Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Краткая биография. 
Великие личности в античной истории: Александр Македонский и Юлий Цезарь

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Детство, ранние годы. В Александре с раннего детства видели талантливого ребёнка. Благодаря этому он очень рано был признан наследником дела отца, а Олимпиада стала самой влиятельной из, по меньшей мере, шести жён Филиппа. Впрочем, Александр мог быть единственным сыном Филиппа, достойным принять его царство. Дело в том, что, по свидетельству античных авторов, его брат Филипп (впоследствии… Читать ещё >

Краткая биография. Великие личности в античной истории: Александр Македонский и Юлий Цезарь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Детство, ранние годы. В Александре с раннего детства видели талантливого ребёнка. Благодаря этому он очень рано был признан наследником дела отца, а Олимпиада стала самой влиятельной из, по меньшей мере, шести жён Филиппа. Впрочем, Александр мог быть единственным сыном Филиппа, достойным принять его царство. Дело в том, что, по свидетельству античных авторов, его брат Филипп (впоследствии известный как Филипп III Арридей) был слабоумным. По мнению других историков известных сыновей у Филиппа не было или, по крайней мере, ни один из них не был готов управлять царством отца к 336 году.

Александра с раннего детства готовили к дипломатии, политике, войне. Хотя родился Александр в Пелле, его вместе с другими знатными юношами обучали в Миезе, неподалёку от города. Выбор удалённого от столицы места, вероятно, был связан с желанием удалить ребёнка от матери.

Воспитателями и наставниками Александра были: родственник по линии матери Леонид, к которому он сохранил глубокую привязанность в зрелом возрасте, несмотря на строгое спартанское воспитание в детстве; шут и актёр Лисимах; а с 343 до н. э. — великий философ Аристотель. Выбор в качестве наставника именно его был не случаен — Аристотель был близок к македонскому царскому дому, а также хорошо знаком Гермию, тирану Атарнея, который поддерживал дружеские отношения с Филиппом. Под руководством Аристотеля, сделавшего акцент на изучении этики и политики, Александр получил классическое греческое образование, а также ему была привита любовь к медицине, философии и литературе. Хотя все греки читали классические произведения Гомера, Александр изучал Илиаду особенно усердно, поскольку его мать возводила своё происхождение к главному герою этого эпоса. Впоследствии он часто перечитывал это произведение.

Наибольшее влияние на маленького Александра оказывала его мать. Отец занимался войнами с греческими полисами, и большую часть времени ребёнок проводил с Олимпиадой. Вероятно, она старалась настроить сына против Филиппа, и у Александра сформировалось двойственное отношение к отцу: восхищаясь его рассказами о войне, он в то же время испытывал неприязнь к нему из-за сплетен своей матери. 1].

Знатная и культурная семья создала благоприятные условия для его развития; тщательное физическое воспитание сослужило ему впоследствии немалую службу; основательное образование — научное, литературное, грамматическое, на греко-римских основах — сформировало логическое мышление, подготовило его к практической деятельности, к литературной работе.

Детство Александра было потрачено практически полностью на изучение политики, литературы и военного дела. Несмотря на это, Александр страдал от недостатка внимания от отца, и со временем для него мать заменит и отца, впоследствии это приведет к практически полному прекращению общения между отцом и сыном. Детство Цезаря же, напротив, было семейным, его с детства окружили вниманием отец и другие знатные родные. Он получил достойное образование и нравственное воспитание.

Путь к трону. В 16-летнем возрасте Александр остался за царя в Македонии под надзором полководца Антипатра, когда Филипп осаждал Византий. Возглавив оставшиеся в Македонии войска, он подавил восстание фракийского племени медов и создал на месте фракийского поселения город Александрополь (по аналогии с Филиппополем, который его отец назвал в свою честь). А спустя 2 года в 338 до н. э. в битве при Херонее Александр показал личное мужество и навыки полководца, возглавляя под присмотром опытных военачальников левое крыло македонского войска.

