Психологические воззрения Ибн Рушда
Иное мнение высказывал Фелисий. Он считал, что «потенциальный» и «актуальный» ум составляют одну божественную субстанцию, отличную от всех других психических способностей. Она временно проявляется в теле и сохраняется после его гибели. Тем самым доказывалось индивидуальное бессмертие души. Ибн Рушд защищал права науки на независимость от догм религии, говорил о возможности достижения глубин… Читать ещё >
Психологические воззрения Ибн Рушда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Велико его влияние на философскую мысль западной Европы. Аверроэс считается автором самых глубоких комментариев к сочинениям Аристотеля, которые помогли ознакомить Европу с античной мыслью. Он дал новую трактовку Аристотелевского учения о душе, о ее высшей способности — разуме (нусе). Это было материалистическое объяснение души, связанной с телом.
Аристотель говорил о «пассивном» и «активном» уме как о материи и форме, возможности и действительности. «Пассивный» ум под действием «активного» приобретает форму; в нем актуализируется потенциально данное. Соответственно Аристотель делит душу на две части — чувственную, возникающую, развивающуюся и исчезающую вместе с развитием и смертью тела и разумную, бессмертную.
Это противоречие, заложенное в трудах Аристотеля, пытались разрешить многие его последователи. Так, Александр Афродизийский (конец II — начало III в.) считал, что «пассивный» ум индивидуален и преходящ, неотделим от других, более простых способностей души и развивается под влиянием внешнего Божественного разума. Но божество у него носит условный характер. Соответственно личное бессмертие им отвергается, он утверждает, что с уничтожением тела исчезает и душа.
Иное мнение высказывал Фелисий. Он считал, что «потенциальный» и «актуальный» ум составляют одну божественную субстанцию, отличную от всех других психических способностей. Она временно проявляется в теле и сохраняется после его гибели. Тем самым доказывалось индивидуальное бессмертие души.
Ибн Рушд дал свое решение этого вопроса, создав, таким образом, учениеаверроизм. Он считал, что и «потенциальный», и «активный» ум — одна субстанция, существующая вне индивида. Важнейшим же свойством души является чувствительность, благодаря которой она воспринимает «нус» Подобно солнцу, действующему на зрение, «нус» освещает индивидуальные души. И в них проявляется ум — и потенциальный, и актуальный. С исчезновением тела и соответствующих ему психических способностей (чувствительность), то, что было приобретено божественным умом в итоге его актуализации в данной душе, не исчезает бесследно, а поглощается им и существует как момент универсального разума, свойственного человеческому роду. Это — некое божественное истечение, эманация, исходящая из нижней сферы неба. Таким образом, отвергается идея индивидуального бессмертия души.
С Кораном было несовместимо также вытекающее из учения Ибн Рушда утверждение о богоподобии человека. Человек, способный воспринимать божественный разум, соотносился тем самым с высшими духовными сущностями.
Наконец, наличие универсального всеобщего разума приводило к гуманистическому выводу о равенстве людей по интеллектуальным способностям. Эта идея противоречила духу феодального общества с присущими ему принципами сословного строения.
Много идей высказал мыслитель и по частным вопросам психологического знания. В частности, исследуя зрительное восприятие, Аверроэс показал, что чувствительным аппаратом глаза является не хрусталик, а сетчатая оболочка.
Ибн Рушд защищал права науки на независимость от догм религии, говорил о возможности достижения глубин достоверного познания истины с помощью разума. Пример тому — аподейктическое толкование священных тестов, направленное, по сути, на раскрытие противоречий в религиозных догматах.
рушд авиценна бируни.