Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Архитекторы украинского барокко

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В XVIII в. в архитектуре западных областей Украины существенных изменений не произошло. Продолжал развиваться стиль барокко с чертами, характерными для позднего барокко в архитектуре Италии, Польши и Австрии. К началу XVIII в. резко усилилась католическая экспансия. Украинское духовенство принимает унию, католическая церковь крепко держит в своих руках общественную жизнь. В ту пору во Львове было… Читать ещё >

Архитекторы украинского барокко (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На протяжении XVIII века украинское барокко видоизменялось под влиянием западноевропейских и российских архитекторов, работавших на Украине. барокко архитектура строительство Бернард Меритин — выдающийся архитектор эпохи позднего барокко, работавший в западных районах Украины, входивших тогда в состав Речи Посполитой. Творчество архитектора свидетельствует о незаурядных способностях и творческом подходе к заказам. Планы построек выдают высокий профессиональный уровень и архитектурную эрудицию мастера. Сравнение планов построек Меритина обнаруживает существенную близость к церковным постройкам австрийского и чешского барокко той эпохи.

Основные постройки:

  • · Костёл в селе Навария (предположительно, первая работа архитектора, сохранилась), ныне Львовская обл.
  • · Перестройка Костёла миссионеров (1744 г.), г. Львов
  • · Собор Святого Юра (Св. Георгия. с 1745 г., сохранился), г. Львов
  • · Костёл Непорочного Зачатия Пречистой Девы Марии (с 1743 г, сохранился), г. Городенка Ивано-Франковской обл.
  • · Ратуша (1751 г., сохранилась), г. Бучач
  • · Костёл Всех святых (1751 — 1758, сохранился), село Годовица Львовской обл.

Андрей Васильевич Квасов (до 1720 — после 1777) — русский архитектор середины XVIII века, представитель русского (елизаветинского) барокко, закончивший свой жизненный путь главным архитектором Малороссии. Наиболее продуктивный период в жизни Квасова связан с работой на братьев Разумовских. Для Алексея он выстроил дворцы в Козельце, Гостилицах и (вероятно) Знаменке, а в 1748 г. отправился на Украину, где для К. Разумовского проектировал и застраивал новую столицу гетманства — Глухов. Возведённый им дворец в Батурине был полностью перестроен Ч. Камероном.

Основные постройки:

· собор Рождества Пресвятой Богородицы в Козельце.

Бартоломемо Франчемско Растремлли (1700, Париж — 29 апреля 1771, Санкт-Петербург) — русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко.

Основные постройки:

  • · Андреевская церковь (1748 — 1767) в Киеве.
  • · Царский дворец (1752 — 1870) в Киеве.

Готфрид Иоганн Шедель (около 1680 года, Вандсбек, Германия — 10 февраля 1752 года, Киев) — российский архитектор немецкого происхождения. С 1713 года работал в стиле барокко в Санкт-Петербурге и Киеве.

Основные постройки:

  • · Колокольня Киево-Печерской лавры (1731−45)
  • · Кловский дворец в Киеве
  • · Церковь Благовещения на Житном дворе (1731) на территории Московского Кремля (уничтожена в 1932 году)
  • · Ворота Заборовского. 1744—1746 гг.

Ян де Витте — польский военный инженер и архитектор голландского происхождения.

Основные постройки:

  • · Сакральный ансамбль сооружений и фортификаций костёла Кармелитов в Бердичеве, 1739.
  • · Дворец Любомирских, 1740-е года.
  • · Доминиканский собор, 1749.
  • · Дворец Любомирских в Ровно, сгорел в 1927 году.
  • · Дворец в Каменце-Подольском (не сохранился).
  • · Триумфальная арка в Каменце-Подольском (не сохранилась).
  • · Костёл в Купине на Подолье.

Степан Демьянович Ковнир (1695—1786) — малороссийский архитектор XVIII века, мастер украинского барокко.

Основные работы:

  • · Киево-Печерская лавра:
  • · Ковнировский корпус (1746—72);
  • · Колокольни на Ближних (1759—62) и Дальних (1754—61) пещерах;
  • · Кловский дворец (1754—58, вместе с Иоганном Шеделем и Василием Неёловым
  • · Колокольня Братского монастыря на Подоле (1756, не сохранилась);
  • · Троицкая церковь Китаевской пустыни (1763—67).
  • · Собор Антония и Феодосия с колокольней (1756—58), Васильков.

Ивамн Фёдорович Мичумрин (1700—1763) — архитектор, работавший в стиле русского барокко.

Основные работы:

· Мариинского дворца в Киеве.

Архитекторы украинского барокко.
Архитекторы украинского барокко.

· Андреевской церкви в Киеве.

Ивамн Григомрьевич Григоромвич-Бамрский (1713, Киев — 10 сентября 1785, Киев) — киевский архитектор, последний крупный представитель украинского барокко. (1719—1774) — главный архитектор Москвы в период правления императрицы Елизаветы Петровны, мастер т.н. елизаветинского барокко.

Основные работы:

  • · Константино-Еленинская церковь (1743) на Подоле.
  • · Надвратная церковь Кирилловского монастыря (1760).
  • · Покровская церковь (1766).
  • · Церковь Святого Николая Набережного (1772−85) на Подоле.
  • · Церковь Рождества Богородицы (1696) в Печерской лавре.

Иоганн-Баптист Зауэр родился в польском городе Казимеж возможно в начале ХVII века.

Основные работы:

  • · Свято-Троицкий собор (1679 — 1684) в Чернигове.
  • · Мгарский Спасо-Преображенский собор (1684 — 1687) на Полтавщине.

Таблица 1. Список каменных храмов в стиле украинского барокко. Памятники в Украине.

Название.

Местонахождение.

Время создания или перестройки.

Примечания.

Фото.

Успенская церковь.

Киевская область, Барышевка.

1-я половина XVIII в.