Склонность к авантюрам Александр продемонстрировал в юности, когда без воли отца хотел жениться на дочери Пиксодара, правителя Карии. Позднее он всерьёз разругался с отцом из-за женитьбы последнего на юной знатной Клеопатре, в результате чего произошёл разрыв отношений между Филиппом и Олимпиадой, которую Александр искренне любил. Свадьбу Филиппа со знатной македонянкой, возможно, организовала часть местной аристократии. Многие знатные македоняне не желали мириться с тем, что наследником Филиппа станет сын чужеземки, который, к тому же, находился под её сильным влиянием. После этого Олимпиада попыталась свергнуть Филиппа с помощью своего брата Александра Молосского, правителя Эпира. Однако Филипп узнал о планах Олимпиады и предложил эпирскому царю жениться на Клеопатре, сестре своего наследника Александра, и он согласился. К свадьбе Клеопатры будущий завоеватель примирился с отцом и вернулся в Македонию.

Во время свадебных торжеств в 336 до н. э. Филипп был убит своим телохранителем Павсанием. Обстоятельства убийства не совсем ясны, и часто указывается на возможность участия в заговоре различных заинтересованных лиц, которые стали врагами Филиппа вследствие его агрессивной политики. Самого Павсания схватили и тут же убили люди из свиты Александра, что иногда трактуется как желание будущего царя скрыть истинного заказчика нападения. Хорошо знавшее и видевшее Александра в сражениях македонское войско провозгласило его царём (вероятно, по указке Антипатра). Впрочем, из всех детей Филиппа только Александр был достоин занятия трона.

Во второй половине 50-х годов I в. до н. э. Помпей все чаще рассматривался как реальный кандидат на роль диктатора. Это сталкивало его с Юлием Цезарем, но еще некоторое время после смерти Крассав отношениях теперь дуумвиров сохранялось видимое благополучие. Ситуация начала меняться в 52 г. до н. э. Тогда Рим был охвачен серьезными волнениями, связанными с убийством популярного народного трибуна. Сенат опять обратил свой взор на Помпея как на возможного диктатора. Ему дали пост «консула без коллеги» .

Цезарь мог убедиться в том, что Гнея Помпея перетянули в аристократический лагерь. К тому моменту, как Цезарь заканчивал свое пребывание на посту галльского проконсула, стал очевиден политический кризис в стране. Помпей, подстрекаемый сенаторами-аристократами, явно шел к диктатуре. Для поддержания порядка в Риме он ввел в город войска.

Вскоре Помпей инициировал закон, исключавший возможность заочного участия в выборах, что прямо било по рассчитывавшему на консулат 48 г. Цезарю. Помпей чувствовал себя на вершине могущества. Кажется, впервые он потерял былую осмотрительность и нерешительность. Он явно переоценил свои силы в предстоящей борьбе, делая нескромные заявления и пренебрежительно отзываясь о противниках, в том числе и о Цезаре. В апреле 50 г. до н. э. консул Гай Марцелл поднял вопрос о досрочном отзыве Цезаря.

Тут же трибун Курион, уже подкупленный Цезарем, предложил в таком случае одновременное лишение проконсульских полномочий и роспуск войск Цезаря и Помпея. Началось некое «действо», когда каждый из соперников вроде и заявлял о своей готовности немедленно отказаться от полномочий, но предпочитал это сделать после другого. Помпею доносили, что солдаты Цезаря якобы недовольны своим военачальником. «Стоит мне топнуть ногой в любой точке Италии, — говорил Помпей, — и передо мной вырастет пешее и конное войско» .

Консулами на 49 г. до н. э. были избраны противники Цезаря. В один прекрасный день по Риму поползли слухи, что Цезарь уже перешел Альпы и идет на Рим. Консулы отправились к Помпею и торжественно вручили ему меч, призвав защитить отечество, но все меры, принятые им, не дали результата, в итоге Помпей бежит на восток Италии, а затем в Северную Африку где и погибает. Цезарь, продемонстрировав свою военную и политическую гениальность, не оставляет выбора сенату, кроме как передать всю военную и политическую власть и распоряжение казной в его руки.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой