. Уничтожена в 1930;е гг. | |
Трапезная церковь Никольского монастыря. | Киев, Печерск. | 1690—1693. | Выстроена О. Старцевым на деньги И.Мазепы. Одноглавый трапезный храм. Церковь разрушена в 1934 г., трапезная палата — в 1962 г. | |
Богоявленский соборБратского монастыря. | Киев, Подол. | 1690—1693. | Большой зальный трёхнефный пятиглавый храм. Выстроен русским зодчим О. Старцевым на деньгиИ.Мазепы. Трёхъярусная колокольня XVIII—XIX вв. Собор и колокольня уничтожены в 1935 г. | |
Собор Николая Чудотворца (Военный) Никольского монастыря. | Киев, Печерск. | 1690—1696. | Выстроен О. Старцевым на деньги И.Мазепы. Большой зальный трёхнефный храм с пятью низкими главами. Отдельно стоящая массивная трёхъярусная колокольня в стиле елизаветинского барокко — 1750-х гг. Собор и колокольня уничтожены в 1934 г., погиб уникальный семиярусныйиконостас 1696 г. | |
Воскресенская церковь. | Черниговская область, Седнёв. | 1690—1696. | Крестообразный девятичастный храм с одной массивной главой выстроен полковником Я.Лизогубом. Отдельностоящая звонница добавлена в XIX в. | |
Церковь Ильи Пророка. | Киев, Подол. | 1692. | Трёхчастный одноглавый храм. Фасады сильно искажены в конце XIX в. Небольшая шатроваяколокольня относится к началу XVIII в. | |
Борисоглебская церковь. | Киев. | 1692. | Трёхчастный храм с одной массивной главой. Была искажена многочисленными перестройками и пристройками XVIII—XIX вв. Уничтожена в 1936 г. | |
Церковь Николая Чудотворца. | Сумская область, Глухов. | 1693—1695. | Двухчастный двуглавый храм, с русским декором. Выстроен зодчим М. Ефимовым на деньги полковника В.Ялоцкого. Притвор и колокольня — поздние, XIX в. Пятиярусный иконостас середины XVIII в. уничтожен в советское время. | |
Церковь Василия Великого (Трёхсвятительская). | Киев, город Владимира. | 1693—1707. | Верхняя часть древнего храма была полностью перестроена В.Кочубеем. До своего разрушения в 1935 г. церковь представляла собой трёхчастное здание с одной массивной главой. Придел и колокольня относились к XVIII—XIX вв. При разрушении храма погиб иконостас второй половины XVIII в. | |
Петропавловский собор Глуховско-Петропавловского монастыря. | Сумская область, Будища. | 1695—1697. | Трёхчастный трёхглавый храм, декор в русском стиле. Выстроен русским зодчим М.Ефимовым. Уничтожен в советское время. | |
Вознесенский собор Вознесенского монастыря. | Киевская область, Переяслав-Хмельницкий. | 1695—1700. | Большой крестообразный девятичастный одноглавый храм, выстроен на деньги И.Мазепы. Отднельно стоящая трёхъярусная колокольня — второй половины XVIII в. | |
Церковь Николая Чудотворца Притиска. | Киев. | 1695—1707. | Перестроена из крестообразного храма 1640-х гг. в девятичастный одноглавый. Звонница поздняя. | |
Церковь Рождества Богородицы Киево-Печерской лавры. | Киев, Печерск. | 1696. | Первоначально трёхчастный трёхглавый храм, построенный на деньги полковника К.Мокиевского. В 1767 г. пристроены четыре купольных придела. | |
Воскресенская церковь («Афганская»). | Киев. Печерск. | 1696—1698. | Небольшой одноглавый храм, выстроен полковником К.Мокиевским. Колокольня 1860—1863 в. | |
Церковь Спаса ПреображенияВыдубецкого монастыря. | Киев, Выдубичи. | 1696—1701. | Трапезная церковь, построена полковником М.Миклашевским. | |
Собор Георгия ПобедоносцаВыдубецкого монастыря. | Киев, Выдубичи. | 1696—1701. | Девятичастный пятиглавый храм, построен на деньги полковника М.Миклашевского. Пятиярусныйиконостас 1701 г. уничтожен в советское время. Отдельно стоящая надвратная колокольня относится к 1730-м гг. и началу XIX в. | |
Церковь Екатерины. | Черниговская область, Чернигов. | 1696—1715. | Крестообразный девятичастный пятиглавый храм, выстроен на деньги Е., С. и Я.Лизогубов. Современный храму иконостас был уничтожен в советское время. | |