Трёхчастный одноглавый храм с поздними пристройками. Отдельно стоящая небольшая шатроваяколокольня была одновременна храму. Церковь и колокольня уничтожены в советское время.

Спасо-Преображенский собор Максакиевского монастыря.

Черниговская область, Максаки.

1642 — 1650-е гг.

Зальный трёхнефный одноглавый (с XVIII в. — трёхглавый) храм. Основан А.Киселём. Уничтожен в 1940;е гг.

Церковь Спаса Преображения на Берестове.

Киев, Печерск.

1647, конец XVII в.

Древний трёхнефный храм перестроен П. Могилой в крестообразный с тремя апсидами в 1640—1647 гг. Позднее оформлен в стиле украинского барокко. Колокольня начала XIX в.

Архитекторы украинского барокко.

Церковь Архангела Михаила.

Киевская область, Переяслав-Хмельницкий.

1660-е гг.

Небольшая зальная церковь.

Успенский собор Киево-Печерской лавры.

Киев, Печерск.

1669—1677, 1722—1729, 1767—1769.

Древний одноглавый храм был сильно обстроен, добавлены приделы, паперти и шесть новых глав, заново выполнена его отделка. Элементы елизаветинского барокко. Собор почти целиком погиб в 1941 г., ныне восстановлен в стиле XVIII в.

Архитекторы украинского барокко.

Воскресенская церковь.

Киев.

1670, 1698.

Крестообразный пятичастный пятиглавый храм. В XVIII—XIX вв. перестроен, уничтожены боковые главы, фасады получили отделку в стиле елизаветинского барокко. Колокольня начала XIX в. Церковь снесена в советское время.

Церковь Николая Чудотворца Густынского монастыря.

Черниговская область, Густынь.

1670-е гг.

Надвратная церковь, полностью перестроена в XIX в., сохранилось основание.

Архитекторы украинского барокко.

Успенский соборЕлецкого монастыря.

Черниговская область, Чернигов.

1670-е — 1680-е гг.

Древний храм перестроен архимандритом Феодосием и И. Галятовским на многочисленные вклады украинских старшин и русских аристократов (Лизогубы, князья Барятинские и др.). Над нартексомдобавлены три главы (уцелели две), ещё одна — над алтарём. Паперти с приделами выстроены в 1689 г. Отдельно стоящая столпообразная гранёная соборная колокольня выстроена в 1670—1675. Пятиярусный иконостас 1679—1680 гг. погиб в 1941 г.

Троицкий собор Густынского монастыря.

Черниговская область, Густынь.

1674—1675.

Пятиглавый крестообразный девятичастный храм, выстроен на вклад гетмана И.Самойловича. Четырёхъярусный иконостас начала XVIII в. уничтожен в советское время.

Архитекторы украинского барокко.

Спасо-Преображенский собор Межигорского монастыря.

Киевская область, Новые Петровцы.

1676—1690, неоднократно перестраивался.

Первоначально — зальный шестистолпный пятиглавый храм с одноэтажной папертью со всех сторон. В 1810-е гг. перестроен в стиле классицизм, уничтожен в 1936 г.

Введенская церковь Троице-Ильинского монастыря.

Черниговская область, Чернигов.

1677—1679, конец XVII в.

Трапезная церковь о двух главах, внешний декор в стиле московского барокко. Уникальный пятиярусный иконостас начала XVIII в., подаренный И. Мазепой, уничтожен в советское время.

Церковь Зачатия АнныКиево-Печерской лавры.

Киев, Печерск.

1679.

Небольшое одноглавое сооружение с трапезной, искажённое последующими перестройками.

Архитекторы украинского барокко.

Троицкий собор Троице-Ильинского монастыря.

Черниговская область, Чернигов.

1679—1696.

Выстроен попечением Л. Барановича, с 1688 г. также и И. Мазепы, архитектором И. Баптистой, затем — русской артелью во главе с О.Старцевым. Большой зальный трёхнефный семиглавый храм. Убранство не сохранилось, семиярусный иконостас 1695 г. уничтожен в советское время.

Архитекторы украинского барокко.

Никольская церковьСвятогорской лавры.

Донецкая область, Святогорск.

1680-е гг.

Была сильно перестроена в 1851 г.

Архитекторы украинского барокко.

Церковь Петра и ПавлаЕлецкого монастыря.

Черниговская область, Чернигов.

1680-е.

Трапезная церковь, в результате перестройки конца XVIII в. полностью утратила первоначалный облик.

Собор Николая Чудотворца Крыпецко-Батуринского монастыря.

Черниговская область, Батурин.

1680.

Крестообразный девятичастный пятиглавый храм, возведён на деньги И.Домонтовича. Храм уничтожен в советское время, погиб и роскошный пятиярусный иконостас начала XVIII в.

Спасо-Преображенский собор

Харьковская область, Изюм.

1681.

Пятичастный пятиглавый храм в смешанном русско-украинском стиле. Был изуродован перестройкой 1902—1903 гг., в 1950;е гг. реконструирован. В советское время погиб иконостас1765 г.

Архитекторы украинского барокко. Архитекторы украинского барокко. Архитекторы украинского барокко. Архитекторы украинского барокко. Архитекторы украинского барокко.

Церковь Антония и Феодосия ПечерскихКиево-Печерской лавры.

Киев, Печерск.

1684—1694.

Двухэтажная одноглавая трапезная церковь. В 1893—1895 выстроено современное эклектичноездание храма.

Успенская церковь.

Полтавская область, Лютенька.

1686.

Крестообразный девятичастный пятиглавый храм, выстроен полковником М.Бороховичем. Пятиярусный иконостас погиб в 1930;е гг., церковь рухнула в 1973 г., позднее руины были разобраны.

Архитекторы украинского барокко.

Покровский соборПокровского монастыря.

Харьковская область, Харьков.

1689.

Двухэтажный трёхчастный трёхглавый храм с папертью и шатровой колокольней. Его архитектура является синтезом украинского барокко и русского нарышкинского стиля.

