Какие критерии различия приоритетов в приветствии и представлении действуют в совместной деловой жизни?
Следует помнить, что наша ответственность за собственное поведение усиливается при широком и активном развитии международных контактов. В этой ситуации на нас смотрят как на представителей страны и ее народа, и по нашим поступкам очень часто судят о них. Поэтому необходимо усвоить правила поведения, принятые во всех странах. Свод этих правил предполагает несколько основных качеств этики… Читать ещё >
Какие критерии различия приоритетов в приветствии и представлении действуют в совместной деловой жизни? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
При всей кажущейся простоте правил взаимных приветствий и представлений они требуют определенных значений и достаточного внимания. В современном деловом этикете выработаны некоторые правила относительно знакомства и приветствий в зависимости от пола, возраста и должности контактирующих людей, а также от того, находятся ли они в группе или в одиночку.
Однако из условий успеха в профессиональной деятельности — это создание в глазах потенциального партнера образа уверенного в себе человека, умеющего вести себя в обществе, не вызывая своими поступками недоумения и пренебрежительной усмешки.
Следует помнить, что наша ответственность за собственное поведение усиливается при широком и активном развитии международных контактов. В этой ситуации на нас смотрят как на представителей страны и ее народа, и по нашим поступкам очень часто судят о них. Поэтому необходимо усвоить правила поведения, принятые во всех странах. Свод этих правил предполагает несколько основных качеств этики взаимоотношений: вежливость, естественность, достоинство и тактичность.
Вежливость предполагает, прежде всего, приветствие, которое представляет собой особую форму взаимного уважения. Первичное правило приветствия состоит в том, что в любой ситуации оно должно показывать вашу расположенность и доброжелательность. На характере приветствия не должно сказываться ваше настроение или негативное отношение к другому человеку.
Важным элементом вежливости в деловой этике является представление. Посредством его можно установить нужные и полезные связи. Этикет предусматривает определенные нормы, указывающие, когда и как необходимо представлять и быть представленным.
Такой элемент приветствия как рукопожатие пришел к нам из глубины веков. В свое время он демонстрировал отсутствие оружия в руке. В настоящий момент рукопожатие является достаточно ответственным проявлением взаимного расположения людей друг к другу и требует тактичности в сочетании с естественностью.
В процессе взаимоотношений могут складываться различные ситуации, имеющие специфику приветствия, представления друг другу или рукопожатия. Эта специфика выражается главным образом в том, кто обладает правом или обязан быть первым в указанных действиях. Для наглядности отображения права или обязанности «первого шага» кого — либо из сотрудников в некоторых наиболее характерных ситуациях приведена таблице ниже. Данная таблица отражает несколько основных, наиболее часто встречающихся ситуаций.
Кроме этикета процедуры знакомства и приветствия, существуют еще и привила вербального этикета, связанного со стилем речи, примятым в общении деловых людей. Существуют как исторически наработанные, так и заимствованные стандартные речевые обороты, используемые для знакомства и приветствия. Так, например, вместо обращения по половому признаку или слова «товарищ». Все большее распространение получает обращение «дамы и господа», «судари и сударыни». Это исконно русские слова, и они отражают ту необходимую степень уважения и вежливости, которая соответствует современному деловому этикету.
При приветствии и прощании, кроме слов «Здравствуйте», «Добрый день» и «До свидания», желательно присоединение имени и отчества собеседника, особенно, если он занимает по отношению к вам подчиненное положение. Если позволяют условия и время беседы, возможен обмен нейтральными фразами: «Как дела?» — «спасибо, нормально. Надеюсь, что и у Вас все обстоит хорошо» — «Спасибо, да».
Табл. 1 — Правила приветствия в различных ситуациях.
№ п/п. | Ситуация или вариант встречи сотрудников. | Должен быть первым при: | |
приветствии. | рукопожатии. | представлении. | |
1. | Мужчина. | ||
Женщина. | |||
2. | Старший по возрасту. | ||
Младший по возрасту. | |||
3. | Старший по должности. | ||
Младший по должности. | |||
4. | Проходящий мимо группы. | ||
Стоящий в группе. | |||
5. | Входящий в комнату. | ||
Находящийся в комнате. | |||
6. | Обгоняющий идущего. | ||
7. | Руководитель делегации, входящей в комнату. | ||
Руководитель делегации, находящейся в комнате. | |||
Знаком «+» обозначен первый из сотрудников, производящий действие в рассматриваемой ситуации. |
Вербальный этикет допускает так же применение различных психологических приемов, таких как, например, форм напутствия и краткой оценки общения. Это словесные обороты типа: «Удачи Вам», «Желаю успеха», «Приятно было встретиться».
В речевом этикете деловых людей также большое значение имеют комплименты — приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности, ума делового партнеpa. С этой точки зрения комплимент — не механизм лести, в необходимая часть речевого этикета, особенно, если деловой партнер — женщина.
Следует сделать некоторые замечания относительно рукопожатия.
Все чаще используется рукопожатие в качестве приветствия или прощания с женщиной, но здесь возможны модификации по сравнению с мужским вариантом. Как правило, инициатором рукопожатия должна быть женщина. Исключение из правил составляет ситуация, когда мужчина намного старше женщины по возрасту или по служебному положению. В этом случае он может подать руку первым. Хотя рукопожатие и стало привычным и стандартным ритуалом, оно может передать отношение людей друг к другу.
Первый вариант — вы чувствуете, что человек как бы доминирует над вами, т. е. пытается вами управлять и надо быть с ним поосторожнее. Это происходит потому, что его рука направлена вниз по отношению к вашей руке, и вы чувствуете довольно сильное давление.
Второй вариант — человек протягивает руку так, что его ладонь смотрит вверх и таким образом он дает вам понять, что готов подчиняться и признает ваше лидерство.
Третий вариант — руки движутся параллельно друг к другу и вертикально по отношению к плоскости пола. Давление ладоней также примерно одинаковое. Это отношения равенства, партнерства.
этический деловой публичный.