Крестовоздвиженская церковь Киево-Печерской лавры. | Киев, Печерск. | 1697—1700 гг. | Выстроена полковником П. Герциком на месте небольшой каменной часовни времён П.Могилы.Иконостас 1769 г., росписи конца XIX в. | |
Церковь Антония и Феодосия Печерских. | Киев, Печерск. | 1698—1700. | Большой трёхчастный трёхглавый храм. | |
Борисоглебский собор | Черниговская область, Чернигов. | 1700—1702. | Древний храм перестроен на деньги И. Мазепы (в 1960;е гг. ему возвращены древнерусские формы). Тогда же была выстроена сохранившаяся до наших дней столпообразная двухъярусная колокольня. | |
Троицкая церковь. | Черниговская область, Сосница. | 1702. | Трёхчастный трёхглавый храм с элементами нарышкинского стиля. Уничтожена в 1950;е гг. | |
Воскресенская церковь. | Сумская область, Сумы. | 1702. | Двухэтажный трёхчастный трёхглавый храм. Декор в стиле нарышкинского барокко. Отдельно стоящая колокольня выстроена в начале XX в. в близком к храму стиле. | |
Воскресенский собор Благовещенского монастыря. | Черниговская область, Нежин. | 1702—1716. | Большой пятиглавый храм, построен под значительным влиянием русской архитектуры того времени зодчим Устиновым. Фасады переделывались впоследствии в стиле классицизм. | |
Покровская церковь. | Киевская область, Переяслав-Хмельницкий. | 1704—1709. | Семичастный трёхглавый храм. Уничтожена в советское время. | |
Церковь Николая Чудотворца. | Черниговская область, Прилуки. | 1705—1720. | Зальная церковь с удлинённой алтарной частью и звонницей над основным объёмом. Построена на деньги полковника И.Галагана. | |
Спасо-Преображенский собор | Черниговская область, Прилуки. | 1705—1720. | Пятиглавый девятичастный храм. Построен на деньги полковника И.Галагана. | |
Церковь Николая Чудотворца Доброго. | Киев, Подол. | 1706—1716. | Храм заново выстроен в стиле классицизм к 1810 г. Церковь уничтожена в 1935 г., сохранилась небольшая шатровая колокольня постройки начала XVIII в., ныне превращённая в униатскуюцерковь. | |
Воскресенская церковь. | Черниговская область, Новгород-Северский. | 1707. | Зальный трёхчастный одноглавый храм. Позднее сильно перестроен. Уничтожен в 1930;е гг. | |
Покровская церковь. | Черниговская область, Дегтярёвка. | 1708—1710. | Пятичастный пятиглавый храм, более тяготеет к нарышкинскому барокко. Построен на деньгиИ.Мазепы. Пострадал во время войны, после большая его часть разобрана на строительные материалы. | |
Собор Рождества Богородицы Харлампиевскиего Гамалиевского монастыря. | Сумская область, Гамалиевка. | 1710-е — 1735. | Крестообразный девятичастный пятиглавый храм, выстроен на деньги И.Скоропадского. Звонница XVIII—XIX вв. уничтожена в 1960;е гг. | |
Церковь Михаила Архангела Глуховско-Петропавловского монастыря. | Сумская область, Будища. | 1712. | Надвратный трёхчастный трёхглавый храм, в конце XVIII в. глава над нартексом разобрана и пристроена массивная колокольня. После войны разбиралась на строительные материалы, сохранилась частично. | |
Церковь Иоанна Богослова Михайловского Златоверхого монастыря. | Киев, город Ярослава. | 1713. | Одноглавый храм с большой одноэтажной трапезной. | |
Харлампиевская церковь Харлампиевскиего Гамалиевского монастыря. | Сумская область, Гамалиевка. | 1714. | Небольшая трапезная церковь. Изуродована в советское время. Усыпальница Скоропадских. | |
Собор Николая Чудотворца Николо-Пустынского монастыря (Малый Никола). | Киев. | 1715. | Выстроен князем Д.Голицыным. Трёхчастный одноглавый храм, в XIX в. обстроен, добавленыприделы и колокольня. Собор уничтожен в 1935 г. | |