Крестовоздвиженский соборКрестовоздвиженского монастыря.

Полтавская область, Полтава.

1689—1709.

Большой зальный трёхнефный семиглавый храм, выстроен семейством Кочубеев. Пострадал во время войны. Отделка и четырёхъярусный иконостас 1772 г. погибли в советское время. Ярусная колокольня — 1786.

Архитекторы украинского барокко.

Церковь Всех Святых над Экономическими воротами Киево-Печерской лавры.

Киев, Печерск.

1690-е гг.

Надвратная пятичастная пятиглавая церковь с внутренней галереей, выстроена русским архитектором Д. Аксамитовым на деньги И.Мазепы.

Архитекторы украинского барокко.

Введенская церковь Максакиевского монастыря.

Черниговская область, Максаки.

1690-е гг.

Одноглавый трапезный храм. Уничтожена в 1930;е гг.

Трапезная церковь Никольского монастыря.

Киев, Печерск.

1690—1693.

Выстроена О. Старцевым на деньги И.Мазепы. Одноглавый трапезный храм. Церковь разрушена в 1934 г., трапезная палата — в 1962 г.

Богоявленский соборБратского монастыря.

Киев, Подол.

1690—1693.

Большой зальный трёхнефный пятиглавый храм. Выстроен русским зодчим О. Старцевым на деньгиИ.Мазепы. Трёхъярусная колокольня XVIII—XIX вв. Собор и колокольня уничтожены в 1935 г.

Архитекторы украинского барокко.

Собор Николая Чудотворца (Военный) Никольского монастыря.

Киев, Печерск.

1690—1696.

Выстроен О. Старцевым на деньги И.Мазепы. Большой зальный трёхнефный храм с пятью низкими главами. Отдельно стоящая массивная трёхъярусная колокольня в стиле елизаветинского барокко — 1750-х гг. Собор и колокольня уничтожены в 1934 г., погиб уникальный семиярусныйиконостас 1696 г.

Архитекторы украинского барокко.

Воскресенская церковь.

Черниговская область, Седнёв.

1690—1696.

Крестообразный девятичастный храм с одной массивной главой выстроен полковником Я.Лизогубом. Отдельностоящая звонница добавлена в XIX в.

Архитекторы украинского барокко.

Церковь Ильи Пророка.

Киев, Подол.

1692.

Трёхчастный одноглавый храм. Фасады сильно искажены в конце XIX в. Небольшая шатроваяколокольня относится к началу XVIII в.

Архитекторы украинского барокко.

Борисоглебская церковь.

Киев.

1692.

Трёхчастный храм с одной массивной главой. Была искажена многочисленными перестройками и пристройками XVIII—XIX вв. Уничтожена в 1936 г.

Церковь Николая Чудотворца.

Сумская область, Глухов.

1693—1695.

Двухчастный двуглавый храм, с русским декором. Выстроен зодчим М. Ефимовым на деньги полковника В.Ялоцкого. Притвор и колокольня — поздние, XIX в. Пятиярусный иконостас середины XVIII в. уничтожен в советское время.

Архитекторы украинского барокко.

Церковь Василия Великого (Трёхсвятительская).

Киев, город Владимира.

1693—1707.

Верхняя часть древнего храма была полностью перестроена В.Кочубеем. До своего разрушения в 1935 г. церковь представляла собой трёхчастное здание с одной массивной главой. Придел и колокольня относились к XVIII—XIX вв. При разрушении храма погиб иконостас второй половины XVIII в.

Петропавловский собор Глуховско-Петропавловского монастыря.

Сумская область, Будища.

1695—1697.

Трёхчастный трёхглавый храм, декор в русском стиле. Выстроен русским зодчим М.Ефимовым. Уничтожен в советское время.

Вознесенский собор Вознесенского монастыря.

Киевская область, Переяслав-Хмельницкий.

1695—1700.

Большой крестообразный девятичастный одноглавый храм, выстроен на деньги И.Мазепы. Отднельно стоящая трёхъярусная колокольня — второй половины XVIII в.

Архитекторы украинского барокко.

Церковь Николая Чудотворца Притиска.

Киев.

1695—1707.

Перестроена из крестообразного храма 1640-х гг. в девятичастный одноглавый. Звонница поздняя.

Архитекторы украинского барокко.

Церковь Рождества Богородицы Киево-Печерской лавры.

Киев, Печерск.

1696.

Первоначально трёхчастный трёхглавый храм, построенный на деньги полковника К.Мокиевского. В 1767 г. пристроены четыре купольных придела.

Воскресенская церковь («Афганская»).

Киев. Печерск.

1696—1698.

Небольшой одноглавый храм, выстроен полковником К.Мокиевским. Колокольня 1860—1863 в.

Архитекторы украинского барокко.

Церковь Спаса ПреображенияВыдубецкого монастыря.

Киев, Выдубичи.

1696—1701.

Трапезная церковь, построена полковником М.Миклашевским.

Собор Георгия ПобедоносцаВыдубецкого монастыря.

Киев, Выдубичи.

1696—1701.

Девятичастный пятиглавый храм, построен на деньги полковника М.Миклашевского. Пятиярусныйиконостас 1701 г. уничтожен в советское время. Отдельно стоящая надвратная колокольня относится к 1730-м гг. и началу XIX в.

Архитекторы украинского барокко.

Церковь Екатерины.

Черниговская область, Чернигов.

1696—1715.

Крестообразный девятичастный пятиглавый храм, выстроен на деньги Е., С. и Я.Лизогубов. Современный храму иконостас был уничтожен в советское время.

Архитекторы украинского барокко.

Крестовоздвиженская церковь Киево-Печерской лавры.

Киев, Печерск.

1697—1700 гг.

Выстроена полковником П. Герциком на месте небольшой каменной часовни времён П.Могилы.Иконостас 1769 г., росписи конца XIX в.

Церковь Антония и Феодосия Печерских.