Крестовоздвиженская церковь. | Черниговская область, Новгород-Северский. | 1715. | Трёхчастная одноглавая церковь с элементами петровского барокко. Перестраивалась, уничтожена в 1930;е гг. | |
Анастасиевская «Гетманская» церковь. | Сумская область, Глухов. | 1717. | Маленький трёхчастный зальный храм, сильно перестроен в XIX в. Уничтожена в 1896 г. | |
Церковь Михаила Архангела. | Черниговская область, Нежин. | 1719—1729. | Небольщой трёхчастный одноглавый храм. | |
Троицкая церковь Киево-Печерской лавры. | Киев, Печерск. | 1720-е гг. | Древний надвратный храм был переделан снаружи, в 1730-е гг. сделаны заново росписи и роскошный иконостас. | |
Троицкий собор | Сумская область, Глухов. | 1720—1805. | Заложен Скоропадским, достраивался Квасовым и др. на многочисленные пожертвования, в том числе царские. Базиликальный крестообразный трёхглавый храм, с элементами позднего барокко иклассицизма. Собор уничтожен в 1962 г. (многоярусная классицистическая колокольня — в 1929 г.). | |
Богоявленская церковь. | Черниговская область, Нежин. | 1721. | Впоследствии перестраивалась, в советское время полуразрушена. | |
Софийская церковь (Малая София). | Киев, город Ярослава. | 1722—1730. | Трапезная одноглавая двухэтажная церковь. Сильно перестроена в XIX — начале XX в., в 1950;е гг. реконструирована в первоначальных формах. | |
Вознесенский соборФлоровского монастыря. | Киев, Подол. | 1722—1732. | Большой трёхчастный трёхглавый трёхапсидный храм. | |
Троицкий собор Троице-Ахтырского монастыря. | Сумская область, Ахтырка. | 1724—1727. | Трёхчастный трёхглавый храм с ярусными барабанами глав, в русско-украинском стиле. Пристройки 1842 г., отдельно стоящая колокольня XVIII—XIX вв. Собор пострадал во время войны, после разобран на строительные материалы (кроме колокольни). | |
Спасо-Преображенская церковь. | Полтавская область, Великие Сорочинцы. | 1728—1734. | Крестообразный девятичастный пятиглавый (до XIX в. девятиглавый) храм, выстроен С. Ковниром на деньги гетмана Д.Апостола. Внутри иконостас 1730-х гг. Усыпальница семьи гетмана. | |
Успенский собор | Сумская область, Ахтырка. | 1728—1738. | Четырёхстолпный храм с одной массивной главой. Колокольня XIX в. Уничтожен в советское время. | |
Церковь Кирилла Александрийского Кирилловского монастыря. | Киев, окраины. | 1734, 1748—1760. | С.Ковнир, И. Григорович-Барский. Древний первоначально одноглавый храм перестроен в пятиглавый, заменены своды. | |
Церковь Константина и Елены. | Киев. | 1734. | В 1747—1757 гг. И. Григоровичем-Барским пристроены трапезная и колокольня. Сам храм капитально перестроен в 1865 г. Разрушен в советское время, сохранился частично. | |
Церковь Екатерины Греческого Екатерининского монастыря. | Киев, Подол. | 1738—1741. | Уничтожена, не воссоздана. | |
Собор Рождества Богородицы. | Сумская область, Конотоп. | 1739. | Трёхчастный храм с одной массивной главой. В 1886 г. обстроен в псевдовизантийском стиле. Уничтожен в 1930;е гг. | |
Собор Сошествия Святого Духа. | Сумская область, Ромны. | 1742—1746. | Трёхчастный трёхглавый храм. | |
Собор Рождества Богородицы. | Сумская область, Кролевец. | 1742—1749. | Трёхчастный трёхглавый храм, колокольня 1829—1830, пристройки XIX в. Уничтожен в советское время. | |
Церковь Георгия Победоносца. | Киев, город Ярослава. | 1744—1752. | Выстроен на деньги Елизаветы Петровны. Крестообразный девятичастный одноглавый храм, в конце XIX в. капитально перестроен в псевдовизантийском стиле. Снесён в 1934 г., погиб иконостас второй половины XVIII в. | |
Успенский собор | Полтавская область, Полтава. | 1749—1770. | Зальный трёхнефный пятиглавый храм, пристройки XIX в. Отдельно стоящая ярусная колокольня выстроена в 1776—1801 гг. Уничтожен кроме колокольни в 1938 г., ныне воссоздан с искажениями. | |
Троицкая церковьКрестовоздвиженского монастыря. | Полтавская область, Полтава. | 1750. | Одноглавый храм с трапезной. Перестраивалась, ныне реставрирована. | |
Онуфриевская церковьКуряжского монастыря. | Харьковская область, Куряжанка. | 1750—1753. | Крестообразный одноглавый храм. Уничтожен в советское время. | |
Спасо-Преображенская церковь. | Сумская область, Малая Ворожба. | 1752, 1770. | Трёхчастный трёхглавый храм в смешанном стиле украинского и елизаветинского барокко. | |
Собор Рождества Богородицы. | Черниговская область, Козелец. | 1752—1763. | Построен А. В. Квасовым и И. Григоровичем-Барским на деньги графини Н.Разумовской. Большое пятиглавое сооружение с элементами елизаветинского барокко, отдельно стоящая четырёхъярусная колокольня сооружена одновременно с храмом. Убранство, иконостас 1760-х гг. | |
Покровский собор | Сумская область, Ахтырка. | 1753—1762. | Большой трёхчастный трёхглавый храм, причудливое смешение украинского и елизаветинского барокко. Архитекторы — князь Д. Ухтомский и С.Дудинский. Колокольня 1770-х гг. | |
Вознесенский соборХорошевского монастыря. | Харьковская область, Хорошево. | 1754—1759. | Трёхчастный трёхглавый храм с ярусными главами, в 1835—1837 дополнительными пристройками превращён в пятиглавый. Декор в стиле московского барокко. Уничтожен в советское время. | |
Собор Николая Чудотворца Пустынно-Рыхловского монастыря. | Черниговская область, Рыхловщина. | 1754—1760. | Крестообразный девятичастный пятиглавый храм с высокой массивной центральной главой. Уничтожен в 1930;е гг. | |
Собор Антония и Феодосия Печерских. | Киевская область, Васильков. | 1755—1758. | Большой зальный трёхнефный пятиглавый храм, с элементами елизаветинского барокко. Выстроен зодчим Степаном Ковниром. | |
Троицкая церковьКитаевской пустыни. | Киев. окраины. | 1755—1767. | Большой девятичастный пятиглавый храм, немного перестроен в XIX в. Многояруснаяклассицистическая колокольня погибла в советское время. | |
Воскресенская церковь. | Черниговская область, Сосница. | 1756. | Пятичастный трёхглавый храм, оформление фасадов в духе провинциального барокко. Уничтожена в 1930;е гг. | |
Церковь Николая Чудотворца Пустынно-Рыхловского монастыря. | Черниговская область, Рыхловщина. | 1757. | Небольшой трёхчастный одноглавый храм. Уничтожена в 1930;е гг. | |
Спасо-Преображенская церковь. | Черниговская область, Нежин. | 1757. | Крестообразный трёхглавый храм, сильно пострадал во время войны и после, восстанавливается. | |
Успенская церковь. | Сумская область, Межирич. | 1759—1772. | Крестообразный одноглавый храм с притвором. Пострадал в советское время, погиб пятиярусныйиконостас 1770-х гг. | |
Собор Спаса ПреображенияКуряжского монастыря. | Харьковская область, Куряжанка. | 1762. | Пятиглавый (с XIX в. трёхглавый) храм, изуродован в советское время, не восстановлен. Колокольня XVIII в. уничтожена. | |
Церковь Николая Чудотворца. | Харьковская область, Харьков. | 1764—1770. | Трёхчастный трёхглавый храм, декор в стиле нарышкинского барокко. Уничтожена в конце XIX в. | |
Церковь Михаила Архангела Выдубецкого монастыря. | Киев, Выдубичи. | 1766—1769. | Перестройку древнего храма, разрушившегося от оползня, осуществил архитектор М.Юрасов. | |
Церковь Покрова на Подоле. | Киев, Подол. | 1766—1772. | Небольшой трёхчастный трёхглавый храм с низкой колокольней и поздней трапезной. АрхитекторИ. Григорович-Барский. | |
Церковь Рождества Иоанна ПредтечиПустынно-Рыхловского монастыря. | Черниговская область, Рыхловщина. | 1767. | Надвратная пятичастная трёхглавая церковь, с элементами елизаветинского барокко. Уничтожена в 1930[е гг. | |