Киев, Печерск.

1698—1700.

Большой трёхчастный трёхглавый храм.

Архитекторы украинского барокко.

Борисоглебский собор

Черниговская область, Чернигов.

1700—1702.

Древний храм перестроен на деньги И. Мазепы (в 1960;е гг. ему возвращены древнерусские формы). Тогда же была выстроена сохранившаяся до наших дней столпообразная двухъярусная колокольня.

Троицкая церковь.

Черниговская область, Сосница.

1702.

Трёхчастный трёхглавый храм с элементами нарышкинского стиля. Уничтожена в 1950;е гг.

Воскресенская церковь.

Сумская область, Сумы.

1702.

Двухэтажный трёхчастный трёхглавый храм. Декор в стиле нарышкинского барокко. Отдельно стоящая колокольня выстроена в начале XX в. в близком к храму стиле.

Воскресенский собор Благовещенского монастыря.

Черниговская область, Нежин.

1702—1716.

Большой пятиглавый храм, построен под значительным влиянием русской архитектуры того времени зодчим Устиновым. Фасады переделывались впоследствии в стиле классицизм.

Архитекторы украинского барокко.

Покровская церковь.

Киевская область, Переяслав-Хмельницкий.

1704—1709.

Семичастный трёхглавый храм. Уничтожена в советское время.

Церковь Николая Чудотворца.

Черниговская область, Прилуки.

1705—1720.

Зальная церковь с удлинённой алтарной частью и звонницей над основным объёмом. Построена на деньги полковника И.Галагана.

Спасо-Преображенский собор

Черниговская область, Прилуки.

1705—1720.

Пятиглавый девятичастный храм. Построен на деньги полковника И.Галагана.

Церковь Николая Чудотворца Доброго.

Киев, Подол.

1706—1716.

Храм заново выстроен в стиле классицизм к 1810 г. Церковь уничтожена в 1935 г., сохранилась небольшая шатровая колокольня постройки начала XVIII в., ныне превращённая в униатскуюцерковь.

Воскресенская церковь.

Черниговская область, Новгород-Северский.

1707.

Зальный трёхчастный одноглавый храм. Позднее сильно перестроен. Уничтожен в 1930;е гг.

Покровская церковь.

Черниговская область, Дегтярёвка.

1708—1710.

Пятичастный пятиглавый храм, более тяготеет к нарышкинскому барокко. Построен на деньгиИ.Мазепы. Пострадал во время войны, после большая его часть разобрана на строительные материалы.

Собор Рождества Богородицы Харлампиевскиего Гамалиевского монастыря.

Сумская область, Гамалиевка.

1710-е — 1735.

Крестообразный девятичастный пятиглавый храм, выстроен на деньги И.Скоропадского. Звонница XVIII—XIX вв. уничтожена в 1960;е гг.

Церковь Михаила Архангела Глуховско-Петропавловского монастыря.

Сумская область, Будища.

1712.

Надвратный трёхчастный трёхглавый храм, в конце XVIII в. глава над нартексом разобрана и пристроена массивная колокольня. После войны разбиралась на строительные материалы, сохранилась частично.

Церковь Иоанна Богослова Михайловского Златоверхого монастыря.

Киев, город Ярослава.

1713.

Одноглавый храм с большой одноэтажной трапезной.

Архитекторы украинского барокко.

Харлампиевская церковь Харлампиевскиего Гамалиевского монастыря.

Сумская область, Гамалиевка.

1714.

Небольшая трапезная церковь. Изуродована в советское время. Усыпальница Скоропадских.

Собор Николая Чудотворца Николо-Пустынского монастыря (Малый Никола).

Киев.

1715.

Выстроен князем Д.Голицыным. Трёхчастный одноглавый храм, в XIX в. обстроен, добавленыприделы и колокольня. Собор уничтожен в 1935 г.

Крестовоздвиженская церковь.

Черниговская область, Новгород-Северский.

1715.

Трёхчастная одноглавая церковь с элементами петровского барокко. Перестраивалась, уничтожена в 1930;е гг.

Анастасиевская «Гетманская» церковь.

Сумская область, Глухов.

1717.

Маленький трёхчастный зальный храм, сильно перестроен в XIX в. Уничтожена в 1896 г.

Церковь Михаила Архангела.

Черниговская область, Нежин.

1719—1729.

Небольщой трёхчастный одноглавый храм.

Троицкая церковь Киево-Печерской лавры.

Киев, Печерск.

1720-е гг.

Древний надвратный храм был переделан снаружи, в 1730-е гг. сделаны заново росписи и роскошный иконостас.

Архитекторы украинского барокко.

Троицкий собор

Сумская область, Глухов.

1720—1805.

Заложен Скоропадским, достраивался Квасовым и др. на многочисленные пожертвования, в том числе царские. Базиликальный крестообразный трёхглавый храм, с элементами позднего барокко иклассицизма. Собор уничтожен в 1962 г. (многоярусная классицистическая колокольня — в 1929 г.).

Архитекторы украинского барокко.

Богоявленская церковь.

Черниговская область, Нежин.

1721.

Впоследствии перестраивалась, в советское время полуразрушена.

Софийская церковь (Малая София).

Киев, город Ярослава.

1722—1730.

Трапезная одноглавая двухэтажная церковь. Сильно перестроена в XIX — начале XX в., в 1950;е гг. реконструирована в первоначальных формах.

Архитекторы украинского барокко.

Вознесенский соборФлоровского монастыря.

Киев, Подол.

1722—1732.

Большой трёхчастный трёхглавый трёхапсидный храм.

Архитекторы украинского барокко.

Троицкий собор Троице-Ахтырского монастыря.

Сумская область, Ахтырка.

1724—1727.

Трёхчастный трёхглавый храм с ярусными барабанами глав, в русско-украинском стиле. Пристройки 1842 г., отдельно стоящая колокольня XVIII—XIX вв. Собор пострадал во время войны, после разобран на строительные материалы (кроме колокольни).