Спасо-Преображенская церковь Красногорского монастыря. | Черкасская область, Золотоноша. | 1767—1771. | Трёхглавый трёхчастный храм, возведён И. Григоровичем-Барским с элементами елизаветинского барокко. Полуразрушен в 1930;е гг., реконструирован в 1960;е гг. | |
Покровская церковь. | Харьковская область, Ольшанка. | 1769. | Трёхчастный храм с одной массивной двухъярусной главой, в стиле украинского и русского барокко. Уничтожена в советское время. | |
Успенский собор | Сумская область, Лебедин. |
После завершения освободительной войны и воссоединения Украины с Россией начался новый этап в истории украинской архитектуры. На воссоединённых землях бурно растут города, развиваются ремёсла, торговля, формируется новый уклад жизни. На земли Левобережья и Слобожанщины с Правобережной Украины, оставшейся под властью Польши, целыми сёлами и городами переселяется украинское население, основываются новые города и сёла, растут и застраиваются старые. Западные центры украинской культуры — Львов, Луцк, Острог постепенно утрачивают своё значение, уступая место Киеву, Чернигову, Перяславу, Полтаве и новопостроенным Харькову, Сумам. Повсеместно начинается строительство церквей, православных монастырей, домов казацкой старшины — теперь они становится основными заказчиками. Если раньше каменные здания были единичными, то теперь их строительство приобретает массовый характер.
В XVII в. в России управление всем строительством было централизовано. Им руководил Приказ каменных дел, в обязанности которого входили вопросы квалификации мастеров, посылка мастеров по вызовам заказчика, надзор за строительством. После воссоединения юрисдикция Приказа каменных дел распространяется и на украинские земли, и так как объём строительства был очень велик, на Украину приезжают русские мастера, причём даже ведущие архитекторы страны. Вполне естественно, что эти мастера приносят с собой новые приёмы строительной техники и формы, характерные для русской архитектуры того времени. Основную массу строителей составляли украинские мастера, многие из которых позже работали в России. Работали на Приднепровье и Черниговщине и немецкие, и литовские архитекторы.
Несмотря на то, что приезжие мастера принесли в архитектуру создаваемых ими зданий определённые черты, свойственные их творческой индивидуальности, стиль, сформировавшийся на Украине во второй половине XVII в., имел свои особенности, обладал устойчивой общностью конструктивных и художественных черт, что даёт полное основание назвать его украинским барокко. Существенным обстоятельством было то, что католическое барокко, ассоциировавшееся с деятельностью иноземных угнетателей, было ненавистно украинскому народу настолько, что многие дворцы польских магнатов, а также католические постройки были разрушены. И вполне понятно, что новостроящиеся здания не должны были ни в какой мере на них походить. В связи с этим украинское барокко быстро вырабатывает свои стилевые особенности. Компонентами стиля были национальные приёмы типов и композиций зданий, а также некоторые черты русской архитектуры, выразившиеся в характере декора.
Застройка городов Приднепровья и Левобережья носила усадебный характер. Это резко отличало её от застройки европейских городов, где чаще всего соблюдалась регулярная система улиц и сплошная застройка с тесно прижатыми друг к другу домами. В приднепровских городах сохранялся принцип древнерусской планировки — радиально-порядковой, носившей живописный характер.
Замечательным памятником жилой украинской архитектуры конца XVII в., отлично сохранившим свои первоначальные формы, является дом Якова Лизогуба в Чернигове — большой, одноэтажный, перекрытый высокой двухскатной крышей и треугольными фронтонами на торцевых фасадах, которые расчленены пилястрами, ограждающими структуру плана.
Фронтоны украшают плоские фигурные ниши, полуколонки и треугольные сандрики над окнами. Пластика фасадов и фронтонов близка по характеру к формам русской архитектуры XVII в., но значительно крупнее и сочнее её, что создаёт живописную игру светотени.
К общественным зданиям того времени относится Черниговский коллегиум, построенный в 1700—1702 гг. Большой двухэтажный дом коллегиума стоит рядом с главными постройками Черниговского кремля и входит в его ансамбль.
В западной части здания — высокая башня, необычная по форме — на верхнем ярусе её окружают цилиндрические выступы. Южный фасад здания богато декорирован наличниками со сложными фигурными украшениями.
К постройкам гражданской архитектуры второй половины XVII — начала XVIII вв. можно отнести многочисленные трапезные палаты в православных монастырях. Очень интересна трапезная черниговского Троицкого монастыря, по словам исследователя украинской архитектуры этого времени М. П. Цапенко, «подлинный шедевр национального архитектурного стиля». Трапезная построена в 1677—1679 гг. ещё до начала строительства монастырского собора. К трапезному залу с западной стороны примыкают сени и хозяйственные помещения, а с восточной — Введенская церковь с высоким верхом над центральной частью.
Наиболее ярко и самобытно стиль украинского барокко проявился в культовом зодчестве. Цапенко писал: «Дух времени требовал монументальных образов. Главной задачей, особенно в XVII — начале XVIII вв., становится создание выразительного, впечатляющего образа, символа, памятника содеянного народом в деле национального освобождения и утверждения национальной культуры.» В украинских церквях этого периода отмечается несколько типов, из которых один (главным образом монастырские соборы) восходит к традициям древнерусской архитектуры, а остальные — к типам украинских деревянных церквей.
Первый тип восходит к восстановленным в XVII в. древнерусским святыням — киевскому Софийскому собору, собору Елецкого монастыря в Чернигове, и, особенно, Успенскому собору Печёрского монастыря, издревле считавшемуся самым популярным зданием на Руси. Все эти сооружения в основе имели крестовокупольный тип и все они после восстановления «одеты» в барочную «одежду»; надстроены верха, появились пристройки, фасады украшены декором.
Старейшее здание этого типа — собор Троицкого монастыря в Чернигове.
В композиции собора сочетаются традиционные черты древнерусской (трёхапсидный в плане, пятиглавый) и западной архитектуры (базиликальный характер интерьера, башни перед западным фасадом, барочный фронтон, элементы декора).
Но не этот тип зданий был главным в украинской архитектуре рассматриваемого периода. Наиболее выразительно национальные черты проявились в каменных храмах, идущих от деревянных церквей, широко к тому времени распространённых. К постройкам этого типа относится один из лучших памятников украинского зодчества — трёхчастнный в плане, увенчанный тремя высокими живописными главами Покровский собор в Харькове (1689г.).
Это древнейшее сооружение города и единственно сохранившееся от застройки Харьковской крепости. Собор поставлен по русскому обычаю на подклеть, окруженную арочной галереей. Три тесно приставленных главы стремятся вверх, трижды сужаясь. Сам храм и все ярусы глав хорошо освещены окнами, обрамлёнными наличниками. В объёмно-пространственном решении отразились традиции украинской трёхверховой, многозаломной церкви.
Более распространённым типом храма был храм пятикамерный, образующий в плане крест, часто с дополнительными ячейками по углам. Здания с крестообразным планом, с центрической объёмной динамической композицией, завершающиеся в большинстве случаев пятью или девятью верхами, как правило, ставились на хорошо обозреваемых со всех сторон местностях, что определило одинаковое построение фасадов.
Старейшим зданием этого типа является Николаевский собор в Нежине, построенный в 1668—1670 гг. московским архитектором Г. И. Устиновым. Собор венчают пять широких восьмигранных барабанов, перекрытых куполами с высокими, традиционными для украинской архитектуры завершениями.
Композиция здания имеет чётко выраженную пирамидальность. В пластике фасадов отсутствуют элементы, роднящие её с московской архитектурой XVII в.
Последним по времени памятником пятиглавых, крестовых в плане церквей считается Спасо-Преображенская церковь в Сорочинцах (1732 г.) с прекрасным лепным декором в характере украинского народного искусства.