Спасо-Преображенская церковь.

Полтавская область, Великие Сорочинцы.

1728—1734.

Крестообразный девятичастный пятиглавый (до XIX в. девятиглавый) храм, выстроен С. Ковниром на деньги гетмана Д.Апостола. Внутри иконостас 1730-х гг. Усыпальница семьи гетмана.

Архитекторы украинского барокко.

Успенский собор

Сумская область, Ахтырка.

1728—1738.

Четырёхстолпный храм с одной массивной главой. Колокольня XIX в. Уничтожен в советское время.

Церковь Кирилла Александрийского Кирилловского монастыря.

Киев, окраины.

1734, 1748—1760.

С.Ковнир, И. Григорович-Барский. Древний первоначально одноглавый храм перестроен в пятиглавый, заменены своды.

Архитекторы украинского барокко.

Церковь Константина и Елены.

Киев.

1734.

В 1747—1757 гг. И. Григоровичем-Барским пристроены трапезная и колокольня. Сам храм капитально перестроен в 1865 г. Разрушен в советское время, сохранился частично.

Архитекторы украинского барокко.

Церковь Екатерины Греческого Екатерининского монастыря.

Киев, Подол.

1738—1741.

Уничтожена, не воссоздана.

Собор Рождества Богородицы.

Сумская область, Конотоп.

1739.

Трёхчастный храм с одной массивной главой. В 1886 г. обстроен в псевдовизантийском стиле. Уничтожен в 1930;е гг.

Собор Сошествия Святого Духа.

Сумская область, Ромны.

1742—1746.

Трёхчастный трёхглавый храм.

Собор Рождества Богородицы.

Сумская область, Кролевец.

1742—1749.

Трёхчастный трёхглавый храм, колокольня 1829—1830, пристройки XIX в. Уничтожен в советское время.

Церковь Георгия Победоносца.

Киев, город Ярослава.

1744—1752.

Выстроен на деньги Елизаветы Петровны. Крестообразный девятичастный одноглавый храм, в конце XIX в. капитально перестроен в псевдовизантийском стиле. Снесён в 1934 г., погиб иконостас второй половины XVIII в.

Успенский собор

Полтавская область, Полтава.

1749—1770.

Зальный трёхнефный пятиглавый храм, пристройки XIX в. Отдельно стоящая ярусная колокольня выстроена в 1776—1801 гг. Уничтожен кроме колокольни в 1938 г., ныне воссоздан с искажениями.

Архитекторы украинского барокко.

Троицкая церковьКрестовоздвиженского монастыря.

Полтавская область, Полтава.

1750.

Одноглавый храм с трапезной. Перестраивалась, ныне реставрирована.

Архитекторы украинского барокко.

Онуфриевская церковьКуряжского монастыря.

Харьковская область, Куряжанка.

1750—1753.

Крестообразный одноглавый храм. Уничтожен в советское время.

Спасо-Преображенская церковь.

Сумская область, Малая Ворожба.

1752, 1770.

Трёхчастный трёхглавый храм в смешанном стиле украинского и елизаветинского барокко.

Собор Рождества Богородицы.

Черниговская область, Козелец.

1752—1763.

Построен А. В. Квасовым и И. Григоровичем-Барским на деньги графини Н.Разумовской. Большое пятиглавое сооружение с элементами елизаветинского барокко, отдельно стоящая четырёхъярусная колокольня сооружена одновременно с храмом. Убранство, иконостас 1760-х гг.

Архитекторы украинского барокко.

Покровский собор

Сумская область, Ахтырка.

1753—1762.

Большой трёхчастный трёхглавый храм, причудливое смешение украинского и елизаветинского барокко. Архитекторы — князь Д. Ухтомский и С.Дудинский. Колокольня 1770-х гг.

Архитекторы украинского барокко.

Вознесенский соборХорошевского монастыря.

Харьковская область, Хорошево.

1754—1759.

Трёхчастный трёхглавый храм с ярусными главами, в 1835—1837 дополнительными пристройками превращён в пятиглавый. Декор в стиле московского барокко. Уничтожен в советское время.

Собор Николая Чудотворца Пустынно-Рыхловского монастыря.

Черниговская область, Рыхловщина.

1754—1760.

Крестообразный девятичастный пятиглавый храм с высокой массивной центральной главой. Уничтожен в 1930;е гг.

Собор Антония и Феодосия Печерских.

Киевская область, Васильков.

1755—1758.

Большой зальный трёхнефный пятиглавый храм, с элементами елизаветинского барокко. Выстроен зодчим Степаном Ковниром.

Троицкая церковьКитаевской пустыни.

Киев. окраины.

1755—1767.

Большой девятичастный пятиглавый храм, немного перестроен в XIX в. Многояруснаяклассицистическая колокольня погибла в советское время.

Воскресенская церковь.

Черниговская область, Сосница.

1756.

Пятичастный трёхглавый храм, оформление фасадов в духе провинциального барокко. Уничтожена в 1930;е гг.

Церковь Николая Чудотворца Пустынно-Рыхловского монастыря.

Черниговская область, Рыхловщина.

1757.

Небольшой трёхчастный одноглавый храм. Уничтожена в 1930;е гг.

Спасо-Преображенская церковь.

Черниговская область, Нежин.

1757.

Крестообразный трёхглавый храм, сильно пострадал во время войны и после, восстанавливается.

Архитекторы украинского барокко.

Успенская церковь.

Сумская область, Межирич.

1759—1772.

Крестообразный одноглавый храм с притвором. Пострадал в советское время, погиб пятиярусныйиконостас 1770-х гг.

Собор Спаса ПреображенияКуряжского монастыря.

Харьковская область, Куряжанка.

1762.

Пятиглавый (с XIX в. трёхглавый) храм, изуродован в советское время, не восстановлен. Колокольня XVIII в. уничтожена.

Церковь Николая Чудотворца.