В монументальном зодчестве Киева, Левобережья Украины в условиях подъёма национального самосознания украинского народа ярко проявились черты украинского барокко. Это нашло выражение в типах, конструктивных особенностях, декоре. Но главная особенность стиля — это новаторские и вместе с тем традиционные композиционные приёмы с гармонией и чувством пропорций, раскрытием внутреннего пространства, органически сочетаемого с внешними формами.
В XVIII в. в архитектуре западных областей Украины существенных изменений не произошло. Продолжал развиваться стиль барокко с чертами, характерными для позднего барокко в архитектуре Италии, Польши и Австрии. К началу XVIII в. резко усилилась католическая экспансия. Украинское духовенство принимает унию, католическая церковь крепко держит в своих руках общественную жизнь. В ту пору во Львове было около 25 тысяч жителей и 40 костёлов и католических монастырей. Давно миновали времена, когда в постройках Львовского братства выражались национальные украинские черты. Во Львове и других городах западных областей Украины работают крупные зодчие того времени, сооружается ряд церковных и гражданских сооружений, выдающихся в художественном отношении.
К выдающимся памятникам позднего барокко относится Успенский собор Почаевского монастыря на Тернопольщине, возведённый в 1771—1783 гг. по проекту архитектора Готфрида Гофмана. Строительством руководил львовский мастер П. Полейовский. Собор поставлен на двухэтажной террасе и прекрасно вписывается в окружающую природу, доминируя над местностью. Стройные, нарядные башни и фигурный фронтон, восьмигранный купол со световым фонарём, декор и белоснежный цвет стен создают жизнерадостный образ, далёкий от монастырского аскетизма.
Интереснейший памятник барочной украинской архитектуры Украины сохранился в Черновцах. Это Рождественская церковь монастыря в предместье Гореча, построенная в 1767 г. на средства, отпущенные Екатериной II. По плану и композиции она типична для украинских трёхчастных трёхверхих церквей. Некоторые отличия в большой вытянутости плана, наличии нижнего цокольного этажа и верхней обходной по стенам галереи, бойниц явно оборонительного характера. Фасады здания расчленены пилястрами с капителями коринфского ордера, а купола завершаются грушеобразными стройными «банями», типичными для украинской архитектуры.
Несколько иные черты имела барочная архитектура в Приднепровье и восточных областях Украины в XVIII в. Новые веяния пришли на Украину после того, как с украинскими мастерами начали сотрудничать петербургские зодчие. Но ещё раньше в украинском барокко постепенно отходят в прошлое приёмы кирпичной пластики, фасады зданий штукатурят и украшают лепкой. Один из ранних таких примеров — великолепный декор трапезной и собора Выдубицкого монастыря в Киеве, первого яруса Софийской колокольни и ряда других зданий.
В 1722—1730 гг. строится здание митрополичьего дома и трапезной Софийского монастыря в Киеве. Ситуация меняется с приездом в Киев в 1731 г. крупного петербургского зодчего Иоганна-Готфрида (Ивана Ивановича) Шеделя, автора дворцов Меньшикова на Васильевском острове и других зданий, характерных для стиля петровского барокко.
Кроме строений в Лавре, Шедель выполняет заказы киевского митрополита Рафаила Заборовского и, судя по характеру форм, ему принадлежит проект знаменитой Брамы Заборовского, являющейся одним из лучших и характернейших памятников украинского барокко XVIII в.
Брама — западные ворота Софийского монастыря, построена в 1745—1746 гг. Над проездной аркой, оформленной колоннами коринфского ордера, высится высокий, криволинейного очертания барочный фронтон, покрытый нежным орнаментом, выполненным украинскими мастерами.
Из построек Киева периода работы в нём Шеделя надо отметить Софийскую колокольню, ставшую, как и Лаврская, одной из главных доминант города. Над первым этажом, возведённым ещё в начале XVIII в. в 1744—1748 гг. были достроены второй и третий ярусы, увенчанные высокой барочной главой (четвёртый ярус достроят в XIX в.). Четырёхугольные, уменьшающиеся кверху ярусы колокольни мастерски покрыты лепной орнаментикой (мастера И. Стобенский и С. Стобенский).
В 1847 г. начинается строительство в Киеве Андреевской церкви — архитектурного шедевра мирового значения.
Выбор места для строительства не случаен. На холме, доминирующем над Подолом, ещё в начале XIII в. была построена церковь, завершавшая перспективу главной улицы Киева. Центрическая, объёмная композиция нового здания предопределена с самого начала. Проект церкви выполнен великим Растрелли. Андреевская церковь — одно из ранних произведений архитектора, в котором он впервые обратился к национальным композиционным особенностям русского зодчества. Стройный силуэт со стремительно взлетающим вверх высоким куполом, завершающимся барочной главкой и четырьмя тонкими башенками, поставленными по диагонали подкупольного квадрата и создающими традиционное пятиглавие, со всех сторон читается на фоне неба. Церковь сказочно красива в панораме прекрасных киевских приднепровских холмов. Нарядность её подчёркнута обилием пластики, светлой гаммой бирюзовых стен, белых колонн, золотых капителей и деталей декора.
Велико значение для украинской архитектуры XVIII в. творчества другого выдающегося русского архитектора — А. В. Квасова. Он был из тех русских архитекторов, которые старались продолжить традиции петровского барокко во время повсеместного расцвета растреллиевской пышной и насыщенной пластикой и декором архитектуры. А. В. Квасов приезжает на Украину строить по заказу Разумовских собор Богородицы в Козельце (1752−1763 гг.).
По типу это поставленный на подклеть девятикамерный храм, завершающийся пятью верхами. Боковые главы поставлены на угловые ячейки по диагонали (как в Андреевской церкви в Киеве). В козелецком соборе угловые ячейки достигают высоты завершающего карниза, что придаёт композиции главного объема здания цельный характер. Завершение глав, в отличие от Андреевской церкви, типично для украинской архитектуры, как и форма крылец. Примечателен тот факт, что русский архитектор сознательно обращается к традициям украинского зодчества, возможно не без влияния заказчиков — Разумовских.
Высокая четырёхъярусная колокольня построена в формах барокко — с пучками колонн и раскрепованными карнизами. Под влиянием козелецкой подобные колокольни строятся в это время в Троицком монастыре в Чернигове (1771−1775 гг.) и в Вознесенском в Переяславе (1770−1776 гг.).
Свято-Успенский собор Киево-Печерской лавры был перестроен Петром Могилой между 1638−42 годами в стиле украинского барокко. Неоднократно достраивался и перестраивался. Был полностью разрушен в 1941 году и восстановлен в 1998;2000г.г. по проекту архитектора Олега Граужиса. В настоящее время внутри. храма проводится роспись стен бокових приделов.
Исторический стиль украинского барокко находит свое применение не только в реставрации памятников архитектуры и исторических композиций, но и при строительстве новых православних храмов.
Барокко — это стиль архитектурных ансамблей. Большинство ансамблей киевских монастырей складывались в разное время, часто — ещё в древнерусский период. Окончательное их формирование происходит в эпоху барокко, когда создаются новые постройки, объединяющие ансамбль, строятся колокольни, становящиеся доминантами ансамблей, монастыри окружаются стенами и башнями, которые уже не имеют военно-оборонительного значения, но являются органическими компонентами ансамблей, и, наконец, всем зданиям ансамблей придаётся единое стилевое лицо: постройки штукатурят, белят, древние здания, после реставрации, «одевают в барочную одежду». Так создаются цельные в своём художественном выражении ансамбли Киева, Чернигова, Переяслава, Межигорский, Мгарский и другие монастыри Приднепровья и Левобережья.
Широко используя достижения западной и русской архитектуры, украинская архитектура не утратила своей самобытности и традиций. При рассмотрении архитектуры Украины периода XVII-XVIII8 вв., можно видеть, что многие постройки иноземных мастеров имеют наряду с традиционными приёмами и приёмы характерные для национального украинского зодчества. В тесной связи и при содействии русских и западных мастеров на Украине появился новый стиль — украинское барокко, как и петровское барокко отличное от западного, и имеющее свои традиции и особенности, придающие сооружениям национальный колорит и непревзойдённейшую красоту.
Традиции украинского барокко соблюдаются в настоящее время в основном при строительстве и реконструкции культових сооружений.