Харьковская область, Харьков.

1764—1770.

Трёхчастный трёхглавый храм, декор в стиле нарышкинского барокко. Уничтожена в конце XIX в.

Церковь Михаила Архангела Выдубецкого монастыря.

Киев, Выдубичи.

1766—1769.

Перестройку древнего храма, разрушившегося от оползня, осуществил архитектор М.Юрасов.

Церковь Покрова на Подоле.

Киев, Подол.

1766—1772.

Небольшой трёхчастный трёхглавый храм с низкой колокольней и поздней трапезной. АрхитекторИ. Григорович-Барский.

Церковь Рождества Иоанна ПредтечиПустынно-Рыхловского монастыря.

Черниговская область, Рыхловщина.

1767.

Надвратная пятичастная трёхглавая церковь, с элементами елизаветинского барокко. Уничтожена в 1930[е гг.

Спасо-Преображенская церковь Красногорского монастыря.

Черкасская область, Золотоноша.

1767—1771.

Трёхглавый трёхчастный храм, возведён И. Григоровичем-Барским с элементами елизаветинского барокко. Полуразрушен в 1930;е гг., реконструирован в 1960;е гг.

Архитекторы украинского барокко.

Покровская церковь.

Харьковская область, Ольшанка.

1769.

Трёхчастный храм с одной массивной двухъярусной главой, в стиле украинского и русского барокко. Уничтожена в советское время.

Успенский собор

Архитекторы украинского барокко. Архитекторы украинского барокко.

Сумская область, Лебедин.

После завершения освободительной войны и воссоединения Украины с Россией начался новый этап в истории украинской архитектуры. На воссоединённых землях бурно растут города, развиваются ремёсла, торговля, формируется новый уклад жизни. На земли Левобережья и Слобожанщины с Правобережной Украины, оставшейся под властью Польши, целыми сёлами и городами переселяется украинское население, основываются новые города и сёла, растут и застраиваются старые. Западные центры украинской культуры — Львов, Луцк, Острог постепенно утрачивают своё значение, уступая место Киеву, Чернигову, Перяславу, Полтаве и новопостроенным Харькову, Сумам. Повсеместно начинается строительство церквей, православных монастырей, домов казацкой старшины — теперь они становится основными заказчиками. Если раньше каменные здания были единичными, то теперь их строительство приобретает массовый характер.

В XVII в. в России управление всем строительством было централизовано. Им руководил Приказ каменных дел, в обязанности которого входили вопросы квалификации мастеров, посылка мастеров по вызовам заказчика, надзор за строительством. После воссоединения юрисдикция Приказа каменных дел распространяется и на украинские земли, и так как объём строительства был очень велик, на Украину приезжают русские мастера, причём даже ведущие архитекторы страны. Вполне естественно, что эти мастера приносят с собой новые приёмы строительной техники и формы, характерные для русской архитектуры того времени. Основную массу строителей составляли украинские мастера, многие из которых позже работали в России. Работали на Приднепровье и Черниговщине и немецкие, и литовские архитекторы.

Несмотря на то, что приезжие мастера принесли в архитектуру создаваемых ими зданий определённые черты, свойственные их творческой индивидуальности, стиль, сформировавшийся на Украине во второй половине XVII в., имел свои особенности, обладал устойчивой общностью конструктивных и художественных черт, что даёт полное основание назвать его украинским барокко. Существенным обстоятельством было то, что католическое барокко, ассоциировавшееся с деятельностью иноземных угнетателей, было ненавистно украинскому народу настолько, что многие дворцы польских магнатов, а также католические постройки были разрушены. И вполне понятно, что новостроящиеся здания не должны были ни в какой мере на них походить. В связи с этим украинское барокко быстро вырабатывает свои стилевые особенности. Компонентами стиля были национальные приёмы типов и композиций зданий, а также некоторые черты русской архитектуры, выразившиеся в характере декора.

Застройка городов Приднепровья и Левобережья носила усадебный характер. Это резко отличало её от застройки европейских городов, где чаще всего соблюдалась регулярная система улиц и сплошная застройка с тесно прижатыми друг к другу домами. В приднепровских городах сохранялся принцип древнерусской планировки — радиально-порядковой, носившей живописный характер.

Замечательным памятником жилой украинской архитектуры конца XVII в., отлично сохранившим свои первоначальные формы, является дом Якова Лизогуба в Чернигове — большой, одноэтажный, перекрытый высокой двухскатной крышей и треугольными фронтонами на торцевых фасадах, которые расчленены пилястрами, ограждающими структуру плана.

Архитекторы украинского барокко.

Фронтоны украшают плоские фигурные ниши, полуколонки и треугольные сандрики над окнами. Пластика фасадов и фронтонов близка по характеру к формам русской архитектуры XVII в., но значительно крупнее и сочнее её, что создаёт живописную игру светотени.

Архитекторы украинского барокко.

К общественным зданиям того времени относится Черниговский коллегиум, построенный в 1700—1702 гг. Большой двухэтажный дом коллегиума стоит рядом с главными постройками Черниговского кремля и входит в его ансамбль.

Архитекторы украинского барокко.
Архитекторы украинского барокко.

В западной части здания — высокая башня, необычная по форме — на верхнем ярусе её окружают цилиндрические выступы. Южный фасад здания богато декорирован наличниками со сложными фигурными украшениями.

К постройкам гражданской архитектуры второй половины XVII — начала XVIII вв. можно отнести многочисленные трапезные палаты в православных монастырях. Очень интересна трапезная черниговского Троицкого монастыря, по словам исследователя украинской архитектуры этого времени М. П. Цапенко, «подлинный шедевр национального архитектурного стиля». Трапезная построена в 1677—1679 гг. ещё до начала строительства монастырского собора. К трапезному залу с западной стороны примыкают сени и хозяйственные помещения, а с восточной — Введенская церковь с высоким верхом над центральной частью.

Наиболее ярко и самобытно стиль украинского барокко проявился в культовом зодчестве. Цапенко писал: «Дух времени требовал монументальных образов. Главной задачей, особенно в XVII — начале XVIII вв., становится создание выразительного, впечатляющего образа, символа, памятника содеянного народом в деле национального освобождения и утверждения национальной культуры.» В украинских церквях этого периода отмечается несколько типов, из которых один (главным образом монастырские соборы) восходит к традициям древнерусской архитектуры, а остальные — к типам украинских деревянных церквей.

Первый тип восходит к восстановленным в XVII в. древнерусским святыням — киевскому Софийскому собору, собору Елецкого монастыря в Чернигове, и, особенно, Успенскому собору Печёрского монастыря, издревле считавшемуся самым популярным зданием на Руси. Все эти сооружения в основе имели крестовокупольный тип и все они после восстановления «одеты» в барочную «одежду»; надстроены верха, появились пристройки, фасады украшены декором.

Старейшее здание этого типа — собор Троицкого монастыря в Чернигове.

Архитекторы украинского барокко.
Архитекторы украинского барокко.

В композиции собора сочетаются традиционные черты древнерусской (трёхапсидный в плане, пятиглавый) и западной архитектуры (базиликальный характер интерьера, башни перед западным фасадом, барочный фронтон, элементы декора).

Но не этот тип зданий был главным в украинской архитектуре рассматриваемого периода. Наиболее выразительно национальные черты проявились в каменных храмах, идущих от деревянных церквей, широко к тому времени распространённых. К постройкам этого типа относится один из лучших памятников украинского зодчества — трёхчастнный в плане, увенчанный тремя высокими живописными главами Покровский собор в Харькове (1689г.).

Архитекторы украинского барокко.
Архитекторы украинского барокко.

Это древнейшее сооружение города и единственно сохранившееся от застройки Харьковской крепости. Собор поставлен по русскому обычаю на подклеть, окруженную арочной галереей. Три тесно приставленных главы стремятся вверх, трижды сужаясь. Сам храм и все ярусы глав хорошо освещены окнами, обрамлёнными наличниками. В объёмно-пространственном решении отразились традиции украинской трёхверховой, многозаломной церкви.

Более распространённым типом храма был храм пятикамерный, образующий в плане крест, часто с дополнительными ячейками по углам. Здания с крестообразным планом, с центрической объёмной динамической композицией, завершающиеся в большинстве случаев пятью или девятью верхами, как правило, ставились на хорошо обозреваемых со всех сторон местностях, что определило одинаковое построение фасадов.

Старейшим зданием этого типа является Николаевский собор в Нежине, построенный в 1668—1670 гг. московским архитектором Г. И. Устиновым. Собор венчают пять широких восьмигранных барабанов, перекрытых куполами с высокими, традиционными для украинской архитектуры завершениями.

Архитекторы украинского барокко.
Архитекторы украинского барокко.

Композиция здания имеет чётко выраженную пирамидальность. В пластике фасадов отсутствуют элементы, роднящие её с московской архитектурой XVII в.

Последним по времени памятником пятиглавых, крестовых в плане церквей считается Спасо-Преображенская церковь в Сорочинцах (1732 г.) с прекрасным лепным декором в характере украинского народного искусства.

Архитекторы украинского барокко.
Архитекторы украинского барокко.

В монументальном зодчестве Киева, Левобережья Украины в условиях подъёма национального самосознания украинского народа ярко проявились черты украинского барокко. Это нашло выражение в типах, конструктивных особенностях, декоре. Но главная особенность стиля — это новаторские и вместе с тем традиционные композиционные приёмы с гармонией и чувством пропорций, раскрытием внутреннего пространства, органически сочетаемого с внешними формами.

В XVIII в. в архитектуре западных областей Украины существенных изменений не произошло. Продолжал развиваться стиль барокко с чертами, характерными для позднего барокко в архитектуре Италии, Польши и Австрии. К началу XVIII в. резко усилилась католическая экспансия. Украинское духовенство принимает унию, католическая церковь крепко держит в своих руках общественную жизнь. В ту пору во Львове было около 25 тысяч жителей и 40 костёлов и католических монастырей. Давно миновали времена, когда в постройках Львовского братства выражались национальные украинские черты. Во Львове и других городах западных областей Украины работают крупные зодчие того времени, сооружается ряд церковных и гражданских сооружений, выдающихся в художественном отношении.

К выдающимся памятникам позднего барокко относится Успенский собор Почаевского монастыря на Тернопольщине, возведённый в 1771—1783 гг. по проекту архитектора Готфрида Гофмана. Строительством руководил львовский мастер П. Полейовский. Собор поставлен на двухэтажной террасе и прекрасно вписывается в окружающую природу, доминируя над местностью. Стройные, нарядные башни и фигурный фронтон, восьмигранный купол со световым фонарём, декор и белоснежный цвет стен создают жизнерадостный образ, далёкий от монастырского аскетизма.

Интереснейший памятник барочной украинской архитектуры Украины сохранился в Черновцах. Это Рождественская церковь монастыря в предместье Гореча, построенная в 1767 г. на средства, отпущенные Екатериной II. По плану и композиции она типична для украинских трёхчастных трёхверхих церквей. Некоторые отличия в большой вытянутости плана, наличии нижнего цокольного этажа и верхней обходной по стенам галереи, бойниц явно оборонительного характера. Фасады здания расчленены пилястрами с капителями коринфского ордера, а купола завершаются грушеобразными стройными «банями», типичными для украинской архитектуры.

Несколько иные черты имела барочная архитектура в Приднепровье и восточных областях Украины в XVIII в. Новые веяния пришли на Украину после того, как с украинскими мастерами начали сотрудничать петербургские зодчие. Но ещё раньше в украинском барокко постепенно отходят в прошлое приёмы кирпичной пластики, фасады зданий штукатурят и украшают лепкой. Один из ранних таких примеров — великолепный декор трапезной и собора Выдубицкого монастыря в Киеве, первого яруса Софийской колокольни и ряда других зданий.

Архитекторы украинского барокко.

В 1722—1730 гг. строится здание митрополичьего дома и трапезной Софийского монастыря в Киеве. Ситуация меняется с приездом в Киев в 1731 г. крупного петербургского зодчего Иоганна-Готфрида (Ивана Ивановича) Шеделя, автора дворцов Меньшикова на Васильевском острове и других зданий, характерных для стиля петровского барокко.

Кроме строений в Лавре, Шедель выполняет заказы киевского митрополита Рафаила Заборовского и, судя по характеру форм, ему принадлежит проект знаменитой Брамы Заборовского, являющейся одним из лучших и характернейших памятников украинского барокко XVIII в.

Архитекторы украинского барокко.

Брама — западные ворота Софийского монастыря, построена в 1745—1746 гг. Над проездной аркой, оформленной колоннами коринфского ордера, высится высокий, криволинейного очертания барочный фронтон, покрытый нежным орнаментом, выполненным украинскими мастерами.

Из построек Киева периода работы в нём Шеделя надо отметить Софийскую колокольню, ставшую, как и Лаврская, одной из главных доминант города. Над первым этажом, возведённым ещё в начале XVIII в. в 1744—1748 гг. были достроены второй и третий ярусы, увенчанные высокой барочной главой (четвёртый ярус достроят в XIX в.). Четырёхугольные, уменьшающиеся кверху ярусы колокольни мастерски покрыты лепной орнаментикой (мастера И. Стобенский и С. Стобенский).

В 1847 г. начинается строительство в Киеве Андреевской церкви — архитектурного шедевра мирового значения.

Архитекторы украинского барокко.

Выбор места для строительства не случаен. На холме, доминирующем над Подолом, ещё в начале XIII в. была построена церковь, завершавшая перспективу главной улицы Киева. Центрическая, объёмная композиция нового здания предопределена с самого начала. Проект церкви выполнен великим Растрелли. Андреевская церковь — одно из ранних произведений архитектора, в котором он впервые обратился к национальным композиционным особенностям русского зодчества. Стройный силуэт со стремительно взлетающим вверх высоким куполом, завершающимся барочной главкой и четырьмя тонкими башенками, поставленными по диагонали подкупольного квадрата и создающими традиционное пятиглавие, со всех сторон читается на фоне неба. Церковь сказочно красива в панораме прекрасных киевских приднепровских холмов. Нарядность её подчёркнута обилием пластики, светлой гаммой бирюзовых стен, белых колонн, золотых капителей и деталей декора.

Велико значение для украинской архитектуры XVIII в. творчества другого выдающегося русского архитектора — А. В. Квасова. Он был из тех русских архитекторов, которые старались продолжить традиции петровского барокко во время повсеместного расцвета растреллиевской пышной и насыщенной пластикой и декором архитектуры. А. В. Квасов приезжает на Украину строить по заказу Разумовских собор Богородицы в Козельце (1752−1763 гг.).

Архитекторы украинского барокко.

По типу это поставленный на подклеть девятикамерный храм, завершающийся пятью верхами. Боковые главы поставлены на угловые ячейки по диагонали (как в Андреевской церкви в Киеве). В козелецком соборе угловые ячейки достигают высоты завершающего карниза, что придаёт композиции главного объема здания цельный характер. Завершение глав, в отличие от Андреевской церкви, типично для украинской архитектуры, как и форма крылец. Примечателен тот факт, что русский архитектор сознательно обращается к традициям украинского зодчества, возможно не без влияния заказчиков — Разумовских.

Высокая четырёхъярусная колокольня построена в формах барокко — с пучками колонн и раскрепованными карнизами. Под влиянием козелецкой подобные колокольни строятся в это время в Троицком монастыре в Чернигове (1771−1775 гг.) и в Вознесенском в Переяславе (1770−1776 гг.).

Архитекторы украинского барокко.

Свято-Успенский собор Киево-Печерской лавры был перестроен Петром Могилой между 1638−42 годами в стиле украинского барокко. Неоднократно достраивался и перестраивался. Был полностью разрушен в 1941 году и восстановлен в 1998;2000г.г. по проекту архитектора Олега Граужиса. В настоящее время внутри. храма проводится роспись стен бокових приделов.

Исторический стиль украинского барокко находит свое применение не только в реставрации памятников архитектуры и исторических композиций, но и при строительстве новых православних храмов.

Барокко — это стиль архитектурных ансамблей. Большинство ансамблей киевских монастырей складывались в разное время, часто — ещё в древнерусский период. Окончательное их формирование происходит в эпоху барокко, когда создаются новые постройки, объединяющие ансамбль, строятся колокольни, становящиеся доминантами ансамблей, монастыри окружаются стенами и башнями, которые уже не имеют военно-оборонительного значения, но являются органическими компонентами ансамблей, и, наконец, всем зданиям ансамблей придаётся единое стилевое лицо: постройки штукатурят, белят, древние здания, после реставрации, «одевают в барочную одежду». Так создаются цельные в своём художественном выражении ансамбли Киева, Чернигова, Переяслава, Межигорский, Мгарский и другие монастыри Приднепровья и Левобережья.

Широко используя достижения западной и русской архитектуры, украинская архитектура не утратила своей самобытности и традиций. При рассмотрении архитектуры Украины периода XVII-XVIII8 вв., можно видеть, что многие постройки иноземных мастеров имеют наряду с традиционными приёмами и приёмы характерные для национального украинского зодчества. В тесной связи и при содействии русских и западных мастеров на Украине появился новый стиль — украинское барокко, как и петровское барокко отличное от западного, и имеющее свои традиции и особенности, придающие сооружениям национальный колорит и непревзойдённейшую красоту.

Традиции украинского барокко соблюдаются в настоящее время в основном при строительстве и реконструкции культових сооружений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой